Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Как отремонтировать двигатель 2SZ-fe своими силами на Toyota Vitz (кузов SCP13)? Toyota Vitz

Как отремонтировать двигатель 2SZ-fe своими силами на Toyota Vitz (кузов SCP13)?

Toyota Vitz

Добрый день, уважаемые читатели. Решил родить отчёт по ремонту двигателя 2SZ-fe объёмом 1,3 литра, установленном на автомобиле Toyota Vitz 2003 г.в. (кузов SCP13), по прошествии 9-ти месяцев с момента этого знаменательного события.
Отчёт попытаюсь сделать максимально сжатым, но информативным.
Небольшое отступление. Автомобиль уже продан, заменён на другую Тойоту, но отслужил мне верой и правдой 7 лет. Пробег около 165 тыс. км. Двигатель достаточно распространённый на автомобилях других марок, но не на Витцах. Блок чугунный – достаточно надёжный, возможен капитальный ремонт. Цепь ГРМ. К бензину неприхотлив, лил только 92 «НК Роснефть» - состояние оцените по фото. Масло после покупки заливал Shell helix ultra 5w30, но через год перешёл на Toyota SN 5w30 (сейчас лью его же). При эксплуатации Витца возникали сложности в замене некоторых деталей из-за ограниченного выпуска данной модификации. В частности, коробка – вариатор, без сменного фильтра, ступицы с приводными валами отличаются от большинства и т.д. Не обошёл стороной данный казус меня и перед ремонтом двигателя. Нигде в просторах всемирной паутины не мог найти полный обзор ремонта данного двигателя. Попытаюсь исправить эту ошибку.
Идея ремонта возникла года за два, когда появились следы масла на блоке, компрессоре кондиционера, затем на поддоне картера. Уровень масла также начал стремительно падать (до 1 литра каждые 1– 2 тыс. км). Никак не мог определить место утечки. Забегу вперёд, не нашёл и в процессе ремонта, но проблему устранил. Видимо, вопрос был в месте соединения головки с блоком. За полгода до ремонта (весной 2015) был куплен полный комплект прокладок двигателя, подшипник промежуточного ролика ремня навесного оборудования (заменен в процессе ремонта без проблем), цепь ГРМ, натяжитель и успокоитель (выбран по названию в эл. каталоге, по факту же оказался лишь ограничительной пластиной, монтируемой в самом низу цепи для предотвращения проскакивания – выбросил). Сам ремонт начал в сентябре и как раз уложился в свой двухнедельный отпуск. Можно сделать и за неделю, но были подводные камни (см. дальше).
Дабы избежать критики, сразу оговорюсь, что я по профессии инженер, не имеющий отношения к машиностроению, все работы проводил согласно «Руководству по ремонту и техническому обслуживанию Vitz/Platz».

Данной книги под рукой нет, поэтому возможно неправильное (своими словами) указание деталей. Практически всё в жизни стараюсь делать своими руками, в подростковом возрасте был опыт владения мотоциклом, ремонта двигателя «шестёрки» с отцом, поэтому решил, что «изучение» японского двигателя не помешает. Не отказался и от периодической помощи отца – профессионального водителя.
Загнал автомобиль в гараж со смотровой ямой – у родителей частный дом, поэтому проблем с этим нет. Слил масло, антифриз, снял бампер, правое крыло, фары, капот, воздухозаборные конструкции с двигателем дворников, далее воздушный фильтр с корпусом, впускной коллектор, свечи со жгутом, ремень навесного с роликами, выхлопную трубу и выпускной коллектор и др. (см. фото).

Вся последовательность строго по книге.
Вывесил двигатель.

Снял подушку крепления двигателя.
Открутил крышку ГРМ.

Выставил метки.

Проверил новую цепь по меткам – совпало.

Поматерил предыдущего сборщика, что установил цепь не по меткам. Только после обратной сборки и прокрутки двигателя за коленвал вручную понял, что метки относительно цепи сбиваются после первого круга, и найти совпадение уже очень сложно. Короче, не нужно смотреть на старую цепь, а просто устанавливать новую строго по меткам – это легко.
Шкив коленвала.

