В конце июля в моих руках вновь оказался новый УАЗ Патриот 2017 модельного года. Я был рад этому, ведь лето, впереди поездка к морю. С палатками, надолго, с семьёй. «Патрик» для таких поездок очень хорош: он нереально здоровый, и в его безразмерный багажник можно напихать полный комплект для кемпингового отдыха, даже не сдувая надувные детские пляжные игрушки. Я, конечно, сдул, но места всё же действительно много.
Приятным ранним утром я выкатился из Владивостока и поехал в сторону посёлка Лазо, на пляж бухты Петрова, где планировал провести следующие две недели. Дорога предстояла дальняя, путь неблизкий — почти 350 км. Но не успели мы отъехать от города и на 20 километров, как «Патрик» заглох прямо в движении. О том, что он заглохнет, ничего заранее не предвещало: магнитола работала исправно, электрика не моргала, окна открывались. Просто посреди трассы, когда машина мчалась со скоростью около 100 км/ч, всё электричество вдруг пропало, оставив мне единственную лампочку — замочек на приборной панели.
Сначала я испугался, ведь остаться без усилителей тормозов и руля на трассе довольно опасно. Однако не всё было так страшно. «Патрик» двигался на передаче, а значит, мотор продолжал крутиться и крутить усилители. Я довольно легко съехал на обочину и остановился, после чего открыл капот и полез в блок предохранителей. Там сразу же протянул руку к злосчастному проблемному предохранителю с намерением вытащить его, но стоило мне его лишь коснуться, как электричество появилось. Это было лишь легкое касание, так что сомнений в том, что проблема в плохом контакте, у меня не осталось. Конечно же, первым делом я вынул предохранитель и посмотрел на него повнимательнее: одна ножка предохранителя была искусственно изогнута — видимо, до меня с проблемой уже пытались бороться. Странно, что изогнута была только одна ножка. «Возможно, плохой контакт на другой ножке», — подумал я и воткнул предохранитель наоборот, чтобы поменять контакты местами. «Патрик» ожил и мы с ним поехали дальше.
До места мы доехали без происшествий и нареканий к машине. «Патрик» едет быстро, уверенно, приятно. На грунтовке пыль сильно не сосёт, дорогу держит. Что сильно огорчает, так это магнитола — она неприемлемо медленная, настолько, что даже изменение громкости превращается в какой-то цирк, где можно менять громкость лишь по одному делению в секунду. И ещё если приоткрыть стекло задней пассажирской двери, то оно мерзенько дребезжит.
Я выгрузил из безразмерного «Патрика» бесчисленное количество шмурдяка и осмотрел машину: всё в порядке, автомобиль немного запылился, но выглядел гордо и величественно.
Но уже следующим утром я обнаружил, что за ночь спустило колесо. Ну, невелика беда. У друзей нашелся шнурок и мы решили чинить шину прямо здесь. Для начала надо, конечно, снять колесо. Домкрат и баллонник хранятся в нише под задним сиденьем, надо открыть сиденье и взять их. Но не тут-то было! Сиденье наотрез отказалось открываться.
Как оно правильно открывается, я не знал. Вроде бы просто тянешь его на себя, и всё, но так оно не открывалось совершенно точно. Я поискал какой-нибудь рычажок — рычажков не было. Какую-нибудь специальную лямку, за которую надо потянуть, но и такого ничего не нашлось. После того как стало ясно, что что-то идёт не так, я попробовал открыть вторую половинку сиденья. Вторая половинка открылась легко, от простого усилия на себя. Я принялся изучать механизм запирания, предположив, что на второй половинке он должен быть точно такой же. Сам механизм тривиальный. Точнее, это даже не механизм, это небольшой металлический крючок, который слегка цепляется за металлический выступ на сиденье. Видимо, вторая половинка сиденья как-то сместилась в процессе эксплуатации машины, и на ней крючок цеплялся уже не слегка, а изо всех сил. Как следует прижав сиденье коленкой, его наконец-то удалось открыть. Под ним в аккуратном пакетике лежал домкрат и баллонник.
Оба они заслуживают отдельного описания. Баллонник толком не надевается на колёсные гайки. Но это известный факт, у УАЗа даже была кампания по замене этих баллонников, правда, нашему УАЗу новый баллонник не достался. В любом случае это не стало проблемой, так как я не езжу на УАЗах без хорошего набора инструментов. Так что нужная головка и вороток быстро нашлись, осталось только поддомкратить двухтонный внедорожник. Я взял в руки штатный домкрат и так и остался стоять с ним удивлённо. Впервые в жизни я держал в руках домкрат, сделанный из пластмассы. Я попытался успокоить себя, что это, наверное, только внешний корпус у него пластмассовый, для красоты, а внутри надёжный, крепкий металл, но нет: домкрат пластмассовый весь, целиком. И корпус, и винт, и все его выступающие части. Из металла выполнено только тоненькое ушко, которым он, собственно, касается автомобиля. Всё ещё в некотором недоумении мы поставили домкрат под мост, чтобы поднять колесо, и начали крутить. Ощущение примерно такое же, когда пытаешься что-то смастерить детскими игрушечными инструментами. Тем не менее автомобиль начал подниматься. Лежать под машиной, поднятой таким домкратом, страшно (а приходится, иначе к домкрату не подобраться). Волосы шевелятся. И как только колесо оторвалось от земли, я мгновенно вылез из-под Патриота и с ощущением полной безопасности вдохнул свежий воздух.
Мы поискали дырку в колесе и вскоре её обнаружили. Шину Pirelli пробил обычный камень с грунтовки. Дырку заделали шнурком и колесо поставили на место. Отдых продолжился.
