Никогда не понимал, зачем люди ездят на двух колесах. Зачем специально усложнять себе жизнь? Надо тебе куда – иди пешком, медленно, но верно. И здоровее будешь. Надо быстрее – садись на автобус. Совсем быстро надо – бери четыре колеса, такси или машину, и вперед с песней!
У меня не было в детстве самоката. У меня не было в детстве велика. Мопед? Шутите, в конце 80х - начале 90х мопеды были только у детей моряков и руководящего состава, а также подростковых «авторитетов», недобро улыбаясь щербатой улыбкой, берущих мопед «покататься» у первых двух категорий.
Ну не было и ладно. Нафиг не надо. Других развлечений хватало, слава богу интернетов и смартфонов тогда еще не придумали.
У бати был мотоцикл. Сначала ИЖ Юпитер, потом Урал. Оба с коляской. Зачем нужны мотоциклы, было предельно ясно. Машина бате не светила, купить новую нужно стоять полжизни в очереди, а на б/у денег никогда не было, стоили они на рынке в разы дороже новых. А на дачу ездить надо, урожай возить, стройматериалы, инструменты. С электрички не находишься. Поэтому выход – мотоцикл.
Ездил только в коляске. С братом. За батей мама всегда сидела, нас не пускали малолетних. Все бы ничего, от только мы с братом росли. И попы у нас росли. А коляска - не росла! Приходилось одному прижиматься назад к спинке, а другому вперед, на краешек подушки сиденья. А между ног – урожай и лопаты.
Отдельная тема – завод мотоцикла. Сразу вот так взять и завестись – это не к нам. Это был целый ритуал, своей сложностью срамивший шаманский вызов дождя или установку устаревших драйверов древней железки на свежую винду. Единственное, что я помню твердо: мотоцикл точно не заводится в двух случаях: когда мотор горячий и когда мотор холодный.
В 93м году, когда батя таки купил первую машину – ниссан блюберд-универсал в комплектации «колхоз», я понял – наконец-то с мотоциклами в моей жизни покончено. Это была просто сказка. Приезжая домой, приходилось по два раза выходить из машины, если пацаны в первый раз меня не заметили. Мотоциклы свои батя не спешил продавать. Дети вырастут – будут ездить. Ага, и внукам завещают. К счастью, съездив как-то на Урале из гаража на заправку, вниз с сопки, наверх батя затаскивал его уже сам. Заводиться Урал отказался наотрез. Почесав голову, батя пошел давать объявление о продаже.
К этому времени мы с братом уже подросли, сдали на права и накопили себе на первую машину, карину, с впрыском и автоматом. Прогресс захватил нас, как тогда казалось, безвозвратно, в зоне комфорта мы заняли пустые места.
Годы шли. Появилась семья, ребенок. Машины менялись, становились дороже, удобней. Свободное время заменила работа. Отпуск перебрался за границу. И катаясь на отдыхе с семьей на арендованных малолитражках, пришло понимание, что нет никакой разницы, на какой машине ездить. Они все удобные, семья всегда помещается, мотора для передвижения хватает. Появилось равнодушие к авто, единственное, что стало волновать, это отсутствие поломок и низкий расход топлива. Ездить стало не интересно.
И тут меня осенило. Мотоцикл! Вот что мне надо! Два колеса, ветер в морду, дух свободы, короче, секс, наркотики и рок-н-ролл. Стал вспоминать, что знаю о мотоциклах. Воспоминания детства напомнили, что он должен быть японским и со стартером, еще вспомнилась почему-то старая статья в газете из 90х про какую-то столичную рок звезду, любителя дать мотаку как следует проср#ться. После выхода из комы и восстановления конечностей, тот еще раз открутил ручку по полной, на этот раз посмертно. Ну и ладно, это же рок-звезда, если он завершит свой путь как простые люди от старости или болезни, его никто не поймет.
Выбор. Это самое трудное. Те, кто обращает внимание на проезжающие в потоке мотоциклы, обычно замечают либо пластиковые ракеты – спорты, либо железные трактора – крузеры и чопперы. Определиться сразу было трудно, для спорта у меня кости уже слишком долго срастаются, а для крузера живот недостаточно большой и борода недостаточно длинная. На открытии мотосезона попробовал посидеть на представителей обоих классов – не понравилось. На спорте сидишь фактически на руках, поджав под попу коленки, может при бешенном разгоне это и кошерно, но не представляю, как так ездить в городе по пробкам, что гораздо более вероятный сценарий. На крузере на порядок удобней, но сидишь ногами вперед - на носилки конечно удобно перекладывать, но привстать на ходу нереально, все ямы и асфальтовые менты передают привет позвоночнику. Да и тяжелые они, как вспомню, как переть Урал в сопку. В общем, решил, что нужна золотая середина – классик четырехсотка типа хонды сибихи.
Но сначала – категория. Валить от полиции как-то несолидно уже, да и ездить научиться надо. Пошел в автошколу. И там узнал, что такое эндуро. В качестве учебных мотоциклов использовались джебелы двухсотки, легкие, удобные и дружелюбные. Инструктор посоветовал посмотреть на ютубе, что может мотоцикл внедорожник. Я посмотрел. Хочу эндуру.
В качестве первого мота выбрал самую недорогую и, судя по отзывам, надежную хонду xl250 degree. Подкупила ее универсальность, мот годится и в городе ездить по делам и на легком бездорожье не спасует. А если со временем потянет в конкретные говнища, то никто не мешает поменять на что-то более хардкорное.
