Как распознать поддельные запчасти
22.09.2020 | 6148 просмотров

Как распознать поддельные запчасти

Автор: Вячеслав Залевский
Фото из открытых источников
Источник: Дром

Поддельные запчасти — зло. Калечат наши автомобили, мотают нервы автосервисам и портят репутацию честных брендов. Откуда они берутся, как их распознать и как бороться? Мы обсудили эти проблемы с профессионалами — крупным российским оптовиком и производителями масла и автокомпонентов.

Контрафакт, «no name» и подделка

Для начала нужно сразу определиться с понятиями. Потому что стоит различать китайский «no name», контрафактную продукцию и собственно поддельные товары. «Безымянный Китай» — это вполне себе самостоятельный продукт, но практически не имеющий маркетинговой поддержки. Его качество вполне может составить конкуренцию даже самым известным брендам, но проверить это зачастую возможно только эмпирическим методом — попробовав эти компоненты самостоятельно. А это всегда риск.

Контрафактная продукция и подделка — юридически абсолютно разные вещи. Контрафакт — товар, произведенный с нарушением чужих исключительных прав. Это могут быть авторские и смежные, а также патентные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Сюда же относится нарушение прав на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров. А вот подделка может и не затрагивать чьих-либо интересов. Имитация тормозной колодки, которая будет рассыпаться при контакте с диском, ничьих интеллектуальных прав не нарушает. Это будет подделкой, но не контрафактом. Последним будет считаться колодка, которая может быть (а может и не быть) выпущена с соблюдением всех технологий, с указанием на упаковке, что она якобы произведена известной фирмой. Это будет контрафакт, незаконное использование чужого товарного знака, но никак не подделка. Сюда же относится например, розлив отечественного моторного масла в канистры с ярлыками известных мировых брендов — «Limited», «Motul», «SK Lubricants», «SHELL», «Mobil». Этим, например, промышляли некие уже пойманные и осужденные дельцы из Оренбурга.

В реальности опасаться стоит и подделок, и контрафакта. Гарантий качества нет ни там, ни там, а для автозапчастей это критично. Велика вероятность быстрого выхода из строя целых систем автомобиля. Кустарное изготовление любого товара не может соответствовать всем требованиям, предъявляемым к продукции. А в случае с запчастями — это изделия, к которым предъявляются жесткие регламенты безопасности. Детали автомобиля должны иметь большой эксплуатационный ресурс, высокую устойчивость к вибрациям, перепадам температур, воздействию химически агрессивных соединений. Конечно, технологий производства великое множество. Но цель изготовителей «левака» — получить скорейшую выгоду при наименьших затратах. Они не несут никаких гарантий перед покупателем. Тогда как официалы в случае брака обязаны произвести его замену и ремонт за свой счет.

Как это работает

Рассмотрим подробнее, как реализуется схема производства и продажи поддельных запчастей. Для изготовления подделок выбирается определенный бренд — например, фильтрующие элементы популярной фирмы. В России, СНГ или Китае находится завод, который специализируется на производстве аналогичной продукции. С ним ведутся переговоры по изготовлению партии аналогов, максимально похожих на образец оригинальной детали. Причем, скорее всего, это будет одна из топовых позиций. Производителям подделок нет смысла производить полный ассортимент, если оборот можно сделать лишь на самых популярных артикулах. Вопрос цены первичен — чем дешевле, тем лучше. Себестоимость снижается путем использования самых недорогих материалов. Качество не в приоритете. Таким образом можно добиться снижения себестоимости в несколько раз.

Если товар ввозится Россию из-за рубежа, то таможенным органам не всегда возможно поймать фальсификаторов с поличным. Часто партии подделок отгружаются без упаковки, выдающей принадлежность фальсификата к какому-либо бренду. Упаковочные коробки, в которые фасуется товар, заказываются уже в России. В таком виде подделки отправляются в розничные сети. Для удобства реализации поддельный товар может подмешиваться в общую массу с оригинальной продукцией производителя и распространяться через разные каналы сбыта.

Рассмотрим на примере масляного фильтра, где фальсификаторы могут сэкономить и, соответственно, повысить рентабельность. Корпус — из дешевого и тонкого, грубо обработанного металла. Фильтрующая бумага тоже берется максимально дешевая, как и резина уплотнительных материалов. Складок в бумажном картридже будет на порядок меньше, чем в оригинале. Обратного клапана, скорее всего, не будет либо сделают имитацию. Внутри никаких металлических каркасов, только пластик.

В чем смысл подделок и откуда они берутся?

