Что касается россиян, то «наши люди» снова засветились в исторических очерках. В летопись вошли имена Алексея Арнаутова — он стал бронзовым призером чемпионата Европы в абсолюте среди штурманов — и пилота Дмитрия Феофанова, выступающего в этом году под латышской лицензией. Дмитрий в дуэте с Нормундсом Кокинсом стал вице-чемпионом в классе ERC-2.
Арнаутов выступал в этом сезоне с Алексеем Лукьянюком, но последнему спортивной удачи выпало меньше — ему досталась лишь четвертая позиция по итогам сезона. Их основной соперник, Андреас Миккельсен, завоевавший титул этого года, несколько раз менял штурманов — большее количество очков досталось тем, у кого состав экипажа не изменялся.
Соревнование на Канарских островах — то ралли, которое стоит посетить, если вы любите гонки и не прочь попасть на теплое море в ноябре. Отличная организация, шикарные асфальтовые дороги, невозможно красивые пейзажи на Атлантическом побережье — зрители очень любят это спортивное событие, и отбоя от них здесь обычно нет. В прошлом году власти острова разрешили проведение ралли, но поставили условие: не организовывать зрительские зоны и избегать скопления болельщиков. Сложно представить, чтобы российские организаторы соревнований обратились к болельщикам с призывом в духе: «Тут не очень безопасно: вирус. Вы не приезжайте, а?» — но при этом выложили карты дорог и графики проведения всех мероприятий. Но факт остается фактом: в 2020-м законопослушные испанцы практически отсутствовали на точках просмотра, а в текущем году количество зрителей было невероятным. Все еще ощущалась нехватка иностранных гостей, но островитяне и материковые испанцы оторвались по полной.
С точки зрения борьбы ралли прошло под девизом «Лукьянюк и все остальные»: россияне постарались и показали всем приехавшим отменный мастер-класс. Даже навели скуки, лишив интриги — выиграли все спецучастки, за исключением одного. Но нешуточный накал страстей развернулся во время борьбы за второе и третье места в «абсолюте», а также в борьбе за очки серии в младших классах.
Команда Sainteloc Racing, отвечающая за техническое состояние автомобиля Алексея Лукьянюка, представила пилоту нового инженера взамен того, что в эти же выходные работал на этапе чемпионата мира в Монце. С россиянами в этот раз сотрудничал Седрик Майзенкью, и его вклад также отразился на отличном результате гонки. Седрик уже знаком фанатам автоспорта: в 2008 году его можно было встретить на ралли «Выборг» вместе с командой «Ситроен» и Симоном Жан-Жозефом; его имя встречалось в обзорах выступлений Евгения Новикова: на этапах чемпионата мира он был инженером Евгения в команде «Ситроен». Помимо этого, его подопечными были Себастьен Ожье, Кимми Райкконен, Стефан Сарразин, Микко Хирвонен, Себастьен Лёб, Иван Мюллер — в качестве инженера он помог получить титул сразу нескольким чемпионам мира.
197,3 скоростных километра, поделенные на два дня, и 17 спецучастков спортсмены проехали за пятницу и субботу. Формат гонок чемпионата Европы все еще «антиковидный» — вся гоночная лихорадка укладывается в четыре дня: среда и утро четверга — ознакомление с трассой, в тот же вечер квалификация и старт, в пятницу и субботу — гоночные баталии, завершающиеся церемонией награждения.
На старт гонки вышли 50 экипажей, но до финиша добрались лишь 37 — большая часть сошедших так или иначе не справились с управлением и вылетели за пределы трассы или в гардрейл, а несколько экипажей столкнулись с техническими проблемами, не позволившими продолжать борьбу.
Традиционно на последней гонке сезона определяются победители серии, но в этом году Андреас Миккельсен, досрочно завоевавший титул, предпочел пропустить финал и принял участие в этапе чемпионата мира на ралли Монца.
