Это была мечта с самого детства. Моего простого, пионерского детства мальчишки, родившегося и выросшего в простом, деревянном доме с маленьким огородом, которого мало на что хватало…
Наша семья была, скажем так, зажиточной, в некотором роде. Ибо в отличие от остальных родственников, у нас был мотоцикл!
А стало быть, перемещаться в пространстве, родители могли не только на общественном транспорте. Да, только в тёплое время года, но всё-таки — вкалывать на наших внедомовых огородах можно было больше и чаще, ибо было на чём туда добираться.
Ну а для чего ещё нужен мотоцикл? Для поездок на огород (как тогда говорили — «в сады»).
Дети, то есть мы с братом росли, а стало быть, в семье появлялись дополнительные рабочие руки. В общем, отец дооснастил мотоцикл коляской и это было уже совсем другое дело — ведь можно было не только работать «в садах», но и было на чём вывозить результаты своего труда. А также можно было больше тяпок и прочего инструмента прихватить, а также тех, кто должен был этим инструментов вкалывать: нас двоих родители засовывали в коляску, ведра пацанам в ноги, в багажник коляски ещё кое-что, а тяпки и лопаты привязывались между мотоциклом и коляской.
Причём здесь наше нелёгкое детство и мотоцикл, ежели речь идёт о машине?
А вот при том.
Мало того, что нам с братом в люльке мотоциклетной коляски было тесновато и с каждым разом все теснее и теснее, так еще и по прибытии на место огородной «каторги», в ушах стоял звон от громкой работы двухтактного мотоциклетного двигателя (слышали как звучит двухтактный мотор?) который работал прямо рядом с горловой того, кто сидел в этой коляске.
Никаких строений в садах тогда у нас ещё не было, был только нескончаемый фронт работ на солнцепёке и после тяжелой дороги по гравийке, со звоном в ушах, ты должен был вкалывать на фазенде, туды её расстуды — ну а что делать? Продукты надо было выращивать, а сэкономленные на их приобретении денежки — копить на Машину!
Машина! О, это была Мечта!
Машина, это было именно то – что нужно!
И вот ведь какое дело, у нашего дядьки, маминого брата, таковая имелась!
В то время, во второй половине 70-х, начале 80-х, родня у нас была достаточно большая и взрослые частенько ездили друг к дружке в гости: поговорить, песни попеть и прочие радости совместного общения осуществить в случае праздников или вместе попечалиться, в случае поминок…
Наша семья, как уже говорилось, в отличие от других, имела свой транспорт — мотоцикл. И это было хорошо. Но вот мне, пацану, езда в коляске не всегда нравилась по причине звенящего при работе под самым ухом, мотоциклетного двигателя и дождя, который иной раз шёл с неба прямо на меня — крыши-то не было! Но я-то ладно – ветровое стекло было, мама во время езды сидела на мотоцикле сзади и пряталась от ветра и капель за спиной отца, а вот он был за рулём и открыт всем ветрам и дождям. Благо офицерская плащ-палатка у него была и сильно выручала от ветра и непогоды.
Ну так вот, у маминого брата была Машина!
При посиделках взрослых, я выходил во двор и очень любил подходить к этой Машине — «горбатому» Запорожцу светло-серого цвета.
Стоял я возле него и любовался — вот она, мечта! Нам бы такую!
Плюсов громадьё:
— Крыша! Стало быть мокнуть нам в ней в дождь не придётся! Ветра не будет!
— Нам с братом два отдельных места! Стало быть офигенный простор;
— Тяпки и лопаты будут привязаны не около нас, а будут на крыше, не мешая нам никоим образом, это тоже большой плюс!
— Большой багажник! В нём будут лежать ведра и прочие мешки, а не у нас в ногах;
— Пипка у машины громче! Сигналить куда как интереснее;
— Не одна, а целых две фары! Это тоже важно. Ибо так красившее;
— Проходимость, отец говорил, у машины получше будет, нежели у мотоцикла, остальные взрослые, с этим авторитетно соглашались. А это тожить плюс;
Да что там говорить — одни плюсы! Всё хорошо.
Вот она – Мечта!
Эх…
Нам бы такую!
Но ничего, ничего, когда я вырасту — я обязательно осуществлю мечтания и приобрету себе такую чудо-машину и тогда всё в жизни будет куда как лучше, нежели у тех, кто на мотоцикле и тем более тех, кто езди в автобусах и мёрзнет в непогоду на остановках.
Белый Запорожец, думал я тогда — вот он ключ к жизненному успеху, символ обеспеченности и значительного повышения производительности работы на наших огородах, а также возможность ездить за грибами-ягодами и прочих радостей жизни!
«Горбатый» Запорожец — Символ осуществления Мечты…
Так это и отложилось у меня в мозгах..
А что сильно отложилось в мозгах, да ещё с самого детства, то похоже, из головы уже просто так не выходит.
Говорят, что пережившие блокаду Ленинграда дети, всю свою последующую жизнь, не могли хлеб и другую скажем недоеденную еду в помойку выбрасывать не при каких обстоятельствах! До того в их головах засели пережитые в детстве страдания и ничто и никогда уже не могло поколебать ихнего мнения на этот счёт.
Судя по всему, что-то подобное произошло и у меня — детские мечты о Машине и о том, что являлось в моём сознании символом этой Мечты несмотря на десятки прожитых лет, никуда не делись.
Всю свою сознательную жизнь, я мечтал владеть «горбатым» Запорожцем и иметь возможность ездить на нём.
…
И вот, 23 года почти непрерывных поисков, поездок по селам, переговоров с владельцами и прочего, вроде бы увенчались успехом. Подходящий аппарат был найден в Ванино. Далековато от Благовещенска, но всё же, вариант выглядел достойным, а владельцы вменяемыми. Даже видео прислали.
Договорившись с ними, что они довезут его до Хабаровска на своём грузовике, а я приеду в Хабаровск и рассчитаюсь с ними и за машину и за хлопоты по его доставке.
Но чем ближе был оговоренный день, тем страннее они себя вели, почему-то спрашивая точно ли я его беру или как? Какие, отвечаю, «или как»! Я на низком старте стою, жду вашего сигнала, с транспортниками уже всё обговорил и порешал по доставке его из Хабаровска в Благовещенск, а вы тут такие вопросы задаёте.
В общем, завтра ехать, я уже навигатор к лобовому стеклу своего автобуса прикрепил, поехал в магазин за продуктами в дорогу и подъезжая к магазину звонок от сына владельца: «Хрю, му, извините, туда сюда…» Что случилось-то, спрашиваю? Что-то с грузовиком вашим не так или что?, Да так, отвечает, «нет у нас уже машины, не сможем мы её вам продать…», Что за.. спрашиваю, что случилось-то?. В ответ очередные невнятные «хрю, му» и прочее.
Блин, говорю, но по-русски то можешь сказать что же всё-таки произошло?
Да, отвечает, мы тут должны были серьёзным людям (это цитата), вот они нагрянули и … забрали Запорожца за долги.
Офигеть!
Хоть-бы что-то более убедительное придумал — у них судя по видео, полный двор машин, в том числе грузовики, а «за долги», «серьёзные люди» забрали ЗАЗик. Ага, верю. Это же все знают. За долги ведь именно Запорожцы в первую очередь и забирают..
Скорее всего, продали они Запорик. С этим и было связано их странное поведение перед условным днём и те странные вопросы.
Ну да ладно.
Горе конечно, расстроен сильно очень, но что поделаешь? Так и остался осадок о жителях Ванино, которые не выполняют достигнутых договорённостей, да ещё и такую пургу несут в оправдание. Такая вот неприятность приключилась.
Но сколько их, странных владельцев раньше было? Немало.
Ну да не о том речь.
Через ещё какое-то время, нашёл-таки неплохой вариант в Комсомольске. Позвонил. Торговаться не стал. Сказал, что если машина заводится и на ходу – беру!
На что продавец ответил: "неа, я машину взял и никогда её не заводил, что с ней – не знаю. Хочешь - бери так, а не хочешь, не бери."
Вот жеж. Нехорошо.
Ну да ладно. Мечта, есть мечта, будем думать чего и как. Ведь машина не на ходу, стало быть на автовоз уже не заедет.
Ну да ладно, решено везти её в кузове грузовика моего знакомого.
Задаток перечислен.
Я по делам в Хабаровске и тут звонок от продавца: «а вы точно хотите машину приобрести? А то тут люди интересуются якобы очень».
Ё моё! Как восклицал известный волк в известном мульфильме: «Шо? Опять!» Да что за продавцы у Горбатых такие, в последний момент всегда один и тот же вопрос?!
Ну да ладно.
Дабы и этот ЗАЗик не ушёл в последний момент, пока мы будем до него добираться, было решено через знакомых знакомых перевезти объект вожделения в надёжное место, для хранения.
В общем, приехали мы в Комсомольск, по пути доставив туда знакомому знакомого практически новый мопед «Рига-12» – тоже раритет :-)
Надо грузить Запорожец в кузов. Вижу парни рядом сидят в гаражах, попросили их помочь — взяли с ними машину на руки и загрузили его прямо в кузов без какого-либо крана.
Точно так же, лишь руками, сгружали его в Благовещенске. Факт.
Долго ли, коротко. Машина была поставлена на ход. Перебрана КПП. Тормоза сделаны (тормозные накладки разумеется хрен найдёшь, пришлось руки приложить).
Отец очень помогал. Не знаю, справился бы я без него.
Восстановлена работа стоп-сигналов.
Прошприцовано в подвеске всё то, что должно быть прошприцовано, согласно Инструкции завода изготовителя.
В двигатель залито «тугоплавное» масло 10W-60, чтобы значит, если двигатель будет перегреваться, масло было к этому готово.
Удалось достать родную резину, на задних колёсах стояло непонять что.
Достать и отреставрировать пыльник под двигатель.
Коврики в салон. Недостающую ручку на водительскую дверь и пр.
