— Не припоминаем такого — говорят матерые «перекупы», тщетно пытаясь разобраться в непредсказуемости нынешнего авторынка.
За прошедшие четыре месяца мне с большим скрипом удалось продать всего два автомобиля: восьмиместную Honda Stepwgn и малышку Toyota Passo… По отзывам других продавцов, у меня отличная статистика, потому что у кого-то дела еще хуже.
— Не припоминаете? Да потому что такого никогда не было.
Предыдущие посты блога «перекупа» читайте здесь
Объезжаем утильсбор на Honda Stepwgn Spada
По задумке владельца, этот восьмиместный автобус 2015 года с пробегом за 170 000 км, в топовой комплектации Cool Spirit, купленный в Японии менее двух лет назад, должен был пойти в продажу годом позже — по истечении трехлетнего срока, чтобы не платить подоходный налог. Однако мой постоянный клиент Сергей намерен продать его сейчас, в надежде, что на вырученные деньги сможет пригнать что-то посвежее, пока не стало слишком поздно. Он, как и все, не уверен в живучести авторынка. При этом готов снизить цену до минимума — 1 650 000 рублей.
Было/стало
Я берусь за срочную продажу Stepwgn, еще не подозревая, что в преддверии очередного повышения утильсбора таких расчетливых, как Сергей — что летом одуванчиков в поле. Под две сотни экземпляров только по Москве и МО. Подготовка вэна к продаже занимает всего четыре дня. За это время успеваю привести в порядок салон, отполировать оптику, вернуть сдвижным дверям с электроприводами былую подвижность без заеданий и, заказав пистоны, пристегнуть обратно отвалившийся пластиковый порог. На полировку самого кузова времени не остается, так что Honda выставляется на торги с мелкими царапками и прочими артефактами ежедневного использования.
Было/стало
Стартовый ценник в 1 797 000 рублей для максимального оснащения Cool Spirit со светодиодной оптикой, 17-дюймовыми колесами, комбинированными креслами, двумя отопителями, двумя кондиционерами и подогревом передних кресел выглядит вполне разумным. На момент публикации объявления это было чуть-чуть выше низа рынка.
То есть в условиях здорового авторынка наш лот выглядел бы привлекательно и ушел бы к новому владельцу в короткий срок за цену выше запрашиваемой Сергеем суммы. Но в том-то и дело, что наш авторынок нездоров. Он болен, можно даже сказать — инвалид.
Было/стало
Ситуацию осложнял тот факт, что сентябрь–октябрь 2025-го — приграничные месяцы перед введением новых правил утильсбора, со значительным повышением налоговой ставки, которые впервые затрагивают и мощностные показатели двигателей. Не то чтобы продавцы «прулей» запаниковали, но машин, предлагаемых к продаже, стало больше, рынок оказался переполнен. Первый звоночек, что продажа этой Хонды будет непростой — почти полное отсутствие движения среди подобных лотов. Добавленные в избранное Степвагоны продавались в единичных случаях. Застой?
Было/стало
А вот и нет. Мое объявление с красочными фотографиями и подробным описанием привлекает покупателей. Просмотры прут вверх, чат переполнен сообщениями, что вынуждает меня печатать ответные сообщения со скоростью секретаря-машиниста. Уже на второй день торгов появляется разумное предложение — заберу за 1,65 млн — сумма, которая устраивает моего заказчика. И тут я дал маху… постарался вывести покупателя на 1,7 «ляма», а нужно было просто пригласить его к машине и обсудить цену предметно.
Не стану оправдываться, что это был всего второй день торгов в условиях повышенного интереса к машине, когда еще теплы надежды получить более высокую сумму, а скинуть разом 150 тысяч просто не поднимается рука и не поворачивается язык. Свои ошибки нужно признавать, и я их признаю. В ключевой момент оказался слишком неповоротливым. В итоге тот человек купил другую машину. Так что простите, Сергей…
Было/стало
А вот дальше действительно — застой. Никакие мои активности ни к чему не приводили. Предлагали много обменов и неприемлемых ценников в 1,5 млн и ниже. В сердцах я пообещал Сергею, что обеспечу ему требуемую цену продажи. И это в условиях непредсказуемого рынка было еще одной ошибкой с моей стороны. Никогда не обещай того, в чем не уверен.