Последней эта гонка стала и для организатора, промоутера Eurosport Events. Эта команда с 2006 года продвигает и популяризирует чемпионат Европы (ранее в статусе Intercontinental Rally Challenge). В феврале по рекомендации Международной автомобильной федерации (ФИА) промоутер чемпионата мира по ралли (WRC) получил коммерческие права на проведение сразу двух спортивных серий в рамках многолетнего соглашения. С 2022 года два флагманских чемпионата по ралли будут проводиться одним и тем же промоутером, что призвано создать дополнительные преимущества для спортсменов. В ближайшие пять лет уделят особое внимание гибридным автомобилям, ERC продолжит быть «фабрикой талантов» — первой ступенью для попадания в мировую серию. А коллектив медиа-специалистов, которые все эти годы занимались чемпионатом Европы по ралли, перейдет в другую серию для развития кольцевых гонок на электромобилях.
«Когда мы перешли на ERC в 2013-м году, чемпионата Европы как такового не существовало, — говорит Жан-Батист Лей, руководитель проекта. — В то же время существовала реальная необходимость в проведении такой серии, поскольку не было связи между разными гонками. Спортсмены не выступали в полном сезоне. А теперь мы можем по праву гордиться тем, что ERC стал уникальным чемпионатом. На гонки, которые мы организуем, приезжает более 60 экипажей — такого раньше никогда не было, так что, я думаю, моим главным достижением стало создание списка постоянных участников. Без него невозможно успешно вести ТВ-трансляции. У нас было семь сезонов в Межконтинентальной раллийной серии — это 70 ралли, 22 страны, четыре континента. Потом мы стали промоутерами чемпионата Европы по ралли, а это девять сезонов, 80 ралли, 17 различных государств, 1210 экипажей, 1207 уникальных пилотов, 6561 час телевещания на канале “Евроспорт” по всему миру. Это была невероятная история! Но самое главное, чего мы достигли, если говорить о продвижении чемпионата — это настоящая человеческая история. Невероятная команда “Евроспорт”, замечательные участники. Сейчас вы можете почувствовать ту страсть и эмоции, которые принесли оба Алексея в чемпионат за эти шесть лет, и зрители в каждой стране. Меня захлестывают эмоции, мне очень трудно говорить. У меня нет плохих воспоминаний!».
Чтобы выразить благодарность и показать настоящий «дух ралли», всем, кто работал над изданиями каждого ралли чемпионата Европы, а ранее гонками Intercontinental Rally Challenge, спортивные команды Saintéloc Racing и Toksport WRT объединили усилия и решили подарить то, что команда «Евроспорт Ивентс» все это время транслировала миру — яркие эмоции! Несмотря на то, что команда промоутера столько лет делала гонки для спортсменов, лишь пара человек из организаторов видели гоночный спортивный автомобиль изнутри, а прокатиться на нем даже не могли и мечтать.
В воскресенье за рулем автомобилей Citroën C3 Rally2 находились Алексей Лукьянюк и Лоран Пелье, Renault Clio Rally4 управлял Пауло Сориа — гонщики, получившие титулы чемпионов, развитие спортивной карьеры которых происходило в серии ERC. А в роли штурмана в этих автомобилях могли оказаться все желающие.
За рулем второго автомобиля Рено каждый представитель медиакоманды смог ощутить себя пилотом раллийной машины — научиться трогаться с места, самостоятельно ехать по спецучастку и слушать, что диктует штурман Джей-Би Франчески.
Слова благодарности во французской транскрипции на ливреях спортивных автомобилей были обыграны сочетанием с логотипом гоночной серии, и это «mERCi» адресовали каждому члену команды промоутера, кто работал эти годы над тем, чтобы вы первыми узнавали новости и видели фото- и видеокадры со спецучастков! И этот трогательный прощальный подарок нашел отклик в сердцах — столько счастливых лиц, ярких эмоций мы не видели ни на одном из финишей ралли. Команда не прощается, она говорит «до новых встреч» на других спортивных трассах!
2013: Ян Копецки (Jan Kopecký, Czech Republic)
2014: Эсапеки Лаппи (Esapekka Lappi, Finland)
2015: Каетан Каетанович (Kajetan Kajetanowicz, Poland)
2016: Каетан Каетанович (Kajetan Kajetanowicz, Poland)
2017: Каетан Каетанович (Kajetan Kajetanowicz, Poland)
2018: Алексей Лукьянюк (Alexey Lukyanuk, Russia)
2019: Крис Ингрэм (Chris Ingram, Great Britain)
2020: Алексей Лукьянюк (Alexey Lukyanuk, Russia)
2021: Андреас Миккельсен (Andreas Mikkelsen, Norway)