Когда то, в конце 2011 году я вдруг накопил небольшую сумму денег и задумался о покупке еще одной машины.
Поначалу подумывал о замене Таврии Окой Астро. Но случайно наткнулся на Дроме на статью о путешествии на Запорожцах на Украину и вдруг понял, надо купить Запорожец! Почему? Да потому что с ним было связано все детство, у родителей был Заз, который и сейчас стоит в моем дворе, но делать его было бы дорого, долго и мучительно. А хотелось что то еще живое и с 40 сильным мотором( на нашем был слабый 30сильный). Еще стал замечать, что запорожцев на дороге стало совсем мало. Значит надо искать.
За год до этого была попытка купить один Заз у местного деда, но там и пороги, крашеные кисточкой и неоформленные документы и много всего, ого что называется словом «колхоз». Хотелось Заз с более живым кузовом в родной краске, желательно яркой и оформляемый.
Зарегистрировался на сайте ЗАЗ.СУ, познакомился с ребятами, которые и ездили в Украину( пока виртуально), попробовал найти «ушастый» Запорожец, но не вышло. Дал объявление в районную газету. Позвонил тот же дед, но смысла ехать не было.
Зато через пару недель позвонила бабушка из под Малоярославца. Сказала , что у нее есть Запорожец. Зеленый, вроде бы на ходу. Взяв на подмогу брата на 99 ке ,трос и аккумулятор, мы выдвинулись по Варшавскому шоссе почти до Ильинских рубежей, что защищали Подольские Курсанты в 41 году.
Зеленый оказался очень блекло зеленым, в темноте практически грязно белым. Как говорит народ на форуме о таких цветах- «бракованный белый».
На ходу он был последний раз 7 лет назад и стоял в небольшом гараже из железа. Открыл дверь- откуда то в салоне появилась мышь и спряталась под сиденьем. Негерметичный салон, подумал я. Несколько вмятин, одна на крыше , другая на правом заднем крыле, другая на переднем. Чуть подбитые бамперы. Зато родной желтый салон, некрашеные пороги, никакого колхозного тюнинга, кроме насадки на глушителе. Под капотом все тоже заводское, все кожухи системы охлаждения на месте. Стоит только жигулевский карбюратор. Год выпуска машины 86, мой ровесник. Пробег на спидометре (нерабочем и по сей день)- 60 тысяч.
Пытаемся завести. Фиг, но брат не сдается, через час мотор оживает, но ехать не хочет. Прокачали передние тормоза, это делается просто лежа под ним, без снятия колес. Договариваемся купить его за 7 тысяч(вначале просили 10). Номеров на нем нет, снят с учета со сдачей номеров. Оформляем для начала доверенность , договорившись через неделю поехать на оформление. Выезжаю на Варшавку, мотор едет плохо, едва тянет на подсосе на 3 передаче. Брат уезжает вперед, я отстаю, мотор перестает ехать в очередную затяжную горку. Теперь , проезжая частенько ту горку, я вспоминаю те золотые времена . Брат тянет меня до дома 50 километров на буксире.
Дома внимательно осмотрел машину. Мыши в салоне не обнаружил. Но дырку в полу нашел в ногах заднего пассажира. Для 25 летней машины весьма неплохо!
За4 дня немного наладили машину, кое как прокачали тормоза( это потом уже я понял что плохие цилиндры), подрегулировали карбюратор. Но главная беда была в падении давления масла, при нагреве уже до 60 градусов, на средних оборотах горела лампа.
В договоренный декабрьский день я выехал в Малоярославец и ехал час эти несчастные 30 километров, так как машину швыряло(снега не было) из-за неверного схода –развала, плюс почему то не шел бензин. С 10 утра и до 5 вечера я потерял время в ГАИ, сначала надо было оформить на бабушку, а потом они не хотели оформлять на меня, так как я был с соседнего района, а закон , разрешающий оформлять в любом подразделении области вышел буквально месяц назад. Но я потребовал письменный отказ и мне быстро выдали номера М031АН.