И вот, свершилось. Куплена degree 2й версии, 96 года выпуска за 90 тысяч рублей. Состояние бодрое, заводится с кнопки всегда и сразу. Вес в заправленном состоянии около 140 кг, мотор 250 кубиков, 25 лошадок, момент 2.5 кг.
Посадка. Этот мотоцикл больше подойдет для людей небольшого и среднего роста, для меня оказался низковат. По началу не обращал внимание, но когда поездки стали длиннее, стал отодвигаться назад по сидению, чтобы ноги меньше уставали. По ровной дороге нормально, а при езде по ямам и камням невольно сползаешь к началу сидения и бывает стучишь своими нерезиновыми об его основание, переходящее в бак. Зато сидушка полноценно двухместная и есть подножки для заднего пассажира. Правда этот пассажир нафиг сзади не сдался, тяжело становится конику таскать две тушки. При этом общая биомасса начинает превышать массу железную, отчего центр тяжести критически повышается, превращая банальные повороты в обманные маневры.
Мотор. Что мне в degree нравится безоговорочно, так это мотор. Тянет, с#ка, всегда и везде, во всем диапазоне хрен пойми без трахометра каких оборотах. Ровно, без подхватов, но и без провалов. Особенность трансмиссии – 6 передач, причем первая суперкороткая, до 20 км/ч. Можно медленно и печально ползти в горку в глухой пробке или в крутой склон три км/ч без сцепления и перегазовок. Трогаться с места в подъем также просто, тяга есть всегда. Разгоняется до 60 очень бодро, несколько лет был турбовый форестер, ощущения очень схожие. После 60 разгон сдувается и прекращается после 100. Если с горки, да с попутным ветром можно еще двадцатку набрать, но не надо, рама ходит ходуном, откладывать кирпичи на дорогу неэтично по отношению к другим участникам движения. Охлаждение жидкостное, есть вентилятор. Мотор очень надежный, заявленный гарантированный ресурс 100 тысяч км. Бак до резерва 7.5 литра, хватает на 200 с лишним км.
Вот, нашел до чего докопаться: воздушный фильтр только для этого мотора и только оригинальный, Г-образной формы и бумажный при этом. Найти в продаже проблема, я всегда заказывал, сейчас 3 тысячи стоит. Масляный подходит от xr250 и есть везде, vic 116 вроде как.
Подвеска. Мягкая и длинноходная, ход порядка 240мм. Очень нравится. Камни, провалы, бордюры проглатывает только на раз, лежачих служителей закона пролетаю не снижая скорости и не вставая. Пробивать ее научился только на третьем году владения, дубася по разбитой грунтовке хорошим ходом, ну и прыжки ей противопоказаны, для этого есть другая техника.
Тормоза. Мне не с чем сравнивать (на других мотоциклах не ездил), для грунтовки и слабых покрытий тормозов хватает, на асфальте не очень, всегда торможу обоими колесами. У приуса жены тормоза гораздо эффективней.
Обслуживание. Заменил оба подшипника и уставшую цепь на новую x-ring, поставил новый аккумулятор. Масло заливаю motul каждый сезон, бензин как придется, от 92 до 98, разницы особой не заметил. Вроде все. Да, еще заменил слишком уж кроссовую резину на универсальный Dunlop 606, размеры колес стандартные для эндурика: 21 дюйм переднее и 18 заднее. По грязи не любитель ездить, а по городу универсалка очень нужная вещь.
Кстати, при покупке этого мотоцикла обратите внимание. Он выпускался с 90 по 1999 год, при этом модернизировался только один раз в 1995 году (degree II), единственное видимое отличие – задний тормоз стал дисковым (был барабанным), ну и номер кузова стал MD31 вместо MD26. Зато окраска менялась каждые два-три года выпуска, можно найти в интернетах, а то видел в объявах degree 2001(!) года с барабанами сзади и в первичном окрасе.
Перспектива. Этот сезон планирую доездить на degree, на будущий хочу поменять на suzuki drz-s. По росту мне больше подходит, дури побольше, подвески покрепче. Полный набор светотехники для езды по городу в наличии.
Послесловие для тех, кто раздумывает сам сесть на мот, но не решается в силу разных причин. Причины, по которым это невозможно, в подавляющем случае – надуманны. Не умеешь на нем ездить – ерунда, научиться может любой. Я и на велике толком не ездил, ничего, научился. Чтобы убедиться в полной бессмысленности этого довода, поищите на ютубе «докатились. Человек, который смог». Страшно, боишься травм – не беда, начинай с малой кубатуры, надевай экип. Я падал на малой скорости уже не помню сколько раз, особенно когда начал выбираться на бездорожье, никаких последствий (3*тьфу, конечно). Когда поймешь принципы безопасного вождения, сможешь ездить быстро и уверенно. Нет времени кататься – иллюзия, у меня тоже его не было, пока всерьез не увлекся вопросом, откажись от пьянок с друзьями, телека и посиделок в сетях, распланируй домашние заботы и время с близкими. Свободное время появится. Негде хранить мотоцикл – узнай по друзьям и знакомым, у кого есть гараж, забей в поиск «хранение мотоцикла зимой», некоторые прокатные конторы и ремонтные боксы предоставляют такой сервис, возьми гараж в аренду на крайняк. Про финансовую сторону не говорю, на свежий прадо с зарплатой в 30тыс особо талантливые товарищи бабло находят, нормальный мот можно найти в пределах сотни.
Если действительно хочется – делай.