Болт шкива коленвала – самый «мощный» в двигателе, закручен с усилием 130 Н*м. Откручивается только с помощью ключа, удлинённого трубой и спецприспособления. Моё вот.

Ни в коем случае не пытайтесь его открутить фиксированием распредвала ключом. Это может повредить распредвал. Я по глупости попробовал, во время был остановлен отцом. Шестигранные места в распредвалах нужны для снятия звёздочек на валу.
Сам шкив коленвала снял без применения съёмника.
Открутил гайки и болты крепления поддона и крышки цепи ГРМ. Снял крышку цепи ГРМ с лобовой части двигателя.












22.06.2016kossmmoss2270

7 ответов

Все ответы

   
автор
Самара

При снятии крышки цепи ГРМ пришлось подпилить шпильку ролика ремня генератора. Иначе крышка упиралась в кузов, не вылазила, и данную процедуру можно было бы выполнить только со снятым двигателем. Шпильку отпиливал ножовкой по металлу с примеркой ролика (чтобы обратно встал без проблем). Но это мелочи по сравнению с тем, как я снимал поддон.

Согласно Руководству для снятия поддона необходимо только открутить болты и гайки по периметру, ножом прорезать уплотнительный герметик и всё. Как бы не так. Я ковырял и тут и там.

Чуть не сломал алюминиевый поддон. Пока не открыл лючок со стороны коробки, прикрытый пластмассовой крышкой. Там оказались ещё две гайки М6. Нигде в книге их нет! Пришлось искать маленький ключ с карабином на 10. Открутил. О, счастье.

Сравнение новой и старой цепи. Сложно передать с помощью фото, но разница серьёзная.

Снял дополнительную звёздочку с коленвала, цепь ГРМ, башмаки-успокоители, ограничитель и натяжитель.
 
Ответить
   
автор
Самара

Натяжитель требует замены, остальное нет.
Снял звёздочку VVT-i.

Открутил и снял распредвалы.

Открутил и снял головку.

Только это в теории так быстро. На практике без проблем не обошлось и здесь. Болты крепления головки имеют многогранный паз. Я попытался открутить болты шестигранником и сорвал.. грани на одном из них. Поехал искать многогранник с 12-ю гранями. Объехал много магазинов в Самаре, но нашёл только на Ракитовском автомобильном рынке. Фото сорванного болта и купленного ключа прилагаю.
2
Ответить
   
автор
Самара
Не зная необходимого размера, купил ключи М8, М9, М10. Болтам ГБЦ «подошёл» М8, сорванный болт пришлось подпиливать натфилем до следующего размера М9. При сборке последний заменил на новый.
Снял клапаны при помощи самодельного рассухаривателя: в торцевом ключе типа свечного вырезали отверстия ближе к основанию. Отверстия понадобились для обратной вставки сухарей. Клапаны, вставляя в ручную дрель стержнями, зачистил от нагара с помощью оселка. Затем притёр каждый к своему посадочному месту с применением абразивной пасты. Клапан вращал дрелью, опираясь на тарелку через резиновый шланг с гудроном – получается хорошее сцепление. Собрал головку, установив новые маслосъёмные колпачки.
Менять поршневые кольца не стал, только почистил поршни сверху, прочистил каналы охлаждения и убрал следы старой прокладки. Говорят, при необходимости замену колец могут выполнить в течении дня на СТО через поддон без разборки двигателя.
Положив новую прокладку и в нужных местах герметик, опустил головку на место. Затянул болтами в несколько подходов до нужного усилия (около 50 Н*м) согласно Руководству. Для чего заранее взял у знакомого динамометрические ключи. Всю сборку двигателя производил с их помощью.
До начала сборки отец настаивал, чтобы я притёр ГБЦ на наждачном круге, но я, начитавшись в интернете, оставил всё как есть, тем более, что круг уже не новый и далеко не идеального качества. В итоге не пожалел. Ведь главная цель была устранить течь, и она была достигнута.
Сборку производил в обратном порядке, благо – все свои действия при разборке фиксировал на бумаге и фото.
Установил распредвалы в таком же положении, воткнул цепь строго по меткам, расфиксировал натяжитель, посадил на герметик крышку цепи, поддон, поменял максимально возможное количество резинок, уплотнителей, сальников и прокладок из купленного комплекта.

Собрал остальное, залил новое масло, антифриз. Завёл. Работает. Никаких дальнейших регулировок производить не пришлось. Только верхний патрубок системы охлаждения в сторону печки после прогрева двигателя пришлось немного повыгибать для выхода воздуха, и печка тоже заработала.

Спасибо за внимание.
 
Ответить
   
Новосибирск
Ответов: 7 Лучших: 2
Все вроде бы ничего, но какие то полумеры а не ремонт двигателя.... больше всего улыбнуло "натяжитель требует замены, остальное нет" ну тоесть можно забить на износ муфты ВВТ-И, остальных звездочек итд.... и вообще раз уж брался так надо было вытащить его полностью, разбирать и делать дефектовку вкладышей и прочего а так получилась обычная бомжовая замена цепи и неболее.
"Ну я же говорил"...
 
Ответить
   
Новосибирск
Ответов: 7 Лучших: 2
И еще на фото где снята головка блока и видны поршни, виндно как забиты каналы рубашки охлаждения (а все это потому что кто то вместо нормального антифриза лил все время ПОМОИ!) так вот я искренне надеюсь все это было вычищено до блеска ??? а не брошено так как есть иначе в таком случае это вообще даже не полумеры а хрень.
"Ну я же говорил"...
 
Ответить
 
Кемерово-Кольцква
Ответов: 1
да.
как минимум, колечки на поршнях, стоило поменять. оставалось то всего 8 болтов открутить...
и вкладыши шатунные тоже поменять неглядя.

ЗЫ: а так, странный подход к ремонту: жрет масло литр на тыщу - меняем цепь! Ну, а заодно, раз там лазием, - снимем голову и поменяем маслосъемные колпачки!
 
Ответить
   
автор
Самара
Попытаюсь ответить на негодование некоторых личностей.
В любом деле нужно уметь расставлять приоритеты. В данном случае ты:
- либо разбираешь полностью двигатель, дефектуешь, в лучшем случае оцениваешь необходимость замены колец, выбираешь и заказываешь их у своего поставщика, ждёшь как минимум 2 недели, в худшем случае - отдаёшь на расточку блок, заказываешь поршни, делаешь капиталку. Тратишь на это уйму времени и средств, твоя жена с ребенком не видит тебя днями и ночами, ездит в поликлинику на общественном транспорте, выходные проводит дома пока ты в гараже, зато ты доводишь свой автомобиль до идеального состояния;
- либо заказываешь минимально необходимое количество деталей заранее, разбираешь двигатель, меняешь их в течение нескольких дней и собираешь. В итоге, в короткий срок приводишь все в хорошее состояние (обращаю внимание на слово "хорошее"), за которое не стыдно. Ездишь дальше, либо продаёшь с гарантией, что автомобиль пройдёт ближайшие 100 тыс. км.
Я выбрал второй вариант.
Сам долго мучился: менять или не менять кольца. В итоге отмёл эту процедуру, потому что дополнительно требовалось как минимум 10 тыс. рублей и длительный простой автомобиля - отпуск то не резиновый, а гараж за 60 км от дома.
Ещё, для замены колец есть некоторые предпосылки: чёрный выхлоп, значительное снижение компрессии, повышение расхода топлива, падение мощности. По моим субъективным оценкам их не было.
P.S. Прежде чем давать кому-то советы, нужно сначала научиться грамотно их излагать.
1
Ответить
Оставить ответ
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru

Топ знатоков

Нижневартовск
Лучших: 5236
Рубцовск
Лучших: 2991
Лучших: 1067
Междуреченск
Лучших: 903
Новосибирская область
Лучших: 655
6.FC1
Лучших: 522
Информация по авто Тойота Витц
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром