О том, что я буду в Италии недалеко от Милана, я сообщила Леонардо и его жене Патриции Фриджерио заранее, чтобы понимать, имеет ли смысл вообще планировать эту встречу, ведь у них могли быть свои планы на это время. Оказалось, что в эти дни они будут на месте и готовы меня принять. Более того, они были столь любезны, что предложили заехать за мной на машине, хотя дорога занимала около часа. Я не возражала: так можно было более спокойно и расслаблено познакомиться, нежели приехать и сказать: «Добрый день, я Мария, давайте запишем интервью».
Дорога за разговором пролетела незаметно, и уже довольно быстро мы оказались в городке Виана Брианца около здания, на втором этаже которого располагалась просторная мастерская. Крутой подъем вел наверх к большой площадке и парковке перед воротами ателье. А там, за гаражными воротами, начинался настоящий рай.
Буквально у въезда нас встретила та самая ярко-красная Effeffe Berlinetta, о которой мы рассказывали в прошлом материале — как символ ателье Fratelli Frigerio. Первое помещение было больше похоже на «рабочую» экспозицию, где помимо Берлинетты на подъемниках находилась еще пара машин, но эти проекты выглядели в большей степени как демоверсия для посетителей, а вот настоящая работа шла во втором, дальнем зале, где на стапелях и подъемниках были установлены автомобили различной степени готовности.
Здесь со сварочным аппаратом в руках нас встретил Витторио. Мне предстояла интереснейшая экскурсия с уникальными экскурсоводами, излучавшими чисто итальянское гостеприимство и радушие. Леонардо рассказывал, Патриция переводила, Витторио кивал и улыбался — в те промежутки, что не занимался работой.
История братьев Фриджерио — история двух мальчишек, которые с детства наблюдали за гонками и мечтали когда-нибудь тоже сесть за руль гоночных машин. В середине 80-х они приняли участие в гонках европейского туринга: выступали на исторических трассах вроде Монцы, Сильверстоуна или Нюрбургринга за рулем различных Alfa Romeo (они поклонники этой марки), а их товарищами по сражениям были известные гонщики тех времен, такие как Карло Фачетти, Сандро Мунари и даже Стирлинг Мосс. Стирлинга Мосса Леонардо вспоминает с особой теплотой и рассказывает о том, как после гонок они вместе с ним в паддоке готовили пасту и затем ужинали большой дружной компанией.
Эти гоночные радости продлились больше десяти лет, а последней гонкой, которую провели братья Фриджерио, стали «24 часа Ле-Кастелле» в конце 90-х. Классические машины, на которых они выступали, были построены по регламенту «24 часов Ле-Мана» 1965 года.
«Это была одна из самых интересных и веселых гонок», — вспоминает Леонардо. — «Именно в нашей категории “туризм” было больше всего участников, была отличная борьба, мы уважали друг друга, и нам было интересно гонять всем вместе».
«Мы выступали на классических машинах, о которых мечтали, рядом с теми пилотами, на которых в детстве хотели быть похожими. Та гонка стала для нас последней по многим причинам. Менялись правила, в автоспорт приходили профессиональные пилоты и профессиональные команды, требовалось все больше механиков и инженеров, чтобы быть конкурентными, а это тянуло за собой растущие бюджеты. Друзья на трассе перестали быть друзьями и превращались в соперников. Но главное — у нас уже не было столько времени заниматься гонками: семейный бизнес требовал нашего участия. Но все же именно там мы встретили всех тех людей, с которыми в дальнейшем сумели реализовать свой проект Берлинетты».
История создания Effeffe Berlinetta началась в 2013 году. В какой-то момент после ухода из гонок братья Фриджерио поняли, что жить не могут без своих машин и гонок, и решили вернуться, но уже не как пилоты, а как инженеры и создатели собственных машин — таких же красивых и изысканных, как раньше, но построенных с учетом современных технологий и требований, в том числе и безопасности.
Машины строили для души, поначалу — для себя и для друзей. Ателье получилось небольшим: сейчас в нем постоянно работают четыре человека помимо самих братьев. Кроме того, это увлечение никак нельзя назвать бизнесом. Наоборот: имея семейный бизнес, который их кормит, в работе над машинами Леонардо и Витторио находят отдохновение и удовлетворяют свою тягу к прекрасному.
За год они могут построить две-три машины, иногда больше — в зависимости от количества заказов. У них нет салонов по продаже автомобилей, но есть амбассадоры по всему миру — которые относятся к их автомобилям, как и сами братья: как к предмету искусства.
Все машины мастера делают вручную, но для проектирования используют самые современные программы и системы, в том числе CAD (Computer-aided design — организационно-техническая система, предназначенная для автоматизации процесса проектирования). Трубчатые рамы изготовлены вручную, так же, руками, создают и алюминиевые корпуса.
На фотографиях, сделанных мною в мастерской, видны кованые поверхности, сварочные швы и другие элементы ручного труда. Быть может, они не идеально гладкие, но прочные и сделаны с душой. Душа — вот точное определение того, что есть у этих автомобилей.
Все детали внутри машины также уникальны. Например, часы — швейцарская механика, которая использовалась в свое время для аэропланов, но доработанные. По словам Леонардо, так как рубины не выдерживают в должной степени вибраций и могут рассыпаться, они были заменены на микробронзовые капли, выдерживающие гораздо более высокие нагрузки. Заводятся эти часы также вручную: для этого нужно покрутить корпус. Это удобно даже во время движения.
Все завязки, ручки, замки, мелкие детали интерьера изготавливают итальянские мастера, в том числе те, кто создает фурнитуру для сумок Cartier. Рукоятки и ручки в салоне сделаны на специальных станках в ателье Фриджерио. Братья отдельно гордятся тем, что их автомобили — полностью итальянские, но все же две детали нашлись иностранного производства. Амортизаторы в Effeffe Berlinetta — американские, а механизм для «дворников» использован английский.
«В Италии в 50-х—60-х были сотни маленьких мастерских, где люди строили для себя машины. Именно в таких мастерских выросли Энцо Феррари или Ферруччо Ламборгини, другие — остались неизвестными или разорились», — рассказывает Леонардо. — «Но именно эти мастерские внесли огромный вклад в развитие автомобилестроения и автоспорта в Италии. Поэтому то, что вы тут видите, весьма характерно для мастерских середины ХХ века в Италии».
Что касается моторов, которые братья Фриджерио устанавливают под капоты своих машин — это отдельная история. Ими до сих пор занимаются те самые знаменитые среди всех мотористов мира братья Фачетти, чей отец в свое время работал с Тацио Нуволари. Джулиано и Карло Фачетти сейчас 80 и 90 лет, но они до сих пор строят двигатели.
В свое время Карло Фачетти занимался подготовкой моторов для Lancia Stratos группы 4 и 5, он же готовил моторы для Lancia Fulvia под ралли Монте-Карло, а в середине 80-х вместе с братом работал над Karma. Карло и сам выступал в гонках, преимущественно в туринге, и четыре раза завоевывал титул в европейских и итальянских чемпионатах.
У Fratelli Frigerio на Effeffe Berlinetta, например, устанавливается 200-сильный атмосферный двигатель от Alfa Romeo 2000, который полностью переработан под запросы ателье.
Леонардо рассказал, что и в 90 лет Карло Фачетти, с которым они встречаются, общаются и вместе работают, постоянно занят новыми проектами.
«Он был нашим “техническим отцом”, помогал по всем вопросам, раньше он в том числе тестировал наши машины и сразу говорил, что и где нужно поправить или настроить. Сейчас бывает и наоборот: он иногда спрашивает нашего совета. Это очень лестно», — говорит Леонардо.
Братья Фриджерио и сами тестируют свои автомобили, доводят их до идеального состояния, прежде чем передать клиенту. Леонардо очень любит выезжать на них на различные исторические мероприятия: гонки, выставки или шоу. Иногда компанию ему составляет и Витторио, но у него времени на подобные события намного меньше: он гораздо более вовлечен во все инженерные вопросы и работу в ателье.
А чем же занимается Леонардо? По словам Патриции, если Витторио это «руки проекта», то Леонардо — «мозги». Его даже зовут между собой — «Фриджипедия», так как он знает и помнит все, по крайней мере что касается автомобилей, истории автомобилестроения и автоспорта. Он придумывает истории, развивает бренд, общается с людьми, участвует в событиях, а все проекты от Fratelli Frigerio основаны на тех знаниях, что есть у Леонардо.
Патриция переводит, рассказывает, что-то добавляет от себя лично к словам Леонардо с таким чувством, что кажется, будто она сама глубоко эмоционально вовлечена во все проекты. И она меня буквально огорошила словами, что ее никогда не интересовали машины.
«По крайней мере, не так, как они интересуют Леонардо. Для него это страсть, история, энергия. И каждый день в его жизни происходит что-то необычное, интересное, что увлекает и меня. Причем это не просто история автомобилей, это в большей степени история людей. И поскольку у меня гуманитарное образование, я в абсолютном восторге от таких историй».
«Хочу сказать, что история Леонардо во многом похожа на всю историю Италии, разрушенной после войны, но пережившей настоящий расцвет в 60-е годы. Так что автомобиль — это всего лишь признак, образ возрождающейся Италии. И поэтому так грустно видеть, как сейчас итальянские машины перестают быть итальянскими. Пожалуй, кроме Феррари больше ничего и не осталось. Ламборгини уже не Ламборгини, Альфа Ромео — не Альфа Ромео, Лянчи вообще больше не существует. А ведь это наша история, идеи, стиль жизни, основа нашей жизни».
«Леонардо — рассказчик и создатель. Он рождает идею и затем дает ей обоснование, а Витторию превращает ее в реальность. Я им в этом помогаю. Иногда к нам присоединяется Массимо».
Массимо — приемный сын Леонардо и Патриции. Сейчас он уже взрослый человек, но в свое время они усыновили и привезли его из Ростова. Может быть, этим объясняется их привязанность к русским? Массимо почти не говорит по-русски, но он также гостеприимен, как и его приемные родители, у него есть своя работа помимо мастерской, но он тоже приходит сюда, чтобы помогать своей семье и работать над собственным проектом.
«Берлинетта — это не только семейный проект, это еще и ключ к другим дверям, различным людям, способ завязать знакомство, войти в историю. Многие из наших друзей становятся нашими амбассадорами — и, наоборот, мы рады видеть наши автомобили по всему миру — это значит, что мы сможем продолжать наше развитие», — говорит Леонардо.
«Мы создаем машины не для водителей. Мы создаем их для личностей, для тех, кто готов стать героем собственной жизни».
На прощание Леонардо выводит из гаража красавицу Берлинетту и предлагает мне занять место рядом с водительским.
«Поедем кататься», — говорит он и за рулем буквально преображается. Я вижу того юного и энергичного итальянца, который выступал на прекрасных Alfa Romeo на не менее знаковых автодромах, выигрывал трофеи и увлекал за собой будущих соратников.
В Италии — рабочий день, активное движение и много машин на дороге, но красная Effeffe Berlinetta прорезает поток и летит, проглатывая километр за километром как автострады, так и узких локальных дорожек. И все, буквально все головы поворачиваются в нашу сторону — на невероятный раскатистый звук и потрясающие формы этой красавицы.
Эмоции и амбиции — вот как характеризуют братья Фриджерио свои автомобили.