Дела давно минувших дней,
преданья старины глубокой...
А.с.Пушкин.
Писать или не писать, вот в чем вопрос! Вроде бы много уже воды утекло с тех пор, как имел смелость завладеть легендарным "Запорожцем", стоит ли вспоминать? Если отзывы о более-менее "свежей" технике могут кому-то помочь в выборе покупки или поделиться опытом в эксплуатации, то воспоминание о "зазике" могут только развлечь и повеселить публику. Ну а что? Развлечь, так развлечь! Думаю цель вполне благородная. Так слушайте же историю моего "Запорожского периода".
Пролог.
Молодежи сегодня трудно поверить, что были времена, когда купить новую машину было очень трудно, даже если деньги лежали у тебя в кармане, а приобрести поношенную практически невозможно, машины переходили по наследству. Вот в эти веселые времена и довелось мне пожить, будучи молодым, полным сил и желаний.
В конце 80-х наше социалистическое государство наконец-то позволило легально заниматься индивидуальным предпринимательством, но... как бы сопротивляясь, добавило- "это нам чуждо, поэтому необходимо иметь "ОСНОВНОЕ место работы", где вы будете приносить НАСТОЯЩУЮ пользу советской Родине". К тому времени я уже шесть месяцев, как уволился "по собственному", и ломал голову, куда же приложить свои усилия. Специальность моя радиотехник, вот я и занялся ремонтом бытовой электроники, но... следуя указаниям советской власти, устроился на пол ставки кочегаром в начальную школу))) Формальности соблюдены и, как грицца -бизнес пошел!
В скором времени появились и некоторые скромные сбережения, которые потратить в то время было очень проблематично, в магазинах то шаром покати. Ну купил видеомагнитофон с кассетами (тогда пяток видеокассет стоили как норковая шапка, а сам видик , как мотоцикл УРАЛ с коляской))))), купил кинокамеру, куртку замшевую... две штуки... А дальше? Вся страна стояла в очередях, в призрачной попытке купить самое необходимое, а машины вообще были объявлены роскошью. Работа моя между тем требовала колес, появилась жизненная неоходимость покупки транспортного средства.
Упомянутая мной "скромность" сбережений не позволяла купить машину c переплатой, дачей взяток, покупкой очереди и др. Оставался бэушный хлам. С трудом нашел неплохой запорожец и купил, всего то за 3000руб, при том что видик обошелся мне в 4500. Это вовсе не тот ЗАЗ, о котором я хотел рассказать. Проездив на нем пару месяцев, задумался о покупке Жигулей. Стал продавать все что нажил непосильным трудом: машину, видеомагнитофон, кинокамеру, куртку замшевую... две...нет, три куртки. Набрал необходимую сумму, начал подбирать варианты... Все бы ничего, да вот время для покупки я выбрал, мягко говоря, самое неподходящее, на дворе стоял октябрь 1991 года.
Утром 1 ноября все мы проснулись и с удивлением узнали, что стали намного беднее -Ельцин отпустил цены, которые тут же рванули вперед. Шок! Деньги методично превращались в бумажные фантики, мираж под названием "Жигули" стал растворяться, растворяться и вскоре совсем исчез. Ума хватило не выжидать а действовать незамедлительно. По рассказам знакомых, те кто решил переждать, вместо машины купили: кто-то мотоцикл "Минск", кто-то велосипед "Урал", а самые терпеливые пару шоколадок "Машенька")))
Метнулся по деревням и вскоре в 30-ти километрах нашел старенького дедулю (далее - дед, дедушка, дедуля, дедуля-продавец), который продавал ушастого ЗАЗ-а (скажете -"опять ЗАЗ???!!!", а куда было братцы деваться?). Делаю дедуле предложение, от которого он не мог отказаться, расстаюсь с тающими на глазах деньгами, не заводя мотор цепляю "зазика" на буксир и домой... Только когда колеса миновали порог гаража, делаю глубокий выдох, УХ!, а могло быть и хуже, реальной была перспектива вообще остаться пешеходом.
Итак, продав кучу всего разного и нужного, я приобрел... Запора: год выпуска не помню, цвет синий , 30л.с., без турбонаддува, но с ушами (аналог компрессора, работает на больших скоростях, гениальная разработка украинских ученых))), никапли не 4WD, но очень тянучий задний привод, без аккумулятора, со старой дырявой резиной, да еще и не на ходу (хотя дед клялся и божился, типа -"как ВЧЕРА приехал с рыбалки, заглушил, так ПОЛ ГОДА и стоит..." и крест животворящий на лоб...))) Этот дедуля мне еще не один нерв потом потратил, когда стали оформлять и ставить на учет.
Очень быстро инфляция съела большую часть тех "немалых" денег, которые я деду заплатил за машину и когда весной я снова появился у него в доме, он просто ошарашил всех двумя громкими заявлениями -"я потерял документы!" и "доплачивай-ка еще миллион!" Бабка его чуть со стула не свалилась, говорит- "ты чё, старый, с ума сошел?!". Сын его, побледнев, прохрипел - "ты , батя, охр...нел чёли?". И хоть желание легкой наживы еще сверкало в его глазах, но против родных дед не решился пойтить, сел на попу и успокоился, а документы мне пришлось потом за свой счет восстанавливать.
Наконец машина моя! Начался ремонт. Разобрав двигатель увидел почти полное отсутствие поршневой, ввиду запредельного ее износа, поршня болтались в циллиндрах, как палец в стакане, гнутый распредвал, запоротая шейка коленвала... По всему ранее был обрыв шатуна, со всеми вытекающими, о чем дедушка скромно умолчал. Говорят человеку очень везет, когда его матерят (помните примету, действующую безотказно на экзаменах). В те дни дедушке-продавцу надо было стопудов ехать в казино и там ставить "вабанк", должно было обязательно повезти , т.к. я постоянно поминал его крепкими русскими словами...
Главной проблемой был коленвал. Где его расточить, если этот коротышка не подходит ни к одному расточному станку. Наконец нашел одного "Кулибина", который это сделал! Он совершил невозможное- наварил запоротую шейку и расточил под вкладыши. Расплатившись, радостный бегу домой и только там обнаруживаю, что одна шейка с эллипсом в шесть сотых мм. Труба! Опять наваривать, опять растачивать? В тот день в казино мог с большой пользой сходить мой "Кулибин" ...мать его...
То, что в следующий момент сделал я, можно делать только с автомобилем типа Запорожец. Я взял мелкую наждачку, ровный брусок, микрометр и ... пилите Шура, пилите... Два часа кропотливого труда, с постоянными замерами и эллипс сдуло, как Фому пенисом!
Двигатель 30л.с. очень простой, я так наловчился его разбирать и собирать, что делал это с закрытыми глазами, буквально на коленке, за пару дней, со снятием и установкой. Ну а Запорожец периодически не давал мне терять этот навык)))
Ремонт получился на славу! Мотор работал как часы! Заводился -как дизель, нет, лучше дизеля (гадом буду, не шучу). Следом привел в порядок салон, выгнал из под заднего сидения семейку мышей, поселившихся без прописки, Подшаманил рулевое (слабое место), поставил музыку...и началась постоянная "жесткая" эксплуатация. Моя синяя бестия, как молния металась по району, помогая зарабатывать мне на хлеб, детям на игрушки. Соседи шутили -" если сложить все пробеги всех машин в квартале, то у тебя все равно выйдет больше". Ну где-то так и было)))
Лирическое отступление. Машина -она как женщина, любит ласку и внимание. Так? Так. Но прав ли тогда А.С.Пушкин, который сказал:
"Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей"
Так и было. Я всегда относился к машинам, только как к средству передвижения ( так завещали нам Ильф и Петров), содержал их в черном теле, на голодном пайке, а машины, не смотря на это, любили меня, служили верой и правдой.
Правда у Пушкина следом идет еще одна строка -"И тем ее вернее губим..." И тут он чертовски прав!
Так случилось и со мной. Буква в букву! В один прекрасный день из моторного отсека ( который сзади) раздался жуткий грохот! Быстренько заглушил, поднял капот... ничего необычного. Что может издавать такой невероятный стук? Завел-грохочет. До дома километров пять, как неохота торчать на пустой дороге, решил продолжить движение.
Итак, картина Репина, нет не Репина, а Сальвадора Дали! Сюрреализм в чистом виде! По дороге едет мааааленькая синенькая машинка, а звук у нее, как у большого зеленого тепловоза, да нет, пожалуй даже громче. Все оборачиваются и замирают от удивления, а я ЕДУ.
Оказывается переломился коленвал, но не по шейке, а по щеке, вот он и продолжал вращаться. Чепуха, делов то на пару дней и я снова в седле. Забегая вперед скажу -коленвал ломался потом еще два раза (я не шучу). Никак не мог понять причину, всегда грешил на разные факторы, в первый раз конечно на "Кулибина")). А причина оказалась банальной -разница в весе поршней с шатунами, один был легче грамм на 25-ть(!). Дедуля после обрыва шатуна, по видимому воткнул первый попавшийся под руку, без взвешивания. В тот день, когда я это узнал, дед спокойно мог бы играть в русскую рулетку, не боясь пораниться, ему бы чертовски везло)))
Все было, и дальние путешествия и аварии ( даже пожар), из которых Запор выходил с честью и редким везением.
Однажды меня боднул в бочину автобус, силы были неравные, пришлось отступать, точнее отлетать, да так, что.......
Я не много букав написал? Знаю, народ не любит много букав, ругается. История моего Запора далеко не окончена. Если вы не против, то "продолжение следует")))