Впервые про PURE ETCR заговорили еще весной 2018 года, когда была представлена концепция новых гонок в классе «Туринг» на… электромобилях. Полгода спустя на автодроме «Барселонам прошла официальная презентация проекта. Его представлял Марчелло Лотти, человек, широко известный как глава WSC и создатель серии TCR.
Группа WSC создала концепцию ETCR, а промоутером серии станет компания Eurosport Events, которая также организует World Touring Car Cup. Eurosport Events является частью Discovery Group, которая также имеет долю в электрической формульной серии Formula E.
В этот же день организаторы будущей серии продемонстрировали и первый автомобильный бренд, подтвердивший свое участие в новом чемпионате: Cupra, и действующий экземпляр первого турингового гоночного автомобиля CUPRA e-Racer.
Главное, что будет отличать серию PURE ETCR от Formula E, — отсутствие режима энергосбережения. Все заезды пройдут на максимальной мощности, и главное для каждого участника — прийти к финишу первым.
Соревнования будут начинаться с жеребьевки, которая разделит грид на боевые группы по четыре (предположительно) машины в каждой — ну, или на количество, кратное участникам.
Принципиально, по словам организаторов, что машины каждого производителя будут разделены для первого раунда сражений. Каждый раунд получает название «Битва» (Battle).
Выбор стартовой позиции определит жеребьевка: первый по жребию выбирает лучшее место, второй — следующее из оставшихся и т. д.
Победители каждого заезда отправляются в топовые группы Битвы 2, чтобы сразиться друг с другом, и то же самое происходит с остальными гонщиками. Все победители Битвы 2 попадают в гранд-финал, занявшие вторые места — в финал В и так далее. В каждом раунде, кроме Битвы 3, начисляется все большее количество очков.
Затем, по окончании Битв, проходит финальная квалификация: каждый из участников проезжает круг, чтобы определить, кто будет выбирать стартовую позицию в каждом финале. Победителем в гранд-финале становится тот гонщик, кто набирает максимум очков по итогам гоночного дня. Он получает титул Короля (Королевы) этапа.
Старт дается из специальных ворот, напоминающих створ на скачках. Все машины располагаются на прямой перед воротами. Ворота возведут на стартово-финишной прямой, они перекроют всю ширину трассы. Затем, через случайный промежуток времени, створы будут открываться, и тот, кто лучше всех среагирует на сигнал, сразу же получит преимущество над соперниками.
Сразу после заезда машины будут отправляться на подзарядку — специальную электрическую станцию в центре паддока, где фанаты смогут вблизи наблюдать за заряжающимися автомобилями в безопасной и увлекательной обстановке. Подзарядка будет осуществляться от водородных генераторов, которые позволят зарядить аккумуляторную батарею с 10% до 90% всего за один час.
Гонки будут длиться от восьми до десяти км каждая, при этом у пилотов будет дополнительная возможность для обгона — режим «push-to-pass» (режим максимальной мощности) для облегчения атаки. А также еще один один — меньшей мощности, чтобы затруднить обгон сопернику, так называемый «режим ответного удара».
Соревнования будут проходить в личном зачете и зачете производителей.
В основе этой новой гоночной серии лежит техническая концепция, разработанная WSC Group, создателями TCR. Ее задача — продемонстрировать характеристики быстрорастущего сегмента электрических автомобилей класса «Туринг» и создание захватывающих сражений на треке.
Франсуа Рибейро, глава Eurosport Events и промоутер Formula E: «Цель Pure ETCR не в том, чтобы “спасти планету” и, в отличие от Formula E, она не будет существовать для “продвижения технологий, а вместо этого продвигает продукт” для автопроизводителей. Автоспорт может сыграть роль в изменении восприятия», — сказал он. «Мы промоутеры автоспорта, а не рекламное агентство».
Cupra e-Racer
Cupra e-Racer — первый автомобиль, представленный в рамках концепции новых кузовных электрогонок. Автомобиль оснащен двумя двухконтурными электродвигателями, расположенными над задней осью, мощностью до 500 кВт (680 л.с.), а также системой рекуперации энергии. По сравнению с традиционной Cupra TCR, несмотря на больший вес (+400 кг), он имеет отличную производительность: ускорение 0–100 км/ч за 3,2 секунды и 0–200 км/ч — за 8,2.
Hyundai Veloster N ETCR
Hyundai Motorsport представили Veloster N ETCR еще в сентябре 2019 года. Он основан на дорожной модели Veloster N и построен в штаб-квартире команды в Альценау, Германия.
Автомобиль оборудован силовым агрегатом ETCR, батареями Williams Advanced Engineering и коробкой передач Ratio.
Alfa Romeo Giulia ETCR
AR Giulia — третий автомобиль после CUPRA e-Racer и Hyundai Veloster N ETCR, построенный на основе концепции WSC ETCR. Он был официально представлен 14 ноября на автодроме Motorland Aragón.
Как и конкуренты, Alfa Romeo Giulia ETCR получила максимальную мощность 500 кВт — эквивалент 680 л.с. Она получила силовой агрегат ETCR, укомплектованный батареями Williams Advanced Engineering, инверторы и коробку передач Magelec, а также преобразователи постоянного тока BrightLoop. Новая Giulia будет участвовать в гонках в ливрее, созданной по мотивам 69 одержанных миланской командой побед в автогонках и водно-моторном спорте с момента ее создания в 1959 году.