Патриот тупо стоял целую неделю, как вдруг однажды, когда я в очередной раз решил открыть дверь багажника, чтобы достать что-то из вещей, дверь не открылась. Ручка, открывающая дверь, как-то перекосилась и работать отказывалась. «Ну ладно, внутри же есть ещё одна ручка. Открою изнутри, разберу дверь и посмотрю», — подумал я. Но инженеры Патриота думали иначе. Ручка изнутри на двери багажника была на старом Патриоте, 2013 года, а на новом, 2017 года, такая ручка уже не предусмотрена. Я восхитился — для того чтобы Патриот подкидывал проблемы, на нём даже не обязательно куда-то ехать, да что там, даже заводить.
Дверь тем не менее надо было как-то открыть. Загружать и разгружать багажник через салон виделось мне чрезвычайно непривлекательной затеей. Изучив проблему изнутри, то есть изнутри салона, я пришел к выводу, что оттуда до замка я не доберусь. Надо как-то открывать снаружи. Пошевелив ручку во всех направлениях, я, показалось, что-то нащупал, и через несколько попыток дверь удалось открыть. Закрывать я её уже не решился, и пока все отдыхали на пляже и купались в океане, начал разбирать дверь.
Обшивка двери Патриота держится на многочисленных покерах и двух винтиках, один из которых уже раскрутился сам и держался каким-то чудом, а под обшивкой меня ждал вид на укладку проводов и шланчика омывайки: все они держались на скотче, который почти везде уже отклеился, и вся эта лапша свободно болталась между обшивкой и металлом двери.
Удивительно, конечно, но проблема с открыванием двери была совсем не в них. Дело в том, что ручка двери держится на металлическом штырьке, которому ничего, вообще ничего не мешает выпасть из петель этой самой ручки, что и произошло, видимо, от тряски на грунтовке и периодических открываний-закрываний двери.
Как это можно исправить раз и навсегда в полевых условиях, мне в голову не пришло. Я просто вставил штырёк поглубже обратно, убедился, что ручка работает, и собрал дверь заново.
Отпуск шел своим чередом и, наконец, настала пора ехать обратно. Ехалось в хорошем настроении, и я решил дать машине немного копоти. На удивление Патриот легко набрал 110, 120 и даже 130 км/ч. При этом, в отличие от Патриота 2013 года, не было и тени ощущения, что машина сейчас рассыплется прямо на дороге. Напротив, новый Патриот сохранял управляемость и даже оставлял ощущение запаса по мощности. Я совсем расслабился и уже до самого города ехал, уверенно обгоняя длинные колонны, фуры и автобусы. Из некоторых машин на меня смотрели удивлённо — ещё бы, не каждый день тебя на трассе обгоняет УАЗ Патриот.
Дома я разгрузил машину и буднично поехал в магазин купить продуктов на неделю, как вдруг посреди дороги «Патрик» снова заглох. Очевидно, установка предохранителя наоборот не помогла. Но середина дороги — плохое место для исследовательской деятельности, так что я перевоткнул его и поехал дальше, гадая, что же там может быть не так.
На следующий день «Патрика» надо было отдавать, я привёл его в порядок и поздно вечером приехал к дому. Паркуясь передом к невысокому бетонному блоку, решил включить передний парктроник. Парктроник включился, показал мне расстояние до препятствия и отлично меня припарковал. «Ну спасибо, выключайся», — подумал я и нажал на кнопку. Но парктроник и не думал выключаться. Заглушить и завести машину не помогло, на кнопку реакции не было. «Ну ладно, завтра разберусь», — решил я и пошел спать.
На следующий день ситуация не поменялась. При включении машины передний парктроник сразу активировался и работал всё время. «Ну, в этом нет ничего плохого», — показалось мне, и я поехал по своим делам. При наборе скорости изображение радаров и расстояния до препятствия пропало, всё стало хорошо. Однако уже в первой пробке открылись первые, связанные с «вечным парктроником», трудности. На малой скорости парктроник выводит на экран магнитолы изображение радаров, не давая возможности переключиться куда-либо ещё. Таким образом, управление магнитолой в пробке возможно только с руля: переключения режимов, выбор песен, источника звука — всё становится недоступно. Можно приотпустить машину спереди подальше, потом поднабрать скорость и за пару секунд, когда управление музыкой возвращается, постараться успеть сделать то, что нужно.
В таком состоянии я и отдал машину Михаилу. Однако загадка глохнущего Патриота всё же не давала мне покоя. Я предположил, что слабый контакт где-то внутри блока предохранителей, не между предохранителем и контактами блока, а где-то ещё. Через несколько дней мы снова встретились, чтобы разобрать блок. Я раскрутил его и внимательно осмотрел. Но всё было как будто в порядке. При внимательном осмотре я не нашел ничего, что было бы похоже на источник проблемы, хотя очевидно, что проблема была где-то здесь, ведь блоку требовалось лишь лёгкое касание, чтобы «Патрик» ожил.
Мы с Михаилом предположили, что, возможно, проблема в предохранителе, и поехали на местный авторынок искать ему замену. Однако предохранителей такого формата во Владивостоке мы найти не смогли. Во всех магазинах продавцы отрицательно качали головами, и мы, потратив значительное время, так и остались несолоно хлебавши.
Михаил пожал плечами, сел в «Патрик» и поехал, а я смотрел им вслед, наблюдая, как удаляется автомобиль-загадка, которую я так и не смог разгадать.
Григорий Mombo