Первый уикенд растянулся сразу на три дня благодаря праздничным датам, и это оказалось очень удачным решением организаторов, т. к. у участников — а приехало 65 спортсменов из разных регионов России, было необходимое время, чтобы настроить машины и проверить их на трассе.
Новый сезон начался с некоторых изменений в регламенте чемпионата, а именно гоночная дистанция для старшего класса дрэгстеров и промодов была сокращена до 1/8 мили, или 201 метра.
По словам руководителя чемпионата и председателя комитета по дрэг-рэйсингу РАФ Тиграна Сеферяна, причин для этого было несколько, но главными стали соображения безопасности. В прошлом году произошло несколько аварий, которых новая дистанция поможет избежать. В имеющихся условиях, когда новых деталей и запчастей стало ждать намного дольше, это явный плюс. Благоприятным стало изменение и для новых участников класса, у которых не так много опыта и наката на этой сверхбыстрой технике.
Ну и, безусловно, большим плюсом станет экономия ресурсов. По словам Максима Кривобокова, владельца, руководителя и пилота Max Ride Motorsport, двигателя будет хватать на весь сезон:
«Где-то в середине сезона мы поменяем вкладыши, да и то в профилактических мерах. Ну а по окончании сезона мотор полностью разбирается и дефектуется», — рассказал Максим.
Изменение дистанции коснулось только старшего класса, который с этого года называется «4,3» — по тому минимальному лимиту времени прохождения дистанции, который сейчас разрешен.
Класс 4,3
Всего в классе 4,3 на первом этапе было заявлено восемь спортсменов, из них шестеро на дрэгстерах и двое — на промодах. Однако организаторы уверены, что уже ко второму-третьему этапу должно появиться еще два автомобиля — тоже классических сигарообразных дрэгстера, т. к. к началу чемпионата не все оказались готовы.
Вполне возможно, что компания AMS успеет закончить работу над новым промодом, который готовят для Романа Нагервадзе. На первом этапе Роман выступал на своем желтом Nissan Skyline GT-R, но скоро пересядет на более быструю технику.
Ну а к августу и Александр Альбин обещает преподнести настоящий сюрприз. На самом деле все уже, конечно, знают, что Александр собирается выступать на первой в России нитрометановой машине: он купил и уже получил настоящий фанникар. Фанникар (Funny Car) — это шасси с встроенным сиденьем пилота, которое закрывается сверху цельным кузовом из пластика или карбона без дверей. Мы публиковали репортаж с соревнований по профессиональному дрэг-рэйсингу, где рассказывали об основных категориях и классах автомобилей, а также применяемом топливе.
Сейчас машина проходит финальную подготовку и адаптацию, и скоро мы увидим ее на дрэгстрипе в Быково. Не пропустите!
Что же касается финальных заездов, то они начались с полной сетки: все восемь пилотов вышли на старт четвертьфиналов. Однако Дмитрий Саморуков не смог финишировать по техническим причинам, а у Тараса Тюрикова и Игоря Гейнрихса был фальстарт. Константин Найт проиграл в заезде Сергею Савинову, к которому в полуфиналах присоединились Дмитрий Лисин, Николай Акимов и Максим Кривобоков. Заезды оказались очень плотными и близкими по результатам: Савинов финишировал впереди Лисина на 0,005 секунды, а Кривобоков впереди Акимова всего на 0,002 секунды.
В сражении за победу Максим сумел объехать Сергея Савинова на Promod OWL Garage C7 и занял на этапе первое место, а в сражении за бронзу лучшим стал Лисин. Интересно, что в финалах результат считается по «грязному» времени, т. е. с учетом реакции, и она не подвела Максима Кривобокова. По скорости реакции на сигнал светофора Максим выиграл у Савинова по чистому времени 0,033 секунды, и именно эти тысячные сыграли главную роль в победе в заезде, где на финише два автомобиля разделило 0,012 секунды.
Интервью с Максимом Кривобоковым
— Какое минимальное время реакции было сегодня?
— Порядка 0,048 секунды у Николая Акимова. Стандартный показатель хорошей реакции — порядка 0,05 секунды. Если быстрее — рискуешь сделать фальстарт. Медленнее — ты проигрываешь. Реакция без нуля после запятой — это совсем плохо.
— Вы делаете какие-то упражнения для реакции?
— Да, есть специальные тренажеры — программы, фактически симулирующие работу светофора, в которые вносятся данные твоего автомобиля. Только это не классический симулятор, как его все представляют, с монитором, рулем и педалями. В нашем случае это, по сути, просто кнопка, ведь мы пользуемся на старте трансбрейком, так что наша реакция — это реакция на пальце. Но при этом от светофора до пальца длинный путь, и его надо пройти как можно быстрее.
Сейчас после изменения дистанции поменялась и тактика заезда. Более короткий заезд ошибок не прощает, и теперь значение времени реакции возросло в разы. Оно, конечно, в нашей дисциплине всегда было ключевым, но сейчас стало намного более важным. Даже на сотую проспал старт — и все, отыграть на дистанции уже не получится, даже если твой автомобиль намного мощнее.
— Сколько занимает разгон до 100 км/ч?
— За секунду мы набираем более 100 км/ч — примерно 110 км/ч. Раньше скорость на выходе после 400 метров была в районе 300–310 км/ч, сейчас она сократилась до 250–260 км/ч. Т. е. фактически мы за те 200 метров добирали всего лишь порядка 50 км/ч.
Класс 7,6
Если говорить о других классах, то Тигран Сеферян рассказал о том, что все они практически отлично наполнены, но и в них машин по ходу сезона прибавится. Класс Street собрал в этом году много новичков, во всех трех классах категории pro-race интересные и быстрые участники, и многие имена хорошо известны тем, кто следил за развитием дрэг-рэйсинга еще в начале 2000-х.
В классе 7,6 на старты вышел не только Роман Нагервадзе, но и Станислав Лунев, а в боксах AMS мы встретили Дмитрия Павлова, который собирает свою «Старлетку» и говорит, что она уже практически готова к боевым заездам.
Финальные заезды класса 7,6 стали одними из самых интересных: в них встретились Роман Нагервадзе на своем ярко-желтом GT-R, Роман Дубовец из Хабаровска на Toyota Chaser и Андрей Муленко из Омска на Chevrolet Corvette Custom Turbo.
К сожалению, полуфинальный заезд закончился для Романа Нагервадзе техническим сходом, а в финалы прошли Муленко и Дубовец. Одним из решающих факторов стала скорость реакции, которая у Романа Дубовца оказалась лучше на 0,143 секунды. В итоге он первым пересек финишную линию и стал победителем в заезде.
К сожалению, не дошли до финалов еще два участника: на Nissan Skyline GT-R Kiwamaru Станислава Лунева (Челябинск) вышла из строя головка блока цилиндров, а на Toyota Supra Евгения Ильясова (Ульяновск) еще в тренировках отказал мотор.
Эльшан Асланов и новый рекорд Европы
Дважды за второй квалификационный день Эльшан Асланов улучшал рекорд Европы в классе переднеприводных автомобилей!
В первой, утренней попытке Эльшан на своем ВАЗ-2110 показал время в 8,038 секунды, улучшив свой же собственный прошлогодний рекорд в 8,112 сек. Сейчас в европейской сводной таблице лучших времен Эльшан опережает следующую позицию Торстена Миддендорфа на VW Golf на 0,216 секунды.
Однако во второй половине дня Эльшан предпринял еще одну попытку, и на этот раз не только улучшил собственное время, но и стал первым спортсменом в Европе, кто вышел из восьми секунд!
Новый рекорд Эльшана составил 7,980 секунды при скорости на финише в 304,18 км/ч. Ну а после финиша и как только страсти улеглись, Эльшан рассказал, каково это было.
— 304 км/ч на «вазике» с такой нагрузкой — это реально страшно. Я уже привык к подобным заездам, но все равно понимаю, что все это происходит на грани, — поделился Эльшан своими ощущениями. — Но, конечно, это исключительно рекордные настройки: сейчас у машины порядка 1500 л.с., но для финальных заездов чемпионата мы изменим настройки и снизим мощность примерно до 1000 л.с., и поедем не ниже 8,6 секунды, как предписывает регламент.
— Что изменилось в машине в этом году?
— Из существенных изменений — мы установили на автомобиль интеркулер под сухой лед, которого никогда не было. Это сразу прибавило в районе 250–300 л.с. Потом установлено центробежное сцепление, которое помогает эффективно реализовать старт. Этот конструктив используется в дрэгстерах во всем мире. Но у нас оно самодельное, и мы его сейчас испытываем. Такое сцепление очень эффективно работает на старте, так что мы достигаем разгона до 100 км/ч за полторы секунды. Для переднего привода это один из самых быстрых разгонов.
— Ты не планируешь пересаживаться на что-то еще? Будешь дожимать эту машину — и если да, то до какого момента?
— Мне предлагают сделать «десятку» заднеприводной, и мы уже подготовили многие детали, но было бы жаль ее резать и переделывать. У меня есть аналогичный кузов, и если средств хватит, то мы построим заднеприводный автомобиль уже под него.
— А дрэгстеры не интересны?
— Откровенно говоря, нет. Смотрю на них с удовольствием, но у меня дорога другая. Нам интересна не покупка готовой машины, а инженерные решения. Ведь мы все разрабатываем сами, изготавливаем на производстве по нашим чертежам. Конечно, где-то ошибаемся, но это наши решения. У нас самодельный двигатель, самодельная коробка передач, сцепление и многое другое. И благодаря этому проекту мы многому научились. У нас есть возможность развиваться. Это касается и меня лично: очень многие вещи привнес в этот автомобиль в качестве инженера и я сам. И тот факт, что эти решения работают, дарят мне еще больше эмоций.
Так что сегодняшний рекорд — это мой рекорд не только в качестве пилота, но и инженера!
Эльшан Асланов также стал победителем этапа в своем классе 8,6. В финальном заезде он на 0,107 секунды опередил Антона Филиппова, выступающего на Toyota Mark II. Третье место занял Мустафа Муртазаев (ВАЗ-2108) из Симферополя.
В классе Pro ET победу одержал Руслан Сулейманов (Москва) на BMW M560 V12 Twin Turbo (G30) Ramon Performance Frankenstein. Он успешно преодолел сетку финальных заездов и в решающем старте прошел дистанцию за 10,039 секунды. Его соперник, Игорь Гейнрихс (Московская область, Красногорск) на BMW M5, выехал из предельного времени и получил техническое поражение. Третье место досталось Руслану Арефьеву (Московская область, Люберцы), выступающему на Audi R8 V10 Plus Gosha Turbo Tech.
Класс Pro ET — один из самых многочисленных в RDRC, поскольку в него допускаются дорожные автомобили. В первом этапе участвовали 22 машины: BMW, Porsche, Nissan, McLaren и другие. Среди участников — пять девушек. Все они добрались до финальных заездов, но, к сожалению, остановились в шаге от 1/4 финала.
Результаты первого этапа чемпионата и Кубка по дрэг-рэйсингу RDRC, Топ-3
Класс 4,3
1. Максим Кривобоков (Новосибирск), Dragster IGLA, № 7
2. Сергей Савинов (Москва), Promod OWL Garage C7, № 99
3. Дмитрий Лисин (Москва), Dragster Ellie the Fox, № 919
Класс 7,6
1. Роман Дубовец (Хабаровск), Toyota Chaser, № 777
2. Андрей Муленко (Омск), Chevrolet Corvette Custom Turbo, № 41
3. Роман Нагервадзе (Москва), Nissan Skyline GT-R, № 15
Класс 8,6
1. Эльшан Асланов (Москва), ВАЗ-2110, № 77
2. Антон Филиппов (Санкт-Петербург), Toyota Mark II, № 78
3. Мустафа Муртазаев (Симферополь), ВАЗ-2108, № 1051
Класс Pro ET
1. Руслан Сулейманов (Москва), BMW M560 V12 Twin Turbo (G30) Ramon Performance Frankenstein, № 560
2. Игорь Гейнрихс (Московская область, Красногорск), BMW M5, № 4
3. Руслан Арефьев (Московская область, Люберцы), Audi R8 V10 Plus Gosha Turbo Tech, № 303
Второй этап RDRC состоится 8–10 июля на территории RDRC Racepark.