Используя чужой бренд, производители фальсификата здорово экономят. У них нет затрат на рекламу, продвижение, раскрутку, дистрибуцию и прочие сопутствующие нужды. Все уже сделано силами оригинального бренда. Плюс можно здорово сэкономить на качестве материалов. Эти факторы в совокупности дают огромную маржинальность. Поэтому подделки никуда не денутся.

Подделка может быть в разной степени похожа на оригинал. Уровень схожести в основном достигается за счет имитации упаковки. Однако рынок поддельных запчастей устроен более изощренно, чем, скажем, рынок товаров повседневного спроса. Дешевый аналог с похожими на известный бренд логотипом и названием здесь не пройдет. Никто не купит тормоза Brambo, амортизаторы Bilstain или воздушный фильтр Bocsh. Поэтому на этом рынке используются именно подделки с высокой степенью совпадения всех визуальных параметров, что крайне осложняет их идентификацию.

Откуда идут подделки? Конкретное место их производства установить всегда сложно. Но логично предположить, что «левая» продукция идет оттуда, где ее можно сделать очень дешево — это могут быть любые страны, где есть соответствующие «производственные мощности», то есть и Китай, и СНГ, и РФ. Например, в прошлом году в Ярославской области полицейские накрыли цех, где 20 человек трудились над изготовлением контрафактных запчастей. Умельцы из Переславля-Залесского кустарно штамповали бамперы для популярных бюджетных иномарок и сбывали их в Тольятти. Силовики изъяли 11 пресс-форм, а также 3,5 тысячи уже готовых поддельных бамперов и других кузовных деталей.

Количество снижается, но риск остается

Дмитрий Короткин — начальник отдела развития продуктов Fenox:

Не остался ли контрафакт в лихих девяностых и разудалых нулевых? В последнее время контрафактные случаи встречаются все реже — это правда. Еще десять лет назад ситуация была куда плачевнее. В наше время благодаря цифровизации и тому, что розничные торговые точки не хотят портить взаимоотношения со своими клиентами, которые выстраиваются годами, доля контрафакта, особенно в крупных городах, заметно снизилась. Потеря репутации обещает гораздо большие убытки продавцу, чем выгода от реализации контрафактной партии. Плюс сегодня высокая конкуренция, которая требует от изготовителей снижения «маржинальности» собственной продукции, что также уменьшает «интерес» производить контрафакт. Раньше, при более высокой марже, выгода даже от одной «левой» партии была колоссальной, сегодня так не «сыграешь».

И все равно подделки никуда не делись. Больше всего это касается регионов. В зоне риска в первую очередь владельцы тех марок автомобилей, которые пользуются повышенным спросом. Это в первую очередь Lada, но и, конечно же, Hyundai/Kia, Renault, Toyota и Volkswagen — лидеры продаж. Подделываются известные бренды запчастей, которые не нуждаются в рекламе и продвижении. Ведь при массовом спросе легче растворить контрафакт в сети продаж за счет быстрого оборота. При обслуживании какого-нибудь Ягуара риск нарваться на подделку меньше, но только если речь про уникальные для этой модели детали. А в остальном подделывают все, тем более что во многих автомобилях даже разных марок используется масса общих деталей — коробки ZF, компоненты подвески Lemforder и прочее.

Как отличить подделку?

Дмитрий Короткин — начальник отдела развития продуктов Fenox:

Вопрос сложный. Тут речь, скорее, о том, как себя застраховать от покупки контрафакта. Для этого самое очевидное — покупка у официальных торговых представителей. Сегодня репутация важнее денег. Зарабатываешь ты ее годами и десятилетиями, а потерять можешь в одночасье! Но для того, чтобы было тяжелее подделать продукцию (а точнее, чтобы можно было быстро распознать контрафакт), мы периодически вносим изменения в дизайн упаковки. Существует также определенная маркировка продукции: должно быть указано наименование бренда, артикул, маркировка даты в определенном формате. Много мелочей, которые мы по понятным причинам в полном объеме не публикуем. Все эти нюансы — от внутренних упаковочных элементов до цвета (оттенка) самого товара — помогают нам различить и понять, наша продукция или нет. В итоге эти меры действуют. Что касается случаев контрафакта: в 2019-м и 2020 году мы выявили только два случая «левых» изделий — помпа и цилиндр.

Стоит задуматься, если вам предлагают товар без картонной коробки — якобы она размокла, помялась или порвалась. Как правило, это явный признак того, что пытаются продать подделку, ведь печать коробки и упаковка товара — тоже затраты. Вестись на скидку, которую в этом случае наверняка будут предлагать, тоже не рекомендуется.

