Ровно десять лет тому назад, в октябре 2015 года на подмосковном автодроме Moscow Raceway впервые состоялась гонка новой серии REC — Russian Endurance Challenge. Конечно же, Дром присутствовал на дебюте и опубликовал репортаж, который можно почитать вот здесь.
В тот раз в гонке участвовали 15 экипажей и 44 пилота, а победителем стал прототип Fenix FR01, на котором за время четырехчасового заезда Илья Буренко и Олег Квитка проехали 111 кругов.
Помимо участников класса CN-Pro, где было заявлено всего две машины, включая Fenix и Ligier JS53 Evo 2 команды G-Drive Racing, остальные автомобили были технически проще и менее мощными: на старт вышли Renault Logan, Volkswagen Polo, Civic Type R и даже советская классика — ВАЗ-2101 и Москвич-412. Никакой мощной техники вроде класса GT не было и в помине. Тем не менее это был фактически первый эндуранс в современной России (в материале по ссылке выше мы рассказываем о предыдущих отечественных опытах в организации гонок на выносливость, которые, к сожалению, так и не переросли в нечто большее), который участники восприняли на ура. Именно их готовность к участию, как и энтузиазм организаторов из спортивного клуба АСПАС в лице Анастасии Бендиковой и Игоря Ермилина, привели к тому, что в этом году мы отмечаем десятилетний юбилей серии.
Лучшим кругом в 2015 году отметился Михаил Ухов, наш прославленный гонщик, бывший на тот момент спортивным директором MRW. Михаил Сергеевич был настоящим фанатом автоспорта и никогда не упускал возможности сесть за руль гоночного автомобиля. Его время за рулем Ligier JS53 Evo 2 составило в тот раз 1:40,912 мин.
В этом году лучшее время круга в гонке в категории спортпрототип CN Pro было улучшено на семь секунд: 1:33,710 мин. Его автором стал Игорь Мухин на прототипе Norma М20 FCT. Однако появление более мощной и стабильной техники в категории GT3 привело к тому, что и этот рекорд не устоял. Константин Терещенко за рулем Lamborghini Huracan GT3 Evo установил лучшее время дня: 1:33,299!
За время четырехчасового заезда лидер проехал 140 кругов. К гонке было заявлено 47 экипажей, но по разным причинам на старт вышли только 42. И все равно это стало рекордом по количеству участников REC за все десять сезонов. В составе 42 экипажей стартовали 110 гонщиков. И сразу три пилота установили своеобразный рекорд. Сергей Балдин, Станислав Сидорук и Михаил Лобода, вышедшие на старт финальной, юбилейной гонки, принимали участие и в самом первом Russian Endurance Challenge в 2015 году! Вот это преданность!
Интересные факты о прошедшем этапе:
- В REC пилотам разрешено участвовать сразу в нескольких экипажах. Например, Константин Терещенко делает так на протяжении почти всего сезона. Он выступает сразу в двух классах: CN Pro — за рулем Ligier JS 53 Evo 2 команды TEAMGARIS 29 и GT Pro — за рулем Lamborghini Huracan GT3 Evo № 63 команды Spora GT. Также в двух экипажах выступил и Всеволод Прахов: за рулем BMW 330i № 11 HOGO Racing и Mercedes AMG GT № 13 Capital RT.
- Экипаж X-Ray Motorsport также воспользовался этой возможностью, но придумал более интересную комбинацию: команда выставила одинаковый состав пилотов сразу под два автомобиля — Mitsubishi Lancer Evo 9 и Mitsubishi Lancer Evo 8. В течение гонки Максим Елизаров, Иван Мартиросов, Анатолий Шипов и Андрей Лукин сменяли друг друга за рулем автомобилей № 23 и № 2.
- В этот раз в гонке вновь участвовал экипаж с единственным пилотом. Таким гонщиком стал дебютант REC Артемий Мельников. Он выступал на автомобиле Toyota Supra GT4 Evo № 20 команда Fire n' Smoke.
- Самым молодым пилотом REC за всю его историю с 2015 года стал дебютант финала Максим Чмиль, ему всего 15 лет! Максим выступал в составе экипажа Phoenix Racing в классе GT Light на BMW E36 № 64.
- Сразу несколько новых команд приняли участие в финальном этапе, в том числе команда VRC-Team на Mercedes AMG GT4, за рулем которого в REC дебютировал чемпион России по ралли Дмитрий Воронов. Новичками стали также команды Fire n' Smoke и «Катюша».
- Среди звездных пилотов помимо вышеназванного Дмитрия Воронова в этот раз на старт вышли Михаил Алешин, Алексей Дудукало, Борис Шульмейстер, Виктор Шайтар, Михаил Лобода, Ринат Салихов, Алексей Несов, Константин Терещенко, Виталий Ларионов. Девушки были представлены двумя гонщицами: Елена Аладьева традиционно представляла команду Spora GT, а Анастасия Михайлус выступала за DRTeam.
Но вернемся к недавним событиям на трассе Moscow Raceway во время заключительного этапа сезона 2025 — Гранд-финала REC «Гран-при Москвы».
Погода всегда является одним из главных действующих лиц и основным распорядителем происходящего на трассе во время гоночных сессий. Ну а октябрь в средней полосе редко радует по-настоящему теплыми днями, и даже если воздух и прогревается до высокой по осенним меркам отметки, асфальт все равно остается холодным. Это мешает прогреть шины до нужных температур и порой приводит к непредсказуемым и неприятным инцидентам в заезде.
В этот раз осень подарила организаторам и участникам REC вполне погожий день. Днем воздух прогрелся до +14 °C, а на старте гонки температура асфальта составила +20,5 °C.
Заезды Российской серии по гонкам на выносливость традиционно проходят в один день. Это означает, что гонщики и команды собираются на автодроме рано утром, чтобы принять участие в тренировочных и квалификационных заездах. Тем не менее накануне гонки, в пятницу на MRW проходят предварительные тесты, когда желающие могут попрактиковаться и дополнительно поработать над настройками. Вечером этого же дня все команды проходят обязательный административный контроль. К сожалению, в пятницу стало известно, что с гонки снялся экипаж Balchug Racing из-за состояния здоровья руководителя и основного пилота команды. Еще несколько экипажей не подтвердили своего участия по тем или иным причинам, так что в итоге список допущенных экипажей включал в себя 42 автомобиля. А после субботней утренней квалификации стартовая решетка едва не осталась еще без одного участника, причем из числа фаворитов сезона: Lamborghini Huracan GT3 Evo № 63 команды Spora GT.
Пятый этап вновь проходил по самой быстрой конфигурации трека — без использования шиканы на прямой возвращения, что способствовало набору гораздо более высокой скорости к последнему повороту, чем, например, на предыдущем этапе. В утренние часы температура воздуха и асфальта были существенно ниже, чем на старте гонки, так что когда Lamborghini № 63 с Виталием Ларионовым за рулем получила удар от одного из участников, эти факторы тоже сыграли роль в дальнейших событиях.
«Это был первый раз в моей карьере, когда меня раскрутило на 360 градусов на скорости 235 км/ч», — рассказал Виталий Ларионов. — «Все произошло очень быстро, но мне повезло, что от импульса неуправляемая машина полетела вперед по трассе, а не сразу пошла вбок. Удар пришелся на заднее правое колесо, и хотя поначалу все выглядело крайне неприятно, в итоге пострадала только подвеска. Механики — невероятные молодцы, успели восстановить машину к гонке».
Механики Spora GT и в самом деле смогли восстановить машину настолько быстро, что Виталий успел вывести ее на предстартовую процедуру и занять законное пятое стартовое поле: даже с учетом аварии Ларионов показал в квалификации пятый результат.
Поул-позицию в абсолюте уже третий раз в сезоне занял экипаж команды Black Thorn на спортпрототипе Norma М20 FCT №1 11 со временем круга в 1:30,957 — единственный экипаж из всего пелотона, который сумел выйти не только из 1,32 мин, но и из 1,31 мин! Рядом с ними на первом ряду оказался экипаж команды Time4Race на Mercedes AMG GT3 Алексея Несова и Максима Кизилова, но они уступили «Шипу» почти 1,5 секунды. Второй ряд также поделили прототип и кузов: SVL Racing на Ligier JS 53 Evo2 уступили Несову всего полторы десятых, а следующие две Lamborghini Huracan одинаковой конфигурации оказались еще в одной десятой каждая. Один из фаворитов сезона — экипаж № 013 команды Capital RT на Mercedes AMG GT3, за рулем которого выступили Михаил Алешин и Денис Ременяко — занял лишь восьмую строчку.
Собственно, неудивительно, что первые восемь позиций на стартовой решетке отошли участникам двух старших классов — CN Pro и GT Pro на самой быстрой технике: дельта между восьмым и девятым результатом (поул в классе GT) составила целых четыре секунды!
Несмотря на то что поул с большей регулярностью забирают себе прототипы, в гонке на протяжении каждого этапа увереннее чувствуют себя экипажи на технике класса GT3 — прежде всего за счет наличия ассистентов водителя, таких как, например, АБС и трекшн контроль. Именно гонщики GT3 выиграли все предыдущие этапы сезона, и финал не стал исключением.
Поул-позиция в классе GT в итоге отошла команде Shishkoil&Yuka Adv Pro Racing на Mercedes AMG GT4 (Дмитрий Шишко, Михаил Лобода и Алексей Савин) с временем 1:38,352 мин. Перед финальным этапом команда укрепила свой состав, пригласив опытнейшего Михаила Лободу, который и показал лучшее время.
Поулситтерами в классе GT Light стали Burma Racing на BMW E36 (1:49,805). На прошлом этапе Владислав Агнивин рискнул проехать всю гонку в одиночку, но на этот раз обзавелся напарником в лице Станислава Яркова.
Первый инцидент произошел уже на прогревочном круге: на трассе остановился Seat Cupra № 24 команды Real Performance, следствием чего стали два лишних прогревочных круга позади автомобиля безопасности. Чему принимавшие старт пилоты были только рады: это позволило им лучше прогреть резину. Впрочем, по словам пилота и руководителя команды APR Team Марата Хайрова, в имевшихся погодных условиях для выведения шин в рабочее окно требовалось как минимум четыре-пять боевых кругов.
Еще один автомобиль команды Mazda Karting Academy также не избежал технических проблем перед гонкой и уходил на прогревочный круг с питлейна.
Первый боевой круг принес лидерство в гонке Алексею Несову на Mercedes AMG GT3 Time4Race: уже из первого поворота он вышел первым, обогнав Игоря Мухина. Для Black Thorn гонка не задалась с самого начала. После контакта с Ligier SVL Racing в районе «улитки» напротив трибуны Арена прототип развернуло, и он вернулся на трассу самым последним. Пожалуй, это только прибавило мотивации пилоту Norma, и к шестому кругу он уже отыграл 20 позиций и поднялся на 22-ю строчку. Что касается виновника аварии Алексея Хаирова, то он получил за контакт штраф проездом по питлейну.
На второе место в гонке также на первом круге вышел Виталий Ларионов, который уже успел «пободаться» на старте с аналогичным Lamborghini Андрея Солуковцева команды Iskra Motorsport, стартовавшим на позицию выше, а также оставить позади и почти все остальные экипажи впереди. Догнать и пройти Несова Виталию не удалось, а затем трафик в лице круговых машин младших классов и вовсе довел отставание до нескольких секунд. Повторить красивую борьбу с одноклассниками, как на прошлом этапе, у Ларионова в этот раз не получилось.
На втором десятке кругов сразу несколько экипажей испытали технические проблемы: Mazda № 93 и Mercedes № 16 самостоятельно побывали в боксах, но затем вернулись на трассу. А вот у серого Mitsubishi № 2 остановка в боксах оказалась длительной. Забегая вперед, скажу, что, несмотря на блестящую идею выступать одним экипажем на двух машинах, команда X-Ray Motorsport так и не увидела финишного флага.
Меньше повезло классическому красавцу Mercedes Benz E190 № 92 команды MDrive. Через полчаса после старта пилотировавший его Сергей Чикунов был вынужден съехать на срезку в районе второго поворота и остановиться окончательно после повалившего из-под капота пара или дыма. Служба эвакуации отработала быстро и профессионально, оттащив автомобиль в боксы.