MG6
Никакой подробной технической информации по этому автомобилю пока нет. Известно, что в начале 2020 года компания LSR начала разработку гоночного электрокара и подтвердила свое участие в PURE ETCR. Одним из поводов стали хорошие результаты, достигнутые автомобилем MG6 Xpower TCR в соответствующей гоночной серии.
Чемпионат подразумевает использование моношины.
Как и в Формуле Е, здесь будет использован один тип — всепогодные гоночные шины Eagle F1 SuperSport с протектором.
Среди нововведений гоночной шины — технология Goodyear Power Shoulder и High Force Construction, которые позволят водителям максимизировать характеристики их заднеприводных автомобилей. Power Shoulder улучшает характеристики при прохождении поворотов за счет внешнего рисунка, а сверхжесткая конструкция боковины по технологии High Force Construction обеспечивает лучшую управляемость и устойчивость при движении.
Полностью свой состав на данный момент объявила только Cupra, за которую будет выступать Маттиас Экстрём и Жорди Жене.
Romeo Ferraris подписали на данный момент Жана-Карла Верне
Hyundai Motorsport свой состав еще не объявляли, однако можно предположить, что их будет представлять Augusto Farfus.
Что касается китайской команды, то информации пока никакой нет.
2020 год планировался в качестве открывающего сезона, а первые заезды должны были проходить одновременно с этапами WTCR.
Предполагалось, что первый этап состоится 24–26 июля, затем в календаре было прописано еще несколько соревнований, а завершиться все должно было 30–31 января во время марафона «24 часа Дайтоны». Но все пошло не по плану.
Тем не менее за прошедшее лето и осень организаторы серии сумели провести несколько промо- и шоу-мероприятий. Официальная презентация серии состоялась 6 октября в Копенгагене. Место запуска выбрано не случайно: Копенгаген стремится к 2025 году стать первой столицей европейского государства с нейтральным выбросом углерода и обладает также статусом города с электромобильностью в своей основе.
Hyundai Motorsport использовал мероприятие в Копенгагене, чтобы еще раз продемонстрировать свой автомобиль зрителям и организаторам. Тест-пилот Hyundai Motorsport Аугусто Фарфуш проехал на Veloster N ETCR по улицам Копенгагена, а затем провел первую публичную демонстрацию водородного генератора PURE ETCR, подключив автомобиль к быстрой зарядке на специально построенной для этого станции.
4–5 ноября на автодроме Валлелунга прошли первые тесты для Hyundai Veloster N ETCR. За рулем автомобиля находился Аугусто Фарфуш.
«Будучи за рулем этого автомобиля, я получил шанс продемонстрировать Hyundai Motorsport и организаторам ETCR, как это все вместе работает на должном уровне», — сказал Фарфуш.
14–15 ноября еще одно важное событие состоялось на испанском автодроме Motorland Aragon, где была представлена Alfa Romeo Giulia Pure ETCR и стартовые ворота.
Новой Alfa Romeo Giulia Pure ETCR управлял Жан-Карл Верне. Микела Черутти, руководитель гоночного ателье Romeo Ferraris, занимающегося в том числе подготовкой автомобилей для серии TCR, сказала: «Этот проект мы начали еще год назад, и это наш абсолютный дебют в мире электрогонок. Событие в Арагоне стало для нас важным этапом: именно здесь мы официально запускаем эту новую программу, которая станет дополнением к уже имеющимся проектам Romeo Ferraris, таким как Fiat Five, Alfa Romeo Giulietta TCR и прочим».
Также в Арагоне за руль другого автомобиля — Veloster N ETCR — сел действующий чемпион WTCR Норберт Михелис. Его коллеги по команде Hyundai WTCR Габриэле Тарквини и Лука Энгстлер управляли парой i30 N TCR с бензиновыми двигателями.
Норберт Михелис: «Это действительно круто — находиться втроем на трассе с таким небольшим расстоянием между машинами. Когда начнутся настоящие Битвы, я думаю, это может быть невероятное действие. Был бы рад это не только видеть, но и участвовать. Думаю, фанатам это понравится».
Ксавье Гавори, директор серии PURE ETCR: «Сегодня знаменательный день, поскольку мы продемонстрировали всему миру наше новое изобретение — стартовые ворота, которые станут совершенно уникальным явлением в международных кольцевых гонках. На концепцию и разработку у нас ушел почти год, и мы очень гордимся тем, что можем продемонстрировать их здесь, в Motorland Aragon.
Короткий видеофильм, снятый в Арагоне:
Сейчас в предварительном календаре-2021 запланировано шесть этапов: четыре в Европе с мая по август и два за рубежом в октябре и ноябре. Оптимизированный календарь был составлен с учетом философии серии о нежелательности авиаперевозок, при этом предпочтительным маршрутом является морской транспорт, который оказывает гораздо меньшее загрязняющее воздействие на окружающую среду.
Предполагается, что в 2021 году Pure ETCR станет одним из событий исторического Гран-при Копенгагена, который состоится на городской трассе «Беллахой-парк».
Сайт серии: pure-etcr.com