СОВЕТСКИЙ ДЖИП
Что можно было купить за 330 000 руб. в 2011 году? Полно приводное, новое, пяти дверное (что бы залезать на задний ряд не в позе знака зодиака) изучив интернет я пришёл к выводу что только нашу Ниву, вообще то уже не совсем нашу. Правильнее сказать Ладу 4 х 4, а именно ВАЗ 2131 о котором и пойдёт дальнейшая речь.
Всё же в угоду удобства я буду называть её по старинке Нивой. Стоил авто на тот момент 331 500 руб. но приобретался по программе утилизации старых автомобилей, и с учётом всех утилизационных махинаций и навязыванием дополнительных опций конечная стоимость составила 307 000 руб. Комплектация предлагалась одна единственная, выбрать было позволено только цвет, что и было сделано в пользу Кварц. Именно в этом цвете, на мой взгляд, Нива выглядит более удачно.
Итак, выбор сделан и предо мной стоит он… официальный распил, который не стесняются продавать на территории нашей страны т.к. делают длинную базу путём разрезания короткой и добавлению посередине проставки. Нужно ехать домой и получать первые впечатления, но перед этим следует уютно расположится за рулём, потратив минуты две, я понял что сделать этого не получится, то педали слишком близко, то руль с ручкой КПП далеко. Вообще чтобы расположится с комфортом в Ниве нужно иметь более длинные руки по отношению к ногам, левую на сантиметра четыре, а правую и вовсе на восемь, не меньше. Так как мои пропорции более стандартны ловлю себя на позе «Шахматного коня» при управлении данным автомобилем в городе и по сей день. На трассе полегче с этим, нет частой нужды в переключениях, но вот что бы включить пятую передачу нужна рука уже длиннее сантиметров на 15 точно (некоторые говорят, что у Нивоводов правая рука действительно длиннее чем левая). Оптимальное положение не найдено, можно ехать домой. Ключ на старт… стоп! А где замок зажигания? Вау слева, непривычно, в дальнейшем многократно тыкал ключом с правой стороны, привычка что поделаешь. Нива завелась с небольшой вибрацией из под капота, которая пробежала по всему кузову как бы говоря «Брррр» и отряхивая с себя капельки дождя (позже выяснилось что так бренчит цепь ГРМ из за отсутствия на первых секундах масла в гидронатяжителе цепи) Пока прогревался мотор настроил зеркала, а они очень и очень большие, слепые зоны минимальны. Осмотревшись, обратил внимание на просторность салона и «аквариумность» Нивы, вердикт - нужно тонироваться. Начав движение сразу же отметил немощность двигателя, что бы тронуться уверенно с места нужно крутить до 3000 оборотов! Так же заиграл оркестр имени Сверчкова. Ручка КПП трясётся, руль вибрирует, зеркало заднего вида дрожит. Первые мысли были что то вроде: А может пока далеко не уехал… нет нет, выбор сделан обратного ходу нет, двигатель наверняка обкатается, а Сверчкова с его недосонатой будем изгонять. Так же в общую мелодию вышеупомянутого оркестра добавляла свою ноту и раздаточная коробка, напевая мне мантру несостоявшейся первой любви с Нивой. Но не всё так мрачно, из положительных моментов отметил наличие ГУР, лёгкая педаль сцепления, неплохие тормоза, а дозировать обороты двигателя электронной педалью просто, точно и легко. До дома ехать 20 км, доехал без приключений, ничего не отвалилось, не открутилось и не сломалось. По приезду заглянул в бардачок, не комплектуют ли они случаем Ниву в закрепление первых впечатлений успокоительными или антидепрессантами? ан нет, не обнаружил ни тех ни других. Дальше как и у всех постановка на учёт, страховка и эксплуатационные будни.
Что установлено в салоне:
- Сигнализация Star Line B9.
- Подкрылки.
- Сделан антикор.
- Коврики резиновые.
Итого насчитали 18 000
Что установлено собственноручно:
- Музыка. Вообще ставить в гудящую и гремящую Ниву даже более менее аудио систему непрактично, т.к. из за шума не удастся насладиться ею в полном объёме, но я был не настолько практичен и в итоге поставил ГУ Alpine CDE 111R, фронт и тыл JBL в дверях с полной ШВИ. В дополнение проклеил все другие пластиковые детали интерьера карпетом и антискрипом, общий уровень шума несколько снизился.
- Бортовой компьютер Multitronics X15. Очень удобно наблюдать за не предсказуемыми параметрами и считывать коды ошибок.
- Фаркоп Bosal.
Итого 17 000
Так же посещал так называемое нулевое ТО на 2000 км. только ради того что бы продлить гарантию, было сделано:
- Мойка.
- Поменяно моторное масло на BP Visco 3000.
- Поменяно трансмиссионное масло на TNK BP Trans Gipoid Super 75W-90(впоследствии, когда второе ТО делал сам, решил проверить уровень. Выяснилось что в мостах масло не меняли, слил чёрную жижу с металлической стружкой и послал лучей добра мастеру на СТО)
- Поменян масляный фильтр.
- Сделан сход – развал.
Итого содрали 6 500
Второе ТО оно же первое, на 10 000 проводил сам:
- Заменено моторное масло на ZIC A+ 10W – 40.
- Поменян масляный фильтр.
- Заменено трансмиссионное масло на ZIC G – F TOP 75W – 90.
На сегодня пробег составляет 19 000 км. И самое время поговорить о достоинствах и недостатках данного автомобиля, начнём с недостатков, о них можно говорить много и долго.
НЕДОСТАТКИ:
- Слабый кузов на скручивание. Считаю самым главным огрехом этого авто, в голове сразу возникает ассоциация с хлипкой картонной коробкой. При диагональном вывешивании закрывая, открывая двери становится понятно что кузов сильно деформирован, а багажник и вовсе не закрыть. Из за этого эффекта, даже на дороге с лёгкой неровностью начинает в салоне щёлкать и скрипеть вся тоненькая пластиковая начинка кузова. К ней также присоединяется дверь багажника, из за постоянных амплитудных смещений из стороны в сторону, начинает скрипеть резиновый уплотнитель. Как я не пытался это побороть, полностью так и не получилось.
- Слабый двигатель. Сначала я даже думал что то не так, ну не может машина так хреново ехать! Нет оказывается, может! Под капотом расположился двигатель объёмом в 1690 куб. см. с мощностью как пишет производитель «80 л. с.» может быть он имел ввиду ленивых свиней? Тяги с низов никакой, только вибрирует вся, да так что уши закладывает. Когда цепляешь прицеп и загружаешь его, педаль газа работает только в двух режимах – включено и выключено. Летом очень сильно греется, не зря поставили два вентилятора, включаются очень часто и с таким турбулентным звучищем, что пешеходы шарахаются.
- Большой расход горючего. По трассе 9 – 12, в городе 12 – 16.
- Большой радиус разворота, в городе на парковке и в лесу между деревьев очень трудно маневрировать. Производитель указывает 6.45 метра.
- При скорости свыше 100 км/ч начинаются отчётливые вибрации трансмиссии, да такие что мой инстинкт самосохранения намекает, что сейчас там может что ни будь очень важное отвалиться и нам лучше бы сбавить скорость.
- Холодный салон. После -10 градусов начинает затягивать окна. После -15 градусов в салоне ощутимо холодно и не комфортно. После -20 градусов за бортом хочется развести костёр прямо на пассажирском сидении из вечно громыхающей обшивки. Ещё заметил такую особенность, в поворотах в салон прокрадывается холодный воздух, виной тому дверные уплотнители как понял. Плюс ко всему доставляет шумная печка. На максимальных оборотах шумит так, что переднему пассажиру в ухо орать приходится, а с задним рядом вообще лучше разговор не заводить.
- Устаревшая система управления отопителем на тросах. Приходится лезть под торпедо рукой и до открывать кран вручную, т.к. с теплом и так не богато.
- Очень скрипучие передние сиденья. Я даже приноровился определять в какой весовой категории находится мой пассажир. С увеличением массы тела появляются новые звуки, а при абсолютном максимуме звук, напоминающий последний вздох утки.
- Легко поджигается сцепление, для внедорожья оно мало рассчитано.
- Очень слабое ЛКП и антикоррозийные свойства. Очень легко царапается, грунтовки нет. С внутренней стороны облицовок кузова красили с гимном «И так пойдёт». На стыках кузовных панелей ржавчина появилась уже после первой зимы, этому и способствует «разгуляй кузов». Вообще нивы начинают покрываться ржавчиной ещё в салоне у дилера, не зря «АвтоВАЗ» не так давно заявил, что планирует повысить антикоррозионные свойства кузова в 5 раз, видимо есть над чем работать.
Слева краска пузырями, справа из трещины вырывается ржавчина
- Неприятный стук рулевой колонки на неровностях. Поэтому приходится её вечно прижимать тяжестью рук вниз, появилась хорошая привычка держать обе руки на руле.
- Катушка ремня безопасности переднего пассажира мешает попасть пассажирам на задний ряд. Да и без неё места мало.
- Тугие задние кнопки открывания дверей. Женскому полу не совладать с ними.
- Зазоры кузовных деталей везде разные, а в некоторых местах такие, что палец лезет.
Как отлично подогнаны
Тут в пороге вообще сквозная дыра, правда щяс она льдом забита.
- Передние конические ступичные подшипники нуждаются в периодической регулировке, плохой накат.
О никакой безопасности и говорить не стоит. При лобовом ударе есть все шансы встретится… с запаской.
ПОЛОМКИ, НЕПРИЯТНЫЕ МОМЕНТЫ:
- Сразу же было замечено что, что то вытягивало аккумулятор, виной тому стал антифриз капающий из патрубка помпы прямо в генератор на диодный мост, это я выяснил когда снимал его из за пропажи зарядки, заменил реле регулятора напряжения. Поменял все хомуты.
- На пробеге 8 000 первый раз загорелся check engine. Поняв, что это явление будет не редкостью, было решено ставить бортовой компьютер. Что бы не ездить каждый раз на диагностику. БК показал ошибку «Слабый сигнал датчика детонации», зайдя на форум Нивоводов, обнаружил два способа решения этой проблемы:
1) Поставить датчик BOSCH 0261231046 от волги и забыть про проблему, но по уверению матёрых Нивоводов этот датчик выдаёт не совсем требуемый сигнал, хотя ошибка не загорается.
2) Вступить в большую армию борцов с этим конструктивным недостатком. Варьируя степенью закалки и длиной болтика, количеством шайб и наличием гравёра, а так же степенью затяжки в Н/м. добиться правильных показаний на осциллограф.
Я выбрал первый пункт.
- Передняя крышка двигателя постоянно потеет маслом, подтяжка не помогла.
- Через уплотнитель лобового стекла, в салон пробиралась вода. Промазал герметиком, пока сухо.
- Постоянно свистел ремень генератора, подтяжка не помогала, поставил другой.
- Загудел подшипник правой полуоси заднего моста.
- При артикуляции заднего моста, раздаются глухие стуки. Наружный осмотр не выявил каких либо неисправностей.
- В салоне с крыши капает конденсат.
- Вышел из строя привод гидрокорректора правой фары, крепящий хомут перетёр шланчик.
- Металлический, до мурашек противный визг пепельницы при закрытии.
- При сильном ветре лучше не оставлять капот открытым, может лишнего открыть.
- За год помутнели передние фары, снимал, промывал. Виной тому стало маленькое дренажное отверстие снизу через которое даже насекомые пролезали, залепил.
ДОСТОИНСТВА
- Самым большим плюсом этого авто является конечно же его стоимость, конкурентов просто нет в этой ценовой категории. Собственно благодаря только этому и был сделан выбор в пользу нашей Нивы.
- Просторный салон, огромный багажник - 420 куб. дм. и 780 куб. дм. в разложенном состоянии. Спинка кстати цельная.
- Хороший обзор, большие зеркала, видно в них всё! Габариты чувствуются отлично, а если даже и ошибся то алюминиевые бампера «парктроники» сильно не обидятся, самое то ими машины на парковке расталкивать.
- Традиционные Ниве внедорожные качества. Машина имеет пониженный ряд и блокировку межосевого дифференциала, в купе с малой массой в 1390 кг. (так показали весы). В заснеженных городских дворах, на дачу, на рыбалку и грибалку самое то, но лопатку из багажника всё же лучше не выкладывать. Машина то и делает, что провоцирует тебя на внедорожные подвиги «Смотри какая ледяная горка! Интересно сможем взобраться? О сугробчик!»
Не застрял, но без пониженного ряда не обойтись, иначе всё сцепление там оставишь
- Вместительный топливный бак в 65 литров.
- Недорогие запчасти с возможностью купить в любом посёлке.
Увы, но плюсы на этом закончились, а теперь немного об эксплуатации. Управлять машиной довольно легко, вся подвеска перекочевала от Шевроле нивы, по управлению больше напоминает легковушку чем внедорожник. С завода стоят покрышки Кама – 232 185/75 R16 резина узкая и возможны сносы, но т.к. машина не «гонка» и не располагает к интенсивному вождению, это не является серьёзным аргументом для их замены. Напротив малая ширина способствует уменьшению сопротивлению качения, что благотворительно сказывается на итак не малом расходе топлива. До 5 000 км. двигатель просыпался довольно интенсивно. На мой взгляд он достиг наилучших мощностных характеристик только к 10 000 – 12 000 км. До -25 градусов заводился всегда, холоднее не было. Блокировка дифференциала включается с большим трудом, я сначала даже не понимал, включена ли она. Что бы её включить может потребоваться проехать немного вперёд или назад, то же самое и с выключением. Но и нередки случаи, когда она сама выключается при штурме плохих дорог. Штатно установлена тонкая защита картера двигателя с поролоном, в большей мере лишь для того что бы снизить шум от двигателя и пройти по Евро – 3, а не уберечь двигатель от ударов. Из опыта эксплуатации других автомобилей были даже случаи возгорания масла на поролоне от нейтралитического катализатора.
В заключении хочется сделать вывод, на какую местность ориентирован этот автомобиль и для каких целей. Это сельская местность или мало населённый город с плохим дорожным покрытием где нет необходимости передвигаться со скоростью больше 90 км/ч. Где выпадает много осадков в виде снега, а дороги чистят редко. Местность с богатой природой и живописными местами, куда закрыт доступ обычным «пузотёрам». При этом можно взять с собой немало вещей. В общем то Нива, достаточно универсальный автомобиль и вариаций использования на самом деле очень много. Пусть она будет выполнять поставленные цели не так хорошо, но всё же будет. Только от серьёзного бездорожья и дальних поездок лучше отказаться. Постоянные изломы кузова не пойдут на пользу, а на трассе от шума и не удобной посадки быстро устаёшь. Исходя из всего этого, создаётся впечатление вместительного, хрупкого легкового автомобиля с повышенной проходимостью.
Справа вместо замка зажигания – «аварийка»
Под капотом плюсом к запаске, с успехом расположился домкрат (с правой стороны)
Основной целью этого обзора было объективно рассказать о плюсах и минусах пяти дверной Нивы. Какими болячками страдает сваренный из трёх частей кузов, о которых кстати мало где написано, видимо не любят об этом говорить. Автомобиль получился очень и очень не однозначный, подкупающий своим честным полным приводом и размерами, но с большим количеством недостатков, стоит ли с которыми мирится каждый решит для себя сам.
Ну и совсем коротко о себе. Живу я в маленьком городке под названием Волжск в котором три светофора. Расположился он на берегу реки Волги. Мне 24 и я не женат, водительский стаж около 8 лет. Мои габариты 1.82 м. и 63 кг. веса. Люблю всё что связано с автомобилями. С детства мечтал об автоспорте, но как известно у нас в стране с этим проблемы, как и с автопромом в целом. Кроме этого увлекаюсь космосом, музыкой. Особых предпочтений в автомобилях не имею, т.к. поездить не довелось, а судить по картинкам к примеру о спорт карах, не совсем корректно. Но всё же, что то меня тянет к причудливым формам ретро автомобилей.