К 20-му кругу Константин Терещенко за рулем прототипа Ligier Team Garis выходит на второе место, а восьмой в общем зачете Black Thorn к этому моменту становится круговым.
На 32-м круге взорвавшаяся шина заставляет вернуться в боксы на внеплановый пит-стоп Бориса Шульмейстера на Audi RS3 LMS TCR команды GNV Kamenskiy Racing. И в это же время в боксы заезжает Ярослав Прахов на Mercedes № 13 с наполовину оторванным задним бампером. Этот пит-стоп дарит возможность Алексею Савину из команды Shishkoil вернуться в лидеры класса GT.
Еще одна техническая проблема возникает и у 15-летнего Максима Чмиля. И хотя официальных сходов у экипажей пока нет, но Mercedes MDrive и BMW Phoenix Racing уже надолго прописались в боксах.
Не обошлось без неприятностей и у экипажа Yadro Motorsport на Mercedes AMG GT3 № 16. Примерно через 40 минут после старта автомобиль внезапно потерял мощность, и Ринату Салихову пришлось отправиться в боксы. К счастью, механикам удалось разобраться с проблемой довольно быстро, и Ринат вернулся на трассу с отставанием в два круга от лидера. Чтобы компенсировать потерю времени, Салихов отправился в погоню, совершая один обгон за другим. К сожалению, атакуя лидера гонки Алексея Несова, он допустил контакт, вылетел на асфальтированную зону безопасности и потерял много позиций. Пилоту пришлось начинать все с начала.
Холодный асфальт и непрогретая резина приводили к многочисленным ошибкам даже у опытных пилотов. Obagra Racing, Kamenskiy Racing, Team Garis — все они побывали в зонах вылета или осмотрели трассу на 360 градусов. Задымление в кормовой части желтого BMW № 555 Avatar Racing Team отправил машину в боксы на ремонт. Но все эти случаи решались локально и пока еще ни разу не становились причиной режима желтых флагов или выезда машины безопасности.
Волна пит-стопов у лидеров гонки началась примерно через 1 час и 15 минут после старта (именно примерно на столько хватает у них топливного бака) с остановки в боксах Mercedes команды Time4Race, когда Алексея Несова сменил за рулем Максим Кизилов. На этом же круге провели пит-стоп и Spora GT, а на смену Виталию Ларионову вышел Константин Терещенко. Рината Салихова в Yadro Motorsport сменил Сергей Столяров. Еще через несколько минут заехал и Mercedes № 013 Capital Racing Дениса Ременяко: на вахту заступил Михаил Алешин.
Здесь, пожалуй, нужно дать небольшое пояснение, дабы избежать путаницы. Команда Capital RT на двух последних этапах сезона выставляла сразу два экипажа. К третьему этапу на «Игоре Драйв» Денис Ременяко и Михаил Алешин пересели на свежий Mercedes AMG GT3, заявленный под номером 013 в GT-Pro. За рулем их предыдущего автомобиля категории GT4 с бортовым номером 13 стали выступать братья Праховы в классе GT.
Точкой невозврата в борьбе за возможную победу в гонке для экипажа № 63 Spora GT стала отметка на полутора часах от старта. Буквально через 15 минут после пит-стопа у Константина Терещенко происходит контакт с BMW № 11 команды HOGO. Прокол левого заднего колеса, последовавший за контактом, отправил дымящий шиной Lamborghini назад в боксы. И ладно бы пострадало только колесо! В пылу сражения Константин не обратил особого внимания на прокол, и тот дает о себе знать: болтающаяся шина, создающая активную дымовую завесу на трассе, постоянно цепляет арку, рядом с которой расположен радиатор. В радиаторе появляется течь: теперь уже невозможно отделаться только заменой колеса — на ремонт автомобиля понадобилось слишком много времени. Итоговое отставание на финише у экипажа составит почти восемь кругов.
Примерно за 15 минут до экватора гонки происходит важнейшее событие: экипаж Black Thorn выходит в лидеры класса CN-Pro! Игорь Мухин и Егор Ефросинин сделали буквально все возможное, чтобы реабилитироваться после разворота в самом начале гонке. При этом плотность у всех экипажей прототипов невероятно плотная: их разделяет по несколько секунд, и все они в одном круге! Каждая ошибка, каждая неисправность может обойтись очень дорого.
На отметке в два часа на трассе происходит целая череда необъяснимых событий: сразу четыре автомобиля буквально в течение одного круга получают повреждения колеса или подвески. Причем команды утверждают: контактов с другим автомобилем или препятствием на трассе не было! Пострадавшими оказываются две BMW E46 команды Obagra RT — № 87 и № 98, причем № 87 вынуждена остановиться прямо на трассе, что впервые за гонку приводит к появлению FCY. У Lamborghini № 47 Андрея Солуковцева пробит радиатор после контакта с Mercedes № 13, и механики уже работают с машиной на питлейн, а на Audi № 55 Kamenskiy Racing вообще лопнула стойка.
Режим нейтрализации используют для второго обязательного пит-стопа почти все экипажи. За руль лидирующего Mercedes № 10 вновь садится Алексей Несов. Для команды Time4Race это отличная возможность отыграться после всех неудач, преследовавших их на протяжении сезона, когда после аварии на втором этапе им пришлось еще несколько месяцев ожидать доставки запчастей.
После завершившейся эвакуации и чистки трассы гонка вновь вернулась в боевой режим. Однако есть примета: желтые флаги вызывают следующие желтые. Так произошло и в этот раз. Буквально через пару минут после рестарта при въезде на питлейн происходит серьезнейшая авария: Ярослав Прахов за рулем Mercedes № 13 Capital RT на прямой возвращения таранит на торможении впередиидущий Mercedes № 61 VRC-Team. И если машина Прахова получает лишь незначительные повреждения правой носовой части, то Евгения Леонова на неуправляемом автомобиле буквально вбивает в узкий коридор, где он на высокой скорости ударяется в шинные ограждения. С Леоновым все в порядке, но повреждения автомобиля не позволяют экипажу продолжить гонку — и хорошо, если после такого машину вообще сумеют восстановить. Первое впечатление что в столкновении виноват Прахов. Однако дальнейшее изучение происходившего в тот момент на трассе с помощью видео и телеметрии показывает, что спровоцировал инцидент именно пилот экипажа № 61: будучи круговым, он не оставил места для обгона и начал тормозить неожиданно рано.
Драматичные события гонки на этом не заканчиваются. Примерно в 18.00 на автодром опускается ночь: оставшийся час до финиша экипажам предстоит провести при свете фар. Особенно тяжело эти обстоятельства воспринимают экипажи спортпрототипов, регулировка и мощность фар на которых не позволяет добиться полноценного освещения трассы впереди.
«В темное время суток на прототипе очень тяжело ехать», — говорит Алексей Хаиров, пилот экипажа SVL Racing № 31. — «Фактически ничего не видно, и сколько ни задираешь фары вверх на двойных апексах, например, трассу вообще не видно, приходится буквально наощупь тормозить и ехать по наитию. Самое сложное — это точка торможения после обратной прямой: отметка быстро пролетает, а мозг в темное время суток работает чуть иначе».
А еще через несколько минут их Ligier на трассе внезапно начинает дымить в районе моторного отсека, его разворачивает, и в правой задней арке видны отблески разгорающегося огня. К счастью, пожар прекращается еще до того, как подоспела помощь. Машину эвакуируют и возвращают в боксы. Представитель команды позднее предположил, что причиной поломки и схода могла послужить блокировка тормозов, которая и стала причиной возгорания.
Еще одна серьезная авария произошла незадолго до этого. Сергей Столяров на многострадальном Mercedes № 16 команды Yadro Motorsport из-за внезапной технической неисправности теряет управление и вылетает в ограждения в первом повороте. Машина серьезно повреждена, но пилот не пострадал. На этом выступление экипажа на этапе, к сожалению, завершилось.
Самые драматичные события за полчаса до клетчатого флага разворачивались в классе CN-Pro.
После технического схода команды SVL Racing в боксы с неисправностями вернулся и Ligier № 29 TeamGaris. Сняв кожух двигателя, механики довольно долго колдовали в задней части машины. Уверенности в том, что экипаж сумеет вернуться на трассу, на самом деле не было.
Но за 17 минут до финиша на обочине с выключенными фарами внезапно останавливается Norma № 111 Black Thorn. Как говорят в таких случаях комментаторы в зарубежных трансляциях — и не лукавят — эта ситуация разрывает сердце! Для экипажа Мухина и Ефросинина этот этап превратился в настоящие американские горки: поул-позиция в квалификации, разворот на первом круге и откат в самый хвост пелотона, затем триумфальное возвращение в лидеры класса! Казалось бы: красивейшая история для финальной победы, но нет…
Автомобиль доставляют в боксы, и у механиков есть совсем немного времени, чтобы вернуть его на трассу. А в это время в гараже TeamGaris нарастает невероятный накал страстей: ведь теперь им достаточно вернуться на трассу и отыграть у Black Thorn всего только два круга, чтобы стать победителями в классе! Механики спешат, вносят последние поправки, накрывают моторный отсек кожухом, и Ligier буквально вылетает на трассу. Пока в боксах Black Thorn разбираются с поломкой, TeamGaris 29 выходит в лидеры класса! Константин Захаревский, Станислав Сидорук, Виталий Зубенко и Константин Терещенко вырывают в этом сезоне пятую победу из пяти возможных! И ведь на каждом этапе это происходит буквально в последний момент, а их соперники будто самоустраняются.
А вот победа в абсолютном зачете и категории GT Pro полностью предсказуема: экипаж Алексея Несова и Максима Кизилова поднимается на высшую ступень пьедестала. За всю гонку команда лишь один раз утратила лидерство — это произошло во время первого пит-стопа. Time4Race стали единственным экипажем, который дважды за сезон одержал победу в абсолюте, повторив свой успех, достигнутый на первом этапе.
Однако абсолютными победителями REC 2025 стали Михаил Алешин и Денис Ременяко, завершившие финальный этап на втором месте. Набранных на этапе очков им оказалось достаточно, чтобы подтвердить имевшееся до этого преимущество.
В классе GT, несмотря на серьезный штраф, второй раз подряд выиграл экипаж №13 братьев Праховых. В GT Light с преимуществом в три круга победу одержала команда Burma Racing.
Результаты пятого этапа Российской серии гонок на выносливость:
Победители абсолютного зачета
1. Time4Race № 10 (Несов Алексей, Кизилов Максим)
Кубок Москвы
1. CapitalRT № 013 (Ременяко Денис, Алешин Михаил)
2. «ИСКРА Моторспорт» № 37 (Солуковцев Андрей, Погосян Давид)
3. Spora GT № 63 (Терещенко Константин, Ларионов Виталий)
Класс GT Pro
1. Time4Race № 10 (Несов Алексей, Кизилов Максим)
2. CapitalRT № 013 (Ременяко Денис, Алешин Михаил)
3. «ИСКРА Моторспорт» № 37 (Солуковцев Андрей, Погосян Давид)
Класс CN Pro
1. TEAMGARIS № 29 (Захаревский Константин, Сидорук Станислав, Зубенко Виталий, Терещенко Константин)
2. Black Thorn № 111 (Мухин Игорь, Ефросинин Георгий)
3. SVL Racing № 31 (Хаиров Алексей, Чернов Алексей)
Класс GT
1. CapitaRT № 13 (Прахов Всеволод, Прахов Ярослав)
2. SHISHKOIL&YUKA ADV PRO RACING TEAM № 1 (Шишко Дмитрий, Лобода Михаил, Савин Алексей)
3. Beast Team № 4 (Драгунов Владимир, Ибрагимов Ренат, Гуревич Владимир)
GT Pro Touring
1. GNV & Kamenskiy Racing № 91 (Плеханов Виктор, Каменский Илья, Саитов Дамир)
2. SU RT № 86 (Меметов Амет, Магидович Евгений)
3. Real Performance № 24 (Ларионов Илья, Перфильев Владислав)
GT Light
1. BURMA RACING № 36 (Агнивин Владислав, Ярков Станислав)
2. Club Seat RT № 444 (Горбатенко Сергей, Горбатенко Дмитрий, Письмаров Евгений, Прямичкин Андрей)
3. HOGO № 11 (Прахов Всеволод, Квашнин Константин, Садовников Александр, Козлов Дмитрий)