ВАЗ-2801 — советская экспериментальная модель электромобиля, выпущенная малой серией, предназначенная для перевозок небольших партий грузов. Всего выпущено около полусотни образцов, до сегодняшнего дня «живых» экземпляров почти не сохранилось.
В 1975 году были собраны два опытных электромобиля ВАЗ-2801 на базе модели ВАЗ-2102 с кузовом «фургон». Совместно с московским агрегатным заводом «Дзержинец» были созданы новые двигатели постоянного тока мощностью 25 кВт (ПТ-125) и 40 кВт (ПТ-146). Тяговый электродвигатель ПТ-125 позволял двигаться электромобилю с максимальной скоростью 87 км/ч. Батарея никель-цинковых аккумуляторов НЦ-125 емкостью 125 Ач (НПО «Источник») размещалась под капотом и в передней части грузового отсека, и позволяла иметь запас хода до 110 км при движении со скоростью 40 км/ч.
По результатам испытаний электромобиля ВАЗ-2801 было принято решение по выпуску опытной партии. В 1980-81 годах первая партия электромобилей, 47 штук, была направлена для проведения длительных эксплуатационных испытаний в Москву, Тольятти, Киев, курорт Миргород, машины использовались на территории ВАЗа.
Электромобиль представлял собой двухместный фургон с гофрированными филенками вместо задних окон, задние боковые двери отсутствовали. На месте задней правой двери находился технологический люк для доступа к тяговым аккумуляторам.
Созданные методом «конвертирования» электромобили модели 2801 оказались перетяжеленными, с уменьшенным (из-за размещения аккумуляторной батареи) грузовым отсеком. Их грузоподъемность также была существенно меньше, чем у бензиновых аналогов, т.к. масса аккумуляторов достигала 380 кг.
На часть автомобилей показательно нанесли надписи «ЭЛЕКТРО» сбоку, нередко ВАЗ-2801 светился и на выставках. Но главное отличие от подобных советских проектов в том, что волжский электромобиль не только «светился» перед начальством и красовался на выставках, но еще и выполнял обыкновенную рутинную работу: часть экземпляров трудилась на развозке завтраков, часть работала в почтовых отделениях, известно также о том, что электромобиль использовался на запорожском телеремонтном предприятии «Гарант».
Опыт использования электромобиля хоть и показал его пригодность к повседневной эксплуатации, но выявил также множество недостатков, среди которых выделился слишком малый запас хода. Проект 2801 официально завершили, выпустив свыше 50 автомобилей (с учетом опытных образцов), но решения, примененные в этом автомобиле, еще использовались в дальнейшем на «вазовских» концепт-карах.
ВАЗ 2801
Производитель: АвтоВАЗ.
Годы пр-ва: 1981-1984.
Двигатель ПТ-125.
Максимальная скорость: 87 км/ч.
Разгон 0-30 км/ч: 4 сек.
Запас хода (40 км/ч): 110 км.
Длина/ширина/высота, мм: 3999/1611/1400.
Масса, кг: 1615.
Масса АКБ, кг: 380.
Грузоподъемность, кг: 340.
Установка оригинальных заводских деталей.
100% оригинальный первозданный вид.
8989-163-04-49