Звезды сошлись раз
И вот, когда ценник на автомобиль был снижен до минимального значения 1,67 млн, а до истечения сроков объявления оставалось всего шесть дней, приехал покупатель. Причем он едва не уехал обратно, узнав, что для оформления документов потребуется добираться из подмосковных Люберец к месту проживания Сергея — во Владимирскую область. И лишь телефонная связь, своевременно организованная мной, позволила заключить сделку по оговоренной ранее цене — 1 650 000 рублей. Ну хоть тут не оплошал.
Было/стало
В тот день мы с покупателем накатали более 300 километров, побывали по два раза в подмосковных Реутове и Сергиевом Посаде и таки съездили во Владимирскую область за комплектом зимних колес — очень сложная логистика. Домой вернулся поздно вечером, разбитый, измученный, но довольный.
Послевкусие
Мне всегда нравились Степвагоны. Засматривался на них в потоке и втайне мечтал поездить на таком вэне, а еще лучше поработать с ним в рамках предпродажной подготовки. Когда же мечта сбылась… разочарование! Популярный в России микроавтобус оказался для меня чуждым и непонятным.
Первая непонятка кроется в бесключевом доступе. Видите кнопку на дверной ручке? Она не открывает двери, а только их закрывает. Чтобы открыть минивэн, необходимо, не нажимая кнопки, подсунуть ладонь под дверную ручку для срабатывания датчика движения. А если вы с непривычки все же нажали на кнопку — стойте и ждите около пяти секунд, пока система безопасности откроет новый доступ. Да, и не забудьте предупредить пассажиров, чтобы те без вашей команды — «вот теперь двери можно открывать» — не дергали дверные ручки. Иначе вы и вовсе зависнете возле машины на неопределенный срок. Вот нафига было так усложнять простые вещи?
Идем далее. Световые приборы, а именно светодиодные секции в фарах и под радиаторной решеткой (отличительная черта версий Cool Spirit) — это не ходовые огни, как можно подумать, а габаритный или стояночный свет, который в светлое время суток едва заметен и, в общем-то, бесполезен. ДХО же тут нет вовсе. Чет японцы перемудрили…
В салоне с два десятка разных кармашков, емкостей, полочек и ящиков. Но при этом банально некуда пристроить телефон. На полку передней панели его не положишь, там грубый и жесткий пластик, по которому гаджет скользит и царапается. В многочисленные бардачки с крышками убирать тоже не вариант: то не слышно, то забываешь. Бегаешь потом за ним…
Назначение некоторых ящичков так и осталась тайной. Плоские, мелкие, есть даже такие, из которых все вываливается. В итоге ключи от гаража бренчат в дверном кармашке, папка с документами формата А4 лежит на подушке пассажирского кресла, а смартфон валяется между передними креслами, ускользая от меня в каждом повороте.
Третий ряд сидений? Считаю данную опцию бесполезной ввиду ограниченного пространства в ногах и крайне опасной — из-за отсутствия запаса по безопасности при наезде сзади. Даже несильный удар от зазевавшегося водителя разделит здоровье, а может, и жизнь пассажиров третьего ряда на до и после. Я даже под дулом пистолета не посажу туда своего ребенка. И вам категорически не рекомендую этого делать.
Но больше всего в Степвагоне бесила неоправданно жесткая подвеска, которая при 17-дюймовых колесах (опять же отличительная черта версий Cool Spirit) становится совсем уж нестерпимой. Дубасит прям не по детски. А главное — непонятно, ради чего японцы пожертвовали плавностью хода? Ради сомнительных спортивных ощущений? На семейном автобусе? Вы серьезно?
— Ну это же Honda, — поясняет Сергей. — Спортивные настройки и все такое.
А вы расскажите это покупателю, который отвалил за семейный автобус без плавности хода более полутора миллионов рублей. При температуре окружающего воздуха +5 градусов, когда родной японский Bridgestone с минимальным содержанием каучука окончательно задубел, он (покупатель) был готов развернуться на полпути и вернуть свежекупленный Stepwgn обратно, забрав свои деньги. На лице человека отчетливо читались недовольство и раздражение.
— Да вы не волнуйтесь, — успокаиваю его. — Вам же Сергей отдал хороший комплект зимних колес. Ставьте его на машину первым делом, и будете ездить с комфортом.
Почти критическую ситуацию уравняло то, что этот комплект на «липучке» изначально отдавать с машиной не собирались. Но поговорили с Сергеем, и он пошел навстречу. Этот подарок, судя по всему, и перевесил чашу весов в нужную сторону.
— Ладно, посмотрим, — ворчит покупатель негостеприимного Степвагона.