Установил паранитовую прокладку возле бензонасоса, а то раскалённый выхлопной патрубок всего в паре сантиметров от него!
Починил головной свет.
Заменил замок зажигания, замаскировав новый замок под оригинальный. Единственное что не удалось, пока ещё, замаскировать под родное – это релюшку, отвечающую за зарядку аккумулятора. Уже вторую поменял, ну и касество, как говорят китайцы.
Так-то всё стараюсь делать так, чтобы было как родное, то есть реставрировать так, чтобы автомобиль был как будто прямо из того самого времени.
В том числе для этого «достаны» аптечка советского образца с оригинальными советскими лекарствами, срок годности 1990-й, багажник на крышу, а также для загрузки на него чемодан советского образца, а также советкий же баян, ну и прочие вещички, для отражения эпохи, навроде удочек, грабель и тяпок :-)
Телогрейка и кепка советского образца пока ещё не найдены, папиросы (именно папиросы), как полагается, в наличии :-)
Проблема с щетками стеклоочистителя – они там особенные, не могу найти подходящих резинок. А ставить щётки в сборе, но от других машин – не то, у Горбатого они очень маленькие и щётки даже от других Запорожцев, очень выделяются и будет видно, что они не родные.
Машина едет! Сигналит! Всё мигает, горит и светится!
Техосмотр прошел с первого раза!
Правда в том месте, где его проходил, не смогли выписать диагностическую карту, потому что документы, а именно Техпаспорт ещё советского образца.
Огорчительно, радость несколько омрачена. Но в другом месте, возле ГАИ, жулики, которые «делают» диагностическую карту, сделали всё «на ура» - надо было лишь код региона вбить.
ОСАГО получил.
Потом номера. Гаишник зажал номер «965», типа они не могут повлиять на то, какой номер будет выдан. И вообще, у них «так не принято».
Ага, верим :-)
Стекла маленькие, при езде обзорность оставляет желать лучшего.
Наружных зеркал – нет с завода.
Ремней безопасности – тоже нет.
Кондиционера нет.
Музыки нет.
Прикуривателя нет.
Зато есть 12В розетка под вилку. С завода.
Тормоза все барабанные и к тому же совсем без усилителя. Давить надо всей ногой, а не только носком стопы.
По двигателю.
Разгон до 100 км. в час, у последнее модели Запорожца ЗАЗ-968М, порядка 36 секунд. Но у нас 965А, разгон до сотни в паспортных данных не указан. Оно и понятно, машина до ста не разгоняется. Да и не зачем.
На первых двух передачах, разгон машины нормальный даже по нынешним меркам. Начиная с третьей, уже не то и в московском потоке уже не удержаться.
По подвеске.
Едешь бывало и видя, что пропустил ямку, готовишься к удару в подвеске, а его…нет. Нет от слова совсем. Факт. Едет по неровностям не хуже нового, исправного Крузера. Интересный нюанс – по неровной дороге, машина едет очень комфортно и её не трясёт, а вот по ровному асфальту, ситуация обратная – машина трясётся! И это тоже факт.
Двигатель установлен «контрактный», МеМЗ-966Г. Форсированный, целых 30 л.с.! Но в документах записано 27 л.с. так что на налоге удаётся изрядно экономить :-)
Для тех, кто собирается приобретать авто этой модели, следует учитывать важный нюанс: у этой машины что крышка багажника (это спереди), что капот (это сзади), не предназначены для распития спиртных напитков — вышеозначенные поверхности имеют очень закруглённые формы и стаканы на них не стоят и колбаса будет скатываться! Учитывайте это при выборе машины.
В последующих Запорожцах, партия и правительство учли сей момент и стало всё ровно и труженикам стало можно резать колбаску и ставить стаканчики как спереди, так и сзади. Но сзади не рекомендуется, в виду того, что водка нагревается от теплого капота двигателя. Это тожить надо учитывать.
На Порше-911 та же проблема с водочкой и колбаской, как и на ЗАЗ-965.
Кстати, эти две машины являются как бы родственниками, обе они произошли как бы от одного автомобиля, известного ныне как Фольксваген Жук.
Да, Горбатый имеет очень много чего от шестисотого - от ФИАТ-600, но и от «Жука» тоже. Что позволяет его, при желании конечно, смело записать в родственники 911-го Порше.
Вот.
Как-то так.
Что ещё?
Мужики на джипах, при встрече на дорогах, широко и искренне улыбаются.
Да и не на джипах тоже.
Девушки на Солярисах, Витцах, Фитах и прочих Джуках смотрят сквозь тебя, как сквозь пустое место и никогда и ни за что, нигде не пропустят.
Бывает, что на светофорах сосед по потоку улыбается, показывает поднятый вверх большой палец и …спрашивает «А это что за машина такая?».
О как!..
Но так ведь не все же имели возможность в своём детстве мечтать о пределе совершенства для поездок на огороды — ЗАЗе-965 «Запорожец», по прозвищу Горбатый :-)
Ну, как-то так