Баха «Хаиль-2025»: испытание песками
04.02.2025 | 1388 просмотров

Баха «Хаиль-2025»: испытание песками

ОБЗОР
Автор: Мария Мельникова
Фото агентства «АвтоСпортМедиа»
Источник: Дром
В прошедшие выходные в Саудовской Аравии состоялся первый этап Кубка мира по бахам. С 30 января по 1 февраля около Хаиля, города на севере страны, прошла баха «Хаиль-2025», в которой приняли участие два полностью российских экипажа, а также несколько штурманов из России и Белоруссии, которые выступали в экипажах с иностранными пилотами.

Баха «Хаиль» собрала звездный состав и большое число участников: 35 экипажей, из них девять в категории Ultimate (Т1+), десять в Challenger (Т3.1), 11 в зачете SSV (Т4) и пять — в категории серийных автомобилей Т2.

Экипажи Сергея Ременника и Алексея Игнатова (№ 309, Nasser Racing Taurus T3 Max), а также Алексея Шмотьева и Ярослава Федорова (№ 308, Nasser Racing Taurus T3 Max) дебютировали в бахе в категории Challenger на технике команды Nasser Racing саудовского чемпиона мира по ралли-рейдам Нассера Аль-Аттии. Другие российские спортсмены — штурманы Кирилл Шубин, Алексей Кузмич, Егор Охотников и Андрей Рудницкий (Белоруссия — нашли себе экипажи из местных авторитетных пилотов.

Главной звездой бахи стал победитель «Дакара» Язид Аль-Раджи, выступавший под номером 200 команды Toyota Overdrive. За ту же команду выступила и Дания Акил — одна из первых саудовских женщин-пилотов, а также одна из четырех женщин-пилотов на «Дакаре», которая сумела одержать победу на этапе. Произошло это как раз на десятом этапе прошедшего «Дакара», где Дания выступала в категории Challenger.

Алексей Шмотьев, Ярослав Федоров, Сергей Ременник и Алексей Игнатьев

Можно сказать, что составом участников баха «Хаиль» во многом как раз и обязана недавно завершившемуся «Дакару». Календарь рейдовых гонок составлен таким образом, что баха стартовала менее чем через две недели после окончания марафона и географически состоялась там же: многие команды оставили технику после «Дакара» в королевстве и после финиша в Шубайте просто перевезли ее в Хаиль.

Маршрут и особенности

Хаиль — город на севере страны, известный не только своими песчаными ландшафтами, но и богатой историей — когда-то здесь проходил караванный маршрут паломников. Теперь же его окрестности стали идеальным полигоном для ралли-рейдов.

Однако в зимние месяцы здесь совсем не жарко, и именно климатические условия гонщики отметили как одну из самых серьезных сложностей.

«Когда едешь на открытой машине без лобового стекла, температура ощущается совсем иначе», — рассказал Алексей Шмотьев. — «В 2020 году на “Дакаре” в Хаиле у меня замерзали руки, и когда нас буксировали, пришлось ехать в теплой одежде».

При этом пески и дюны полны неожиданностей и ловушек, и хотя баха — это довольно короткий и закольцованный ралли-рейд, ошибка штурмана может привести к серьезной потери времени, а ошибка пилота — и вовсе к сходу.

Для уже слаженного экипажа Ременника и Игнатова, пришедшего в ралли-рейды из классического ралли, баха «Хаиль» стала дебютом в Кубке мира. К этому добавилось и знакомство с новым автомобилем — мотовездеходом Nasser Racing Taurus T3 Max.

«Мы провели два тестовых дня с Нассером и его командой», — рассказал Сергей Ременник. — «Машина очень нравится: эргономика, энерговооруженность, управление. Очень похоже на R5 из классического ралли, но только для песков. И, что особенно круто, Нассер сам участвует во всем процессе — следит за тем, как команда работает, нам что-то советует и учит ездить по пескам».

Что касается второго нашего экипажа, то он был сформирован непосредственно перед бахой. Алексей Шмотьев никогда не ездил за рулем такой техники, а Ярослав Федоров не «штурманил» в песчаных ралли-рейдах, хотя в классическом ралли имеет огромный опыт.

«Мой основной вызов — навигация», — отмечал Ярослав Федоров перед стартом. — «Здесь много работы по курсу, быстрые решения. Но коллеги говорят, что приборы — интуитивно понятные, так что это будет интересный опыт».

Огромную помощь экипажам оказывал непосредственно сам Нассер Аль-Аттия. Еще перед стартом пролога он сказал своим гонщикам: «Педаль газа справа, давай газуй!».

В итоге экипаж Ременника приехал третьим в классе и пятым в абсолюте, однако первые километры песчаной дистанции также показали, что Сергею нужно научиться читать рельеф и самостоятельно выбирать дорогу, а не полагаться на команды штурмана, как он привык делать в классическом ралли.

