Пролог
Сможет ли кто осилить «многабукаф», представленных ниже? Тем более что посвящены они не японской машине. Так что, можете ставить «1» или «2» и смотрите следующий отзыв. А этот пусть удалит модератор…
Но ведь на «дроме» есть раздел отзывов о неяпонских марках, но этой машине там места не нашлось, наверное потому, что она считается советской машиной, хотя данный экземпляр был выпущен уже в зарубежье, незалежной Укайне в 1992 году. Эту машину многие считают худшей за всю историю мирового автопрома или просто за машину не считают. Но те, кому довелось владеть таким авто, как правило, придерживаются иного мнения. И потом, здесь есть отзывы даже о ВАЗах.
Итак, иномарка западного производства, ЗАЗ-110206 «Таврия».
Меня неоднократно спрашивали: «У нее двигатель от запорожца? Воздушного охлаждения?».
ЗАЗ-1102 «Таврия» - трехдверный хэтчбек, с передним приводом, четырехцилиндровым рядным двигателем МеМЗ (Мелитополь) жидкостного охлаждения объемом 1.1 литра (на последующих модификациях 1.2 и 1.3 литра, впрысковые), восьмиклапанным. КПП пятиступенчатая, похожая на восьмерочную (но «задняя» и «пятая» наоборот), но с реактивной тягой между коробкой и механизмом переключения, которая не дает вылетать передачам на ямах и кочках. Подвески практически один в один как у зубила, передняя - Мак-Ферсон (но без стабилизатора), задняя – полунезависимая, с упругой балкой и продольными рычагами. Тормоза сзади барабанные, спереди – дисковые, с охватом диска суппортом изнутри, благодаря чему внешне они похожи на барабанные. Усилитель тормозов только у «люксовой» версии. Рулевое управление реечное, на японки подходят пыльники от него. Кстати, приводные валы колес имеют внутренние шарниры с привычными для японцев «триподами», в отличие от той же «восьмерки» с каким-то иным шарниром. За счет более плотной компоновки моторного отсека, в габаритах, чуть крупнее чем у Оки, получился просторный салон. В какой еще машине, отодвинув сиденье назад до упора, водитель не достанет педалей? Рычаг КПП под рукой. Посадка водителя ближе к вертикальной, в отличие от лежачей у восьмерки. Задние пассажиры среднего роста сидят нормально, в отличие от того же зубила, где заднее места детские, взрослые головой упираются в стекло. Итого: машина похожа на восьмерку, но конструктивно выполнена более грамотно. Но не повезло ей со страной изготовителем…
Страницы истории
До нее я три года ездил на грузовом «ЛайтЭйсе» (если память не изменяет, с 1998-го по 2000), но, когда потребность в перевозке людей перевесила потребность возить грузы, да и возраст «Тойоты» обещал нередкое появление проблем, да и каждую зиму иметь в лучших друзьях лопату и веревку надоело (заднеприводный грузовик), а мытье грузовика, даже маленького – целая эпопея, начал присматриваться к легковой технике. После продажи ЛайтЭйса появились тысяч 40 рублей. ВАЗы отмел сразу, за эти деньги можно было взять жучку в приемлемом состоянии, но в ней не то, что ездить, сидеть было невозможно. Более-менее живые зубилы были слишком дороги, да и посадка на ее рабочем месте была далека от совершенства, а я привык к человеческой посадке. Иномарки… не люблю я правый руль, хотя на нем ездил (и сейчас езжу), а леворукую машину за эти деньги взять трудно. Хотя, незадолго до этого отцу взяли евроСанни 1983 года (за 22 т.руб где-то в 1999 году) , но сил и средств, чтобы привести его в рабочее состояние потратили немало. Я рассматривал Хонды: Тудей (понравилась, но даже купить почти невозможно, что уж говорить о ремонте), Сити 1989 года (черт с ним, с правым рулем, но мне эта машинка очень нравится), за 25 тысяч и евроСивик, трехдверый хэтчбэк, по-моему, такого-же года, за 45 тысяч. От Сити отказался по причине того, что машина была ощутима хожена и очень редкая, а мне на ней ездить, а не любоваться в гараже. От Сивика отказался потому, на нем невооруженным глазом были видны следы местного бюджетного ремонта, а бороться с последствиями шалостей чьих-то очумелых ручек мне не хотелось, мне этого и в Санни хватило. Взяв Сивика, мне бы потребовалось вложить в него еще 10-20 тысяч, которых у меня не было. Итого: взор обратился на славянские заменители Хонды: Оку (очень уж маленькая и при том дорогая) и Таврию.
Хохлянда-Сити.
Таврия очень напомнила Хонду Сити. Схожие по размерам, по движкам. Долгое изучение отзывов о них привело к выводам:
1. На этой машине можно ездить довольно долго и счастливо, только если она изначально имеет не очень большой пробег, 300 тысяч, по-моему, ни одна Таврия не прошла :).
2. Год выпуска должен быть не ранее 1989 (тогда их серьезно модернизировали) и не позднее 1992-го, потому что после этого года на Украине были большие экономические проблемы и качество Таврий упало ниже нижнего, новые машины, выезжая из автосалона попадали не в гараж, а сервис для серьезного ремонта.
3. Никаких следов капремонта движка или кузова, только родная, белая краска.
Ценовой предел поставил в 25 тысяч рублей (напоминаю, год где-то 2000-2001), еще тысяч 5 планировал вложить в доводку: шины, подкрылки, антикор своими силами, возможный небольшой ремонт.