Я же в тот вечер слился из этой компании у ближайшей станции метро. Не потому, что «сделал ноги», удаляясь на безопасное расстояние от недовольного покупателя. Просто надоело трястись в этой коробчонке.
Зависаю в рыночном пространстве вместе с Toyota Passo
А вот Toyota Passo третьего поколения, за продажу которой взялся, едва переведя дух, мне понравилась. Компактная, экономичная, комфортная. Рулится точно, кренится умеренно, а обзорность и вовсе превосходна. Литровый движок, конечно, слабоват, но ездить можно. Полноценный автомобиль, только ма-а-а-а-а-ленький.
Эта симпатичная машинка из той же семьи, но не от Сергея, а от его родного брата Романа. Причем Романа Березовского. Ну и что с того? — спросите вы. Не Бориса же и тем более не Абрамовича. Но я неспроста описываю этот нюанс, потому что в будущем он мне еще аукнется.
2016 год выпуска. Пробег 76 000 с копейками, причем за неполные пять лет с момента покупки Тойота пробежала по дорогам России чуть более 20 000 км, из которых едва ли не половина пришлась на самостоятельный перегон из Владивостока. Можно сказать, почти капсула времени. Состояние — близко к идеальному.
Был уверен, что этот автомобильчик в отличном техническом состоянии и сохранности с богатым набором опций, включая бесключевой доступ, камеру слежения за разметкой и климат-контроль, с ценником по нижнему срезу рынка (827 000 руб.), продастся быстро и без особых сложностей. Была даже мыслишка сократить срок объявления с привычных четырех недель до двух, сэкономить Роману несколько тысяч рублей. Как же я ошибался.
Первая неделя прошла вообще безрезультатно — ни одного сообщения в чат, ни одного звонка на телефон. Что за ерунда? Это же Toyota, надежная и безотказная. Как банковская ячейка, как швейцарский хронограф, как айсберг в океане… Но дни бегут, недели проходят, а интерес к машине нулевой. Ох, не к добру это…
И вот наконец звонок от покупателя — едут смотреть. Точнее, я еду к ним, потому как муж с женой в пенсионном возрасте по какому-то странному стечению обстоятельств находятся всего в паре километров от моего дома.
— Да тут и осматривать нечего, — уже через пять минут после встречи говорит покупатель. — Машина как новая. Честно говоря, даже поводов для торга не вижу. Какая последняя цена?
— 800 тысяч. С нашего последнего телефонного разговора ничего не изменилось.
— Добро, но оформление ваше.
— В смысле? — удивляюсь я. — Сейчас оформление ничего не стоит. Сами заполняем три экземпляра договора купли-продажи, оплата, передача ключей.
— Да нет же, — переубеждает меня покупатель. — Нужно оформить справку-счет, а после всем вместе поехать в ГАИ для снятия машины с учета...
Тут понимаю, что передо мной два «динозавра», крепко застрявших в советском времени. И это выглядит странно, потому что на вид эта парочка всего лет на десять старше меня. Долго и терпеливо объясняю людям, что прежняя схема покупки автомобиля уже давно изменилась. Процедура снятия с учета и вовсе упразднена, сейчас это происходит автоматически при постановке автомобиля на учет. Вроде верят.
Но для верности с кем-то созваниваются, этот кто-то предлагает им такую же Passo, без пробега по РФ, да еще и дешевле, но на стоянке во Владивостоке. Прямо при мне прикидывают затраты с учетом перегона. Считают — выходит дороже. Возвращаются к прерванному диалогу со мной. С легким раздражением продолжаю, но когда дело доходит до подробностей заполнения ПТС…
— Что, тоже самим?! — эти двое смотрят на меня так, будто я накинул к цене Тойоты еще 800 тысяч.
Тут еще голосовой помощник на дедулином телефоне чудит…
— Алиса, код региона 154, где это?
— Калмыкия, — отвечает бездушная женщина с электронным мозгом.
В следующую секунду у мужа и жены одновременно отвисают челюсти.
— Стоп! — вмешиваюсь я. — Какая нахрен Калмыкия?! Новосибирск, Роман из Новосибирска!
Для подтверждения звоню Роману, ставлю его на громкую.
— Новосибирск? — уточняет покупатель. — А почему Новосибирск?
— Потому что я тут прописан, — по иронии в голосе заметно, что Роман тоже не совсем понимает, что у нас тут происходит.
— Ясно. Ну это, машина нам нравится, готовы купить.
Да неужели! Однако через секунду выясняется, что это лишь середина представления.
— Владельца зовут Роман Березовский?
— Да.
— Э-э-э… а меня не пристрелят за то, что я покупаю машину у Романа Березовского?!
У меня нет слов. Просто стою и хлопаю глазами, не зная, что ответить. Мне кажется, что это какой то постсоветский сюрреализм. Сцена из дешевого фантастического фильма, повествующего о людях, одновременно живущих в двух параллельных реальностях. Нынешней и той, которая канула в Лету 35 лет тому назад. И я лишь случайный персонаж этого фильма, подвернувшийся под руку. Сейчас раздастся «Стоп, снято», и все встанет на свои места. Но режиссер этой нетленки молчит, и сюр продолжается…
— Вы знаете, мы не готовы вот так сразу купить машину. Надо же сегодня посмотреть, а купить завтра.
— Зачем откладывать на завтра то, что можно купить сегодня?
— Но мы всегда так делали.
— Ну… приезжайте завтра. Вы же из Щелково? У вас же там пробок вообще нет (Щелковское шоссе — одно из самых загруженных направлений Подмосковья). Постойте часа полтора-два в заторах, раз уж так привыкли.
Я уже был готов сам остановить этот бредовый фильмец, не дожидаясь финальных титров, и уехать. Но дотерпел и даже почти вывел покупателя на оплату. Однако неугомонный сценарист, войдя во вкус, подключил банковского специалиста, и тот поведал нам, что лимит карты в миллион рублей — это пустая галочка, и такую сумму теперь снять одним разом не получится, нужно заказывать заранее. То есть еще пять дней исход этой авторетродрамы будет зависеть от тараканов в голове необычной парочки. Вот теперь — стоп, снято!
У него корова му
То была пятница. Вернулся домой измотанный, словно отпахал неделю воспитателем детского сада. Пустой, выжатый. В девять вечера уже спал. И спал бы часов до десяти утра, если бы дедуля не разбудил меня… хорошей новостью.
— Перевод банком одобрен, встречаемся во вторник, как договаривались.
Передаю добрую весть Роману, но мы оба понимаем, что тут все на тоненького, уж больно непредсказуемы покупатели. И когда менее чем за сутки до повторной встречи те врубают заднюю, это не становится для нас сюрпризом.
— Мне срочно пришлось уехать в Калининград, — сообщает дедуля (врет!). Мне кажется, я откажусь от покупки.
— Вам кажется…
Не люблю «мычащих» людей. Мне кажется, наверное, может быть… Передумал — так и скажи, зачем размазывать сопли по экрану смартфона. За неприятный, но четкий ответ никто не побьет и даже не обругает. При покупке автомобиля такое случается. Это неприятно, но пока деньги не уплачены, а в данном случае даже залога не было, считаю, что человек вправе забрать данное обещание обратно без каких-либо последствий. Жалею лишь о двух вещах: о том, что запачкал Тойотку дорожной грязью, и том, что не сфоткал эту парочку.
Звезды сошлись два
Чем ближе Новый год, тем сложнее будет найти другого покупателя. Как правило, уже во второй половине декабря спрос снижается. Похмельный январь. Безденежный февраль… Я уже зависал так до марта. Вот почему до последнего цеплялся за этих чудаковатых покупателей.
И вот, когда до истечения срока объявления остается менее трех дней, звонит Алексей.
— Минимальная цена продажи?
— 800 тысяч.
— А если 780?
— Нет.
— Ясно, — и человек кладет трубку, так быстро, что я даже не успеваю переварить услышанное.
Однако уже через десять минут повторный звонок, и этот диалог уже по существу. Какие опции? Есть ли недостатки? Оказалось, что Алексей уже выходил со мной на контакт в чате, с вопросом про минимальную стоимость. Но, получив ответ — 800 тысяч и ни копейкой меньше, ушел в режим ожидания. И вот к середине декабря решил прощупать почву по новой. Договорились встретиться в воскресенье утром.
Алексей подбирает автомобиль для своей 19-летней дочери Лилии, которой на вид не больше 13-ти. Очень непривычно видеть такого чилдрена за рулем автомобиля. И если папа еще старается быть конструктивным и предвзятым и даже пробует еще раз сбить цену, то по дочке сразу видно, что Тойотка ей очень нравится. Впрочем, она этого и не скрывает.
— Нет, Алексей, крайняя цена была вам известна еще по телефону, и она не изменится — 800 тысяч.
Оформление документов, оплата, передача ключей и полный бачок «незамерзайки» в подарок, где-то литра полтора. К тому моменту мне уже понятно, что сорванная сделка с пенсионерами была послана этому черному Passo (на самом деле темно-темно-темно-серому) автомобильным богом. Иначе непредсказуемый дедуля укатал бы его за полгода, а то и раньше. Было бы жалко Тойотку… В случае с Лилией сразу было видно, что между человеком и машиной образовалась некая связь. Нашли друг друга.
До наступления Нового года оставалось 17 дней — и менее 11 часов до завершения срока публикации объявления.
Авторынок — сломался!
И вроде бы все довольны, но мне хочется разобраться, что вообще происходит с автомобильным рынком, раз с таким трудом продаются отличные машины по минимальным ценам?
Что такое авторынок? Это весовой механизм, где на одной чаше весов — желание продавца, на другой — возможности покупателя, а между этими полюсами — реальная цена купли-продажи. Доложи на первую чашу лишнюю гирьку — цена повысится. Но если покупатель не желает или не может компенсировать перекос за свой счет, иными словами — переплачивать, рынок ответит просадкой в продажах. Что, в свою очередь, приведет к снижению цен. По крайней мере, так это должно работать в идеальной рыночной модели.
А у нас как? Цены на автомобили последние три-четыре года росли как на дрожжах, считай, гирьки подкладывались лишь на одну чашу, что само по себе приводило к гигантскому перекосу. Тут надо признать, что и экономика нашей страны оказалась на удивление крепкой, что и создало отложенный эффект отрезвления рынка. Но ведь у каждого дисбаланса есть предел. По его достижении, если не приняты срочные меры по выравниванию, механизм просто ломается.
Вот он прошлой весной и сломался. Окончательно вышел из строя после повышения ключевой ставки ЦБ, не выдержав столь очевидного перекоса. Покупателей придавило высокими ценам и невозможностью брать кредиты, и они просто отказались принимать правила такой игры и быстро покинули перегретый рынок.
Что такое рынок без покупателя, я в полной мере ощутил при продаже совсем свежего Renault Sandero Stepway, который в итоге оказался на площадке автосалона, настолько все было плохо. Но рынок быстро восстановился. Уже к середине лета от весенней хандры не осталось и следа, что опять же подтверждается личным опытом вполне успешных продаж. Даже удивительно, что сломанный механизм, пусть и со скрипом, но все же заработал… Но лишь для того, чтобы на него скинули еще одну гирю.
Утильсборище
Это бомба замедленного действия, которая взрывается снова и снова, через определенный промежуток времени. А также основная причина роста цен и скачкообразной сумятицы на автомобильном рынке. Великий и ужасный утильсборище! На этот раз с драконовским тарифом и потолком мощности, то есть — коварный.
Он как блуждающая волна, накатывающая на судно посреди океана. Как пересоленный суп, который, несмотря на протесты повара, продолжают досаливать. Ржавый клин, не позволяющий рыночному механизму исправно работать, а нам с вами — покупать и продавать автомобили по нормальным ценам.
А по сути — пополнение бюджета, потому что практической утилизации транспортных средств как не было, так и нет. И пока этот клин будет путаться в шестернях рыночного механизма, нам с вами не видать объективных цен на автомобили вторичного рынка.
И, честно говоря, мне уже порядком надоело лавировать между столбиками неоправданно растущих ценников и платежеспособностью населения. Надоело уворачиваться от молота и наковальни. Настолько, что, несмотря на очередь из клиентов, я, пожалуй, сделаю паузу до весны. Может, вернусь к восстановлению классических машин. Хотя кому они сейчас нужны. Продолжение следует…
Бонус-трек
Музыкальный киномикс ARGO
Так себе актер Бен Аффлек оказался замечательным режиссером. Его первая полноразмерная работа «Прощай, детка, прощай» определенно заслуживает просмотра, а политический триллер «Операция Арго» и вовсе обязателен к аудиенции. Не зря же ему выдали сразу три Оскара. Стоит признать, что и сам Аффлек сыграл в своем фильме лучшую роль. Однако, прежде чем вводить в поисковой строке вышеназванный шедевр, послушайте музыкальный микс ARGO, созданный по одноименному фильму. Впрочем… можете сделать это и после его просмотра.
Как всегда, особая благодарность Даше Мещеряковой за обложку микса.




















































