Как только в СМИ появляется новость о том, что вот-вот на экраны выйдет очередной полнометражный фильм на тему автомобильного спорта, возникает двоякое чувство. С одной стороны, хочется верить, что, возможно, сейчас наконец-то случится чудо и мы увидим действительно достойное произведение киноискусства. Но опыт, полученный при просмотре предыдущих творений, заставляет внутренне сжиматься от мысли о том, как на этот раз переврут ту или иную историю.
Может быть, создателям новейшего байопика «Большая гонка. Ауди против Лянчи» удалось справиться со сложнейшей задачей? Давайте разбираться…
Погрузимся в контекст
В 1949 году на базе гоночного подразделения прекратившей свое существование компании Cisitalia итало-австрийский инженер Карло Абарт и гонщик Гвидо Скальярини создали компанию Abarth & C., целью которой было создание спортивных автомобилей. Абарт придумал множество интересных автомобилей — большая часть из которых на стадии проектирования и сборки носила название Abarth SE и номерной индекс.
Ровно через 30 лет Fiat поглотил компанию Abarth и спортивное подразделение Fiat Reparto Rally (Fiat Racing Department) физически переехало на территорию Abarth по адресу: Турин, улица Корсо Марке, д. 72.
Первым автомобилем, который создал новый Abarth, стала Autobianchi A112 Abarth. А после этого появились великолепные Fiat 124 Spider Abarth (он же Abarth SE026) и Fiat 131 Abarth.
«Сто тридцать первая» стала очень успешной раллийной машиной. На ее счету три титула в чемпионате мира по ралли для производителей (в 1977, 1978 и 1980 году). В 1978 году на ней Маркку Ален стал обладателем Кубка FIA среди пилотов, а в 1980-м Вальтер Рёрль взял свой первый титул чемпиона мира по ралли.
Параллельно с этим развивалась другая история. С начала 50-х годов за рулем спортивных Lancia выступал гонщик по имени Сандро Фьорио. Его школьным товарищем был Джованни «Джанни» Аньелли по кличке «Адвокат» — тот самый Аньелли, который в 1966 году стал президентом Fiat. Ничего удивительного, что когда Lancia искала человека, который возглавит ее пресс-службу, выбор пал на Сандро Фьорио. А тот, в свою очередь, заинтересовал автомобилями и автоспортом своего сына Чезаре Фьорио. Чезаре сперва выступал в гонках в качестве пилота, а в 1963 году Фьорио-младший создал независимую гоночную команду HF Squadra Corse.
Уже через два года, в 1965-м, HF Squadra Corse стала официальным спортивным подразделением компании Lancia под внутренним названием Reparto Corse и создала первый шедевр — Lancia Fulvia Coupé HF 1600, которая в 1972 году позволила Lancia завоевать первый титул в чемпионате мира для производителей.
В 1969 году доселе независимые компании Lancia и Ferrari вошли в состав концерна Fiat. В 1970 году ателье Bertone представило концепт-кар Stratos, созданный на базе развернутого на 180 градусов шасси Lancia Fulvia. 31-летний Чезаре Фьорио смог убедить руководство Fiat дать зеленый свет совершенно безумному проекту — собрав воедино фантастический дизайн от Bertone, двигатель Ferrari, а создавать новую машину должны были сотрудники HF Squadra Corse. И у них получилась Lancia Stratos HF, которая принесла своим создателям титулы в чемпионате мира по ралли для производителей в 1974, 1975 и 1976 году.
То есть в мировом ралли с 1972 по 1980 год фактически правили сначала Lancia (силами HF Squadra Corse) и Fiat (силами Abarth). Но на самом деле с декабря 1977 года это была одна сила — HF Squadra Corse и Abarth объединились в единое подразделение EASA (Ente per l'Attività Sportiva Automobilistica), которое заняло мощности Abarth на улице Корсо Марке, 72 в Турине.
С этого момента прототипы Abarth SE начали превращаться не в серийные Fiat, а в Lancia.