Машины с требуемым годом и ценой встречались, но, как правило, или битые, или «облитые», или со следами ремонта движка. Но вот, наконец, на рынке появилась и она, 1992 год, родная белая краска, пробег по одометру тысяч около 30, движок чуть заметно поддымливает, но это ерунда. Чашки передних стоек еще не оторваны и не варены (это у Таврий болезнь родовая), хотя следы отрыва наметились. Прокатился по рынку, сиденья не продавлены, на газ разгоняется, на тормоз тормозит :) Руль не болтается, передачи переключаются, коррозии практически нет, как и следов аварий, кроме царапин и залатанных бамперов. Оформили покупку в военном городке, где служил владелец. Так за 25 тысяч (по-моему, тогда это полтора килобакса было, если вообще не один килобакс), я стал владельцем подержанной европейской иномарки :)
Лиха беда начало…
Выруливаю на трассу. По-моему, поначалу снова начал показывать повороты дворниками :) В салоне шумно, что-то громко гудит внизу. Дергается стрелка спидометра. Что-то внизу стучит… Руль очень легкий и острый (3 оборота от упора до упора) и я слегка повиливал из стороны в сторону. Впереди участок ремонта дороги, без знаков, разумеется. От несущейся встречной (по-моему, бегемотицы ВАЗ-2110), каменюка чуть не на вылет прошивает ветровое стекло точно по центру. Весь салон в стеклах, хорошо, я в очках. Настроение подпорчено… Но во всем можно найти пазитифф. Хорошо, что это я поймал камень, а не отцовский Ниссан, едущий сзади, его стекло минимум на порядок дороже. Приезжаю к дому и… не могу закрыть машину, дверные замки не закрываются ключом! Я ведь в машине проверил все, кроме замков… То, что двери на Таврии можно закрыть без ключа, я тогда не знал. Бросил машину открытой, вряд ли в нее кто полезет. Кстати, в дальнейшем я иногда забывал закрывать некоторые двери (ЦЗ-то нет), но ни разу никто на содержимое салона не покусился, в падлу им что ли :)
Есть у ремонта и тюнинга начало…
То, что написано ниже, происходило на протяжении многих лет. Точных дат и цифр не помню, нарушена и хронология работ.
Сзади ремней безопасности нет, только дырки. Спереди ремни простые, с ручной регулировкой, которые надежнее и эффективнее, но пользоваться ими неудобно. Купил прибалтийские инерционные и с помощью переходных кронштейнов вставил на место. Ощущение такое, что машина была именно под такие сделана. Почему же их с завода не ставили? Поставил и задние ремни. В пользе ремней мне приходилось убеждаться лично и неоднократно…
Заменил стекло, довольно быстро и легко, да и само стекло чуть дороже жучкиных, с цветной полосой сверху. С этим стеклом, с двумя маленькими сколами машину и продал через 6 лет. То ли повезло, то ли стекло прочное было.
Заменил заднее стекло на то, что с подогревом. Стоит тоже копейки, но в проводке нет возможности его подключения! Вот так, подогрев есть, но его нет… Кстати, то стекло, что было, имело толщину миллиметров 6! Толстенное и тяжеленное. Где его взяли? С новым задняя дверь чуть не вдвое легче стала.
На базаре взял задний стеклоочиститель, от зубила. Поставил, но как вы понимаете, ни кнопок на панели, ни проводов сзади для него не было, хотя есть модификации Таврий и с обогревом, и с дворником. Придется тюнинговать проводку…
Заменил оба передних ступичных подшипника, это они гудели, создавая впечатление, что ревет коробка (а она тоже шумела, но не громко, но это уже фича, а не баг). Поставил какие-то наши двухрядные роликовые (!), самые дорогие из российских. Первый из них вышел из строя почти перед продажей, тысяч после 50 пробега, но ему крепко досталось на спортивной трассе.
Решил перебрать ШРУСЫ. Разобрал, разложил строго по местам детали, промыл, собрал, закачал новую смазку, заменил пыльники. Кстати, на триподах определенно не хватало иголочек, то ли завод сэкономил, то ли кто-то из бывших посеял… Вместо отсутствующих поставил детали, сделанные из хвостовиков сверл, подходящего диаметра. Работали без нареканий. Новые пыльники быстро порвались. Снова заменил. Внутренние пыльники раздулись (!), правый стал тереться об картер движка и порвался. Кто эту погань только делает… Снова заменил пыльники, но правый внутренний ШРУС успел защелкать. Впрочем, левый наружный умер еще раньше. Оказалось, он был полон воды! Полуоси у Таврии сильно наклонены. Вот по этой-то полуоси и потекла вода, из лопнувшего насоса стеклоомывателя она поступала в шарнир, через образовавшийся зазор между пыльником и полуосью. Чтобы раз и навсегда решить эту проблему, после замены внешнего ШРУСа, рядом с его пыльником на полуоси поставил «водоотражательную» шайбу, вырезанную из остатков старого пыльника. А вместо фирменных хомутов на полуоси пыльники закрепил червячными.
Стучала рейка. Именно рейка, ее консоль в разбитой втулке (типовой дефект для реечного управления). Узнал, что у Таврий эта пластмассовая втулка живет очень мало и бороться с этим бесполезно, только периодически менять. Ага, щас, забью на этот дефект… Забил на место одной втулки две последовательно (картер механизма как для этого и сделан) и про стук забыл навсегда!
Заменил передние колодки. Поставил якобы украинские (про цены не буду, они все близки к ВАЗовским). Первое же торможение привело к заклиниванию тормозов! Подклинившую в суппорте колодку (подделка или брак) согнуло поршнем. Выколупал и отдал обратно, купил и поставил «Дафми» (тоже Украина, кстати). Тормоза перестали скрипеть и педаль стала легче, даже без усилителя, но ощутимо тяжелее, чем на других машинах, но в пределах допустимого даже для хрупких женщин. Были мысли усилитель поставить, но острой нужды в нем не было.
А еще у Таврии удивительные передние тормоза. Многие думают, что они барабанные, но они дисковые. Только диск стоит в барабане :) Суппорт охватывает его изнутри. Благодаря такой конструкции у таврии стоят бездисковые колеса (есть только обод), как на запорожце или КамАЗе. И благодаря отсутствию диска запаска у нее лежит под капотом, освобождая место в багажнике.
Пару раз менял задние колодки, ручник у Таврий хорошо работает на сравнительно новых колодках. Потом никакая подтяжка тросика не помогает. Кстати, новые колодки обычно из очень тонкого металла (подделка или брак, вряд ли такие идут на конвейере), пришлось поискать более толстые. У Ок (окушек) из-за тонких запчастийных колодок иногда заклинивало задние тормоза и они ложились вверх колесами… А старые колодки оказались, похоже, фрезерованными из цельных кусков стали. По крайней мере, следов сварки на них нет. Мне не верят, но эти колодки до сих пор где-то в гараже лежат, как реликвия… Заменил тросы ручника, у старых порепалась пластиковая оболочка и они начали клинить. Новый трос не имел гофрированных чехлов-пыльников в местах выхода тросиков из оболочки! Чем думал тот, кто так модернизировал их? Одноразовая вещь получилась, подделка вероятно. Нашел отдельно гофры и надел на тросики.
В первую же осень купил новые колеса, в смысле, обода и почти новый Близзак MZ-01. Но испытать его на снегу и льду почти не довелось. Когда пришел первый стоящий морозец, машина не завелась. Крутить-то крутила, но то ли не заводилась вообще, то ли глохла сразу, не помню. Снял карбюратор и разобрал. Чего-то поменял, собрал, отрегулировал, но морозы усилились и ставить карб на место в холодном гараже что-то не хотелось. Вот так и простоял до весны, благо острой нужды в машине не было (как и закона об ОСАГО). Весной поставил карб на место и машина завелась с пол-оборота, разумеется, после ручной подкачки топлива.
Много раз менял кран печки. Он похож на зубильный. Хватало на сезон, потом его клинило в каком-то положении. И вообще, новые краны были из не очень термостойкой пластмассы, неужели на ЗАЗе такие делают? Вряд ли, там ведь ДЭУ порядки наводила, похоже, тоже подделка. В итоге вместо крана поставил трубку. А чтобы летом не сжариться, у Таврии есть переключатель забора воздуха, позволяющий пускать его в обход радиатора печки.
Периодически подклинивал термостат. Купил новый от «Master» (черт его знает, что за фирма, якобы Германия, внешне блеск, но качество не очень, хотя и лучше «оригинала»), но не менял, подклинивание само прекратилось. Взял шаровые этой же фирмы, застучали они быстро…
Из-за рвавшегося патрубка утекал Тосол и кипел движок, дважды. По этой причине пришлось менять маслоотражательные колпачки. Поставил дорогие германские.
Один раз перебирал движок, потому как с момента покупки на ХХ помигивала лампочка давления масла. Блок не точил, заменил кольца, вкладыши, притер клапана, заменил все прокладки, сальники, ремни. Исчез сизый дымок и лампочка мигать перестала, она стала гореть постоянно :) Шутка, она гасла после пуска и больше не беспокоила. Да, движок перебрал не потому, что в этом была необходимость, а потому что он оказался отдельно от машины, когда сдохло сцепление. У Таврий для замены сцепления полагается вытаскивать весь силовой агрегат из машины (можно и без этого, но извращение будет). Ну а поскольку дело это хлопотное, то, что ж не перебрать заодно движок и коробку. Еще менял датчик масляный. Родные «деревянные» ВВП заменил на белый силиконовый «Цезарь», подогнав их по длине. Те, кто видел их под капотом, фигели…
Вторую зиму снова простоял. Сцепление сдохло по осени, в гараж я вернулся своим ходом без него (я всегда возвращаюсь в гараж своим ходом, на любых машинах). Снял силовой агрегат (тот самый первый раз, будет и второй), заодно разобрал и коробку, думая, что стрелка спидометра дергалась из-за редуктора (или мультипликатора) привода. Обнаружил, что ведущая шестерня привода, стоявшая на корпусе дифференциала, болталась на своем месте, решил, что это баг и купил новую. Для ее замены надо спрессовывать подшипник главной передачи. Спрессовал и обнаружил, что новая шестерня болтается пуще прежнего! Да и вид у нее, как у какого-то поганого «кооператива». Подручными средствами закрепил шестеренку жестко. Кто ж знал, что болтание – не баг а фича… Заодно заменил один сухарик в муфте включения передачи, он был замят, хотя на включаемости передач это не сказывалось, как погано включались, так и осталось. Погано – это означает, что к переключению надо приспособиться. Когда приспособишься, все проходит гладко, даже на спортивной трассе с переключениями проблем не было. Хотя, нет, были проблемы. Почему-то, если при разгоне крутить движок до «отсечки» (6000 rpm и быстрее), иногда не включалась очередная передача. Так и не узнал, почему. Как будто в коробке или сцеплении какой-то ограничитель центробежный стоял. Машина-загадка…
Заменил сальники коробки, профилактически, стоит копейки, да и их ведь легче менять, когда коробка отдельно. Но тут снова начались морозы и снова что-то меня ломало корячиться в холодном гараже. А в сцеплении развалился ведомый диск (фрикционный). Вернее, его пружины, и были разбиты места под них. Попробовал диск напильником – сырец… Кстати, сцепление умирало очень долго, не один месяц, то вдруг переставая выключаться, то снова восстанавливаясь. Выжимной сильно шумел, но жаба покупать новый давила, разобрал старый, смазал, собрал и поставил на место.
Весной поставил сцепление и коробку, перебрал движок (об этом уже писал). Поставил все на место, но один шланг (печки) решил не менять, он нормально выглядел. Вот из-за этого шланга и вскипятил тот первый раз машину.
