Надежность немецких автомобилей давно стала легендой, вернее, аксиомой. То, что детища немецкого автопрома быстры, красивы и скрупулезно собраны, в доказательствах не нуждается. А у авто «в возрасте» все это идет вкупе с педантичным соблюдением правил эксплуатации, дотошным обслуживанием и практически идеальной средой обитания — немецкие дороги тоже легенда. Географическая близость к европейской части России, удобная транспортная доступность, понятная инфраструктура и преодолимый языковой барьер еще тридцать лет назад сделали Германию меккой для желающих приобрести добротный и не слишком дорогой автомобиль.
Но потом ввели новые таможенные пошлины, утилизационный сбор (по новым ставкам с 1 августа 2023 года), ГЛОНАСС (по новым правилам с 1 июня 2023 года), а за последние полтора года отработанные за три десятилетия схемы доставки автомобилей в Россию, если не рухнули, то нуждаются в серьезной корректировке. Плюс рост курса евро.
Тем не менее спрос на автомобили из Германии сохранился.
Прежде всего, марки, модели и комплектации официально в России не продающиеся. Так, среди Opel спросом пользуется Adam.
Большой популярностью пользуются и универсалы с дизельным двигателем. Например, Renault Megane четвертого поколения.
Свой «фанклуб» имеют и японские автомобили европейской сборки — устойчивый спрос на Honda Civic и Nissan Note тому доказательство.
Большинство же покупателей автомобилей из Германии исходит все-таки из бюджета.
Чтобы сэкономить на растаможке, выгодно везти в Россию 3-5-летние автомобили с двигателем от 1,5 до 1,8 литров. А еще лучше присмотреться к литровым и менее турбомоторам.
Реалии 2025 года таковы, что приобрести автомобиль в Германии россиянину лично практически невозможно:
Большинство посредников работают через фирмы, зарегистрированные в Беларуси. Стоимость их услуг в среднем 5% от стоимости автомобиля. Отдельно оплачиваются помощь в подборе авто (от 100 евро), диагностика авто (около 200 евро), транспортировка авто по Германии (от 1,5 евро/км) и вознаграждение за торг (около 30% от суммы, на которую удалось сбить цену).
Из всего вышеперечисленного стоит экономить лишь на подборе авто. Выбрать автомобиль самостоятельно можно на сайтах:
autoscout24.de
mobile.de
auto.de
Самый популярный из них — mobile.de, лидер среди европейских автомобильных классифайдов. Имеет удобную навигацию, а также функцию подписки на новые объявления по заданным параметрам. Помимо объявлений о продаже автомобилей на mobile.de публикуются статьи, обзоры и новости на автомобильную тему. Есть русскоязычная версия сайта mobile.de/ru.
При работе с mobile.de важно помнить, что сайт модерируется только в рабочее время с 8 до 18 часов, если вы смотрите объявления вечером или ночью, можете нарваться на свежеопубликованные фейки.
Доставка автомобиля из Германии до покупателя — еще один этап, затраты на который влияют на конечную стоимость автомобиля.
Самовывоз. Да, и в 2025 году это теоретически возможно. Ключевое слово здесь «теоретически».
Шенгенские визы россиянам по-прежнему выдают, а попасть в Германию можно на самолете через третьи страны. Выехать же можно на пароме, например, через Финляндию или по маршруту Дания — Швеция — Финляндия — Россия. Польша свои границы для граждан России с туристическими визами закрыла.
Сложнее вывезти деньги. Наличными можно не более 10 тысяч евро, а российские банковской картой в Европе воспользоваться не получится. То есть, надо обзаводиться международной платежной картой (например, в Казахстане) или ехать компанией, разделив наличку между собой.
Главная же опасность в том, что пока вы планируете поездку или уже находитесь в дороге, все еще раз может измениться, и, увы, не в лучшую сторону.
Если все же решитесь, внимательно изучите список и правила оформления требуемых для таможни документов:
И будьте готовы к затратам и временным, и материальным. Если не случится форс-мажора, перегон автомобиля из Германии со всеми накладными расходами обойдется в 5-7 тысяч евро.
Автовоз. Предложения доставить автомобиль автовозом из Германии через транспортную компанию по-прежнему есть, вот только ни сроков, ни цен никто навскидку не называет. Ориентироваться можно на 1500 евро и три недели пути.
Перегон. Покупка автомобиля под заказ через посредника — самый популярный способ получения автомобиля из Германии в России. В этом случае фирма-посредник готова взять на себя все требуемые действия: от помощи в подборе авто до доставки ее до адреса покупателя.
Кто продавец?
Выбирая автомобиль, обязательно обращайте внимание на то, кто его продает.
В 95% случаев это будет автохаус — дилерский (определенной марки) или «свободный», то есть работающий с разными марками авто.
