Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Аварии в Аравии: седьмой сезон Формулы Е начался со зрелища
01.03.2021 | 3255 просмотров

Аварии в Аравии: седьмой сезон Формулы Е начался со зрелища

Автор: Мария Мельникова
Фото: ABB FIA Formula E World Championship
Источник: Дром
Два первых этапа нового сезона в Саудовской Аравии показали, что борьба становится зрелищной, аварии — серьезными, а пилоты — неуступчивыми. Но, похоже, и тут на арену борьбы за победу выходит всем хорошо знакомая сила под названием «Mercedes». Сумеют ли они испортить интригу и здесь?

Новый сезон Formula Е начался со многих обновлений и нескольких сюрпризов. Мы уже рассказывали о том, что ожидает гонщиков и зрителей в наступающем году электроформулы, но напомним еще раз коротко самое главное:

  • в 2021 году Formula E впервые пройдет в статусе чемпионата мира;
  • первый сдвоенный этап в Чили был перенесен с 16-17 января на 5-6 июня;
  • календарь утвержден пока только в своей первой половине;
  • этапы в Саудовской Аравии в 2021 году впервые в истории Формулы Е прошли в ночное время при искусственном освещении;
  • уже к третьему этапу в Риме все без исключения автомобили получат обновленные силовые установки большей мощности;
  • квалификационные заезды с этого сезона сокращены с шести до четырех минут;
  • состав команд в этом сезоне сохранился тот же, что и в прошлом году, но со следующего сезона грядут большие перемены.

Саудовская Аравия последние несколько лет максимально полно старается интегрироваться в мировой автоспорт. Вот уже два сезона здесь проходит знаменитый «Дакар», Эд-Диръия принимает популярную и модную Формулу Е (а следом за ней в Саудовскую Аравию приедет и «младшая сестра» — Extreme E), а с этого года общей тенденции поддалась и Формула 1. Несмотря на то, что многие причастные к автоспорту компании, сообщества и известные персоны протестуют против того, чтобы в этой стране проводились статусные международные соревнования из-за внутренней и внешней политики Саудовской Аравии, взносы саудитов в мировые серии настолько велики, что организаторы соревнований не в силах от них отказаться.

Интересно, что совсем недавно несколько десятков правозащитных организаций написали открытое письмо Льюису Хэмилтону с призывом бойкотировать дебютный этап Формулы 1 в Саудовской Аравии, который запланирован на начало декабря 2021 года. Хэмилтон пока никак не отреагировал на обращение, но у него еще есть запас времени. В письме от него требуют либо не участвовать в Гран-при, либо, если он не может нарушить условия контракта, просто объявить во время самой гонки о нарушении прав человека в этой стране. Интересно, какой выход из этой ситуации найдет Хэмилтон, ведь не секрет, что у него очень много друзей среди представителей арабской элиты.

Этапы Формулы Е проходят в Эд-Диръии уже третий сезон подряд, но только в этом году впервые было решено проводить гонку в темное время суток при электрическом освещении — как это происходит на этапах Формулы 1, например, в Бахрейне или Малайзии. Подобное решение очень привлекательно с точки зрения трансляции и зрителей, но имеет определенные неудобства для самих гонщиков.

Например, температура асфальта во время обеих гонок оказалась намного ниже той, при которой собирались данные в дневных гонках предыдущие годы, а также существенно отличалась от температуры покрытия во время практик и квалификации этого года.

Пилот команды Audi Sport Abt Schaeffler Лукас ди Грасси рассказал, что особенно последствия холодного асфальта ощущались после желтых флагов или выезда автомобиля безопасности:

«Шины очень быстро теряют нужную температуру и остывают. На этапе вроде E-Prix Мексики подобная пауза, наоборот, идет во благо, т. к. шины перегреваются, и это помогает их остудить, но здесь они слишком переохлаждаются, и это может привести к большим проблемам».

Еще одним обновлением на городской трассе Эр-Рияда стало изменение конфигурации трека сразу в нескольких поворотах: 9 и 10, 12 и 13 и в целой связке с 14-го по 18-й повороты. Кроме того, было переложено и покрытие, что пошло на пользу сцеплению машин с асфальтом и привело к увеличению скорости прохождения круга на несколько секунд по сравнению с прошлым годом.

Тот же Лукас ди Грасси отметил, что уже после первой практики стало понятно, что общие изменения оказались весьма значительными, и инженерам придется как следует поработать, чтобы грамотно настроить машины.

Первые практики показали, что лучше всего с настройкой автомобиля справились в команде Mercedes. В обеих тренировочных сессиях, а затем и в квалификации лучшее время показал Ник де Вриз, причем его результат колебался в пределах 0,2 секунды. Но во время суперпоула он сумел существенно улучшиться и установил рекорд трассы — 1:08,157. Сравните: в прошлом году на первом этапе в Сауди максимальный результат принадлежал Сэму Берду во второй практике: 1:14,353.

В итоге в суперпоул прошли шесть пилотов, установивших лучшие времена: Ник де Вриз, Эдоардо Мортара, Паскаль Верляйн, Рене Раст, Алекс Линн и Митч Эванс. Что характерно, три лучших времени в итоге показали пилоты трех крупнейших европейских команд с большим опытом в автоспорте: Mercedes, Porsche и Audi, а вот их напарники (за исключением Андре Лоттерера на Porsche) оказались совсем далеко позади: Вандорн — 15-й, Да Грасси и вовсе 16-й. Низкие времена показали и Nissan, которые проводят первые два этапа на старых силовых установках. Оливер Роуланд — десятый, а Себастьян Буэми — 17-й. Так же далеко расположились на гриде первой гонки и две DS Techeetah действующего чемпиона Феликса да Кошты и двукратного чемпиона и бронзового призера прошлого года Жана-Эрика Верня.

Но не спешите удивляться. Такие невысокие результаты очень быстрых в прошлом сезоне спортсменов связаны с целой системой правил, разработанных Формулой Е для того, чтобы в гонках происходила регулярная ротация лидеров. Огромное количество сложных систем ограничений, обязательных действий, запретов и штрафов по сути приводит к тому, о чем так мечтают болельщики Формулы 1: постоянной смене победителя гонок и лидера чемпионата. Однако выглядит такая ротация довольно случайной и искусственной, а все потому, что к ней приводит не борьба на трассе, а перестановки за пределами гонок.

Один из примеров — как раз квалификация на первом этапе в Сауди: по правилам Формулы Е все пилоты разбиты на несколько групп, и первыми на трек выезжают те, кто лидирует по итогам чемпионата, в данном случае — после прошлого года. За счет отсутствия наката резины на трассе, запыления и относительно низкой температуры асфальта их времена оказываются существенно ниже тех, которые показывают в последующих группах, таким образом, те, кто стартует последними, имеют все шансы показать самое быстрое время.

Первый этап, 26 февраля

Пятничная гонка оказалась динамичной и активной, однако общее впечатление о ней слегка подпортили два периода автомобиля безопасности, и первый из них — чрезвычайно долгий, почти 10 минут из 45-минутного заезда.

Малообгонные и узкие городские трассы Формулы Е не способствуют частой смене позиций, однако и тут, как и везде, важен человеческий фактор. Уже на старте поменялись местами Митч Эванс и его бывший партнер по команде Jaguar Алекс Линн, и Эванс вышел на пятую позицию. Активно начал прорываться и Сэм Берд, который в этом году тоже выступает за британскую команду.

С самого старта активизировался и Рене Раст, который предпринимал попытки догнать поул-ситтера Ника де Вриза, но это оказалось практически невозможно. Еще во время заездов суперпоула, находясь в равных условиях трассы с другими пятью участниками, де Вриз на Mercedes-EQ сумел опередить ближайшего соперника Паскаля Верляйна на Porsche почти на 0,7 секунды. Эффективно работала силовая установка Mercedes и на машине клиентской команды Rokit Venturi Racing, возглавляемой Сьюзи Вольфф. Уже с первых кругов гонки де Вриз сумел создать хороший временной отрыв от остальных гонщиков и оказался лучшим абсолютно во всех заездах первого этапа, благодаря чему набрал абсолютный максимум очков: 29 — за победу в квалификационной группе, за суперпоул, за лучший круг и за победу в гонке.

Ник де Вриз

Его партнер по команде Стоффель Вандорн стартовал только 15-м, но сумел отыграть семь позиций и финишировал в итоге в очках.

Если проанализировать Топ-11 спортсменов, то именно с восьмого по 11-е место мы наблюдаем самые мощные прорывы как раз среди тех, кто высоко закончил прошлый сезон и всегда славился активными атаками в гонках. Столько же соперников, как и Вандорн, преодолел финишировавший девятым Лукас ди Грасси (Audi), не отстал от них и Феликс да Кошта (DS Techeetah). Правда, он не попал в очковую зону, но так же поднялся на семь позиций вверх.

Новичок команды Porsche Паскаль Верляйн, стартовавший с первого ряда, на финише оказался лишь пятым. Проблемы возникли и у другого пилота Porsche Андре Лоттерера: из-за медленного прокола ему пришлось заезжать на питлейн, и закончил гонку он лишь 16-м.

Зрелищная авария произошла у Сэма Берда и Алекса Линна. Два британца не поделили трассу, одного развернуло, и они буквально сцепились носовыми обтекателями. У Линна была повреждена передняя подвеска, и это сразу вынудило его сойти, что касается Берда, он проехал еще пару кругов и тоже вернулся в боксы. Виновником аварии признали Линна, за что он получил три позиции на старте следующей гонки, но Берду это уже не помогло.

Еще одна авария произошла у Макса Гюнтера — из-за собственной ошибки в траектории, и в обоих случаях на трассу выходил автомобиль безопасности.

Обидную ошибку допустил перед вторым периодом автомобиля безопасности опытнейший Рене Раст, заехав в зону активации дополнительной энергии как раз перед выходом сейфити-кара. Это лишило его возможности использовать эту энергию для обгона, в итоге он потерял на этом две позиции и был на финише лишь четвертым.

Эдоардо Мортара

Судьи рассматривали обгон Эдоардо Мортарой Раста как раз в момент появления желтых флагов: было предположение, что Мортара совершил нарушение, но последующее рассмотрение инцидента показало, что все было сделано по правилам.

Но, конечно, запомнится эта гонка красивейшим двойным «шашечным» обгоном Мортарой Митча Эванса и Паскаля Верляйна в сражении за третье место в середине гонки. Пилот Venturi сумел воспользоваться ошибкой Эванса и низким темпом Верляйна и прошел сразу обоих. Надо отдать должное Эвансу: он быстро сумел сориентироваться и также совершил обгон.

«На самом деле Верляйн изменил траекторию в последний момент, и мне пришлось объезжать его слева», — рассказал Эдо Мортара. — «Для меня этот обгон сразу двух пилотов стал ключевым моментом гонки, я был просто счастлив оказаться вторым на финише. Mercedes за свой первый, предыдущий год научился очень многому, и наша команда в том числе извлекает пользу из их работы, так что мы продолжим сражение».

Ник де Вриз провел безукоризненную гонку и одержал свою первую победу: таким образом, первые два места на подиуме заняли пилоты заводской и клиентской команды Mercedes, что дало повод очень многим вновь заговорить о тотальной гегемонии немецкой команды. Не удержался даже Алан Макниш, руководитель команды Audi, который сказал, что надеется, что Формула Е не повторит историю последних лет в Формуле 1.

Сглазили ли они, или это произошло само собой, но начало второго гоночного дня оказалось для Mercedes совсем не радостным.

Второй этап, 27 февраля

После практики второго этапа команда Venturi Racing распространила письмо, которое напугало даже больше, чем само происшедшее на трассе.