Да, по-моему, в первый год сделал полный антикор. Разобрал весь салон, промыл все полости, удалил редкую ржавчину, залил в полости мовиль, все покрыл мастиками. Снаружи проварил пороги (на заводе точечной сварки пожалели) и крылья внизу. Все днище очистил и прокрасил мастикой, то же и с арками. Кстати, ржавчины практически не было, а машине 9 лет было тогда. Чтобы не оторвались передние чашки стоек, изнутри из уголков и прямоугольных труб соорудил усиление. Тот, кто его увидел (новые хозяева), наверное были впечатлены. Но с тех пор проблем с этими чашками у меня не было, несмотря на жесткую, порой жестокую езду.
Поставил подкрылки. Под морду завел защиту от 41-го москвича, доработав, разумеется. Встала, как будто для нее сделана, но дырки под слив масла я не делал, поэтому для его замены защиту скидывал. Лет на несколько проблем с кузовом быть не должно.
Мордочка у Таврии короткая, в смысле, свес передний, и бампер по форме совсем не бульдозерный, поэтому вода из луж заливала фары, капот и даже лобовик. Для устранения этого явления под бампер повесил резиновые фартуки, как когда-то раллисты делали. Фартуки купил на базаре, зеленые, но других не было. Для ремонта поломанных бамперов взял бошевский фен, за 4400 (!) по тем ценам. За эти деньги я мог взять 4 бампера… Но бамперы я ремонтирую сам. Один раз паял передний. Задний дважды. Первый раз после кустарного ремонта от прежнего хозяина. Второй раз после неудачного разворота зимой. Привык, что бампера Таврии очень прочные и ткнулся задом в сугробик из пушистого снежка. А под ним ледяная глыба была… Итого, ¾ фена только на бамперах этой машины окупил :).
Замена редуктора привода спидометра не помогла, его стрелка дергалась все сильнее, а потом и скорость начала занижаться раза в полтора-два. Ну, думаю, сам спидометр дохнет. А он мне сразу не нравился, комбинация приборов похожа на ту, что на Тойоте была, без тахометра. Пошел и купил тахометр, спидометр, указатели температуры и топлива от 5-й и 6-й моделей ВАЗа. Взял рамку от пятерочных же приборов и с помощью фена и паяльника соорудил панель под спидометр и тахометр под таврийное гнездо. В качестве лампы давления масла взял здоровенную от грузовика и поставил ее сверху между тахометром и спидометром. Если она моргнет – слепой заметит. Сверху на панели наклеил матовую серую пленку, чтобы закрыть следы пайки. Той же пленкой с помощью фена обклеил фрагменты панели дверей и другую обшивку. Получилось как фирменное изделие и кое-какое разнообразие в до того в мрачном черном салоне. А новая панель приборов стала как у старых «Феррари» :) Жаль, фото не осталось. Указатель топлива и температуры вынес на «центральную консоль», не помню, вместо чего, наверное вместо пепельницы. Кстати, а прикуривателя в машине нет в принципе.
Никакой аудиоподготовки в машине тоже нет в том же принципе, ни гнезд для «головы», ни мест для динамиков. Но есть большой карман типа перчаточного ящика. Вот в этот карман и вставил тойотовский приемник. Во всех моих машинах я только радио и слушаю, даже если в них есть какое-то иное устройство. Динамики взял какие-то очень плоские с надписью на решетке «Hitachi» и врезал их в пластиковую обшивку дверей, ту, которую серой пленкой обклеивал. Вырезал гвоздем (не было тогда у меня электролобзика), сделав из двух гвоздей и рейки что-то типа циркуля. Вышло здорово с точки зрения дизайна. Фоток нет, поскольку никогда не думал, что буду писать отзыв об этой машине, тем более на «дроме» :). Разумеется, дырок под провода в дверях и стойках не было, сверлил сам, «по науке», с разносом по высоте, вставлением резинок, чтобы провода не перетерлись об края металла. Через несколько лет изоляция провода, оказавшаяся не очень морозостойкой надломилась по изгибу, а за ней полопались и жилы провода. И появилась удивительная фича, как на дорогих машинах. У них, когда дверь открывается, звук приглушается, чтобы окружающие музыку, которая им может не навиться, не слушали. У меня получилось также, дверь открываешь – динамик замолкает, закрываешь – снова работает :). Антенну приклеил на стекло сверху, с внутренней стороны, за зеркалом, на голубую полоску. С улицы она не видна и вид не портит. Правда, она и не ловила толком.
Зачем-то заменил родные ручки стелкоподъемников на новенькие от ВАЗа. Зря я это сделал. ВАЗовские ручки – расходный материал. Сколько я их потом переломал, и пластиковых и металлических… а родные засунул черт знает куда. Но потом за дикие деньги (рублей по 100 за одну) купил ручки для ВАЗа, сторонней фирмы, которые вызвали уважение сразу. Они тоже металлические, но отличного качества. Окрашены в серый перламутр. Так с ними машину потом и продал. А почему ВАЗ массово перешел на электростеклоподъемники я понял – они не смогли освоить качественные ручки.
Когда ставил приборы от ВАЗа, обнаружил, что топливоуказатель не снюхивается с топливомером, они работаю вообще в разные стороны. Пришлось купить датчик в бак от «Нивы». Кстати, их баки похожи. А у него есть датчик «жадного глаза», но провода в проводке Таврии для него нет. Вскрыл обивку порога и в штатный жгут добавил кучу проводов: для дворника, обогрева, «жадного глаза» и еще чего-то, с запасом. Узнал, что топливомер Нивы врет безбожно, но «жадный глаз» загорался четко.
Невиданная проблема появилась, откуда не ждали. При замене приборов на жигулевские, наверное неделю пытался понять, что куда цеплять, ибо распайки разъемов нет, все узнавал с помощью тестера, увлекательное занятие. Для подключения истратил килограмм автомобильных разъемчиков, но делал все, во-первых, на совесть, во-вторых, чтобы при необходимости можно было легко вернуться к прежним приборам. Так вот, оказалось, что контрольная лампа поворотников у жугулей и Таврии работают по-разному, у одной от «минуса», у другой – от «плюса». Неужели из-за такой фигни все назад возвращать? Думал-думал… и поставил в цепь контрольной лампочки поворотников еще одно реле поворотов! Вот уж кто-то будет гадать, зачем в машине два реле поворотников :).
