Так или иначе, но именно 24-часовой марафон является центральным событием всего чемпионата, и именно он оказывается самой привлекательной, важной и престижной гонкой, ради которой многие спортсмены и заявляются в чемпионат.
Впервые гонка «24 часа Ле-Мана» прошла в 1923 году.
Суперсезон 2018-2019 годов стартовал 6 апреля 2018 года 30-часовым нон-стоп прологом на трассе Поль Рикар в Ле-Кастелле — своеобразной тестовой сессией, во время которой все участники могли впервые в сезоне выехать на трек.
Открывающей гонкой стали «6 часов Спа», затем состоялся первый из двух в этом суперсезоне 24-х часовой марафон в Ле-Мане. Далее чемпионат WEC принимал Сильверстоун, Фудзи, Шанхай, Себринг — и снова Spa и Ле-Ман.
В чемпионате WEC принимают участие две российские команды — SMP Racing и G-Drive Racing, причем G-Drive Racing — настоящие старожилы этого соревнования, которые выступают в WEC в классе LMP2 с 2012 года. Состав команды менялся, неизменным оставался лишь Роман Русинов, который выполняет и функции менеджера команды. Вместе с ним в экипаже выступали немало мировых знаменитостей: Джон Мартин, Сэм Берд, Рене Раст, Алекс Брандл, Нико Мюллер, Лоик Дюваль и даже Жан-Эрик Вернь.
В прошлом году команда G-Drive Racing все же выиграла знаменитый марафон, однако победный кубок они держали в руках недолго: экипаж № 26 был дисквалифицирован за несоответствие конструкции заправочной машины техническому регламенту. В этом году команда вновь выйдет на старт гонки под тем же номером.
Что же касается SMP Racing, то их история в Ле-Мане более разнообразна. Команда выступала в соревновании как на кузовных автомобилях в классе LM GTE Am, так и в категории LMP на российских прототипах — BR01 в классе LMP2 и BR1 в классе LMP1. В 2015 году экипаж в составе Виктора Шайтара, Алексея Басова и Андреа Бертолини одержал победу в LM GTE Am. В 2016 году экипаж SMP Racing № 37 (Виталий Петров, Виктор Шайтар, Кирилл Ладыгин) поднялся на третью ступень подиума в гонке «24 часа Ле-Мана», выступая на прототипе BR01 класса LMP2.
Из звезд мирового автоспорта за SMP Racing в чемпионате FIA WEC выступали Дженсон Баттон, Брендон Хартли, а в этом году на Ле-Мане компанию Виталию Петрову и Михаилу Алешину в экипаже № 11 составит Стоффель Вандорн. Во втором прототипе № 17 едут Сергей Сироткин, Егор Оруджев и Стефан Сарразан.
Помимо SMP Racing и G-Drive Racing в этом Ле-Мане участвует и еще один россиянин — Константин Терещенко. У Константина довольно обширный послужной список в формульных сериях, а в этом году его пригласили выступить за команду ARC Bratislava в классе LMP2 на прототипе Ligier.
За долгое время своего существования технический регламент «24-х часов Ле-Мана» многократно претерпевал изменения. Несколько раз они происходили и в последние годы — в основном благодаря появлению прототипов с гибридными силовыми установками. Еще пару лет назад в классе LMP1 было два зачета — среди гибридных и негибридных прототипов, но после того как Porsche покинули чемпионат и в гибридном классе осталась только Toyota, зачеты объединили. Организаторы постоянно придумывают новые правила, задачей которых является повышение привлекательности чемпионата для участников, но пока можно сказать, что столы организаторов не ломятся от заявок. Поэтому теперь FIA придумали новый технический регламент, который вступит в силу в 2020 году, и на смену топовому классу LMP1 придут гиперкары.
Смысл в том, чтобы сделать гонки дешевле, а по расчетам FIA, будущие гиперкары, напоминающие серийные автомобили тех же брендов, окажутся в несколько раз дешевле прототипов. Наиболее близкий пример — класс GT1, выступавший в гонках с 1996 по 1998 годы.
Что же известно про новый регламент и гиперкары на сегодняшний день?