Алексей Шмотьев, в отличие от товарища по команде, все же решил сразу не рисковать и обеспечить себе стратегически выгодную стартовую позицию на первый этап бахи.

Первый полноценный день гонки включал скоростной участок протяженностью 260 километров, разбитый на два отрезка с зоной нейтрализации и заправки. Общая дистанция этапа составила 442 километра. К тому же ранний старт добавил неприятных ощущений: до восхода солнца в пустыне было очень холодно.

Ременник и Игнатов стартовали пятыми, а Шмотьев и Фёдоров — 15-ми. Маршрут бахи охватывал разнообразные ландшафты, включая обширную пустыню Нафуд Аль-Кабир, известную своими высокими песчаными дюнами, сложными треками и невероятными пейзажами. Трасса в основном состояла из песчаных дорог, где быстрые секции чередовались с отрезками, забитыми верблюжьей колючкой, а вторая половина специального участка проходила среди дюн.

Экипаж Ременника испытывал не только проблемы с хитрой навигацией, но и связанные с недостатком опыта пилотирования в песках. Однако результат оказался достаточно высоким: на финише первого этапа Сергей отметился четвертым временем в категории Т3 среди всех стартовавших на бахе «Хаиль» и первым в зачете Кубка мира ФИА по бахам.

«На протяжении всего дня мы шаг за шагом разгонялись и старались понять машину, раскрыть ее возможности. В итоге даже включили лимитатор скорости, чтобы не получить штраф: во многих местах машина легко достигала максималки. Мы наблюдали за соперниками на такой же технике и учились. Соответственно, смогли свой темп поднять, что по путевым точкам видно в течение дня. Мы очень довольны — машина целая, ничего не погнули. Она фантастическая! Одно удовольствие ею управлять».

Оказалось, что история с включением лимитатора оказалась весьма предусмотрительной: экипаж Шмотьева и Федорова как раз получил десятисекундный штраф за превышение скорости на участке с ограничением. При этом они финишировали без навигационных ошибок — и с шестым результатом в категории Т3 (и вторым в зачете Кубка мира).

Ярослав Федоров также отметил рост темпа своего экипажа по ходу спецучастков и считает, что в этом им помогли не только следы других автомобилей, стартовавших раньше, но и отличная коммуникация, которая у них с пилотом сразу возникла:

«Я думаю, это важно, учитывая то, на протяжении скольких часов мы должны находиться в контакте, от которого зависит результат».

Субботний этап приготовил экипажам еще 160 км маршрута: это были те же треки, но в другой последовательности и направлении. Оба наших экипажа успешно завершили день.

Сергею Ременнику и Алексею Игнатову пришлось пару раз возвращаться, чтобы взять точку, на чем они потеряли порядка пяти минут. А вот у Шмотьева и Федорова навигационный прибор не отобразил взятую точку, и им пришлось проходить эту часть маршрута еще раз.

Тем не менее оба экипажа уральцев успешно завершили баху «Хаиль», получив первые очки в Кубке мира. Экипаж Сергея Ременника и Алексея Игнатова стал победителем первого этапа Кубка мира в зачетной категории Челленджер (Т3), а экипаж Алексея Шмотьева и Ярослава Федорова занял третье место в этой категории.

Оба пилота и оба штурмана довольны своими результатами, хотя и понимают необходимость совершенствования собственных навыков гонок по пустыне. «Мне лично пока еще не хватает навыков мгновенно читать рельеф и понимать, где можно прибавить газ, а где стоит быть осторожнее», — поделился Сергей Ременник. — «Но Нассер Аль-Аттия, мне кажется, рад результату команды: больше половины экипажей успешно финишировали. Ну а мы строим планы, как двигаться дальше, так как рассматриваем наше с ним сотрудничество на весь сезон Кубка мира 2025 года».

Ярослав Федоров, штурман Алексея, делясь итогами гонки, отметил сложность подготовки: «В отличие от классического ралли, где можно потренировать чтение стенограммы, здесь не было возможности устраивать какие-то тесты, чтобы потренироваться в навигации. Поэтому максимум, что я мог сделать перед этой гонкой — готовиться к ней. Я выучил все значки, прочитал все инструкции по пользованию приборами, регламенты соревнований и тому подобное. Так что мой пилот принимал на себя все риски, понимая, что рядом с ним поедет не очень опытный человек, который должен очень быстро адаптироваться».

Второе место в категории Т3 занял еще один экипаж с россиянином в составе. Егор Охотников вместе с Валидом Аль-Дахилом команды Waleed Racing лидировал первые два дня, но на третий их экипаж столкнулся с техническими проблемами. Несмотря на временной штраф они все же сумели сохранить вторую строчку.

Ну а уже в следующие выходные в Ленинградской области пройдет баха «Россия — Северный лес». Мы планируем сделать эксклюзивный репортаж, а также интервью с одним из участников.

Комментарии

   
Сообщений: 867
Интересно было бы прочитать, что у них за техника...
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром