Первая версия получила в народе прозвище "лягушка". Прошло шесть лет, и, сбросив старую кожу, она поменяла пол, превратившись в принца. Это - Toyota RAV4.
Первый RAV4 можно считать смелым дизайнерским экспериментом. Создавая автомобиль со столь необычной и даже эпатажной внешностью, Toyota пошла на определенный риск. Он оказался не совсем оправданным с коммерческой точки зрения, поскольку автомобиль пришелся по вкусу не самой широкой категории потребителей -- прежде всего дамам и "морально раскованным личностям нетрадиционной творческой ориентации".
НОВОЕ ПЛАТЬЕ
Хороший пример всегда порождает подражателей, которые, чего греха таить, в последние годы основательно потеснили "первопроходца" RAV4. В нынешнем году Toyota сотворила RAV4 второго поколения, опять установив новую планку стандартов в созданном ею же в 1994 году новом классе компактных полноприводных автомобилей "спортивно-утилитарно-рекреационного" назначения.
Одевая нового принца, "тойотовские" дизайнеры создали оригинальный сплав из двух весьма успешных моделей последних лет -- "люксового" внедорожника Lexus RX300 и микровэна Yaris. Особенно это заметно в пятидверной версии. А сохранившиеся едва уловимые штрихи предшественника только подчеркивают новый и своеобразный облик автомобиля, который стал спокойнее и серьезнее. Игривый лягушонок подрос и, как в сказке братьев Гримм, превратился в принца.
Toyota представила сразу две версии кузова, и каждая ориентирована на своего потребителя. Трехдверка явно рассчитана на не обремененную семьей активную молодежь и прежних потребителей RAV4, а в пятидверной версии преобладают солидность и семейность -- ставка на расширение потребительской аудитории очевидна. Самое главное -- найден баланс между экстравагантным и общепринятым.
ДВОРЦОВАЯ ОБСТАНОВКА
Радикальные изменения в облике не менее радикально продолжены внутри. От прежних угловатых и довольно примитивных форм не осталось и следа, интерьер совершенно новый, ни на кого не похожий и очень комфортный. А за счет использования светлых отделочных материалов салон выглядит значительно просторнее.
В центре внимания сразу же оказывается оригинальная приборная панель с выступающим вперед "иллюминатором" тахометра в середине. Решение, не традиционное для утилитарных автомобилей, и вместе с окантовкой циферблатов цвета слоновой кости, выполненной "под титан", оно должно вызывать аналогии со спортивными автомобилями. Именно там приоритет отдан контролю за оборотами, а не скорости. Вместо банальной зеленой приборы и кнопки получили очень приятную подсветку необычного апельсинового цвета. Не менее оригинален блок вспомогательных приборов на передней консоли, верхняя часть которого также обрамлена пластиной из материала, имитирующего титан.
В новом RAV4 вас встречает богатый комплект оборудования: традиционный электропакет, кондиционер, две подушки безопасности, центральный замок с управлением с брелока, иммобилайзер и встроенная аудиосистема с CD-проигрывателем. В Россию RAV4 будет поставляться в максимальной комплектации, которая, помимо вышеперечисленного, будет включать и подогрев сидений, а с ноября начнутся поставки машин с кожаным салоном, чего, кстати говоря, нет ни у одного из конкурентов.
Для пущей безопасности и удобства седоков сиденья имеют новую форму, они более эргономичны и снабжены системой защиты от так называемого плетевого удара при наезде сзади. Единственно, чего им не хватает, так это регулируемой поясничной опоры.
Вопрос свободного пространства в компактных машинках всегда стоял наиболее остро. Особенно это касается трехдверки, где места между огромной задней дверью и спинками сидений ровно столько, чтобы разместить пару небольших сумок и кофр с фотоаппаратом. Решение, которое предлагает RAV4, аналогично тому, что мы уже встречали в Yaris или Mazda Premacy: заднее сиденье разделено на две части, каждая из которых может быть сложена и приторочена к переднему, либо вообще удалена из салона.
МУЖСКАЯ СИЛА
Объем двигателя остался прежним, но его характеристики принципиально изменились. Прежде всего потому, что теперь он получил "интеллектуальную" систему изменения фаз газораспределения VVT-i, модернизированный впускной тракт и систему непосредственного зажигания. Судя по графику, кривая крутящего момента уже при 1000 об./мин. имеет значение около 155 Нм, при 2000 об./мин. -- почти 180, а при 3500 об./мин. приближается к максимуму и, достигая кратковременного пика в 192 Нм при 4000 оборотов, плавно снижается, оставаясь тем не менее в диапазоне не ниже 160 Нм.
На практике это делает двигатель очень эластичным, обеспечивая стабильную тягу в широком диапазоне оборотов, уменьшает расход топлива и улучшает экологические показатели. Кроме того, в машине с механической КПП процесс управления становится более комфортным, поскольку водитель избавлен от частых манипуляций сцеплением и рукояткой КПП.
Особенно хотелось бы отметить неплохую работу нового "автомата": переключения быстрые, мягкие. Для активного ускорения хватает чуть более резкого нажатия на газ. Новый "автомат" RAV4 полностью лишен типичной для этих агрегатов инерционности, и поведение машины, оборудованной им, понравилось больше, чем традиционная "механика".
КОРОЛЕВСКИЕ ЗАБАВЫ
По ходовым качествам RAV4 -- ярко выраженная "золотая середина" с небольшим "спортивным" уклоном. Первые же километры по гладким германским автобанам красноречиво подтвердили заявление представителей Toyota о том, что при разработке нового RAV4 приоритет отдавался его дорожным качествам. То есть поведение машины на асфальте практически не отличается от традиционной легковушки. И на автобане она "стоит", без особого труда удерживаясь на хвосте "пятерки" BMW, при этом стрелка спидометра -- на отметке 160. Шумновато вот только становится в салоне...
Да и связки крутых поворотов на узком асфальтированном проселке в предгорьях Альп машина проходит уверенно и предсказуемо. О том, что в какой-то момент скорость превысила порог разумного, дадут знать повизгивание шин и намек на снос передней оси наружу поворота. Достаточно чуть-чуть сбросить газ, и нормальная ситуация восстанавливается.
А насиловать эту машину в непролазной грязи или загонять ее на валуны так, чтобы колеса повисали в воздухе, смысла нет. Это не джип, и тут будут проблемы. Вот мокрую колею, лесную колдобистую гравийку с крутыми подъемами и спусками или неглубокий брод с относительно твердым дном машинка преодолеет без особого труда. Также нет нужды подвергать ее раллийным перегрузкам. Хотя даже в такой ситуации RAV4 будет до упора сопротивляться оголтелости седока и, вылетев на густую скользкую траву и уходя в неконтролируемое скольжение, тут же вернется в подчинение, как только седок одумается и чуть ослабит давление на гашетку. Вцепится четырьмя своими лапками, с 50-процентным распределением крутящего момента по осям, в землю и убережет стену оказавшегося рядом и ни в чем не повинного сарая от разрушения, а сидящего за рулем от попадания на кругленькую сумму.
МАЛ, ДА УДАЛ
Что задумывалось, то и получилось. Оригинальный, стильный, дружелюбный городской легковой автомобиль. "Комбинезон" внедорожника следует скорее воспринимать как дань моде или символ образа жизни, чем некую претензию на членство в джиперской семье. Впрочем, пара козырных карт в рукаве у этого "городского" найдется: большой клиренс, короткие свесы кузова, постоянный полный привод с блокирующейся вискомуфтой и дифференциалом типа Torsen -- он имеет очень высокие шансы проехать там, где обладатель легковушки будет оказывать материальную помощь местным трактористам за вызволение из плена. И конечно, нынешний RAV4, что называется, "не для всех и не для каждого". Но он в своей специфической нише, и поклонники у него несомненно найдутся. Новый RAV4 подтвердил полуофициальное имя, данное его предшественнику -- Fun Cruiser, он действительно превращает ваш "круиз" в "фан".