Ожидается, что гиперкары станут заменой классу LMP1 с сезона 2020 (т. е. через один сезон). После обсуждения и некоторых испытаний появилось довольно много разнообразных мнений и теорий об этих новых автомобилях и их появлении в чемпионате FIA WEC, но достоверной информации пока очень мало. Вот что можно выделить:
— Hypercar по-прежнему является наиболее возможным вариантом, так как отклоненные категории GTE+ и DPi (на данный момент, по крайней мере) не рассматриваются.
— Решение об участии негибридных LMP1 откладывается до тех пор, пока не будет окончательно решено относительно Hypercar.
— Также ожидается, что в пятницу на общей пресс-конференции будет сделано некое объявление относительно нового регламента и спецификации автомобилей в классе LMP1.
— Cамые ближайшие перспективы по сотрудничеству FIA WEC и производителей в классе Hypercar — это Toyota и Aston Martin (вместе с Red Bull). Тем не менее за кулисами в ожидании решения находится еще некоторое количество потенциальных участников. Это Porsche, Ferrari, McLaren и Ford, которые сообщили, что их решение зависит от регламента и BoP. Все эти программы рассчитаны более чем на один год. Важным моментом являются также гоночные бюджеты, разрешенные для этого класса.
В то время как многие наблюдатели говорят о потенциальной задержке введения новых правил (из-за FIA WEC 2020/21, начинающейся в сентябре 2020 года), пока реальных признаков этого не имеется. Скорее всего, все будет решено в объявленные сроки.
LMP1
В этом классе в Ле-Мане-2019 заявлено восемь прототипов, на два меньше, чем в 2018-м из-за отсутствия двух Ginetta. Фаворитами класса, конечно же, являются две гибридные Toyota. Но мы также знаем, что этому бренду в Ле-Мане традиционно не везет, и только в прошлом году победа далась в руки экипажу Toyota Gazoo Racing Себастьяну Буэми, Фернандо Алонсо и Казуки Накадзиме.
Среди негибридных машин самыми быстрыми признаны прототипы BR1 команды SMP Racing, а Стоффель Вандорн стал первым пилотом, который превысил скорость в 350 км/ч во время тестового дня.
Дженсон Баттон в этом году решил отказаться от Ле-Мана в составе SMP Racing и остаться дома в ожидании рождения своего первенца. Но и без него можно сказать, что в двух экипажах едут одни из лучших пилотов. Поэтому, если не подведет машина или погода, мы вполне можем ожидать жесткую борьбу за подиум — как с Toyota (т. к. в течение 24-х часов никто ни от чего не застрахован), так и с командой Rebellion, одним из главных претендентов на подиум в этом Ле-Мане.
Кто еще из звезд мирового автоспорта выступает в LMP1? Помимо перечисленных здесь едут Майк Конвей, Камуи Кобаяси, Хосе-Мария Лопес и Том Диллман.
LMP2
Здесь список участников уже значительно длиннее: 20 экипажей! Пожалуй, такое количество прототипов LMP2 еще ни разу не заявлялось в эту гонку. А с учетом сложности и некоторой хрупкости прототипов LMP1 вполне возможно, что кто-то из младшего класса сумеет побороться за подиум в «Абсолюте». Кто знает…
В LMP2 борьба пойдет не только между командами, но и между производителями шасси (здесь представлены как ORECA, так и Ligier и Dallara). Огня добавят старые добрые шинные войны между Dunlop и Michelin.
Нас больше всего интересует, конечно же, G-Drive Racing, которые в этом году выступают на прототипе, брендированном маркой Aurus.
После прошлогодней драмы команда максимально мотивирована на победу, и соперничать с ними будет очень и очень тяжело. Их главными соперниками в этой гонке станут команды DragonSpeed, Signatech Alpine Matmut и Jackie Chan DC Racing.
Ну и конечно, будем обязательно наблюдать за Константином Терещенко и его марафоном с командой ARC Bratislava.
Кто из звезд мирового автоспорта выступает в LMP2: Пастор Мальдонадо, Николя Ляпьер, Энтони Дэвидсон, Ромен Дюма, Поль ди Реста, Лоик Дюваль, Жюльен Каналь и другие.
GTE Pro
Совсем недавно было объявлено о том, что заводские программы Ford и BMW покидают чемпионат FIA WEC, так что этот Ле-Ман — последняя гонка, где можно будет увидеть все эти машины в деле. К участию заявлено 17 автомобилей: Aston Martin (2), BMW (2), Corvette (2), Ferrari (3), Ford (4) and Porsche (4).
