И снова здравствуйте. Недавно писал отчёт о Волге, и упоминал о запорожцах. Про Волги я знаю мало, как говорил классик: я только учусь, а вот за запорожцы шото понимаю. Повествование будет длинным, заваривам чай, запасаемся печенюшками и с Богом. Возможно с хронологией что-то напутал, но думаю, это не суть. Текста много, и писать буду частями.
Запорожцев у меня было много и разных. Началось с того, что в далёком 1999 году посовещавшись с женой, было принято решение о покупке автомобиля. Денег было мало, а желания иметь машину много. Бюджет составлял космические, по тем временам 300 североамериканских гривен. Все что мне светило, это ЗАЗ, или сгнивший и полуразобранный Москвич. Со старта ковыряться в железе так себе перспектива. Спустя годы выбор в пользу ЗАЗа, трансформировался, можно сказать в некую жизненную философию, но об этом позже. Жена со своей стороны тоже внесла лепту, фразой: " Мэни шоб ехав ( буквы ї в русском алфавите нет, так что прошу прощения). И так, ЗАЗ. Но тут тоже не все так просто, он сам по себе не простой, так что критерий " ехав", стал добрым помощником в выборе. Короче нашел не гнилой, я бы даже сказал довольно крепкий зазик 966 (ушастый), с 30 сильным двигателем. Дааа, пацанским тачлом это назвать сложно, даже с большой натяжкой, но он, ехал и это было хорошо. Машинка была красного цвета с серой крышей, и такими же серыми воздухозаборниками. Местами присутствовали зачатки ржавчины, но не критичные. Тогда адекватно оценить состояние торсионов, цапф и остальных матерных слов, я не мог, то для себя решил, шо норм. Салон представлял из себя солянку. Изюминкой которой было кресло от автобуса, похоже от "Туриста", стоявшее вместо водительского. Чудовищно неудобное, но страшно эффектное, с откидывающимися подлокотниками. В последствии я обменял его у "ценителя" сельского тюнинга, на обычное жигулевское. На месте пассажирского стояло от 965 горбатого. Покатавшись немного пришлось их поменять местами. К слову сказать, у 965 кресла спроектированы удачно, по тем, меркам. По крайней мере ехать было комфортно. Из особенностей было переключение передач. Первая передача включалась на себя.
Машину я купил, а права в комплект не входили.Срочно записавшись на курсы, без права завалить экзамен, успешно их получил. Пока учился, аккуратно осваивал технику. Первым делом спалил сцепление. Купить не проблема, проблема поменять. И если бы сейчас, и за деньги, попросили бы повторить, я бы не смог. Дело в том, что менял я его не вытаскивая двигатель из отсека, только сняв с подушек и отделив коробку. Камасутра была ещё та. Уже набравшись опыта, рекорд снятие, ремонт, установка около часа.
Первая дальняя поездка состоялась примерно через месяц после получения водительского удостоверения. Тогда работал в молодой амбициозной фирме, и появилась мысль освоить некоторое производство. Для этого нужно было ознакомиться с технологией и все такое. Профильный институт находился в .... Харькове. Расстояние Хмельницкий Харьков в районе 900 км. По российским меркам это пыль, а у нас это расстояние. Дома конечно к этой идее отнеслис без понимания, но другого шанса испытать себя и технику могло и не выпасть. Топливо казённое, идеи мои, как говорил Остап. И вот в 20 тых числах августа, экипаж в составе 4 человека, один только до Киева, с канистами, закуской, баяном, ( про баян шучу) по 30 ти градусной жаре выдвинулся из Хмельницкого. В Киеве крепко помогали свежие знания ПДД и везение. Короче Киев проехал без особых приключений и ближе к 10 часам вечера подъезжая к Полтаве остановились на ночёвку. Путь продолжили на следующий день ближе к 10 часам. И проехав километров 50 перестали включатся передачи. Причина оказалась простой: раскрутился болтик на кулисе. Просто не выходя из машины закрутил его, и продолжили путь. Дальше описывать поездуку не буду, потому что больше ничего не происходило, не считая смены декораций за стеклом. Единственное что постоянно происходило, это то, что встречки моргали фарами, впрочем, они и сейчас моргают. По возвращению домой я чувствовал себя состоявшимся водителем. По технике: любые рассказы что запорожцы греются не воспринимаю. Тогда просто продавец правильно выставил зажигание, и двигатель был чистым, позже и сам до этого дошел.
Время шло, пришла осень. С работой не сложилось, уровень моих амбиций не вписывался в бюджет фирмы, пришлось уйти. Но имея такой чудесный автомобиль, специальность радиотехника и паяльник, занялся ремонтом аппаратуры в радиусе 50-70 км.
Чем ближе зима, тем больше грязи, но для зазика это не стало преградой. Передвигался он превосходно. Утопить его довольно сложно, в пределах разумного, конечно. По неопытности, допускал ошибки. Высокие обороты двигателя, в моменты когда необходимо было вырваться из очередной глубокой лужи, и в виду плохо охлаждения, из за сильного загрязнения поддона, коробки, ребр цилиндров, начали приводить к поломкам. На одном из цилиндров выпрессовалось гнездо клапана, но и на трёх цилиндрах благополучно добрался до дома. Замена головки, повлекла дополнительные проблемы. Сорвал пару шпилек. Купил шпильки поменял. Но скорее всего из за того что пружина клапана немного ослабла километрах в 30 ти, клапан рассухарился. А это лечится снятием головки. В полевых условиях не вариант. Пришлось проявить находчивость. Кому интересно записываем. Выкручивает свечу находим гайку, болт короче все что есть. Главное чтобы это проходило в цилиндр через свечу, привязываем проводку чтоб можно было потом вытянуть, и этим предметом поджимаем клапан вставив его между поршнем и клапаном. Желательно поменять пружину, если конечно она у вас есть.
При наличии минимального инструмента, проволоки любых, даже иногда поломанных запчастей, пары рук и головы, всегда можно добраться до цивилизации.
Зимой, проблем не возникало, автономное отопление, на мой взгляд скорее достоинство, чем недостаток. Потребление топлива, лично у меня, на всех запорожцах было, и есть 450-500 грамм в час. Запуск двигателя, до - 20 без проблем. Ниже 20, паяльная лампа в помощь. Да и наличие ее да борту тоже плюс. Мало ли что. Воздушное охлаждение позволяет существенно экономить топливо при зимних прогревах. А в совокупности с автономкой продлевает жизнь аккумулятору. Дело в том, что зимой при прогреве салона, перед запуском двигателя, аккумулятор, питая печку, "просыпается".
Если рассматривать запорожец как транспортное средство для передвижения, то агрегат супер.
Однажды летом поехавши по делам взял с собой дочь. Ей тогда было года 3 наверное. Выполнив поставленные задачи и возвращаясь домой, резко упала мощность, повалил белый дым и непонятный звук. Домой километров 5-7. Телефонов ещё не было. На дороге с ребенком оставаться нельзя, тапку в пол, и каждый пройденный метр в мою пользу. По итоге как обычно, я дома. Оказалось оторвало юпку поршня. Шатун соотвецтвенно убил цилиндр, ну приехал короче на капиталку двигала. Механик я конечно "знатный", а чё, книжку имею, читать умею, что двигатель перебрать, ерунда. Ну начал разбирать, и что вы думаете, под шатунными и центральной шейками - фольга. Вал точить некуда, приехали. И тут вспомнился мой самый первый дальняк. Хорошо поршень рассыпался в пяти километрах, а не под Полтавой или посреди Хрещатика в Киеве.
