30.09.2024 | 2581 просмотр

Ралли «Чили»: острая приправа

ОБЗОР
Автор: Алексей Сергеев
Фото пресс-служб команд WRC
Источник: Дром
Главным вопросом последней пары месяцев в мировом раллийном чемпионате было то, поедет ли Себастьен Ожье все оставшиеся этапы сезона, чтобы вырвать из рук Тьерри Невилля чемпионское звание? Француз поворчал и поехал. Но оказалось, что раллийная общественность следила не за тем чемпионом — угроза первому званию для бельгийского гонщика все это время находилась рядом с ним. Буквально по соседству. И имя этой скрытой угрозы — Отт Тянак.

Стать чемпионом мира по ралли не так-то просто, особенно в эпоху двух великих французов: Себастьена Леба и Себастьена Ожье. Да что там — в те времена, когда хотя бы один из чемпионов выступал с полной программой, это удалось лишь одному человеку: тому самому Отту Тянаку. В 2019 году эстонец завоевал свой первый титул чемпиона. Любопытно, что тогда он оставил позади Тьерри Невилля и Себастьена Ожье.

Но еще более сложно завоевать это почетное звание дважды! История мирового ралли знает десять однократных чемпионов и пять двукратных — ровно в два раза меньше. А значит, у Тянака есть свои причины выкладываться на все сто, чтобы в этом году завоевать титул.

Эстонский пилот заводской команды Hyundai Shell Mobis World Rally Team большую часть сезона отсиживался на вторых ролях. В отличие от занявшего первое место уже на стартовом этапе в Монте-Карло своего товарища по команде Тьерри Невилля, Тянак к своей первой Виктории в сезоне шел почти полгода. Но тихой сапой Отт набирал очки, а подыгрывало ему в этом руководство команды. По крайней мере на эту мысль наводит то, какие решения принимает и какие не принимает босс корейского коллектива.

Перейдя из «Формулы 1» в ралли, руководитель команды Hyundai Motorsport Сирил Абитебуль вернул в коллектив Отта Тянака. Причем приветствовал его в своей команде, как настоящую звезду — сравнив с Максом Ферстаппеном. После этого ему пришлось оправдываться и говорить, что у Тянака и Невилля одинаковые статусы в Hyundai Shell Mobis World Rally Team, что он не думал кого-то выделять.

Не думал кого-то выделять? Это что за болезнь такая в чемпионате мира? В прошлом обзоре мы катком проехались по боссу заводской команды Toyota Gazoo Racing World Rally Team Яри-Матти Латвале, который по ходу сезона так и не осмелился приказать своим гонщикам пропустить один другого, чтобы пилот с лучшими шансами на титул набрал побольше очков. Интересно, что после публикации того самого обзора Латвала в интервью признался, что подобная тактика в виде отсутствия командной тактики была ошибочной. Он также сказал, что идея с привлечением сразу двух чемпионов мира к выступлениям по сокращенной программе — тоже ошибка.

Это что же, Яри-Матти читает обзоры ралли на Дроме? Рады приветствовать вас, господин Латвала! Проходите и располагайтесь!

Но шутки шутками, а на поступки руководителей заводских команд действительно стоит обратить пристальное внимание. Судите сами — перед началом чилийского этапа чемпионата мира шансы на титул сохраняли три гонщика: Тьерри Невилль и Отт Тянак из Hyundai Shell Mobis World Rally Team, а также восьмикратный чемпион мира Себастьен Ожье, который представляет заводскую команду Toyota Gazoo Racing World Rally Team.

С точки зрения команды не имеет никакого значения, кто из ее гонщиков станет чемпионом — эту логику объяснять не надо, не так ли? Но важно не пропустить вперед пилота соперничающего коллектива. Поэтому корейской команде оптимальнее всего сделать ставку на того гонщика, который лидирует в чемпионате, а его товарищ по команде был обязан помогать ему в борьбе с Ожье.

Но что же мы имеем по итогам ралли «Чили»? Отт Тянак финиширует третьим, а Тьерри Невилль — четвертым. Бельгиец проиграл эстонцу пять очков. Много это или мало? Вроде как не так чтобы много, но… Знаете, что объединяет таких чемпионов, как Колин МакРей, Себастьен Леб и Маркус Гронхольм, а также так и не ставшего чемпионом Микко Хирвонена? Все они в каком-то из сезонов проиграли борьбу за чемпионское звание с отставанием в один балл! А здесь Тянак разом откусил от преимущества Невилля пять. И вот уже за два этапа до финиша чемпионата их разделяет 29 очков. А за победу в гонке максимально можно получить 30–25 за первое место в абсолюте и пять за лучшее время на Power Stage. Вот так руководство заводской команды Hyundai Shell Mobis World Rally Team своим же бездействием зачем-то добавила острой приправы в финальную часть сезона-2024.

Как теперь в корейской команде будут расхлебывать это блюдо? Да кто же их знает! Мало того что шансы Тянака на титул серьезно улучшились, так еще и проваливший чилийскую гонку Себастьен Ожье также не растерял свои перспективы на девятый титул. Браво, Сирил! Что тут еще сказать?

Но корейской команде еще повезло, что хотя бы один из ее гонщиков оказался на подиуме, потому что начиналось ралли «Чили» совсем печально.

В самом дебюте гонки после двух стартовых спецучастков в первой пятерке были все четыре пилота Toyota Gazoo Racing World Rally Team — Себастьен Ожье лидировал, Элфин Эванс и Калле Рованпера занимали второе и третье место, а сменивший Такамото Кацуту на эту гонку в составе коллектива Сами Паяри шел пятым. И лишь на четвертой позиции был Отт Тянак. А Тьерри Невилль открывал прохождение гоночного канала, а потому тратил время на «бульдозерную повинность» в виде расчистки верхнего скользкого слоя гравия — отсюда и только девятое время после двух первых спецучастков.

Затем Ожье чуть выехал за пределы трассы, что повлекло за собой прокол колеса и его замену прямо на спецучастке. Потеря почти двух минут и полутора десятка позиций — вот цена небольшой ошибки. Впрочем, потерял время не только Себастьен: Отт Тянак также откатился на шестую позицию. Почему? А об этом эстонец умолчал. Потому что принял участие в необъявленной молчаливой забастовке!

Во время предыдущего этапа в Греции Себастьен Ожье позволил себе не очень вежливо высказаться в адрес организаторов гонки. После чего последовали санкции со стороны спортивных функционеров. В ответ француз решил во время чилийской гонки попросту… вообще ничего не комментировать! Он лишь позволял себе односложно отвечать на вопросы журналистов. Примеру Ожье последовал его друг и соперник Отт Тянак — два чемпиона устроили настоящий демарш.

Любопытно, что аналогичная ситуация происходит в это же время в Формуле 1, где на орехи досталось Максу Ферстаппену. И вот теперь ограничить общение попытались в мировом ралли. Но, как и в «кольце», эффект получился совсем не такой, как предполагалось: чемпионы не смирились с попыткой набросить платок на их роток, а пошли в атаку. Чем это закончится — решительно непонятно, но пока общение журналистов с гонщиками превратилось в фарс.

Но вернемся к событиям на трассе. На том же спецучастке, что и Ожье, с неприятностями столкнулся Мартиньш Сескс. Открытием этого сезона заслужил массу комплиментов — на своих предыдущих гонках, в которых он участвовал на безгибридной и гибридной версиях Ford Puma Rally1, латыш показывал отличную езду и блестящие результаты. Сескс тут же обрел множество поклонников, которые принялись на все лады восхищаться его невероятным талантом. Злодейка-судьба слушала все это, слушала, а в Чили решила показать Мартиньшу, что все не так просто.

