Этот отзыв об экспл. ЗАЗ-968МБ написан в дополнение к основному отзыву, помещённому в рамках отзыва на тему "Мой первый автомобиль" под названием "ВАЗ 2106 1981- отзыв владельца" №13 929 779.
ЗАЗ 968 МБ - автомобиль с ручным управлением.
1. Двигатель - бензиновый, бензин А 80, 42 л.с., V-образный, 4 цилиндра, 2 клапана на цилиндр, с нижним расположением распредвала, с принудительным воздушным охлаждением и центробежным фильтром очистки масла, карбюраторный, расположен сзади продольно. Карбюратор - с контактно-масляным воздушным фильтром и электронным блоком управления холостым ходом ЭБУ ХХ. Охлаждение цилиндров двигателя производится воздухом, забираемым центробежным вентилятором снаружи. Соосно с вентилятором установлен генератор с выпрямителем, охлаждаемый тем же потоком воздуха. Вентилятор вращается через шкивы ремнём от коленчатого вала двигателя. Масло для двигателя -всесезонное "жигулёвское", после обкатки интуитивно стал применять малозольное масло М5з для двигателей возд. охл.. Масло для МКПП - ТаД 17. Масло в двигателе, МКПП и воздушно-масляном фильтре менялось по регламенту. 2. Подвеска - полностью независимая, спереди и сзади - стойки. На пробеге 20 000 км. из-за течи была заменена задняя правая стойка, куплена по адекватной цене на барахолке, новая. Остальные стойки прошли все 98 000 км.. 3.Шины - 6.15х13", диагональные, камерные. Прошли более 70 000 км вместе с "запаской" и ещё одной шиной, купленной случайно в "Спорттоварах" в Академгородке. После 70 000 км две наиболее изношенных шины были заменены на б/у зимние радиальные с удалением уцелевших шипов. РАДИАЛЬНЫЕ, как имеющие более плоский профиль и развитые грунтозацепы, были установлены на задней оси, что есть НЕПРАВИЛЬНО, т.к. УГЛОВАЯ скорость РАДИАЛЬНОЙ шины БОЛЬШЕ угловой скорости шины ДИАГОНАЛЬНОЙ, поэтому при маневрировании на определённой ЛИНЕЙНОЙ скорости установленные на ЗАДНЕЙ оси и идущие по более короткой дуге РАДИАЛЬНЫЕ шины завершают поворот быстрее, ОПЕРЕЖАЯ шины ДИАГОНАЛЬНЫЕ, установленные на ПЕРЕДНЕЙ оси, в результате чего создаётся ОПРОКИДЫВАЮЩИЙ МОМЕНТ, величина которого зависит от ЛИНЕЙНОЙ скорости и МАССЫ автомобиля, что я очень хорошо и прочувствовал, двигаясь в ясную погоду по сухому асфальту улицы Б.Хмельницкого и объезжая на скорости 40км/час (40 километров в час, Карл) припаркованный напротив кинотеатра КОСМОС автомобиль: при переложении руля ВЛЕВО-ВПРАВО мой относительно лёгкий ЗАЗ получил приличный опрокидывающий момент в направлении "задняя ось-передняя ось"; я сбросил "газ" и, тормозя двигателем, завершил возвращение в правый ряд по извилистой траектории с ЗАТУХАЮЩЕЙ амплитудой колебаний. Очевидно, при движении на более тяжёлом автомобиле это произошло бы на более высокой скорости и потому с более тяжёлыми последствиями. В этот же день колёса были отбалансированы и переставлены по ПРАВИЛЬНОЙ схеме: РАДИАЛЬНЫЕ - на ПЕРЕДНЮЮ ось, ДИАГОНАЛЬНЫЕ - на ЗАДНЮЮ ось. Больше ситуация ни разу не повторилась: при маневрировании на разных скоростях автомобиль управлялся штатно. 4. Рулевой редуктор был заменён новым редуктором старого образца с усилением штатного крепления. На пробеге 30 000км. срезало регулировочный болт штатного редуктора в дюралевом корпусе. По случаю был приобретён совершенно новый редуктор старого образца в чугунном корпусе за адекватные деньги, который и был закреплён в багажнике ЗАПОРОЖЦа на два авиационных болта с самоконтрящимися гайками; вместо третьего штатного болта был установлен изнутри корпуса редуктора болт с усиленной головкой типа "грибок", изготовленный из особо прочной стали, пропущенный через высверленное в корпусе редуктора сквозное отверстие в штатное крепёжное отверстие кузова ЗАПОРОЖЦа и зафиксированный самоконтрящейся самолётной гайкой. Проблема регулярно ослабевающего крепления редуктора автомобиля ЗАЗ 968М была решена. Перед установкой внутренняя полость редуктора была заполнена консистентной смазкой ЛИТОЛ, что исключило течь смазки через высверленное отверстие. 