Ну ремонт так ремонт. Новый вал, новая поршневая группа. Довольный как слон. Начинаю разбираться, и тут же начинаю понимать, что КНИГА написана про ЗАЗ 968, и навыки чтения тут мало помогут. Интернет в 2001 у нас ещё не изобрели. Остаётся спрашивать, и тут облом. Короче по аналогии, включая логику кое как собрал железяки. Правда вал как- то туговато на вкладышах крутился, притрется подумал я. Но это была очередная ошибка. Двигатель, как ни странно, туговато, но запустился. В этот момент чувство гордости за самого себя переполняли. Первый раз в жизни продел такую работу, и такой триумф. Радость длилась не долго, через некоторое время, обороты падали, притрется, подумал я. Погонявши некоторое время на холостых, переодически давая остыть, пришла пора пробного выезда. Машинку не узнать. Появилась " мощь", но через некоторое время приходилось подгазовывать, так как " мощь" куда- то пропадала. И вот, через некоторое время раздался громкий металлический звон, и задние колеса перестали крутится. Это были эффектно. Вышел, значит, я из машины, открываю капот, наблюдаю следующую картину: две черные полосы на асфальте от шин и торчащий из блока шатун. Не " ПРИТЕРСЯ". Домой на "галстуке", жена с вопросом: Шо зробылося? Говорю мол так и так, а она: То шо вин вже не буде ехаты? Сейчас это прикольно вспоминать, а тогда .....
Вариантов мало, разбираю. Коренные шейки колена поменяли цвет, результат "притирки", откуда мне знать что осевая регулировка осуществляется средней опорой. Причина поломки шатуна по сей день покрыта мраком. Может у читателя есть варианты, напишите.
Проточил вал, с бубном поменял шатуны, правильно и аккуратно все это хазяйство собрал, и он поехав. На этом приключения окончились. Да, забыл, на дыру в блоке сделал заплатку из алюминия через паранитовую прокладку.
Через некоторое время поменял передние крылья, подварил некоторые проблемные места. И вот таком состоянии машинка и трудилась. Где-то через год из армии вернулся брат жены, и время от времени брал покататься по своим " делам". Но для его дел, внешний вид моего жужика был не айс. Поэтому поступило предложение поменять его хотя бы на " сороковку" (ЗАЗ968). Предложение было дельное. У меня даже КНИГА есть.
Сороковка была стильная. Блестела свежая краска, правда под ней были дыры. Проблемы с тормозами, мотор ехав за счёт масла, правда к коробке претензий не было. В салоне новые чехлы, ну все по сельскому феншую. Зато для его дел подходил лучше.
Тут опять все заново. Андрей загорелся этой затеей, да и у меня руки чесались. Сам занялся поиском запчастей. Где то откопал новую пошневую группу. Притерли клапана, одним словом все по КНИЖКЕ. В момен установки головок появились проблемы. Ход поршня был больше... Оказалось поршневая от ЛУАЗ. Не долго думая вырубил с листового алюминия прокладки между блоком и цилиндром. Получился бутерброд: блок, картон, алюминиевая шайба, картон, цилиндр. В целом получилось достойно. Некоторое время отездил, или точнее отездили. Пока не поступило новое предложение. Поскольку движок удался, реально классно, КНИГА, его захотели купить без машины. Схема такая: движок на продажу, кузов с патрохами в лом, а на выручинные деньги купить Москвич. Он типа более "презентабельный". И это была очередная ошибка. И отдельная история. Кто имел дело тот поймет. Мне в принципе было как то все равно. Опять варим, ремонтируем, ремонтируем, меняем и так без конца. В последнее время всем этим хозяйством занимался сам. Андре купил себе новую "Джульетту", потом " Вито", а меня все это закалибало, и один прекрасный день Космич был продан за "сем с половыной" копеек (в смысле почти задаром), и пэрэХрэстився.
Время шло, 2015 год, все чаще и чаще добрым словом вспоминались запорожцы, и в конце концов на металлолом привезли ржавый, местами ооочень ржавый, но не вареный ЗАЗ 968 М. Но это, отдельная история.
Не судите строго, рассказал как есть. Может что упустил, все не упомниш. Если найду фотки выложу, по моему должны быть, бумажные.
В целом машинка исключительная, как ни как сам Фердинанд Порш, руку приложил, правда история темная там и след Ганса Ледвинка с "Татра", просматривается. Жаль что концепция заднемоторных автомобилей с воздушным охлаждением похоже ушла в историю, жаль. И лично я ни единой секунды не жалею о том, что в далёком 1999 у меня не было больше североамериканских гривен, иначе все было бы совсем по другому.