И, наконец, еще одна история началась в 1976 году, когда Volkswagen передал Audi проект создания легкового автомобиля со всеми ведущими колесами. Технический директор Audi Фердинанд Пьех подумал, что отличным способом рекламы нового автомобиля будет автоспорт, и выбрал ралли.
В 1978 и 1979 году в ралли участвовали моноприводные Audi 80 GLE, а в 1980-м было создано заводское подразделение Audi Sport, руководителем которого назначили Вальтера Трезера. И под его руководством в 1981 году на старт чемпионата мира по ралли вышли Audi Quattro Ханну Микколы и Мишель Мутон. Audi делала первые шаги, машины доставляли различные проблемы, и на тот момент еще не было очевидно, что наступают новые времена и что на самом деле мировое ралли навсегда изменилось…
Кстати, Audi не была первым производителем, представившим полноприводную машину для ралли, — например, на старт ралли «Сафари» 1980 года вышли две полноприводные Subaru Leone 4WD и Range Rover.
В фильме руководителем команды Audi Sport является Роланд Гумперт — так оно и было на самом деле. Только вот боссом он стал именно в начале сезона-- 1983. До этого момента он был техническим директором команды.
Сюжета для фильма могло и не быть?
Об этом знают, пожалуй, лишь бывшие сотрудники Audi Sport. Они любезно поделились этой ценной информацией, и теперь мы расскажем об этом вам. В конце 1981 года — в свой первый же сезон — руководство Audi собиралось свернуть программу выступлений в ралли. Почему? Потому что после победы Микколы в Швеции ни он, ни Мишель Мутон не могли повторить этот результат. СМИ вовсю критиковали команду Audi Sport, а компании Audi такая антиреклама,, конечно же, была не к месту.
Но судьбу коллектива решила победа Мишель Мутон на ралли «Сан Ремо» 1981 года. Первая в истории победа женского экипажа на этапах чемпионата мира по ралли дала команде шанс на дальнейшие выступления.
Победа Рёрля на моноприводе против Audi Quattro — уже была?
Одна из основных сюжетных линий фильма — борьба Вальтера Рёрля за рулем заднеприводного автомобиля против гонщиков, выступающих на полноприводной Audi Quattro. И не просто борьба, а победа в чемпионате на, казалось бы, заведомо менее пригодном для этого автомобиле.
И всё бы ничего, но впервые Рёрль сделал это не в 1983 году, как показано в фильме, а годом ранее! В 1982-м Вальтер выступал на заднеприводной Opel Ascona 400, проехал не все этапы (пропустив Португалию, Финляндию и Великобританию) и стал чемпионом мира в личном зачете, оставив позади пилота Audi Sport Мишель Мутон.
А ведь этот сюжет был даже интереснее того, что показан в фильме, но об этом мы расскажем в какой-нибудь другой раз!
Приступим к просмотру фильма
Фильм начинается со сцены, в которой зрителя знакомят с Чезаре Фьорио — руководителем спортивной программы Fiat и Lancia. И этот момент предопределяет дальнейшее развитие сюжета, ведь на протяжении без малого двух часов фильма сцены, в которых не участвует Фьорио, можно пересчитать по пальцам одной руки. И у вас останутся свободные пальцы: Фьорио дает интервью, общается с членами команды, с руководством компании, с гонщиками, с соперниками, с женщинами. А еще он подолгу смотрит в никуда, расходуя экранное время!
Но подождите — фильм же называется «Большая гонка. Ауди против Лянчи». В названии нет ни слова про Чезаре Фьорио. Так, да не совсем так. Во-первых, изначально фильм назывался 2 Win — то есть «побеждать». И вот в таком контексте всё встает на свои места! Потому что фильм-то на самом деле не о противостоянии Lancia и Audi, а о победе лично Чезаре Фьорио над обстоятельствами, соперниками, своими собственными гонщиками.
Собственно, об этом говорили и первые пресс-релизы о фильме — это был байопик о Фьорио и Lancia. Но что-то пошло не так и в декабре ему дали другое название.
