Можно ли ездить на разной резине — в целях экономии или просто не обращать на эту «мелочь» внимание?
Пункт 5.5 ПДД РФ, предостерегает, что автомобиль будет считаться неисправным, если:
На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
Ось транспортного средства — это стержень или вал, на который крепятся и с помощью которого (или относительно которого) вращаются колеса. Например, передние колеса автомобиля расположены на его передней оси, задние — на задней.
Иными словами, автомобиль с разной резиной на осях — неисправный автомобиль.
Поэтому штраф за разную резину будет выписан в соответствии с частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»
- Штраф за разную резину на осях — 500 рублей.
- Закон предусматривает смягчение наказания и вынесение автовладельцу вместо штрафа за разную резину предупреждения.
- Отягчающего обстоятельства «повторное нарушение» закон не предусматривает, штраф всегда будет одинаковый, но если на первый раз можно отделаться предупреждением, то второго шанса не будет.
Согласно Правилам дорожного движения неисправным будет считаться автомобиль, если на одной оси на нем одновременно установлены колеса с шинами:
За езду на таком транспортном средстве и будет выписан штраф за разные колеса на осях.
Законодательно требования к резине на одной оси прописаны в двух нормативно-правовых актах:
По закону ставить разную резину на разные оси не запрещено.
Но с точки зрения безопасности это может быть чревато тем, что:
Установка разной резины на одну ось будет означать, что водитель нарушил требования п.5.5 Правил дорожного движения РФ и подверг себя и окружающих опасности — нарушил «Технический регламент о безопасности колесных средств».
Согласно КоАП РФ штраф за разную резину 500 рублей (но может быть вынесено только предупреждение).
Можно ли ездить на разных шинах?
Спойлер — нет.
По закону шипованную и нешипованную резину одновременно нельзя ставить не только на одну ось, но и на всем автомобиле должна быть резина только одного типа.
Почему?
Сцепление с дорогой у шипованной и нешипованной резины отличается в разы — занос автомобиля неизбежен.
Шины для разных сезонов («морозостойкие и неморозостойкие» — ПДД) также обеспечивают разное сцепление с дорогой, но в отличие от (не)шипованных их можно ставить одновременно, но обязательно попарно на переднюю и заднюю оси автомобиля..
Запрет на использование шин для разных сезонов на только одной оси касается не только зимней и летней резины, но и внесезонной.
Когда речь идет о зимнее резине имеются ввиду «липучки», а не шипованная резина. Шипованную резину нельзя ни в коем случае комбинировать ни с какой другой!
Если водитель принимает решение использовать одновременно летнюю и зимнюю резину, на автомобиле летнюю следует установить на переднюю ось, а зимнюю — на заднюю.
Почему?
При плохом сцеплении с дорогой (в дождь, например) занос проще выровнять рулевым управлением.
Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств в этом вопросе более категоричен и в п.5.5 требует резины одинаковой сезонности на всех колесах.
Но приоритетом для водителей являются Правила дорожного движения РФ и штраф за разную резину на колесах будут выписывать, руководствуясь ими.
Здесь все просто, вернее — сложно. Сложно в разных модельных линейках, а тем более у разных производителей подобрать резину с одинаковым сцеплением с дорогой.
Поэтому в ПДД отдельно оговаривается запрет ставить на одну ось резину разных моделей, а это значит — разных производителей.
Почему?
Даже у новой резины разных моделей разное сцепление с дорогой, поэтому разная резина на одной оси запрещена.
На разных осях ставить колеса разного размера можно, но на практике такое применяют только строители шоу-каров.
Почему?
Очевидно, что перекошенный автомобиль будет плохо управляем.
Запрет был продиктован теми же доводами, что и о разных производителях и моделях.
На одну ось ставить можно, а вот, если поставить на разные, это будет означать «ездить на разной резине на разных колесах».
Почему?
Разный рисунок автоматом дает разное сцепление с дорогой и разное поведение при аквапланировании.
Почему?
«Лысая» резина заведомо более «скользкая», чем новая.
Остаточная глубина протектора должна быть не меньше 4 мм для зимней резины и 1,6 — для летней.
Поставить на одну ось камерные, а на другую — бескамерные шины допустимо, причем, не важно, какая это будет ось, задняя или передняя. Разная резина на осях здесь допустима в любой последовательности.
Но на одну ось разные колеса ставить нельзя.
Почему?
- Разный вес камерной и бескамерной покрышки приведет к крену автомобиля.
- Разная чувствительность к перегреву — разный риск разрыва камеры — вероятность, что на дороге автомобиль развернет.
Что делать, если надо использовать «запаску»? Штраф за разную резину все равно выпишут? Можно ли ездить на разной резине, если едешь на запасном колесе?
По ПДД также нельзя:
На данный период времни штрафа за отсутсвие зимней резины не существует, но имеются дополнительные указания о смене летней на зимнюю (с сентября по ноября, исходя из погодных условий). Штраф за использование летней или всесезонной резины в зимние месяцы в 2019 году не накладывается
Но существует штраф за использование изношенной зимней резины - 500 рублей (или предупреждение). Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отметим, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.