Это самый комфортный и безопасный способ приобретения автомобиля. Автохаусы гарантируют юридическую чистоту авто, достоверность сведений о его пробеге, оказывают услуги по сопровождению сделки. Перед покупкой можно взять автомобиль на тест-драйв.
Единственное, что следует уточнить заранее — готов ли автохаус работать с российскими гражданами. Если нет, то услуг посредников не избежать.
Второй вариант — Autohändler, так называемый «хендлер», перекуп по-нашему. Чаще всего они выкупают битые автомобили, ремонтируют, приводят в товарный вид и уже со своей гарантией продают.
Гарантия от хендлера имеет две формы.
Gewährleistung (гарантийное поручительство) — обязательство устранить не прописанные в договоре купли-продажи неисправности за свой счет. Такую гарантию хендлер обязан дать по закону.
Garantie — дополнительная гарантия, которую хендлер дает покупателю, чтобы купить его лояльность. Может быть любой, законом она не предусмотрена и не регламентируется.
Больше всего объявлений от хендлеров на сайте autohus.de.
И, наконец, покупка у частника. Пожалуй, кроме низких цен преимуществ там нет. Но и здесь есть нюанс — вернуть 19% НДС в случае покупки у частного лица вы не сможете.
Каждый из продавцов может попросить залог в размере 1 тысячи евро, который будет служить гарантией, что выбранный дистанционно автомобиль вас дождется.
«Нетто» и «Брутто»
Это уточнение к цене на автомобиль всегда указано в объявлении.
В большинстве случаев это будет «Brutto». Это значит, что указанная в объявлении цена включает возвратный налог на добавленную стоимость в размере 19%. НДС в Германии называется «Mehrwertsteuer»(MwSt) или «Штоер».
В итоге это означает, что, оформив сделку, и ввезя автомобиль в Россию, 19% от уплаченных денег вы вернете.
А вот цена «Netto», скорее всего будет означать, что по факту вы заплатите больше (но потом «переплату» сможете вернуть).
Как вернуть MwSt/Штоер?
Во-первых, убедиться, что продавец — юридическое лицо. Вернуть НДС, заключив сделку с физлицом, не получится.
Во-вторых, обговорить с продавцом, как будет проходить возврат. По закону механизм такой: после пересечения границы Евросоюза и получения соответствующей отметки на таможенной декларации государство возвращает продавцу MwSt, а тот, в свою очередь, перечисляет его покупателю. Нюанса два — банковские операции между Россией и Германией под санкциями, то есть возврат за вас получит посредник (цена вопроса 100-200 евро) или вам придется за ним возвращаться (такая себе экономия). Кстати, есть продавцы, которые готовы оформить возврат по факту пересечения автомобилем таможни до получения денег от государства.
А дальше остается скрупулезно выполнить не самый сложный алгоритм действий:
Дата производства автомобиля. Дело в том, что в Германии объявлениях принято указывать дату первой регистрации автомобиля. А это чревато тем, что 4-5-летний автомобиль по факту окажется более «взрослым» и при растаможке не попадет в льготный диапазон (3-5 лет).
И, наконец, самый проблемный момент в доставке подержанного автомобиля из Германии, созданный отнюдь не санкциями.
Таможенный депозит
Сумма таможенного депозита переводится в рублях на счет той таможни, где будет производиться растаможивание. При этом расчет стоимости растаможки производится в евро, курс которого сейчас более, чем непостоянен. При этом, если депозит хоть на пять рублей не покроет рассчитанную сумму, в таможенном оформлении вам откажут.
При внесении таможенного депозита будет необходимо указать сведения из техпаспорта растамаживаемого автомобиля, дату растаможки и данные лица, которое будет автомобиль в Россию ввозить. При этом депозит вносится перед пересечением границы покупателем.
Таким образом, во избежание проблем следует:
При этом вам либо дважды придется ездить в Германию (один раз для покупки, другой — для перегона), либо прибегать при покупке автомобиля к помощи друзей или профессиональных посредников.
Цена авто
Сколько вы захотите заплатить за автомобиль, будет зависеть только от вашего бюджета. Например, 20-летний Volkswagen Bora можно взять за 2,5 тысячи евро, а 5-летний Volkswagen Passat — за 25 тысяч евро.
Пошлинные сборы
Для физлиц таможенная очистка автомобиля будет состоять из трех платежей:
Юридические лица дополнительно оплатят акциз и НДС.
Траты на доставку
Будут зависеть от способа доставки автомобиля из Германии.
Как уже говорилось выше, на самовывоз надо заложить от 5 до 7 тысяч евро, на автовоз — 1,5-2 тысячи, но будьте готовы к дополнительным расходам на посреднические услуги.
Резюмируя: для того, чтобы купить надежный немецкий автомобиль, потребуется минимум 2,5 миллиона рублей.
Получается не то чтобы дешево и выгодно. Но если счастье для вас не в деньгах, а в ощущении свободы выбирать и владеть тем, чем хочется, а не чем вынужден, то покупка автомобиля в Германии того стоит.