В отличие от Ожье, латышский гонщик пробил на том же спецучастке не одно, а два колеса. Но «запаска»-то у него была лишь одна! После финиша спецучастка Сескс пытался продолжать движение по дорожной секции, но спущенное колесо разбортировалось и на этом первый день для него был завершен. Во второй день он вернулся в гонку, но ни в субботу, ни в воскресенье не показал ничего выдающегося — лучшим для него за всю гонку стало седьмое время, показанное на 11-м спецучастке.

А что же Себастьен Ожье? Проколотое колесо привело к потере множества позиций — первый день француз закончил лишь девятым. А во второй день уже на втором субботнем спецучастке его Toyota ударилась подвеской о камень, что привело к сходу.

По правде говоря, в этом году Ожье был сам на себя не похож — несмотря на три победы, он не радовал своих поклонников пугающе безумной скоростью, которая прежде наводила страх на соперников. Но вернувшись в гонку в воскресенье, Себастьен напомнил о том, что его талант и скорость никуда не делись. В последний день ралли «Чили» француз выдал убийственную серию — он выиграл все четыре воскресных спецучастка, включая Power Stage. В итоге на его счету семь побед на спецучастках. Ох, Себ, где же ты был на остальных гонках, а? Нам не хватает такого Ожье. И еще больше не хватает Себа-старшего…

Но не будем о грустном. Как же прошла гонка для двух других претендентов на чемпионское звание? Их гонка оказалась куда более спокойной и незаметной. Тьерри Невилль стал лучшим лишь на одном спецучастке из 16-ти. А Отт Тянак и вовсе ни разу не был первым! Но, как говорится, результат на табло: эстонец заканчивает гонку третьим, а бельгиец становится четвертым.

Победителем ралли «Чили» стал действующий чемпион мира Калле Рованпера. Он лишь дважды был лучшим на спецучастках, но это не помешало ему опередить ставшего вторым его товарища по заводской команде Toyota Gazoo Racing World Rally Team Элфина Эванса. Интересно, что в лидерах гонки с самого старта были три пилота японской марки — поначалу лидировал Ожье, затем Эванс, а ближе к финишу на первое место вышел Рованпера.

Вслед за двумя гонщиками Toyota Gazoo Racing World Rally Team и двумя их соперниками из Hyundai Shell Mobis World Rally Team на пятом месте финишировал Эдриен Фурмо, который представлял M-Sport Ford World Rally Team. Его сокомандник Грегуар Мюнстер стал седьмым, а между ними расположился Сами Паяри, который в Чили проводил свою вторую гонку за рулем Toyota GR Yaris Rally1 Hybrid.

Восьмую позицию на финише ралли «Чили» занял победитель зачета WRC2 Йоан Россел. Российский экипаж в составе Николая Грязина и Константина Александрова проиграл победителю чуть больше 17 секунд и занял второе место в зачете — и девятое в абсолюте. К сожалению, такой результат не позволяет нашим парням претендовать на звание чемпионов мира в WRC2. Очень жаль…

Замкнул десятку лучших в абсолюте Гас Гринсмит — у него были все шансы опередить Грязина и Александрова, но по ходу Power Stage британец допустил ошибку и потерял драгоценное время. Так что ему еще повезло, что он сумел удержаться в тройке победителей зачета WRC2.

А вот Эсапекка Лаппи до финиша не добрался. На предпоследнем спецучастке гонки финский пилот заводской команды Hyundai Shell Mobis World Rally Team расколотил переднюю часть своего автомобиля, в результате чего ему пришлось оформить сход.

Вообще же чилийская гонка оказалась достаточно милосердной к участникам. Они попадали в различные неприятные ситуации, но это в большинстве случаев не приводило к сходам. Ожье и Сескс по разу сошли, но это было, скорее, исключение. Например, Калле Рованпера вылетел с трассы в первый день. Адриен Фурмо был вынужден ремонтировать генератор и… сломанную в результате этого ремонта трубку системы охлаждения. Во второй день Отта Тянака развернуло — и вновь без каких-то последствий. А на первом спецучастке дня третьего развернуло уже Мартиньша Сескса. После чего его автомобиль заглох и латышу пришлось тратить время на то, чтобы его привести в чувство. И, наконец, на предпоследнем допе гонки развернуло Адриена Фурмо — и тоже без последствий.

На этом гравийная часть чемпионата мира по ралли закончилась. Впереди — два заключительных этапа и оба асфальтовые. Ближе к концу октября пройдет первый, который называется «Центральноевропейское ралли», а еще через месяц нас ждет ралли «Япония».

Команды вновь продолжают тасовать свои составы. В заводской команде Hyundai Shell Mobis World Rally Team в качестве третьего пилота призвали Андреаса Миккельсена. А в Toyota Gazoo Racing World Rally Team состав будет следующий: Себастьен Ожье, Элфин Эванс, Такамото Кацута и… Сами Паяри! Да-да, руководство команды вновь выделило четвертую машину для того, чтобы молодой финн набирался опыта и накатывал километраж.

Вновь тремя экипажами стартует команда M-Sport Ford World Rally Team. Вместе с Эдриеном Фурмо и Грегуаром Мюнстером на старт ралли за рулем Ford Puma Rally1 выйдет Журден Сердеридис.

Ну а российских болельщиков вновь будет радовать экипаж Николая Грязина и Константина Александрова. Парни в этом году не станут чемпионами, но это такие мелочи! Главное — что они едут, и едут быстро, красиво, порой агрессивно, а иногда даже за гранью. И это прекрасно, потому что куда интереснее, когда чемпионат мира по ралли напоминает блюдо с острой приправой, чем безвкусное варево!

Впрочем, не исключено, что в ближайшие годы нас ждет кардинальное изменение ситуации в серии. Себастьен Ожье в этом году отпразднует свой 41-й день рождения — столько же уже исполнилось Дани Сордо. Тьерри Невиллю и Отту Тянаку уже по 36 лет. Элфин Эванс всего на год младше, как и Андреас Миккельсен. Лишь двое из перечисленных гонщиков имеет на своем счету чемпионские звания, а большая часть так и перейдет из перспективных в ветераны — как когда-то случилось с тем же Яри-Матти Латвалой.

Но кто придет на их место? Способны ли представители нового поколения гонщиков стать такими же яркими и харизматичными персонажами, которые могут не только улыбаться и отвечать на вопросы журналистов заученными фразами, но и при необходимости отпустят крепкое словечко, а потом в кромешном тумане проедут по трассе с лучшим результатом? Хотелось бы в это верить…

Результаты Rally Chile BIOBIO 2024 года:

1. Калле Рованпера / Йонне Халттунен (Toyota GR Yaris Rally1 Hybrid) — 2:58:59,8
2. Элфин Эванс / Скотт Мартин (Toyota GR Yaris Rally1 Hybrid) — +23,4
3. Отт Тянак / Мартин Ярвеойя (Hyundai i20 N Rally1) — +43,9
4. Тьерри Невилль / Мартейн Видаге (Hyundai i20 N Rally1) — +1:01,1
5. Адриен Фурмо / Александр Кориа (Ford Puma Rally1 Hybrid) — +2:02,7
6. Сами Паяри / Энни Мялконен (Toyota GR Yaris Rally1 Hybrid) — +2:39,7
7. Грегуар Мюнстер / Луис Лука (Ford Puma Rally1 Hybrid) — +2:47,7
8. Йоан Россель / Флориан Баррал (Citroën C3 Rally2) — +8:31,4
9. Николай Грязин / Константин Александров (Citroën C3 Rally2) — +8:48,7
10. Гас Гринсмит / Йонас Андерссон (Skoda Fabia RS Rally2) — +8:52,1

Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!