5. Торсионы. В трубы торсионов передней подвески на пробеге 50 000 км. был закачан отработанный нигрол в смеси с отработанной консистентной смазкой. Торсионы прошли без замены все 98 000 км. 6. Двигатель. На пробеге 75 000 км были заменены поршневые кольца на кольца штатного размера. В одном цилиндре поршневые кольца "залегли": стало пропускать масло верхнее уплотнительное кольцо защитной трубки толкателя клапана, масло натекло в рёбра рубашки охлаждения цилиндра, на натекшее масло осела пыль из возд. системы охлаждения, образовалась "шуба", цилиндр стал перегреваться - кольца "залегли". Произвёл косметический ремонт: установил на все поршни новые кольца штатного размера, заменил уплотнительные кольца на всех защитных трубках толкателей клапанов, в головки цилиндров установил двойной комплект прокладок, чтобы новые поршневые кольца не стучали в выработку в цилиндрах при положении поршней в ВМТ. Генератор: был заменён выпрямитель; "подковка" вышла из строя при поездке на садовый участок, новая была приобретена на барахолке. 7. Автономный бензиновый отопитель. Недостатки (в описываемом автомобиле не устранены): слабо регулировалась малоэффективной заслонкой теплоподача в салон; вал вентилятора был установлен на подшипниках скольжения, что приводило при их износе на пробеге в 30 000 - 40 000 км к значительному снижению частоты вращения вентилятора и в итоге к ухудшению разрежения в выхлопном тракте отопителя и засасыванию угарных газов в салон автомобиля. Лечилось: а) установкой в вентилятор подшипников скольжения и электронного блока регулировки подачи бензина; б) устанавливался автономный обогреватель салона от автобуса ИКАРУС; в) заводом КОММУНАР предпринималась попытка установить трёхпозиционный отопитель с эффективной регулировкой теплоподачи по типу отопителя, устанавливаемого в КУНГах.
8. Сцепление: менялось на пробеге 50 000 км "ферадо" и на пробеге 55 000 км выжимной подшипник. Двигатель в сборе с корзиной сцепления и МКПП снимался оба раза в таком порядке: в гараже ЗАПОРОЖЕЦ талью со стороны капота (т.е. заднего бампера) поднимается на максимально возможную высоту, фиксируется и страхуется от падения; двигатель с коробкой и сцеплением отсоединяется от кузова, опускается вниз на катки и выкатывается из под кузова; производятся необходимые работы, затем всё собирается в обратном порядке. Весь ремонт выполняется одним человеком. 9. Тормозные колодки переклёпывались один раз на пробеге 60 000 км. Накладки тормозных колодок делались из накладок для ВАЗ 2108 укорачиванием до нужного размера. На пробеге 30 000 км ручное управление автомобилем было переделано на ножное путём установки штатных педалей сцепления и акселератора и перенесением точки крепления троса акселератора с рулевого колеса на установленную педаль акселератора; переключатель "поворотников" был заменён тумблером-переключателем (от ГАЗ 66), купленным за небольшие деньги на барахолке. На пробеге 60 000 км штатный глушитель был заменён двумя глушителями из нержавейки по мотоциклетной схеме - один с левой стороны двигателя, другой с правой. Для замены глушителя и переделки штатного крепления передней опоры двигательного агрегата последний снимался с автомобиля в третий раз. P.S. ЗАЗ 968 МБ обслуживался и ремонтировался в металлическом гараже, служил добросовестно и его ни разу за 14 лет не притаскивали на "галстуке". Все серьёзные поломки у него происходили в нескольких десятках метров от стоянки, а при менее серьёзных он всегда дотягивал до гаража даже из дальних поездок. P.P.S. Пробеги округлены. На 99 тысяче километров пробега по дорогам Новосибирской области и Алтайского края ЗАЗ 968 МБ был взят донором для замены двигателя ЛУАЗа за деньги, равные сумме, потребной для снятия его с учёта в ГАИ. Это было ... в начале века ... год две тысячи четвёртый ...