Закончил наконец-то тюнинг панели приборов и обнаружил, что стрелка спидометра по-прежнему дергается и спидометр показывает черт знает что! Заменил тросик спидометра и все пришло в норму… М-да, оказывается, ни перебирать коробку, ни менять приборы не нужно было… Да, тросик от Таврии не подходит по резьбе к жигулевскому спидометру. Намотал изоленты на резьбовую часть спидометра и завернул поверх гайку троса, думал, временно, оказалось – навсегда :)
Вскоре заметил странную, но приятную вещь: с новым спидометром машина стала резвее. Пожалел, что взял спидометр от пятерки, а не шестерки. У пятерки он размечен лишь до 160 км/ч и Таврия легко укладывала его стрелку на ограничитель и пыталась загнать дальше, это свыше 170 км/ч! Приятно, конечно, но тестовая поездка мимо километровых столбов показала, что когда на спидометре 120 км/ч, реальная скорость: 95 км/ч :( Вот такие спидометры и позволяют владельцам ВАЗов ездить со скоростями, недостижимыми для япошек :) А ведь я специально по характеристикам жигулевский подбирал, чтобы показания остались верными… Кстати, пробег он показывал довольно точно, это только в скорости «слегка» завирал.
На заднее стекло наклеил третий «стоп», не для понтов или ТО (тогда он не требовался), а для безопасности своей задницы. Пиндосы давно установили, что он уменьшает шансы получить в зад. Наверное, так оно и есть, в зад я всего раз получил :), от зазевавшегося пацана на «Ниве». Но у Таврии крепкие бампера, только грязь осыпалась :).
В моторном отсеке поставил второй насос стеклоомывателя, для заднего стекла. Для забора воды в него, из латунных трубок спаял с помощью фена и паяльника разветвитель. Протянул трубку через всю машину, через переднюю стойку и верхний короб крыши и заднюю стойку назад, к заднему стеклу. Наверное день на это ушел :). И тут появилась нереальная проблема, нужен оригинальный распылитель стеклоомывателя, другие вообще не подходят, они «писают» с поворотом под углом ко входу в него, а таврийный – прямо. Через год уговорил мужика на Таврии с этим распылителем, но без дворника (!) обменяться на заглушку с доплатой :). Нафига на машину без дворника ставить стеклоомыватель? Машин-загадка… На панели справа от руля поставил две кнопки управления брызгалкой и дворником. Тыкнуть в них можно было не глядя, эргономика однако :).
У Таврии, как и у зубила зад быстро грязнится/пылится. Для борьбы с этим злом поставил «фирменный» таврийный спойлер на верх задней двери. Правда, как и положено у нас, он не подошел, пока я к нему болгарку и сварку не применил, иначе упирался в крышу. Задняя дверь у Таврии, как у нормальных машин, а не как у зубила, выполнена не в виде люка, а в виде крышки. Это дает эффект эжекции, что не пускает в салон пыль через неплотности уплотнения. После установки спойлера исчезла надобность в заднем стеклоочистителе и стеклоомывателе, пыль/грязь на заднее стекло в движении не попадают, а осевшая на него пыль/снег потоком воздуха в движении сдуваются. Знал бы, не мучился бы с электрикой.
С завода наружное зеркало было одно. А у меня оно было «тюнинговое»: при превышении скорости 60км/ч, оно складывалось :) Вместо одного наружного зеркала (места есть для двух), поставил зеркала от 029-й Волги. Мучился долго, но результат того стоил, они крупнее, нормально управляются изнутри и просто красивее. Но их мне стали сшибать проходящие мимо пешеходы. Черные зеркала на фоне черной боковины (окрасил все вокруг стекол, что внешне преобразило машину) похоже не замечаются рассеянными пешими. Зеркала, конечно, травмобезопасные складные, но когда-нибудь их должны были оторвать. Наклеил на зеркала белые катафотики от велосипедов и сбивать их прекратили.
В белый цвет покрасил обода и колпаки, что еще больше улучшило внешность Таврии. И вообще, она красивая и гармоничная машина с простой, но выразительной внешностью, легкая и стройная, в отличии от безликой жирной восьмерки.
Вырезал часть облицовки радиатора и поставил осваровские противотуманки.
Отремонтировал дверные замки, но так и не понял, почему они не работают. Просто чего-то подогнул/подстучал и они стали работать. Поменял личинки на восьмерочные, для двусторонних ключей. Для этого потребовались токарные работы, но зато ключ ощупывать в темноте не надо. Правда, был удивлен невеликим разнообразием рисунков ключей восьмерочных личинок из запчастей. Имея небольшую связку, можно открыть любое зубило. Но у меня-то Таврия! Однажды случайно захлопнул машину с ключами. Разумеется, ключи от ближайших моделей 8-го семейства не подошли :). С какой-то попытки, минут за 15 с помощью крючка из проволоки, засунутого под уплотнитель, удалось дверь разблокировать.
Как и полагается тюнинговому ателье, проведшему серьзеную работу с машиной, я выколупал фирменную ЗАЗовскую эмблему из облицовки радиатора и надпись «Таврия» с задней двери. Дырки от нее были закрыты гордым треугольником «Ш» :)
Пришла третья зима. Ее я встретил во всеоружии, на новых, уже шипованых шинах, Близзака я почти сразу продал, не понравились они мне на льду. Взял какую-то Таганку, пожалуй, лучшую на том момент из отечественных.
В эту же зиму я познакомился с автогонщиками и впервые выехал на ледовую гоночную трассу. Гоночная Таврия – это звучит :) На этой трассе намотал несчитанное количество кругов (длиной 1.5 км). Однажды, на этой трассе налетел на снежный бугорок, притаившийся на краю бруствера, оказавшийся ледяной кочкой. Удар в подвеске был такой, что я сразу понял, машине конец, морда наверняка согнулась. Но осмотр не выявил никаких повреждений, только через год начал стучать левый «краб».
Как-то по началу зимы довелось «заночевать» на стоянке. А ночью вдруг поморозело, может и не сильно, градусов до 15-20, но после устойчивого плюса это катастрофа. Пока шел до стоянки, наблюдая, как весь город друг друга за галстук таскает, размышлял, не давно ли пора было заменить аккумулятор… Охранник стоянки почти сразу начал готовить пусковой аппарат, а Таврия, вместо привычного бодрого вжжж, издавала лишь печальные ву… ву… С третьей попытки, издав последнее «ву» она вдруг бодро затарахтела своим моторчиком. Охранник офигел, сказав, что это третья машина, которая завелась сама. Первые две были тойота и шестерка. А ведь в движке была полусинтетика аж от самой «Сибнефти», в придачу с чуть живым аккумулятором.
На вторую зиму в ледовой гонке мы со Ставридой порвали как Тузик грелку 12 конкурентов в нашем классе (переднеприводном), Хонды и Хендаи, Тойоты и Ниссаны. Наш отрыв был катастрофическим. И это несмотря на уже хоженую российскую зимнюю резину и изначальную малую приспособленность Таврии к зимним гонкам: у нее приводы сильно отличаются по длине и сильно наклонены, поэтому при разгоне одно колесо легко срывается в пробуксовку, а второе отдыхает, самоблокирующихся же дифференциалов для Таврий нет в природе, для зубил и Ок есть, а для Таврий – нет. Но уже в гонке следующего сезона мы также позорно проиграли, даже не попав на подиум. В основном из-за тюнинга подвески.
Стойки постукивали все, сразу после покупки, хотя и не сильно (говорят, украинские стойки стучат уже на конвейере). Когда стуки усилились, появились следы утекания масла, обнаружились разрушающиеся сайлентблоки, застучал «краб» (убитый на ледяной кочке), решил перетряхнуть подвеску (года через 4 после покупки). Усилил рычаги подвески. Купил спортивные амортизаторы. Настоящие спортивные, производства германо-украинского (украинский корпус, германская начинка). Спереди поставил «десяточные» «крабы» - морда поднялась сантиметра на три. Чтобы восстановить «баланс», нужно было поднять и зад. Для этого к новым амортизаторам (вернее, стойкам, подвеска аналогична зубилу), снизу, под штатные проушины, я приварил новые. Зад поднялся сантиметра на 4. Благодаря этому «пакету» Таврия прошла в качестве машины сопровождения ретропробега по Горному Алтаю, следом за старыми москвичами и ГАЗ-69. С полной выкладкой осилила даже бездорожье перевалов. Благодаря спортивным амортизаторам можно было не тормозить перед лежачими полицейскими. Машина просто через них перепрыгивала без намека на пробой подвески. Занятно, что за все время ни одна пружина не только не сломалась, но даже и не просела. Можно было ходить по грунтовым дорогам на скорости за сотню… Но, увеличение клиренса увеличило и наклон приводов – эффект буксования одного колеса при старте на льду стал катастрофическим. Жесткая подвеска ухудшала сцепление на льду, да и шины стали условно зимними, скруглившиеся шипы царапали лед, но за него не держались… В итоге, пока я еще пытался тронуться с места, конкуренты на Тойотах с Нордфростами и Хаккапелитами уже подходили к виражу. В вираже мы отыгрывались (даже с чуть живым ручником), но в конце очередной прямой снова катастрофически отставали… Да, не предназначена кроссовая подвеска для ледовых гонок. Кстати, в ЗР как-то была информация, что Таврия, стартовав в кроссе вместе с УАЗиками, заняла второе место. Кто еще скажет, что Таврия – слабая машинка? Благодаря жестким амортизаторам Таврия стала намного лучше управляться, да я еще и кастер увеличил и вместо «развала» сделал «завал» передних колес. Когда ставил новые заднее стойки, они почему-то были без сайлент-блоков. Купил их отдельно, самые фирменные и дорогие. Внешне они вызывали доверие… и развалились чуть не через неделю. Ну, пусть и не через неделю, но через несколько тысяч. Просто резина просела и обоймы начали бить друг по другу. Поматерился, но ездить-то надо. Вместо сайлент-блоков забил москвичовские рессорные втулки. Думал, временно, оказалось – навсегда! Они за все время даже не просели.
Но время берет свое. Снова развалилось сцепление, в этот раз уже корзина, вероятно ей еще от обломков первого ведущего диска досталось. Снова вытащил силовой агрегат. Как ни странно, но ведомый диск производства Дэу тоже сильно сдал, помнится, у восьмерок сцепление редко живет больше 30 тысяч (особенность конструкции, вернее, просчет), не ожидал, что в этом отношении Таврия будет такой же. Купил новые диски. Заменил выжимной, который стал шуметь слишком громко, но новый мне не понравился сразу, паленка какая-то, а других нет. А я, в отличие от большинства других тавроводов, почти всегда брал самые дорогие запчасти. Даже дворник передний (один, как у мерса) взял зимний какой-то крутой, рублей за 500 (это уже со скидкой от знакомого). Кстати, новый выжимной стал шуметь сразу же…
Заменил стартер, который умирал на протяжении нескольких месяцев – иногда отказывался крутиться. И вообще, при запуске стартер издавал громкий поросячий визг. Народ пугался и подозрительно смотрел в нашу сторону. Наверное, это так «бендикс» работал. Бендикс я потом менял, но новый визжал почти также. Когда стартер затих насовсем, вскрытие показало, что щетки, перед тем как износиться полностью и выпасть из гнезд, изрисовали контактный торец на якоре. Его можно было проточить, но я купил новый стартер. Крутит хорошо, но визг остался!
Один раз рвался тросик привода замка капота. На его ручку стоит посмотреть японоводам, впечатлит… К счастью, обрыв не совпал с… в общем, как бы ни в первый год обладания Таврией мы горели. Летом, в жару, из под капота повалил дым. Забыв о противопожарной безопасности, открыл капот и сдернул клемму с аккумулятора. Когда дым рассеялся, обнаружил обгоревший провод от генератора. Выдрал его совсем а уже дома обнаружил, что генератор (белорусский, по-моему) вышел из строя по причине КЗ, возникшего из-за заводского брака: контактный винт был неплотно посажен в пластину диодного выпрямителя, поэтому в этом месте пропадал контакт, возникало искрение, электроэрозионный износ и на десятом (кажется) году жизни машины головка винта прогрызла пластину насквозь и замкнула генератор. Винт я заменил на обычный, поставив его с гайкой. Удивительно, но генератор, включая выпрямитель и регулятор, не сгорел. По-моему, тогда же профилактически поменял щетки и забыл о генераторе.
Кстати, за все время в машине, по-моему, не сгорела ни одна лампа и ни один предохранитель. Зато сгорел сам блок предохранителей. Он от жучки, с уродскими керамическими предохранителями, где вечно пропадает контакт и происходит сильный нагрев. Вот так, в дождь, когда я ехал с фарами, обогревом заднего стекла и печкой, фары вдруг погасли и завоняло изоляцией – блок предохранителей расплавился! Но эта беда ВАЗоводам известна хорошо. Выбросил это уродство и взамен поставил современный блок ножевых предохранителей от Волги. К нему претензий не было. И еще о предохранителях. Я так и не узнал, какой из них за что отвечает (да и повода «познакомиться» ведь не было). Подписей на крышке, как это сделано у большинства японцев нет, а то, что указано в схеме электрооборудования лишь частично совпадало с моей машиной. Таврия вообще загадочная машина. И из всех выпущенных ЗАЗом, нет и двух одинаковых.
Выходили из строя оба реле фар, году на 12-13 ее жизни. Как ни странно, без нареканий работал датчик вентилятора. Пропадал звуковой сигнал – стерлось контактное кольцо на руле – отдельно его не бывает, а менять руль не хотелось (он же вручную кожей обшит был) – взял от жучки кольцо контактное и подогнал под себя. Стершееся кольцо отломило контакт на блоке подрулевых переключателей – жигулевском убожестве с тремя тоненькими лапками. Из-за маленькой пластинки взял весь блок в сборе.
Периодически выпадало из направляющих стекло водительской двери. Такая же фигня была и на Тойоте. Пытался подгибать направляющие, но кардинально это проблему не решало. Кстати, о Тойотах. У меня на ЛайтЭйсе потела коробка, похоже, засорился сапун, расположенный в углублении прилива, где грязью он не зарасти ну никак не мог. Но чтобы добраться до него, требовалось снять коробку! Вот и хваленая Тойота :) Но вернемся к Таврии.
В своих гнездах болтались сопла системы вентиляции на панели. Подложил под их оси картонные шайбочки и сопла всегда оставались в заданном положении.
В предпоследний год, зимой, я не смог вернуться в гараж на ночь. Машина отказалась заводиться, а когда заводилась, глохла. Было уже темно и машину бросил за оградой на работе. Утром привез с собой кучу запчастей, приборчик для проверки зажигания с датчиком холла. Мучился долго, но после замены коммутатора (восьмерочного, сделанного еще в СССР), машина заработала. Дело было не в бобине… Счастливый поехал домой. Вскоре машина снова стала глохнуть, заводиться с трудом и снова глохнуть. Метров в 300 от дома встал напрочь. Заменил все: датчик холла, коммутатор, только провода со свечами да катушка остались. После замены катушки (восьмерочной, сделанной в СССР, а прибор утверждал, что она исправна), машина ожила. Дело было в бобине :) Вернее, и в коммутаторе и в катушке сразу.
А еще меня замучил карбюратор, Солекс восьмерочный, но с жиклерами для 1.1 литра. Вроде этот карбюратор простой, но какое же это дер…ьмо. Выставить уровень в поплавковой камере на нем – целая эпопея. Существует туева хуча методик, как это сделать (заводская не работает), но какая из них подойдет к данному карбу – не знает никто. Купил специальный калибр, но он давал завышенный уровень. Ну что стоило сделать окошко смотровое, которое даже у японцев присутствует? Я даже подумывал заменить это уродство на японский карб. Но так или иначе, а работать его я заставлял. И лишь ближе к концу нашей совместной жизни он ушел в глухой саботаж. Появился неустранимый провал (еще одна причина поражения в ледовых гонках – плавно добавляешь газ и получаешь рывок и буксование). Потом появился черный дым при сбросе газа. Ни замена всех внутренностей, ни промывка, ни регулировка по книге результатов не дали. Я даже леской проверял проходимость всех каналов… К тому моменту я уже понял, что Таврия скоро будет продана и новый карб покупать не хотелось. Кое-как поплавком и винтами нашел приемлемые настройки. Кстати, когда машина исправна, на трассе она при скоростях до 100 км/ч укладывалась в 5 литров на сотню. Но благодаря восьмерочному карбу она редко бывает исправна. А если воздушная заслонка залипает (болезнь солексов), то можно и в 15 литров уложиться… И вообще, зачем нужен Солекс? В книжке по Солексу написано, что Вебер (на жучках-копейках ставился) не может работать на поперечном движке. Бред. Японские карбы очень похожи на Вебера, а на поперечниках работают прекрасно. Неоднократно пропадал холостой ход. Клапаны ЭППХ стали расходником. «Левые» («кооперативные») работали неделю, «правые», которые вдовое дороже, две недели… Кстати, если этот клапан щелкает, это еще не означает, что он исправен.