Каждый из брендов имеет свои преимущества и недостатки, но, пожалуй, именно в этом классе невозможно заранее выделить фаворитов: у каждой марки есть очень сильная команда, которая будет сражаться не просто за подиум, а за победу. Перечислим их: Ferrari AF Corse, Corvette Racing, Ford Chip Ganassi, BMW Team MTEK, Porsche GT Team, Aston Martin Racing.
Кто из звезд мирового автоспорта выступает в GTE Pro? Здесь можно поболеть за Майка Рокенфеллера, Энди Приоля, Оливье Пла, Себастьяна Бурде, Скотта Диксона, Ника Катсбурга, Мартина Томчика, Аугусто Фарфуша, Антонио Феликса да Кошту, Джанмарию Бруни, Эрла Бамбера, Алекса Линна, Максима Мартана и других.
GTE Am
В непрофессиональном кузовном классе на старт выйдут также 17 автомобилей: Ferrari 488 GTE (8), Porsche 911 RSR (6), Aston Martin V8 Vantage GTE (2) и первый и единственный частный Ford GT.
По раскладу сил сразу видно, какие автомобили пользуются наибольшей популярностью и максимально доступны. Здесь мы следим прежде всего за командой на Ferrari Kessel Racing и JMW Motorsport, Team Project 1 и Dempsey Proton Racing на Porsche, ну и интересно, как выступит этот самый Ford…
Свободные практики
По результатам свободной практики, прошедшей днем в среду 12 июня, быстрейшими в LMP1 стали Toyota № 7 (Камуи Кобаяси) — 3:18.091, экипаж № 11 SMP Racing (Стоффель Вандорн) показал второе время — 3:19.931, третьими стали Rebellion Racing (Густаво Менезес) — 3:19.960. Сергей Сироткин привел экипаж № 17 на шестую строчку — 3:22.431.
В LMP2 пять верхних строчек заняли машины на шасси ORECA. Первыми стали IDEC Sport (3:28.730), вторыми — Dragon Speed № 31 (3:28.730), третьими — G-Drive Racing (3:28.893).
В классе GTE Pro лучшее время показал экипаж № 92 на Porsche 911 RSR: 3:52.149. Porsche же показали лучший результат и в классе GTE Am. Экипаж № 77 команды Dempsey-Proton Racing проехал лучший круг за 3:55.304.
Квалификация
Квалификационные заезды, по итогам которых определяются стартовые позиции экипажей, проходили в течение двух дней: в среду — первая часть, в четверг — две следующие. В зачет идет лучшее время круга, показанное экипажем в трех частях квалификации.
Экипаж SMP Racing в составе Сергея Сироткина, Егора Оруджева и Стефана Сарразана (спортпрототип BR1 № 17) показал свой лучший результат в третьем сегменте квалификации: 3:15.159, что позволило ему занять третью позицию на стартовой решетке и показать лучший результат среди негибридных автомобилей.
Экипаж SMP Racing № 11 в составе Михаила Алешина, Виталия Петрова и Стоффеля Вандорна квалифицировался пятым, показав время круга 3:16.665.
Экипаж G-Drive Racing № 26 на спортпрототипе ORECA Aurus в составе Романа Русинова Жана Эрика Верня и Джоба ван Утерта квалифицировался шестым в классе LMP2 со временем 3.26.257.
Перед гонкой мы пообщались с несколькими российскими пилотами, которые участвуют в этом марафоне, чтобы узнать, что для них означает гонка 24 часа Ле-Мана. Вот, о чем мы их спросили:
1. Что для вас гонка «24 часа Ле-Мана»?
2. Есть ли какой-то любимый момент, отрезок в марафоне, который бы можно было выделить?
3. Какие ваши ожидания в этом соревновании?
4. Какой из Ле-Манов — ваш личный или в истории — вы считаете самым интересным?
Пилот программы SMP Racing Михаил Алешин, экипаж № 11
Пилот программы SMP Racing Виталий Петров, экипаж № 11
Пилот программы SMP Racing Егор Оруджев, экипаж № 17
Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин, экипаж № 17
Пилот и руководитель команды G-Drive Racing Роман Русинов, экипаж № 26