МОДЕЛЬ/МОДИФИКАЦИЯ |
TOYOTA RAV4, 3d A/T & 5d M/T |
Фирма-изготовитель | Toyota Motor Co. |
Страна-производитель | Япония |
КУЗОВ |
|
Тип | универсал |
Количество дверей/мест | 3/5 5/5 |
ДВИГАТЕЛЬ |
|
Тип | бензиновый с электронным многоточечным впрыском и системой изменяемых фаз газораспределения VVT-i |
Расположение | спереди поперечно |
Рабочий объем (куб. см) | 1998 |
Число/расположение цилиндров | 4/рядно |
Диаметр цилиндра х ход поршня | 86х86 (мм) |
Степень сжатия | 9,8:1 |
Мощность, кВт (л.с.) при об./мин. | 110(150) при 6000 |
Момент (Нм при об./мин.) | 192 при 4000 |
Тип механизма газораспределения/кол-во клапанов | DOHC/16 |
ТРАНСМИССИЯ |
|
Привод | постоянный полный |
Коробка передач | автоматическая 4-ступенчатая c электронным управлением/механическая 5-ступенчатая |
ПОДВЕСКА |
|
Передняя | независимая пружинная типа "Макферсон", на L-образных рычагах, стабилизатор поперечной устойчивости |
Задняя | независимая пружинная типа???, на двойных треугольных рычагах, стабилизатор поперечной устойчивости |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ |
|
Тип | шестерня-рейка с гидроусилителем интегрального типа |
Мин. диаметр разворота (м) | 10 10,6 |
ТОРМОЗА |
|
Передние | дисковые дисковые |
Задние | барабанные/дисковые |
ABS | электронная, с системой распределения тормозного усилия EBD |
КОЛЕСА |
|
Размер шин | 215/70 R16 |
Диски | легкосплавные, 6Jx16 |
РАЗМЕРЫ/ОБЪЕМЫ/ВЕС |
|
Длина/ширина/высота (мм) | 3850/1735/1665 |
4245/1735/1680 | |
Колесная база (мм) | 2280 2490 |
Колея передняя/задняя (мм) | 1505/1495 |
Клиренс (мм) | 200 |
Объем топливного бака (л) | 57 |
Масса снаряженная | 1220-1365 1275-1420 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Максимальная скорость (км/ч) | 175 185 |
Разгон до 100 км/ч (сек.) | 10,8 10,6 |
ЭКОНОМИЧНОСТЬ |
|
Расход топлива (л/100 км): |
|
Город | 12,4 11,4 |
Шоссе | 7,6 7,3 |
Смешанный цикл | 9,3 8,8 |
Предполагаемая цена в Москве | от $31 тыс. |
А ЧТО ЕЩЕ...
HONDA CR-V M/T, A/T
Рабочий объем (куб. см) 1997
Мощность (л.с. при об./мин.) 146 при 6300
Длина/ширина/высота (мм) 4385/1750/1710
Снаряженный вес (кг) 1445
Максимальная скорость (км/ч) 177--170
Разгон до 100 км/ч (сек.) 10,5--12,5
Цена $27--34 тыс.
LAND ROVER Freelander
Рабочий объем (куб. см) 1795
Мощность (л.с. при об./мин.) 120 при 5500
Длина/ширина/высота (мм) 4380/1805/1710
Снаряженный вес (кг) 1380
Максимальная скорость (км/ч) 160
Разгон до 100 км/ч (сек.) 11,9
Цена $25--32 тыс.
RENAULT Scenic RX4
Рабочий объем (куб. см) 1998
Мощность (л.с. при об./мин.) 140 при 5500
Длина/ширина/высота (мм) 4425/1775/1720
Снаряженный вес (кг) 1465
Максимальная скорость (км/ч) 180
Разгон до 100 км/ч (сек.) 12
Цена (в Европе) от $24 тыс.
ФОТО: АЛЕКСЕЙ ИЛЬИН
2000 г.
АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВ |