Предыдущие посты блога перекупа читайте здесь.
«Ты только особо не радуйся. “Азлык”, хоть и достался тебе по цене металлолома, но повозиться с ним придется», — тот «перекуп», что помогал мне перегнать «Москвич», сразу предупредил о немалом объеме восстановительных работ. Эх, если бы я тогда знал, что его «оживление» затянется почти на месяц, десять раз подумал бы. Впрочем, теперь-то чего локти кусать — «Москвич» 2140 SL по прозвищу «12 копеек» восстановлен и готов к продаже. К тому же я понимаю, что опыт, полученный в ходе его ремонта, очень пригодится мне при восстановлении Мерседеса. Скажу больше: для меня «Москвич» стал неким полигоном по отработке навыков. Без него я бы Мерс не осилил. Так что все идет по плану.
Прошлая серия блога заканчивалась словами: «автомобиль готов к грунтованию». На деле я выдал желаемое за действительное, так как еще три дня устранял мелкие шероховатости: выравнивал, дошпатлевывал, зачищал. С одной стороны, с «Москвичом» работать просто. Почти все его панели прямые, знай «строгай» рубаночком в заданной плоскости. С другой, — советский автомобиль кривой сам по себе. На выравнивание зазоров между кузовными деталями я потратил еще один день, но особого успеха не добился. При шпатлевке кузовов порой непросто понять, где вмятинка, а где, так сказать, неровность заводского происхождения. Еще почти день ушел на «упаковку» автомобиля от распыла.
Одним словом — помучался. Зато опытный мастер, время от времени инспектирующий мою работу, отметил, что кузов «Москвича» подготовлен к покраске если не идеально, то близко к этому. Видно, слукавил, потому что после того как первый слой грунта лег на металл, наружу вылезло с десяток мелких косячков. Вновь беру в руки шпатель и в десятый, а то и двадцатый раз обхожу «Москвич» по кругу, устраняя недоработки. Впрочем, это нормальный процесс. Первый слой грунта потому и называется проявочным, что на нем отлично виден даже небольшой брак.
Кстати, многие читатели просили подробно описать этапы подготовки к покраске. Восполняю пробел, тем более что моя методика несколько отличается от общепринятой. Напомню, что кузов я выравниваю алюминизированной шпатлевкой Novol. Ее главный плюс — легко обрабатывается наждачкой. На подготовительной стадии я работаю грубой наждачной бумагой зернистостью 60–80 мкм. Причем использую ее даже «под грунт». Это здорово экономит время и силы. «Так делать нельзя!», — скажет кто-то, — «на кузове остается много рисок».
Бороться с рисками мне помогает еще одно «нарушение» технологии: я разбавляю грунтовку растворителем по минимуму. Примерно вполовину меньше от нужных пропорций. Точнее сказать не могу, так как оцениваю готовность грунтовки на глаз — по текучести: нужно, чтобы с размешивателя текла густая струйка. На кузов грунтовка наносится густым распылом и ложится с заметной шагренью. И так — в два слоя с промежуточной просушкой. В итоге получается своеобразный полимерный панцирь, который не только закрывает риски и прочие неровности, но и отличается отменной антикоррозийной стойкостью. Под окраску пользуюсь наждачной бумагой зернистостью 1000–1500 мкм.
Наверняка кто-то оспорит, скажет, что так опытные мастера не делают. Отнекиваться не стану, но добавлю, что до этой «упрощенки» додумался не сам, а с подсказки бывалого маляра, который прошел все круги шпатлевочно-покрасочного ада. К тому же жизнеспособность данной технологии проверил на собственном опыте. Почему нет, если это работает?
Теперь — покраска. С этим делом не все вышло гладко, но обо всем по порядку. Вначале я обрадовался, так как в дальнем закутке верстака нашел советский краскопульт выпуска аж 1977 года. Можно сказать, достался от отца. Красить старый «Москвич» из раритетного пистолета… Романтика. Но уже на стадии нанесения грунта стало понятно, что отцовское наследство годится разве что для покраски заборов. Пришлось воспользоваться недорогим, но проверенным краскопультом. К слову, для покраски «12 копеек» в дальней части гаража я соорудил рабочий участок. Добавил света, помудрил с вентиляцией, отгородился пленкой.
Для заказа краски до блеска отполировал лючок бензобака и с ним приехал на авторынок «Южный порт». Но сколько брать краски? Решил, что пусть уж лучше останется, и заказал 900 г, тем более что кроме окраски основных деталей нужно еще подкрасить сколы. Вышло недешево — 2520 «рубчиков», но это «под ключ», уже с отвердителем и растворителем. Вместо обещанных 30–40 минут прождал готовую краску полтора часа. Говорят, случай нетипичный — «Москвич», однако. А я и не тороплю. Отвечаю: готов гулять хоть три часа, вы, главное, в цвет попадите.
Забегая вперед, скажу, что томился не зря, совпадение краски оказалось стопроцентным. Когда в следующий раз окажусь в «Южке», обязательно заскочу в тот магазинчик, чтобы сказать мастерам спасибо. Настоящие профессионалы своего дела! А вот я сам при покраске «Москвича» наломал небольшую кучку дров. Первый слой эмали лег словно заводской, без шагрени и тем более подтеков. Тут бы мне тормознуть на часок, дать покрытию подсохнуть. Но меня, что называется, понесло. Увидел непрокрас на заднем крыле и давай заделывать пробоины широкими мазками. В результате получил напыл на большинстве деталей. А когда наносил второй слой, забыл, что надо бы разрыхлить краску подготовительным напылением. В итоге заднее крыло «заплакало» подтеками.
Впрочем, для акриловой эмали подтеки и шагрень не страшны. Они легко устраняются наждачной бумагой и заполировываются. Однако своей работой остался недоволен. Одно хорошо: теперь кузов «Москвича» укрыт толстыми слоями грунтовки и краски. Так сказать, неумелыми действиями поставил ржавчине надежный заслон.
Зато я смог реабилитироваться при покраске колес. От покупки литых дисков все же отказался и решил восстановить старые. Сначала целый день отскабливал их от ржавчины и краски. Красил из баллончика, но в итоге колеса получились едва ли не лучше заводских. И «Москвич» с серебристыми колесиками сразу преобразился. И впрямь «Суперлюкс»!
Было/стало
Окончательный лоск, с применением двойной полировки, мы наводили уже на пару с дочкой. Я оживлял старую краску абразивной пастой, она придавала ей блеск восстановителем цвета. В четыре руки мы за день восстановили краску до необходимой кондиции. Разница между окрашенными и старыми кузовными деталями в буквальном смысле стерлась. Кстати, по поводу дочери. В прошлом блоге читатели меня раскритиковали за нарушение техники безопасности при работе с дрелью. Что уж тут оправдываться — недоглядел. В следующий раз на глаза очки, волосы в пучок. За критику спасибо! Зять, к слову, не нужен.
День скоблишь, день полируешь… Из-за отставания от графика выхода блога нам с «Москвичом» даже пришлось брать недельную отсрочку, чтобы закончить все дела. Но тут уж ничего не поделаешь, я наметил некий план работ и стараюсь его придерживаться. Некоторые позиции этого плана, на первый взгляд, можно было бы исключить. К примеру, я решил покрыть все хромированные детали черной матовой краской. Блажь? Может быть. Но мне кажется, что, в отличие от обычного «сорокового», на теле «Люкса» изначально не должно быть хромированных побрякушек. Ведь эта модель в каком-то роде «неоклассика». Вместо металлических деталей пластмассовые, вместо узких бамперов широкие… Оно, конечно, на вкус и цвет..., но, на мой взгляд, «черный мат» вместо хрома идет «Люксу» больше.
Было/стало
Еще я покрасил переднюю и заднюю подвески. Зачем? Вот смотришь на «Москвич» с десяти шагов, сверху все блестит, а снизу — рыже-коричневая жуть: ржавчина, покрытая 30-летним слоем пыли и грязи. Мне такие контрасты режут глаз. Уж лучше потратить еще один день, очистить все от грязи и покрасить, чем стараться не опускать глаза ниже глушителя. Зато теперь друзья и знакомые опускаются перед «Москвичом» на колени: «Лех, ты че, подвески ему покрасил?! Я такого никогда не видел!!!». Думаю, что и покупатель мои старания оценит.
Еще работы сильно тормозит аномально холодная погода. Из-за низкой температуры мне уже приходилось соскабливать незатвердевшую шпатлевку и перекрашивать несколько мелких деталей. Но чаще приходится подолгу ждать, когда подсохнет краска. Но, оказалось, что и это цветочки. Ягодки посыпались во время налетевшего урагана. Только успел покрыть «черным матом» заднюю подвеску, как погода мгновенно ухудшилась. Шквалистый ветер, дождь. Деревья гнутся, мимо летят сломанные ветки и соседский забор, а у меня свежепокрашенный «Москвич» стоит на домкратах без задних колес. Надеваю очки, хватаю четыре гайки и «балонник»… Меньше чем через минуту «12 копеек» уже стоял в гараже. Это был самый быстрый пит-стоп в моей жизни. Знаю, что многим москвичам повезло меньше (некоторым не повезло совсем), однако свое имущество от стихии мне удалось спасти.
Было/стало
Впрочем, были и куда более приятные моменты. Так, собираясь установить задний бампер на место, я случайно нашел на улице резиновое колечко, которое подозрительным образом походило на то, через которое задний бампер крепится к крылу. Мне как раз одной такой резиночки не хватало. Примерил по месту, оказалось, она и есть — родная и абсолютно новая. Чудеса! Я, конечно, сходил на то место еще раз — в надежде найти новое колечко и на другую сторону… Но это уже было из разряда фантастики.
Было/стало
Было/стало
Вот так, иногда на нервах, иногда с приколами проходило восстановление «Люкса». Пора выставлять его на продажу. За сколько? Делаю калькуляцию с учетом всех затрат и получаю внушительный список позиций.
Калькуляция (руб.)
1. «Москвич»-2140 SL — 12 000
2. Карбюратор (новый) — 3500
3. Аккумулятор (новый) — 2500
4. Комплект замков (дверь+багажник) — 400
5. Комплект свечей (оказались бракованными) — 250
6. Высоковольтные провода — 250
7. Масло (моторное, промывочное) — 1000
8. Ремкомплект для бамперов — 230
9. Грунтовка (2 кг) — 1240
10. Краска (900 гр) — 2520
11. Краска для дисков — 250
12. Краска черная матовая (2 баллона) — 500
13. Стеклоочистители — 250
14. Ремкомплект кулисы — 200
15. Задние крылья (2 шт.) — 1500
16. Фары (2 шт.) — 1100
17. Малярный скотч (4 шт.) — 400
18. Прочие расходы (включая бензин для разъездов) — 5000.
Итого — 33 090 руб.
По правде говоря, я рассчитывал уложиться в 25 тысяч. Но если прикинуть, то и 33 тысячи не так уж и много, особенно на фоне заметно похорошевшего «Москвича». Это было бы удачным приобретением, если бы я решил оставить машину себе. Мне же нужно ее перепродать, причем с хорошим наваром. Значит, меньше, чем за 65 тысяч продавать «12 копеек» не резон. Но я постараюсь выручить за «Люкс» больше. Уж слишком много сил, нервов и души вложено в этот советский автомобиль. Однако если честно, продавать жалко. Привык, сроднился. Вроде как выставляю на продажу частичку себя. Кстати, сейчас я езжу на «Москвиче» каждый день и получаю от этого ни с чем не сравнимые ощущения. Продолжение следует…
В заключение, как всегда, круговой видеообзор подготовленного к продаже автомобиля. Есть на что посмотреть!
С учетом того, что на рынке б/у автомобилей появляется все больше хлама и все меньше исправных машин, на этот раз в качестве бонуса расскажу историю из жизни и попутно дам совет.
Как-то раз я продавал собственный, купленный новым Ford Fiesta ST 2008 года с пробегом 36 000, в полностью оригинальном состоянии. За четыре года владения даже лампочки остались родные. Приехал мужчина и, не поверив, что у моего «хот-хетча» нет ни одной перекрашенной детали, отправился искать автосервис для проведения диагностики. Дело нужное, особенно когда выбираешь автомобиль подобного формата. Я же остался дома ждать его звонка, причем залог не стал брать намеренно. И за те 40 минут, пока «Фома неверующий» искал автосервис, продал автомобиль другому, причем без торга. Отсюда вывод: посчастливилось найти достойный экземпляр, не теряйте его из виду! Делайте все возможное, чтобы оформить сделку без разрыва визуального контакта с продавцом. Он не желает подвинуться в цене? Если автомобиль действительно достойный — соглашайтесь. Лучше купить хорошую машину дороже, чем плохую — дешевле.