Нюансы упаковки и содержимого очень важны. Помимо картона оригинальная продукция может быть упакована в полиэтиленовые пакеты, на которые нанесена различная информация. Что дает фальсификаторам простор в отношении копирования наносимых на них наклеек. Внимательно присмотритесь к содержимому пакета. Например, поддельные втулки стабилизатора могут иметь неровный разрез (или не иметь его вовсе). Обработка тальком, которым покрыты новые втулки в посадочном месте, у них также отсутствует.

Если нет возможности и желания разбираться в особенностях дизайна и маркировок, то есть более простой способ — сравнить цены. Розничная стоимость примерно одинаковая у всех продавцов. Поэтому если на Эмиксе/Экзисте запчасть стоит, например, 1000 рублей, а вам ее предлагают за 600-700, то это повод задуматься.

Нелишним будет при покупке запросить у продавца сертификат. Каждый производитель его получает на собственную продукцию и обязан предоставить через дистрибьютора в розничную сеть. Кстати, о сертификатах. Все знают значок EAC «в лицо», но мало кто знает, что он означает и что за ним «стоит». Если вы видите обозначение EAC, знайте, что это сертификат соответствия требованиям безопасности (Тр Тс 018 — Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»).

Дмитрий Короткин — начальник отдела развития продуктов Fenox:

По всем товарным группам, подлежащим сертификации (у нас таких более 80), мы отдаем образец продукции в аккредитованный испытательный центр. По результатам испытаний образца выдается протокол, на основании которого получаем сертификат соответствия. Наличие сертификата подразумевает внеплановый инспекционный контроль, который проходят все наши изделия.

Разоблачаем подделки

Рассмотрим отличия оригинала от подделки на примере водяного насоса, который применяется на многих моделях АвтоВАЗа от «классики» до «Нивы». Упаковка поддельного насоса выполнена достаточно качественно, но и она имеет ряд отличий от оригинала. Первое, что бросается в глаза — цвета поддельной упаковки менее насыщенные. Плюс многочисленные огрехи в дизайне. Логотип нанесен неверно, на подделке буква «E» «рассекается» разделителем пополам. Сам насос изображен с нарушением пропорций, и в итоге отметка «Бренд года-2011» «налезает» на само изображение. Но больше всего забавляет абракадабра вместо указания «крыльчатка чугунная». Видимо что-то пошло не так. Схема крыльчатки рядом с применимостью имеет очень жирную обводку, словно кто-то несколько раз сильно обвел схематическое изображение фломастером. И даже такое простое изображение имеет различия.

Полно отличий и на самом изделии. Маркировка на контрафактном насосе сделана путем отливки, тогда как оригинальная выполняется лазерной печатью. Да и логотип неверный, круга там быть не должно. И самое главное — на контрафактном изделии отсутствует номер артикула и номер партии. В итоге имеем запчасть непонятного происхождения и сомнительного качества для одной из важнейших систем двигателя. Использование такой детали может не только привести к перегреву мотора и деформации головки блока, но и к обрыву ремня ГРМ и последующему капитальному ремонту двигателя.

Другой пример — главный цилиндр привода сцепления для МАЗов. Надпись «FENOX» отличается от оригинального исполнения. Отличается и покрытие поршня: в оригинальном использовано специальное улучшенное покрытие, которое увеличивает устойчивость изделия в 4,5 раза, в контрафакте — Хим Окс (химическое оксидирование). Покраска изделия имеет существенные отличия: в цилиндрах FENOX окрашиваются только необработанные поверхности. В поддельном изделии выкрашена вся поверхность, в том числе рабочая, что может привести к значительному ухудшению эксплуатационных качеств изделия. Кроме того, заметно низкое качество лакокрасочного покрытия контрафактной детали. На корпусе цилиндра FENOX выполнено занижение под втулку штуцера, которое отсутствует в контрафактном изделии. Положение и размер канавки под пыльник на корпусе отличается от оригинального исполнения. На рабочей поверхности изделия отсутствует обязательная маркировка даты. Корпус цилиндра в контрафактном экземпляре имеет большие радиусы скругления. В оригинальной конструкции используется заглушка другой формы, она отличается и по размерам.

Рассмотрим также отличия оригинальных амортизаторов для Lada от поддельных. Сразу же в глаза бросается разница в качестве используемого металла. Разный цвет краски — оригинал черный, а подделка ближе к графитовому. Шрифт на поддельной стойке не такой четкий и выбит неравномерно. Отличается начертание логотипа. У оригинального амортизатора присутствует этикетка с информацией о применении низкотемпературной жидкости и указанием типа амортизатора. У подделки вообще нет никакой этикетки.

Опасные расходники

Группа риска — это все расходные материалы: фильтры всех систем, детали подвески, резинотехнические изделия, ремни, сальники, свечи и ГСМ. Многие автовладельцы эти детали вообще покупают в гипермаркетах или доверяют их выбор сервисменам. Зря! Даже в крупном магазине можно нарваться, скажем, на свечи зажигания, у которых неправильно выставлен зазор и использовано слишком тонкое уплотнительное кольцо (пустотелая металлическая шайба). С такими свечами можно как минимум распрощаться с катушками зажигания. Взамен нормального воздушного фильтра могут продать нечто с лоснящимся ворсом, который при установке полетит прямо в поршневую.

Так что верить нельзя никому, а в случае подозрений — сразу в сервис. Например, если залили охлаждающую жидкость, но через некоторое время стали сомневаться в ее качестве, не поленитесь заехать в сервис и замерить плотность антифриза. Недорогая услуга (иногда она по умолчанию включена в стоимость диагностики) может избавить от больших проблем. Если залить поддельный антифриз, в котором какого-то компонента меньше или больше либо он заменен или вообще отсутствует, — это грозит гибелью радиатора, появлением коррозии на внутренних поверхностях блока и прочих элементах системы охлаждения.

Но чаще всего из расходников подделывают ГСМ. А если смотреть внутри категории ГСМ, то обычно это моторные масла. На это есть несколько причин. Во-первых, масло — очень ликвидный продукт и самая часто заменяемая «запчасть». Только по регламенту его нужно менять каждые 10–15 тысяч км пробега или примерно раз в год, а многие владельцы делают это в два раза чаще. Во-вторых, моторные масла относительно универсальны — практически на любой автомобиль можно использовать пять-десять различных масел, допуски автопроизводителя это позволяют. В-третьих, производители масел более известны, чем бренды запчастей. Они активно рекламируются по телевизору и в интернете. Любой автовладелец без подсказки назовет несколько масляных брендов. А, как мы уже выяснили, чем популярнее торговая марка, тем чаще ее подделывают. Потому что сбыть такую подделку довольно просто.

Из всего многообразия масляных брендов чаще всего подделывают известные американские и европейские марки, такие как Shell, Castrol, Mobil, Total, а также оригинальные масла, которые идут под брендом самого автопроизводителя. Это в первую очередь Nissan, Toyota, Ford, Mazda, GM и т. д. Контрафакт встречается как для легковых автомобилей, так и для грузовых. Зачастую некоторые недобросовестные продавцы, приобретая такой товар для реализации, прекрасно понимают, что это левая продукция, но все равно берут и предлагают его своим розничным клиентам. Все потому, что на нем они больше зарабатывают.

Моторные масла, как известно, бывают в двух фасовках — в крупной, то есть в бочках, и мелкой, той, что идет в розницу. Бочку подделать проще всего. На ней, в отличие от розничной упаковки, гораздо меньше степеней защиты. Некоторые участники рынка целенаправленно скупают у СТО крупную тару из-под моторных масел известных брендов. В дальнейшем они отправляют ее на производство, где в нее заливают поддельное масло.

Все подделки моторных масел, которые можно встретить на нашем рынке — отечественного розлива. Это местные производства. Подделки не возят из-за границы. Это лишний риск, да и попросту экономически невыгодно.

Что льют фальсификаторы? Обычно некий бюджетный аналог. В лучшем случае это просто недорогой российский блендинг (смешанные очищенные базовые масла). Но могут залить и полный шлак. Его применение способно попросту убить двигатель, и починка затем обойдется в очень кругленькую сумму. Иногда льют отработку. Обычно СТО собирают отработанные масла, а затем передают в специальную организацию, которая их вывозит и утилизирует. Но так происходит не всегда. Недобросовестный сервис может продать отработку в контору, которая ее минимально очищает, избавляется от черноты, а затем переливает в новую бочку и продает как оригинал.

Как отличить оригинальное масло от подделки?

Популярные бренды активно борются с подделками, тратя на это много денег. Один из вариантов защиты — QR-код (нужно обязательно проверить, куда он ведет) или просто код, при вводе которого на сайте вам выдается информация о купленном продукте.

Как это работает? Производители контрафакта могут сделать 100 канистр с одним кодом, взятым с оригинальной тары. Покупатель, который купил продукт, пойдет проверять код на сайт, и, если он вводился уже много (10–20) раз, система оповестит пользователя об этом.