В письме, которое получили все СМИ, а также и другие компании, подписанные на новости команды и Формулы Е, было сказано, что в конце практики автомобиль Эдоардо Мортары на большой скорости столкнулся с барьерами безопасности TecPro. Службы трассы сумели быстро извлечь из автомобиля пилота, который находился в сознании, мог связно говорить и шевелить пальцами на руках и ногах. Пилот был отправлен в больницу и его жизни ничто не угрожает. Причиной аварии стал отказ тормозной системы, а также дополнительной системы экстренного торможения.

Как выяснилось в дальнейшем, проблема, вызвавшая отказ систем торможения и приведшая к столь жестким последствия, находилась в программном обеспечении, разработанном командой. Чтобы не рисковать остальными пилотами, Mercedes принял решение снять с квалификации и три другие машины, использующие этот же «софт», до дальнейшего устранения возможных причин. Таким образом, три из четырех оставшихся автомобилей стартовали в гонке с последних мест.

Вторая гонка сложилась для всех совершенно иначе. Начнем с того, что в суперпоул пробились команды-аутсайдеры, причем сразу двумя своими пилотами. Серджио Сетте Камара, который выступает в новом сезоне за команду Penske, показал второе время, всего лишь на 0,3 секунды отстав от Робина Фряйнса из Virgin. Партнер Камары Нико Мюллер замкнул шестерку пилотов, а вот перед ним расположились сразу две машины китайской команды NIO333, которая последний раз прорывались в суперпоул еще в 2017 году. А вот третью позицию на старте взял Сэм Берд, и для команды Jaguar это очень хороший показатель.

За Сэмом Бердом есть слава забияки и пилота, способного на быстрые и успешные атаки. В свое время это позволило ему стать вице-чемпионом в Формуле 2, когда он выступал за команду Russian Time в ее чемпионском сезоне 2013 года. После того как он стал выступать в Формуле Е, в каждом сезоне одерживал хотя бы одну победу. Его переход в Jaguar Racing тоже был связан с желанием побеждать и бороться за титул. Поэтому на старте второго этапа он не стал ждать подходящих ситуаций и уже на первом круге в довольно агрессивной манере подвинул бочком Сетте Камару и сразу же вышел на вторую позицию. Робин Фряйнс, с которым он провел прошлые сезоны за Virgin Racing, был вполне возможной добычей, и Берд стал его догонять, а вместе они неплохо оторвались от остального пелотона.

В свою очередь Вернь и да Кошта, стартовавшие с седьмой и девятой позиций, также бросаются в погоню, и уже через 12 минут гонки двукратный чемпион прошлых лет Жан-Эрик Вернь после активации режима дополнительной атаки поднимается на четвертую строчку, а да Кошта следует за ним по пятам.

Именно эти две пары пилотов показывали на протяжении гонки самую красивую борьбу. Фряйнс, дабы избежать прессинга со стороны Берда, совершает действие, похожее на андеркат в Формуле 1: он также берет режим атаки, пропускает вперед Берда, но ставит того в сложную ситуацию. Берду также придется уйти с траектории, чтобы активировать этот обязательный режим, но это будет означать, что он пропустит вперед Фряйнса и, возможно, еще одного из соперников позади себя. Так и происходит. Однако затем Сэму Берду везет: он обгоняет Фряйнса, когда примерно в середине гонки происходит авария Паскаля Верляйна и Джейка Денниса, и на трассе вводится режим виртуального автомобиля безопасности. И Фряйнс совершает буквально ту же ошибку, что накануне допустил Рене Раст: вновь активирует режим атаки прямо перед желтыми флагами и теряет две минуты из четырех.

После снятия режима VSC Фряйнс обгоняет Берда лишь с третьей попытки, тот атакует в ответ, ошибается и подпускает слишком близко следующие по пятам две Techeetah. Теперь в борьбе за победу участвуют уже четыре пилота, причем да Кошта и Вернь также сражаются друг с другом за позицию — вплоть до контакта, и это сражение происходит очень близко на протяжении нескольких поворотов, когда кажется, что дело закончится серьезной аварией. Но Вернь все же одерживает верх и выходит на третье место.

Тем временем Берд берет свой последний режим атаки, пропускает Фряйнса, но очень быстро возвращает лидерство. И все равно — отрывы очень маленькие, и в гонке еще может произойти что угодно.

За 11 минут до финиша происходит еще сразу две аварии, и одна из них очень серьезная: сначала сталкиваются Гюнтер и Бломквист, едва не выбив две NIO333:

А затем практически в том же месте происходит следующий инцидент между Алексом Линном и Митчем Эвансом, причем Mahindra Линна взлетает в воздух, как когда-то Марк Уэббер «летал» в Ле-Мане 1999 года, и приземляется на Halo:

Митч Эванс, машина которого в аварии практически не пострадала, тут же останавливается, чтобы помочь Линну.

К счастью, с гонщиком все в порядке, но трасса усеяна обломками: выходит автомобиль безопасности, эвакуация затягивается, и за две минуты до окончания времени гонки дирекция решает вывесить красные флаги и дать финиш.

Для Сэма Берда это означает его юбилейную, десятую победу, а для Фрийнса и двух пилотов Techeetah — разочарование. Если бы гонка была сразу остановлена, а потом возобновлена по оставшемуся времени, у них были бы шансы побороться за более высокие позиции.

Интересно, как распределились позиции на финише. Сетте Камара сумел удержать четвертое место, а его партнер по команде Нико Мюллер финишировал пятым. Из двух NIO333 Оливер Терви финишировал в очках на шестой позиции, а Том Бломквист после контакта с Гюнтером провалился в самый хвост пелотона.

Рене Раст и Жан-Эрик Вернь получили штрафы в 24 секунды за то, что не успели во второй раз активировать обязательный режим атаки — из-за аварии и остановки гонки. Ди Грасси на финише лишь восьмой — пока не слишком удачные выступления для Audi. Зато Ник де Вриз, стартовавший 20-м, поднялся на девятое место плюс показал лучший круг — за эти две гонки это лучший прогресс. На данный момент де Вриз — лидер чемпионата.

Похоже, Mercedes в этом сезоне собирается всерьез побороться за лидерство. Но по итогам двух этапов они пока уступают Jaguar четыре очка. Единственная команда, которая пока не набрала ни одного балла, — BMW Andretti Motorsport. Но сезон еще только начинается!

Третий этап Формулы Е пройдет 10 апреля в Риме. А 3-4 апреля в Саудовской Аравии состоится первый в истории этап серии Extreme E.

Все результаты можно посмотреть здесь:

Первый этап

Второй этап

Итоги личного зачета после двух этапов

Комментарии

Спицын Александр
Волгоград
За зиму все проголодались до гонок!
7
1
Ответить
Команда BMW единственная после двух этапов осталась с нулем в копилке. Это, конечно, позор! Видимо правильно они решили упаковать чемоданы после завершения текущего сезона. С такими результатами им в чемпионате делать нечего. Пусть ищут то, что будем по плечу.
3
 
Ответить
*будет
2
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 279
Алексей Алексей
Команда BMW единственная после двух этапов осталась с нулем в копилке. Это, конечно, позор! Видимо правильно они решили упаковать чемоданы после завершения текущего сезона. С такими результатами им в чемпионате делать нечего. Пусть ищут то, что будем по плечу.
Это их третий сезон в Формуле Е. Да, выше пятого места они еще не поднимались, но это тоже не значит, что им прям позор. Не всегда получается все сразу.
 
 
Ответить
Maria Melnikova
Это их третий сезон в Формуле Е. Да, выше пятого места они еще не поднимались, но это тоже не значит, что им прям позор. Не всегда получается все сразу.
Спасибо, я конечно в курсе, что это 3-ий сезон для команды BMW. Тем более странно наблюдать такой провал у этой команды.
2
 
Ответить
7199075
Самара
Спицын Александр
За зиму все проголодались до гонок!
Да, но на формулу Е что-то пока всё равно не тянет
5
2
Ответить
19806268
Какие это всё-таки медленные и неповоротливые машины.
P.S. Они там успевают за 10 минут на дорожных шинах накатать держак? Серьёзно?:)
1
2
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!