Фьорио здесь, Фьорио там… Но почему его так много? Безусловно, Чезаре играл важную роль в руководстве спортивным отделением компании Fiat, но непосредственно в команде Lancia Martini он не был единственным руководителем. Больше того — он вовсе не занимался оперативным руководством раллийной командой. На каждой гонке, где выступали экипажи заводской команды Lancia Martini, руководство коллективом осуществлялось силами штаба из трех человек.
Тим-менеджером с 1982 года, когда команда пришла в чемпионат мира по ралли и до начала 1992 года был… нет, не Чезаре Фьорио, как утверждается в фильме. Бессменным тим-менеджером Lancia Martini (а до этого с 1979 по 1981 год менеджером заводской команды Fiat) был Доменико Руссо — которого в мире автоспорта все знали как Нинни Руссо. Вторым членом этой команды управленцев был Джорджио Пьянта — главный инженер Lancia Martini, гениальный тест-пилот, человек с очень творческим взглядом на автоспорт.
И, наконец, Чезаре Фьорио — руководитель команды. Но надо четко понимать, что его управленческие решения носили скорее глобальный характер. Его основной работой было взаимодействие с Fiat и Lancia, а также с Международной федерацией автоспорта (FISA), организаторами гонок и так далее.
В заводской команде Audi Sport все было чуть проще. Изначально тим-менеджером был Вальтер Трезер. После скандала на ралли «Акрополис» 1981 года с дисквалификацией команды его быстренько уволили, а его место занял Рейнхард Роде. А он, в свою очередь, в конце сезона-1982 был уволен за неудовлетворительные результаты команды. В итоге тим-менеджером назначили… главного инженера команды Роланда Гумперта. Да-да, ему пришлось совмещать две основных должности. Причем первым для него сезоном в таком двойном статусе стал именно сезон-1983, о котором идет речь в фильме. Но повышение не помешало ему продолжать ремонтировать спортивные автомобили во время сервиса — образ Роланда в фильме совершенно не соответствует его реальному…
Ну так вот — в фильме нет ни Руссо, ни Пьянты! Все их обязанности и достижения киношный Фьорио вобрал в себя. Зачем? Вряд ли ответ на этот вопрос знает сыгравший его актер Риккардо Скамарчо. Но, возможно, его знает сценарист фильма или продюсер — и того, и другого тоже зовут Риккардо Скамарчо! Вот ведь совпадение. А может быть, ответ знает компания Lebowski, которая занималась производством фильма? Она, кстати, принадлежит все тому же Риккардо Скамарчо.
А если попробовать зайти с другой стороны — кто был консультантом сценаристов? Чезаре Фьорио!
Итак, Риккардо Скамарчо при поддержке Чезаре Фьорио написал сценарий, спродюсировал и снял фильм, где в главной роли был Риккардо Скамарчо, игравший Чезаре Фьорио.
Сценарий? Это к Джереми Кларксону!
По ходу просмотра фильма больше всего огорчает количество ляпов, ошибок и несуразностей. Если попытаться перечислить их все, то не хватит и трех таких статей. А ведь материалов, посвященных истории сражения заводских команд Lancia Martini и Audi Sport — миллион миллиардов. Но сценаристы, похоже, использовали в качестве основы нечто совершенно особенное — сюжет Джереми Кларксона, вышедший в программе Grand Tour 19 января 2018 года. В 20-минутном сюжете британец собрал немножко фактов, а также байки, небылицы и откровенную ложь, завернул это в красивую обертку и преподнес зрителям. И им понравилось! А что еще нужно для того, чтобы снять фильм? Берем сюжет Кларксона и растягиваем до двух часов. Но если бы дело ограничилось только этим…
Сценаристы наломали таких дров, что сами в итоге запутались. Для начала они вообще выкинули сезон-1982. То есть он, конечно же, был, но Lancia в нем выступала на чем-то непонятном— ведь Lancia Rally 037 к этому моменту еще якобы не существовало. В результате процесс создания автомобиля сократили с полутора лет до считаных недель — вместе с тестами, ага. Для чего это было сделано? Нет ответа.
Сама центральная идея фильма является ложной — противостояние небольшой, небогатой команды Lancia и пользующегося огромной заводской поддержкой коллектива Audi. На самом же деле все было с точностью до наоборот, поэтому с первых же сцен не веришь ни фильму, ни актерам.
На протяжении всего фильма зрителя не покидает ощущение любительского капустника. Ну почему все так бюджетно и по-нищебродски? Где заявленные в начале фильма миллионы зрителей? В сервис-парке пусто, на стартовом подиуме никого нет, на трассе стоят пара десятков статистов. Почему гонщики этап за этапом едут на одних и тех же машинах? У вас было ограниченное количество автомобилей — так хотя бы госномера открутите, всего-то делов.
Зачем в фильм вводить выдуманного женского персонажа — врача-диетолога Джейн МакКой? Если это было сделано для отработки повестки равноправия, то почему практически не уделяется время реальным гонщицам Мишель Мутон и Фабриции Понс? Они достойны отдельного фильма, но здесь им можно было дать куда больше экранного времени — они являются настоящими примерами сильных и смелых женщин, сражавшихся наравне с мужчинами.
Вальтер Рёрль представлен в фильме каким-то очень и очень странным человеком. Он набивает себе синяки на лице во время прогулки в горах, он фанатично увлечен пчелами и не может не уделить им время даже во время гонки. А еще он постоянно на полной скорости закрывает глаза и уходит в какое-то пограничное состояние. Для сведения читателей — максимальная скорость Lancia Rally 037 превышала 220 км/ч. Пожелаем же удачи такому смелому, но странному гонщику!
Зато настоящие итальянские гонщики оторвались по полной — создатели фильма пригласили на различные роли реальных автоспортсменов! Экипаж Маркку Ален и Илкка Кивимяки, штурман Вальтера Рёрля Кристиан Гайстдерфер, штурман Мишель Мутон Фабриция Понс и штурман выдуманного пилота Уго Курта — все они действующие раллисты! А Стига Бломквиста и вовсе играет Андреа Круньола — трехкратный чемпион Италии (в том числе двух последних лет), победитель этапов чемпионата Европы по ралли, участник чемпионата мира по ралли.
И последнее, на что стоит обратить внимание — нам с вами еще повезло увидеть фильм в русском переводе. Потому что в оригинале его герои говорят на английском, итальянском и немецком языке. Нет, не в разных вариантах перевода — в одном-единственном и без каких-либо субтитров! Соцсети и форумы заполнили любители автоспорта, которые никак не могут понять, как же им смотреть фильм?
Что в итоге?
Лично для меня эпоха раллийных машин группы Б (с 1982 по 1986 год) — главная в истории мирового ралли. Более того — я большой фанат раллийных Lancia. Возможно, именно поэтому фильм «Большая гонка. Ауди против Лянчи» оставил у меня неприятный осадок. В нем слишком много ошибок, ляпов и вранья для того, чтобы понравиться поклонникам ралли.
Но хуже того — фильм не понравится и обычным зрителям! Во-первых, они ничегошеньки не поймут в сюжете, а во-вторых, кино получилось скучное, в нем нет никакой динамики. Все конфликты в фильме — даже кажущиеся неразрешимыми — решаются сами собой и не приводят ни к чему: все участники тех или иных конфликтных ситуаций остаются при своем.
Фильм получился совершенно шаблонным. Он будто бы сделан вдогонку к вышедшим не так давно байопикам о великих итальянцах «Ламборгини: Человек-легенда» и «Феррари». Но назвать его «Фьорио» было бы перебором — массовый зритель не знает это имя. Теперь он его узнал, но не запомнит.
Потому что вместо байопика киноделы будто бы создали очередную серию «Форсажа» с его нереальными погонями и не самым умным сюжетом. И даже использование имен настоящих гонщиков тех лет ничего не меняет — скажите честно, многие ли зрители поймут, что Вальтер Рерль и Ханну Миккола — это настоящие имена, а Уго Курт — выдуманный персонаж?
Вот и я думаю, что немногие. А жаль…