В 2005 году мы с Таврией полным составом семьи с полной выкладкой прошли в качестве «джипа сопровождения» с пробегом старинных и редких автомобилей: Москвич-401, Москвич-407, ГАЗ-69. У этих машин клиренс 22 сантиметра, причем, до балки моста, а у меня 17 см (хороший показатель для современного паркетника) до защиты силового агрегата. Но Таврия за ними прошла, чем поразила всех. Когда на спуске с Ороктойского перевала «старички» перебрались через широкую каменную россыпь, из камешков разной величины, они встали на той стороне и высыпали посмотреть, как же мы пройдем. А мы прошли, даже без повреждений, спасибо защите от Москвича :) и лифтованной подвеске. После того пробега мой знакомый, шедший на ГАЗ-69, был так впечатлен Таврией, что продал своего Патруля (деньги требовались) и купил Таврию 1995 года, с микроскопическим пробегом, в идеальном состоянии. Ох и хлебнул он с ней… Помните, что я писал про влияние года на Таврию? Да, а проходимость у Таврий выше всяких похвал. Передний привод с небольшим весом и хорошим просветом – это здорово. Однажды в бурную весну выезжал из гаража по подраскисшему укатанному снегу. На участке в 100 метров много раз проваливался и жестоко буксовал. Добуксовался. Задняя включилась и не выключилась! Так и выехал задним ходом. Бросил машину на улице в гаражном кооперативе, а на следующий день передача легко выключилась. Но потом еще неоднократно ее заклинивало во включенном положении. Потом прошло. Профилактическое вскрытие коробки (вторая замена сцепления) потом ничего не выявило, кроме расколовшегося (!) сухарика на одной из муфт переднего хода. Кто только эти сухарики делает… Мелитопольский моторный, кто же еще. Хотя, возможно это был тот самый, который я уже менял из за смятия. Тогда это и «кооператив» мог быть. А еще в коробке был стопорный винт вилки переключения, с трещиной повдоль! Перекал, похоже. От греха подальше заменил.
В 4-м и 5-м годах (вроде так) активно гоняли на спортивной трассе. Применяли приемы прохождения поворотов, недоступные многим. Например, упор и отскок. Гонишь на все деньги по льду а на повороте упираешься передними бампером и крылом в бруствер из снега и проходишь так весь поворот на полном газу – таврийные бампера с ВАЗовскими не сравнить. Отскок – очень жестокая вещь. В крутом повороте, на входе иногда можно найти твердый участок бруствера, в который бъешься сходу внешним передним колесом, с одновременным поворотом и газом. Если все делать правильно, то машину выбрасывает почти на выход с поворота. Но если промахнуться… Разумеется, в любом случае подвеске это здоровья не добавляет…
Потихоньку начал ржаветь кузов, отмечаясь рыжими точками на красе. Появилась и одна сквозная дырка внизу левого переднего крыла. Но она наметилась еще до моей эпохи, точечное вспучивание краски там было сразу. Хорошо было бы ее всю ободрать и заново покрасить, чего мне уже не хотелось. Поразительно, но вся выпускная система так и осталась родной, и это за 14 лет эксплуатации!
Сейчас перечитываю и удивляюсь, сколько же труда было в нее вложено (в части «тюнинга» здесь не все перечислено). Хотя, не так уж и много, с учетом особенностей эксплуатации. После больших профилактических работ в первый год, я года три потом с собой даже отвертку не возил, только домкрат и баллонник. И даже отвертка мне ни разу не потребовалась. Потом, правда, я вдруг вспомнил, что это не японка, и небольшой набор инструментов собрал, но он почти не требовался, разве что, когда была та эпопея с зажиганием.
Году в 2005 в Барнауле появились новые «Таврии» - «Славуты». Не взять ли мне ее? Пошел, посмотрел, пощупал… Угробили машину. На кой мне «лакированные» бампера в цвет кузова? Зачем мне этот глыбообразные «псевдоседан» с пятью дверьми? Зато под передней панелью, над ногами водителя точно также болтается жгут проводов с каким-то реле, как было и у меня, до моих доработок. Ох, не будет у этой машины перспектив. Им нужно было всего-то поднять надежность и наладить сервис. При цене, как у Оки, эта машина была бы очень востребована. А так… И ведь проходили все это, на АЗЛК… не научились…
Эпилог
Начал давать объявления в ИРВР. «Не бита, не крашена, рабочая, 25 труб…» Неделя, вторая… Занятно, когда я выезжал на местную барахолку продать всякую всячину (шины «Близзак» например), меня регулярно просили продать машину, а тут – тишина… Прошел наверное месяц. Вдруг звонок и смотрины. Судя по повадкам, типичный перекупщик. Даже на Таврии есть перекупщики (сам он тогда ездил на «Дане» - Таврии-универсале). От машины он определенно в восторге, но давит на мелочи, вроде подтекающей коробки (я в нее залил дорогущую Ликви-Моли, а она не по вкусу пришлась, началось «отторжение» и масло пошло наружу по стыку картера). Говорит, что берет прямо сейчас, но за 20 тысяч, по доверенности и без снятия с учета. Якобы кому-то в деревню. Поднимаю до 22 и со снятием с учета за его счет. С тоской смотрю на уже чужую машину. Ни с одной машиной мне так не хотелось расставаться. Но что делать. Внимания она требует все больше. Запчастей к ней все меньше да и качество их просто ужасное. Хотел оставить ее для спорта, но того же самоблокирующегося дифференциала на нее нет в принципе, как и путевых зимних шин, а без них на льду делать нечего, а быть статистом как-то не хотелось. Больше я ее не видел, возможно, действительно ушла в деревню.
P.S.: Этой осенью выпуск «Таврий» (Славут) на ЗАЗе полностью прекращен.
А ксинкая пришлось выбрать для названия потому, что буквы "Z" в списке марок не нашлось, "Х" последняя :)