По пути заметил, как пристально смотрят на мою машину некоторые люди. Уже позднее я научился читать по губам то, что они говорили «О, Запорожец!», или «Смотри, Запорожец». В Малоярославце я заметил трехэтажный дом, у которого стояло под тентами и без несколько Запорожцев. «Маньяк», подумал я. И был прав. Тогда я еще не знал , но в том доме жил мой будущий друг Базилио, большой любитель Запорожцев.
Через пару недель, прям после Нового года, решил заняться двигателем. Снял поддон, это просто, даже не поднимая машину, и обнаружил заглушку шестерни маслонасоса, она выпала и поэтому не было давления. Поставил ее на место.
Заменил и вкладыши шатунные, они уже были в задирах. Погода вдруг распогодилась, я залил масло типа 20в50 и прокатился. После современных машин это нечто. Легкий руль без усилителя, необычный шум мотора сзади, короткие передачи.
Давление масла стало выше и горела лампа только на холостых, выше 80 градусов. Даже мороз не мешал мне ,ведь достаточно было открыть форточку, как пары дыхания уходили и не замерзали стекла. Так бы и катался, но бензин почему то не хотел идти. Шланги были в порядке. Был забит бензоприемник в баке, его сетка покрылась какой то дрянью. Прочистил- помогло!
Починил карданы привода задних колес, там просто развалились крестовины.
Уже скоро я познакомился с Колей, который жил в 30 километрах от меня и ездил на «ушастом» Запорожце 76года. С товарищем дела шли вернее. Притащили пару Запорожцев на запчасти.
С таянием снегов стал ездить все больше и чаще и к маю уже рискнул приехать на работу(за 20 км) на Запо. Все оценили машину. А на 9мая мы с Колей на двух Запорожцах весело гоняли весь вечер по Обнинску, убедительно доказывая всем превосходство Запорожца над иными машинами. Запорожец не подводил и летом. Отрегулировал клапана - стал тихо работать. Отрегулировал сход и развал- машина стала управляться.
Спидометр починить не удалось- порван трос и как оказалось ,все тросы от запорожцев не подходили по длинне. Были коротки. Менять трос целиком? Ага, надо полмашины разобрать. Съездил на две выставки, за 30 и 100 км, познакомившись с коллегами на «Автостраде» в Калуге. Общий пробег за год составил не меньше 2000 км. Еще съездили с Колей на двух Запорожцах в Серпухов на закрытие Запорожского Сезона 2012(+150 км). Понял, что с моим карбюратором с пневмоприводом 2 заслонки я отстаю от других машин даже по городу. Надо было думать о другом карбюраторе. Позже я поставил опять жигулевский, но с маркировкой 2101, вебер по сути, но главное с нормальным механическим приводом 2 заслонки. Вот тогда-то машина полетела. Но и его пришлось заменить на родной к 127, тоже не самый плохой, в 2015 году.
А вот осенью Запо стал хандрить, заводился все хуже и хуже, и к ноябрю, к холодам не завелся вовсе. Поставил я его в гараж до весны и только весной понял, что дело в изношенных контактах распределителя.
Еще у меня появился красный запорожец 93 года. Подарил один дедушка. Запорожец стоял 5 лет на улице, не было тормозов, сгнил порог, хандрил мотор, и много ,много всего, несмотря на пробег около 40 тысяч. Сказывался год выпуска, по сравнению с 86годом- качества нет никакого, ржавел дико. Зимой занимался и им, по весне отполировал до состояния блеска «как у кота». Ездил уже на них двоих. Что интересно, все запорожцы всегда едут по разному, шумят по разному и имеют разную легкость управления. Красный получил прозвище «лимузин», так как эксплуатировался без пассажирского переднего сидения, а на полах лежали меховые ковры и специальные пуфики для ног, для комфорта пассажиров. Блеск и нищета в одном флаконе . Однако всем нравилось .
Изредка встречал на дорогах другие Запорожцы, помню, как встретил деда на белом, дед, едва увидев мой ЗАЗ навстречу, тут же радостно загудел. А я даже не успел сообразить. Вообще многие люди приветствовали ЗАПО, хотя находились идиоты, пытавшиеся, например, на светофоре погоняться со старичком, подрезать, влезть вперед. Вы бы со стариками погонялись, кто быстрее добежит до подъезда.
Весной последовали новые ретро поездки с коллегами по Обнинску, потом в июне Тула, где в Тульском Кремле на зеленом газоне проходила Автострада. Пробеги росли ,я стал больше доверять Запо и наконец то опробовал его в настоящей поездке под названием «100500 километров по Старой Калужской Дороге», где Запо за день и 600 км не подвел и не поперхнулся. Также была доказана высокая проходимость заднеприводного автомобиля. А самое главное, я не устал за день. Подробнее тут http://www.zaz.su/viewtopic.php?t=1859
В конце августа, после очередной Калужской Автострады возглавил колонну из 5 Запорожцев, включая Горбатых, и неплохо провел их по щебеночным дорогам к месту продолжения банкета. В дальнейшем, подобные поездки стали традиционными.
А уже через неделю рванул на нем в Москву, там ,на Воробьевых горах, собралось аж 19 Запорожцев! Еще бы, не каждый день для 1 канала снимают передачу. В итоге передача та так и не вышла. У 1 канала в 2014 году были «более нужные передачи». Зато 12 Запорожцев, возглавляемых уважаемым Димой СССР Виватом на ярко красном Запорожце, проехала прямо к Кремлю, точнее все расположились у моста напротив Кремля, а еще точнее на небольшой стоянке под мостом. Все это было уже в 12 ночи и никто кроме нас самих этого не видел. Москва спала, а Запорожцы разъезжались из центра страны во все стороны.
А еще в ту осень купил себе то, что давно хотел, Запорожец 90 года с пробегом 3300 км. Пока не выпал снег, занимался им неделю без отдыха, успев поставить на ход этот «неограненый алмаз» и поставить на учет. Следовал стандартный набор оживления Запорожца после многолетней стоянки- закисшие цилиндры сцепления и тормозов, закисший карбюратор(точнее ускорительный насос), неработающая печка, пущенная первый раз в ее жизни, регулятор топлива которой был зачем то заполнен консервантом. Однако ЗАПо показал вредную черту, естественно по пути в ГАИ, не желая подавать бензин из бака, оказалось- шланги топливоподачи скукоживались внутри! Пришлось подавать бензин из бутылки. Этот Запорожец практически не использую, берегу. Стоит в сухом гараже, изредка заводится и ездит. Постоянно подхожу к нему и нажимаю несколько раз тормоза и сцепление. Это чтобы они не закисли.
В ноябре, который выдался довольно теплым, я созвал московских любителей встретиться на Воробьевых горах и покататься по центру, приехало 5 машин и неплохо покатались. Так во второй раз побывали с ним в Москве. Но стало понятно, тормозов на машине, по сути- нет совсем, надо чинить. За зиму поменял передние тормозные цилиндры, которые совсем уже умерли и текли, колодки, барабаны. Заодно наладил печку на машине, поставив абсолютно новую. Пришлось так же перебрать и переднюю подвеску, шаровые шарниры были разболтаны, чехлы порваны( подошли от кпп Жигулей».
2014 год встретил за рулем красного Запорожца! И ведь не обманула примета, как встретишь, так и проведешь! Мы встречали с ним рассветы, провожали закаты, мокли под дождем и жарились под солнцем. Он грел меня теплом печки, а я держался крепко за его руль. Так сказать ,расцвет нашей дружбы.
Год 14 выдался богатым на поездки и что удивительно, машина почти не подводила. Однако в мае вдруг перестало выжиматься сцепление (разрегулировался главный цилиндр сцепления) и опять перестало подаваться топливо- засорился тройник топливопровода. По сути – ерунда .Однако это случилось в сотне километров от дома, в Подольске и одновременно. Починить в пути не удавалось, ехал трудно, да еще пробки из москвичей, объезжали хитрыми дорожками.
Поставил себе колеса с хорошим рисунком протектора, малоезженные И-151, те самые, что ставились с завода. Прикупил у Базилио полуразукомплектованый запорожец с пробегом 6000, поставил себе отличные сиденья, только отмыв их как следует. Так как, по словам Базилио, когда он забирал этот Заз, в нем жили бомжи и он одного выгнал со словами «пришел твой час». Снял оттуда еще подвески и некоторые узлы и механизмы.
Выставки в Туле и Калуги, поездка в Москву, 200 километровые проводы СССР Вивата на Красном Запорожце в сторону Парижа( и ведь доехал же до Парижа!) и встреча с ним же в Орле по возвращению из Парижа( 700 км за два дня). Все это говорило- машина в порядке , езде. Только поменял ступичные подшипники задних колес, сразу пропал гул на ходу. Купил 4 абсолютно новых диска с Украины,, всего по 400 р штука… Теперь и за 1000 не найдешь.
Организовал поездку с товарищем в район Кирова (Калужская область), там нашел место, где была деревня, в которой родился мой дед. Естественно по щебеночным и грунтовым дорогам.Но обратно было ехать скучно, там всего 250 км до дома, в итоге поехали через Рославль и Брянск и накатали еще 500. Итого получилось 800км за день. Весело, несмотря на жару. Но в моторе было масло 10-60,синтетика и с давлением было более- менее в порядке. Однако денег ушло немало на бензин, средний расход около 10 литров. Тогда он еще стоил 30…Спасибо Обаме за нынешние цены!
Из-за Обамы же продал Красного, на самом деле из-за того что мало на нем ездил. Да и потому что денег не было, а надо было купить другой ЗАЗ.
Запорожец отлично показывал себя на щебенке, провозил по глубоким колеям. Но иногда имел свойство ослаблять затяжку крепления колес, особенно задних. Так еду, слышу, что то вроде стука и тут мне по капоту бьет моя же гайка! Остановился- диску заднего колеса хана! Разбило места крепления гаек.
Замечательная поездка вышла в Смоленскую область, через музей «Хмелита», где отдыхали мои товарищи, я проехал в город Холм –Жирковский. По пути встретил белую ворону…Грязно желтую ,если точнее. А дальше Ярцево, Сафоново, Трасса «Смоленское кольцо», на которую меня не пустили, Дорогобуж и Старая Смоленская Дорога в сторону Вязьмы, где когда то вязли телеги французов и наших…В общем день выдался насыщенным -около 700 км за день и все неприятности- это окрутившееся переднее колесо на щебенке, которое я больше почувствовал, чем услышал. Запорожец мог держать скорость под 100,периодически обходя иномарки и грузовики. Комфортная скорость по асфальту ниже, около 80. Проблему шума решал на всех машинах просто – толстый-толстый слой шумоизоляции за задними сиденьями и под боковыми картами. Не вонючий пенофол и прочая синтетика,а ядреные шумопоглощающие материалы типа толстого войлока( брал от старых матрасов), вата оттуда же и старые ватники и шубы. В боковые панели запихивал каменную вату в целофановых пакетах. Помогло. Я ведь очень требователен к шуму. А машина с воздушным охлаждением не бывает тихой. Пассажиры, владельцы ЗАЗов тоже это отмечали.
Проблема перевозки объемных вещей решалась снятием пассажирского сидения. Так возил некоторые запчасти .
Была красивая осенняя поездка в Юхнов, где сфотографировался на старом железном арочном мосту через Угру, мост этот уже разобрали на металл.
В позднеосенней поездке в Рузу вдруг резко вырос люфт руля, до 90 градусов в одну сторону. Кончился рулевой редуктор, поставил другой, поживее. Самое сложное это снять его сошку, нужен съемник. Но я схитрил, вытащил механизм с сошкой, поставил другой.
Этой же осенью купил у известного Антона Формата его желтый Ушастый, на котором он ездил на Украину в 11 и 12 году, с вазовскими тормозами и занимался осенью и зимой им, поставив весной 15 года на учет.
2015год стал неудачным. Точнее все начиналось вроде бы неплохо, 7января, в минус 20, ЗАПО легко завелся и я поехал кататься по району, печки правда едва хватало, а как солнце зашло, стало затягивать окна инеем. Не хватает ей производительности.
А вот на 9 мая прокатился 400 км, а потом вдруг заметил ,что масла то стало сильно мало! За пару лет уровень почти не менялся, а тут 500 мл за 400 км. Текло снизу. Полез в поддон, думал, сменю прокладку, а заодно маслонасос и вкладыши. А не помогло. Тек задний сальник. Дико тек. Пришлось ехать в Тулу на желтом. И в Калугу тоже. Ремонтировать зеленый было некогда, с машины пришлось снять распределитель и карбюратор в пользу желтого.
Желтый отличался многим. Год выпуска 77, пробег неизвестен. Красный салон, дисковые тормоза. Но текло масло отовсюду. Еще напрягала КПП- он дико гудела на ходу, только при сбросе газа с горы наступала невероятная тишина( стояла мощная шумоизоляция). Плюс мне было тесно за рулем, стояли сиденья типа 966, на зеленом и красном были типа ваз 2101. Зато внимания привлекал больше. Но далеко на нем было ездить тяжко из-за посадки, плюс на это уже не было времени. Тем более пришла осень. А машина не единственная. Каждую осень покупаю и чиню какую-нибудь новую машину.
Так завершился 15 год.
2016 год – Продал желтый Запорожец, тогда своих машин на тот момент было 10, надо было избавляться от лишнего. А после поездки во Владимир на гонки на Запорожцах, решил завести своего Зеленого, пусть и масло течет. И вот в феврале, когда стаяли снега и вдруг везде образовался чистейший лед, прямо таки ледяные поля, я выехал для фотографирования. Запорожец и мороз, лед и солнце. Получилось необычно, особенно на моей всесезонно летней И151. Тогда же еще не было важного и нужного закона о зимней резине.
Летом поехал на нем в Калугу на выставку и ,чуть не доехав, сорвало шестерню распредвала, ту самую, текстолитовую. Хорошо мимо ехал товарищ, он отбуксировал домой. К зиме снял мотор, заменил шестерню и сальники , которые задубели . Поставил новый карбюратор, абсолютно новый, но он плохо работал на холостых. В итоге пришлось ставить другой.
Зато освоил новый вид Запорожских путешествий, когда вдвоем на одном или вчетвером на двух машинах мы уезжали на поиски приключений по Калужской, Смоленской и Тверской областям. Я традиционно руководил экспедициями. В 2016 таких было 4. И в 17 году уже столько же. О некоторых поездках я выкладывал отчеты на Дроме, в разделе Путешествия.
Весной 17 года наконец то отполировал кузов абразивной полиролью, вручную и нанес слоя 3 полироли. Машина хоть стала выглядеть поприличнее. А так на ней к 31 году образовалась дырка в заднем и переднем правом крыле и брызговике. Небольшие, но неприятные. Поменял крышку капота(задняя) на более целую( как то попался донорный автомобиль того же цвета).Машина ездила, пусть и неидеально(снова карбюратор или зажигание). Вновь вернулся к маслу 20в50, так как синтетика 10-60 слишком дорога ( Спасибо Обаме родному). Тем более опять потекло из под бензонасоса.
Но уже не было тех поездок на дальние расстояния, как в 14 году, только Тула и Калуга. Итого около 900 км за год, негусто, но ведь и бензин из-за Обамы с каждым днем все выше, хоть он уже и не президент! Но ведь цены на нефть растут, так говорят по 1 каналу, а там врать не будут, знамо дело. Прокатится за день 500-700 км теперь стоит 2000-3000 р! Потому еще, что этот год я путешествовал на ВАЗ 2114, доехав до Кавказа и Волгограда. Да и в дождливую погоду , которой ославился 2017 год, не хотелось гонять Запо. Надеюсь, что 2018 год будет более удачным …Хотя прогнозы говорят об обратном.
Главное, Запорожец дал мне надежных боевых товарищей, ведь как показывает опыт, не каждый человек готов отправится в путешествие. Только по настоящему отважные люди могут отправится на Запорожцах далеко. А тупые люди на современных этого боятся...