Среди других способов защиты — уникальная форма упаковки, которую дорого подделать, а также защитные голограммы на фронтальной этикетке или на самой упаковке. У некоторых брендов масел этикетка сама по себе является голограммой. Если покрутить банку под разными углами, вы увидите голограмму или водяной знак. Подделывать их дорого. Чтобы выпустить такую этикетку, нужно вложить много средств в производственные линии. Зато сразу видно, что это оригинальное масло. Мошенники тратиться на такие сложности, естественно, не будут.

Описание упаковки и знаков идентификации есть на сайте каждого производителя. Там указано, где на упаковке найти дату производства, отличительные знаки, голограммы и штрих-код. Есть описание, как должны выглядеть этикетка и защитная пломба под крышкой канистры.

Совет для потребителей. Перед покупкой зайдите на сайт представительства бренда в России, найдите раздел «Где купить» и смотрите точки продаж в вашем городе. Если остались вопросы или сомнения, позвоните по телефону горячей линии.

Рассмотрим на примере, чем отличается оригинальная упаковка масла Mazda от поддельной. Первое, что бросается в глаза — различия в маркировке канистры. Способ нанесения, шрифты, качество бумаги и печати — схожи, но отличия не в пользу подделки с ее блеклыми цветами и неряшливым исполнением.

Форма у канистр тоже разная. Да, на первый взгляд обе емкости схожи. Но индивидуальные особенности у поддельной канистры не соблюдены — другая форма, рельеф, размер. Наконец, разительно отличается качество пластика. У подделки он мягкий и легко продавливается пальцами. Сразу видно, что материал дешевый. Оригинальная канистра сделана из твердого, немнущегося, качественного пластика.

Алексей Сыров — бренд-менеджер производителя масел Wolf:

Наш бренд старается обезопасить себя от контрафакта заранее: все смазочные материалы Wolf обладают уникальной упаковкой. Необычная форма, которой нет ни у кого на рынке, добавляет трудностей при производстве. На канистре много острых углов, и чтобы это повторить, нужно сделать специальную пресс-форму на большом производстве, а это дорого.

Компания Wolf Oil Corporation использует особую технологию нанесения рисунка на бочки — литографию. Это можно сделать на производстве с модернизированными офсетными печатными машинами. Процесс сложный и дорогостоящий, поэтому упаковка является дополнительной защитой продукта от подделки.

Может помочь в опознании подделки и место производства. Наше масло брендируется только в Бельгии, под Антверпеном. Бренд не локализован ни в России, ни в других странах, а это значит, что качество масел европейское по всему миру.

Я как представитель масляного бренда Wolf могу заверить, что подделок по нашему бренду на сегодняшний день зарегистрировано не было. Это притом, что компании Wolf Oil Corporation уже 65 лет, а бренд продается в 100 странах мира.

Как борются с контрафактом продавцы

Порядочным автосервисам и розничным продавцам обезопасить себя от приобретения подделки довольно просто. Нужно всегда работать исключительно с официальными поставщиками. Либо напрямую взаимодействовать с дилером и импортером, либо обращаться в официальную точку продаж. Все попытки сэкономить, связавшись с сомнительными партнерами, могут закончиться проблемами.

Например, можно нарваться на «кукушку». Это когда в коробку с оригинальным товаром, кладут еще одну аналогичную запчасть, но уже поддельную. Бывает и хуже. Брендовую запчасть могут вообще изъять из оригинальной упаковки, положив туда подделку. Оригинал затем реализуется без упаковки.

Юрий Саликов — менеджер категории ГСМ компании «Амтел»:

Мы как оптовики-дистрибьюторы запчастей и ГСМ не принимаем участия в распространении контрафактной продукции. Мы закупаем товар либо у официальных представителей в нашем регионе, либо сами являемся дистрибьютором или дилером того или иного бренда. Покупая смазочные материалы через официальные каналы, мы на 100% защищаем своих клиентов от подделок. Например, с 2015 года наша компания является импортером продукции бренда Wolf. Мы контролируем всю сбытовую цепочку продукции бренда в России, следим за качеством, принимаем рекламации, отвечаем за репутацию бренда.

Иногда нам поступают предложения покупки масла любого бренда в таком ключе: «Нальем что угодно, сколько угодно и по привлекательной цене». С перечислением десятка популярных на рынке брендов с топовыми позициями и гибким прайсом (в зависимости от объема). Цены — в полтора–два раза ниже. Естественно, на такие сообщения наши опытные закупщики отвечают отказом. Кстати, в последнее время таких предложений стало намного меньше.

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром