24 часа Спа: победитель гонки — автомобиль безопасности
31.07.2019 | 4855 просмотров

24 часа Спа: победитель гонки — автомобиль безопасности

Автор: Мария Мельникова
Фото автора, Barwell Motorsport и Audi Sport Team WRT
Источник: Drom.ru

Конечно, это преувеличение, и такого быть не может; но все пилоты, с которыми нам довелось поговорить после финиша марафона, утверждали, что столь тяжелой и опасной гонки в их карьере, пожалуй, еще не было, а общая продолжительность пребывания на трассе автомобиля безопасности или режима желтых флагов намного превышала режим гонки. Особенно с учетом того, что в утренний период заезды были остановлены красными флагами на более чем на пять часов.

Сначала 42-градусная жара, а затем дождь и всего +11 на сумасшедшей по своей сложности и опасности трассе в Бельгийских Арденнах; ночь, темнота, потоки воды и «бельгийские» горки — в такой ситуации название «гонки на выносливость» не вызывает никаких сомнений. При этом — впервые такая мощная решетка: 72 машины класса GT3 на старте, огромное количество заводских или при заводской поддержке команд, знаменитые имена, которые звучат во всех топовых сериях, и четыре экипажа, в которых принимают участие российские пилоты.

Слева направо: Денис Булатов, Леонид Мащицкий, Георгий Андреев (представитель РАФ в судейской бригаде), Тимур Богуславский, Ринат Салихов на параде и автограф-сессии в центре города Спа в среду накануне гонки
Слева направо: Денис Булатов, Леонид Мащицкий, Георгий Андреев (представитель РАФ в судейской бригаде), Тимур Богуславский, Ринат Салихов на параде и автограф-сессии в центре города Спа в среду накануне гонки

Все любители гонок в эти выходные завороженно наблюдали за происходящим на трассе в Хоккенхайме во время Гран-при Германии, но то, что происходило на автодроме Спа-Франкоршам, было не менее зрелищным и не менее драматичным, а порой и даже более ярким и зрелищным, хотя, кажется, Формулу 1 в этот раз было сложно превзойти.

Гонка «24 часа Спа» проходит для автомобилей класса GT с 2001 года, но формально лишь в 2011 году она вошла в календарь серии Blancpain GT Series, после того как серия трансформировалась из FIA GT. С тех пор каждый год она набирает полный грид участников, но если в прошлые годы количество экипажей было ограничено числом в 65, то в этом оно было увеличено до 72. Что касается автомобилей, то это все, которые соответствуют требованиям регламента: Aston Martin, Audi, Bentley, BMW, Ferrari, Honda, Lamborghini, Lexus, Mercedes, Nissan и Porsche.

Особенность этой гонки заключается в том, что очки в ней распределяются не только по итоговым результатам, но и по промежуточным, и первая девятка (!) в каждом классе получает дополнительные начисления за рубеж в шесть часов и в 12 часов с отметки старта. Плюс каждый экипаж должен в определенное временное окно совершить обязательный пятиминутный технический пит-стоп, который по своей продолжительности превышает стандартные пит-стопы и предусмотрен в том числе для замены тормозов, а также обладает так называемым «джокер»-пит-стопом, который может быть короче обязательного.

Другой составляющей тактики становится время, проведенное пилотами за рулем. Например, один стинт (смена за рулем) не должна превышать 65 минут, а в общей совокупности за один раз пилот не может проехать более трех часов. Время стинта обнуляется проездом через питлейн, а резины и топлива в среднем хватает на один стинт. Таким образом, команда вынуждена выстраивать правильную стратегию: ведь три стинта — это уже три часа 15 минут, что превышает допустимую норму и штрафуется, и лишний заезд на пит-стоп чреват потерянным временем.  И даже в 24-часовых гонках несколько лишних секунд имеют значение: ведь на финише два первых экипажа разделяло чуть более трех секунд!

Главной задачей командных стратегов является правильный расчет положения экипажа на отметках в шесть и 12 часов с начала гонки: на каждом из таких промежутков первая девятка получает 12-9-7-6-5-4-3-2-1 очков соответственно. На финише же ожидает традиционная схема для Топ-10: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Еще одно очко дается за поул-позицию.

Таким образом, максимально за этот марафон можно набрать двойные 50 очков, и многие команды делают ставку именно на гонку на бельгийском автодроме. Леонид Мащицкий, российский пилот команды Barwell Motorsport, о карьере которого мы писали, рассказал, что очень многие экипажи даже не раскрывают свой потенциал в полную силу до этапа в Спа, и только на квалификации в Бельгии становится понятно, кто твой главный соперник.

В итоге победу в гонке одержали: экипаж GPX Racing (№ 20) на Porsche 911 в классе Pro и абсолютном зачете, команда Barwell Motorsport (№ 78) на Lamborghini Huracan в классе Silver, Oman Racing № 97 (Aston Martin Vantage) — в классе Pro-Am и Rinaldi Racing №3 3 (Ferrari 488) — в классе Am. Но! Другие экипажи были лучшими на отметках в шесть и 12 часов, и совсем другие команды, благодаря этой стратегии, уехали из Бельгии с титулом за один этап до завершения сезона. И в трех случаях из четырех ими стали экипажи с российскими пилотами!

Porsche в этом году сделали упор на гонки на выносливость в Blancpain GT Series и выступали сразу шестью экипажами в классе Pro и абсолютном зачете, при этом пять из них финишируют в десятке: небывалый результат для бренда в этой серии. Porsche № 20 с очень сильным составом в лице заводских пилотов Кевина Эстре, Ричарда Лица и Майкла Кристенсена стал настоящей звездой субботних первых часов гонки, когда со старта на 11-м месте поднялись до второй позиции и удерживали ее долгое время. Главную конкуренцию им составлял Mercedes AMG № 4 команды Black Falcon — Маро Энгель стартовал с поула и удерживал лидерство в начале гонки. Но затем Porsche № 20 получил штраф проездом через питлейн за нарушение правил пит-стопа и прилично откатился назад. Это не лишило их решимости выиграть гонку, и уже к утру они снова вернулись в Топ-10. 

Их удачным стратегическим решением стало также и то, что они успели выполнить свой обязательный технический пит-стоп до того, как гонка была остановлена красными флагами. Так что после ее возобновления в 11.30 утра у них было пятиминутное преимущество над многими другими участниками, которые эту остановку сделать не успели.

Но в свою окончательную стадию сражение за победу вошло в тот момент, когда еще один главный соперник Porsche команда Audi Sport Team WRT № 1 (Рене Раст, Робин Фряйнс и Нико Мюллер) в конце гонки потеряли контроль над автомобилем и снесли ограждение в связке поворотов Les Combes. Невероятно, но Audi № 1 практически не получила повреждений в этой аварии, но драгоценное время было упущено: в этот момент Porsche № 20 приняли на себя лидерство в гонке. Кевин Эстре, который был в это время за рулем, полностью воспользовался своим преимуществом, чтобы нарастить отрыв, и в это же время в борьбу за подиум вступил и другой Porsche — № 998 команды Rowe Racing (Ник Тэнди, Патрик Пилет и Фредерик Маковецки). Управлявший им Ник Тенди сумел обогнать Mercedes № 4 Black Falcon примерно за час до финиша — и это была очень красивая и зрелищная борьба, продолжавшаяся на протяжении почти половины круга и расставившая по своим местам финальную тройку.

Что же касается Audi № 1, то, пытаясь отыграться за свой вылет и потерю мест, они совершают еще одну ошибку, которая приводит к гораздо более драматичным последствиям: контакт с Dinamic Motorsport Porsche № 54 завершился очередным режимом желтых флагов, а затем и автомобилем безопасности.

Михаил Алешин и Ferrari № 72 на параде пилотов в Спа
Михаил Алешин и Ferrari № 72 на параде пилотов в Спа

Однако в классе Pro все оказалось не так просто, как могло бы показаться. Ferrari № 72 команды SMP Racing также уехал из Спа лидером зачета, набрав 24 очка благодаря лидированию на отрезках шесть и 12 часов. После утреннего рестарта в дождевых условиях Ferrari в условиях очень плотного трафика была просто выдавлена с трассы круговым Nissan GT-R. Михаил Алешин. который был за рулем автомобиля, вылетел на очень скользкое искусственное покрытие, после чего у них произошло повторное столкновение с Nissan. Со сломанной передней подвеской Михаил Алешин добрался до питлейна, машину починили за полчаса, но все позиции были потеряны, и команда приняла решение о сходе, чтобы сберечь двигатель для финального этапа в Барселоне.

— Машиной, естественно, стало невозможно управлять, меня занесло, и в результате досталось и тому, кто меня туда вытолкнул, — поделился Михаил. — Мы потратили шесть кругов на ремонт машины, после чего решили сойти с дистанции, поскольку смысла продолжать не было. Очень жаль, поскольку команда SMP Racing была достойна приехать в тройке и даже побороться за победу.

Михаил Алешин
Михаил Алешин

В этот раз на долю Михаила вообще пришлись самые сложные моменты гонки — несмотря на то, что стартовал в субботу Мигель Молина. Шестичасовой рубеж как раз пришелся на смену Михаила, и в это время пошел дождь. Перед командой и Михаилом встал выбор: заехать на питлейн, чтобы переобуться на дождевые шины, или остаться на трассе, чтобы заработать максимум очков. Михаил принял решение остаться, но потом рассказал, что это был один из самых трудных и тяжелых моментов за его карьеру. 

Еще во время парада пилотов в среду в Спа Михаил рассказал, что для их экипажа нет особых предпочтений по погоде, потому что гонка сама по себе длинная и сложная:

— Нам все равно… Учитывая очки в чемпионате, у нас пока все хорошо. Гонка такая длинная, что есть и плюсы, и минусы дождя для всех. Но если дождь будет ночью, то это будет реально тяжело, т. к. на Ferrari фары совсем не такие как на прототипе LMP1, на котором мы здесь ехали весной в снег: светят плохо, да и вообще на трассе нет освещения, кроме как в первом повороте. Но если дождь пойдет ночью, я могу сказать заранее, что это будет самая сложная гонка в моей жизни.

Тогда еще Михаил не представлял, что он не просто поедет ночью под дождем, а будет делать это на сликах на протяжении трех кругов!

— Это, конечно, была авантюра и риск, потому что несколько раз, заезжая в Красную воду, я понимал, что машина у меня едет независимо от моего желания. Спа ночью в дождь и на слике — это жесть… — сказал Михаил после того, как закончил свою смену за рулем.

Как мы уже говорили, в зачете Silver Cup победа досталась Lamborghini № 78 Barwell Motorsport , но их главным конкурентом являлся экипаж № 90 AKKA ASP на Mercedes-AMG, в котором помимо Нико Бастиана и Фелипе Фрага выступал и казанский пилот Тимур Богуславский. Именно этот экипаж благодаря своей грамотной стратегии взял максимальное количество очков за шесть и 12 часов и стал вторым на финише, несмотря на то, что стартовал с питлейна, а значит, уехал из Спа чемпионом. Третье место досталось Mercedes-AMG № 6 Black Falcon.

Экипаж Rinaldi Racing № 333 на Ferrari 488, в состав которого входили россияне (Ринат Салихов и пилот программы SMP Racing Денис Булатов), сошел вечером в субботу еще до того, как заезды были остановлены красными флагами. Дважды за первые несколько часов  у них возникали проблемы с датчиками ABS, на устранение которых они потратили в общем более шести кругов. В разговоре Ринат Салихов сказал, что если возникнут очередные проблемы, будет проще сойти, чтобы сохранить машину для финального этапа в Испании — ведь отставание в шесть кругов даже за сутки нагнать практически невозможно.

К сожалению, его слова оказались фактически пророческими. В смену Дениса Булатова произошла авария, которая не нанесла машине серьезных повреждений, но вытягивание Ferrari из гравия заняло слишком много времени, чтобы считать борьбу за очки все еще реальной.

Денис Булатов рассказал, как это произошло: 

— Я ехал впереди группы из нескольких машин класса Pro, в том числе Mercedes № 88 команды AKKA ASP и Porsche № 117 KÜS Team75 Bernhard, там же находился еще один автомобиль, который я не разглядел, и в итоге догнали группу автомобилей категории Am. В итоге один из них слишком рано начал тормозить в повороте, что часто случается в этой категории. Чтобы не въехать в него, я тоже стал тормозить, а вот сзади меня решили этого не делать…

Экипаж № 333 Rinaldi Racing продолжит борьбу в Барселоне, но шансов на победу в чемпионате у него призрачно мало.

В зачете Pro-Am победитель также оказался довольно непредсказуем. Aston Martin № 97 Oman Racing with TF Sport (Ахмад Аль Харти, Салих Йолук, Чарли Иствуд и Ники Тийм) также стартовал с питлейна в 30 позициях позади обладателя поула в классе: в четверг во время практики  автомобиль был серьезно поврежден в аварии и его собирали заново на резервном шасси. Несмотря на это, экипаж выиграл шесть и 12 часов, а на финише поднялся на рекордно высокое 22-е место в общем зачете. Mercedes № 74 Ram Racing занял второе место и в Барселоне будет сражаться за титул. Экипаж № 43 Strakka Racing на Mercedes AMG поднялся на третье место.

В категории Am все было довольно просто. За досрочный титул в чемпионате на трассе в Бельгии сражались № 77 Lamborghini команды Barwell Motorsport и Aston Martin № 188 команды Garage 59. Но уже в воскресенье Aston Martin попал в серьезную аварию и сошел, освободив титул для Barwell Motorsport и двух постоянных пилотов экипажа Леонида Мащицкого и Андриана Амштуца. Но на подиуме Barwell были лишь вторыми, уступив Ferrari № 33 Rinaldi racing. Третьими стал экипаж Raton Racing by Target на Lamborghini Huracan № 29.

— Вся наша гонка была соперничеством с Aston Martin № 188 — как прямым на трассе, так и стратегическим. Не знаю, как происходит у них в команде, но мы на такие суточные марафоны, как в Спа, выстраиваем стратегию не на одну гонку, а на три: то есть на первые шесть часов, на вторые шесть часов и на завершающий период. Конечно, никогда не бывает, чтобы все прошло как по маслу. Например, один раз во время режима желтых флагов на питлейне вдруг включили красный светофор, который включается только во время автомобиля безопасности. Нам повезло, что наши соперники тоже были в это время на пит-стопе, и мы не потеряли времени относительно них.

 

— Но, конечно, самым запоминающимся был момент на шестичасовом рубеже. У нас за рулем в этот момент находился 22-летний финн Патрик Куджала, а у Garage 59 — Росс Ганн. Оба очень быстрые. У них в экипаже получается так, что пилот должен сменяться на рубеже в шесть часов, совсем впритык, иначе они получат штраф, если опоздают, а у нас есть еще запасные минуты (мы специально таким образом построили свою стратегию — даже уступили для этого одну позицию, чтобы как раз выгадать время). И в этот момент начинает идти дождь, а все на сликах. Пилоты в такой ситуации должны сами решать, готовы ли они рискнуть, и Патрик говорит: «Мне все равно, я готов ехать дальше!». И поскольку мы в этот момент лидировали, то от нашего решения могло зависеть и решение соперника — возможно, он тоже останется на трассе и постарается нас обогнать, если мы поедем на следующий круг. Поэтому это был очень важный момент, мы не отрывались от экранов в ожидании решения от Aston Martin. И в тот момент, когда Патрик проехал заезд на питлейн, а Росс Ганн заехал, мы поняли, что этот раунд мы выиграли.

— Выиграли мы и 12-часовой рубеж, а потом после аварии Aston Martin решили слегка поумерить свой пыл: мы все равно оказались на подиуме и уезжаем отсюда чемпионами, а для экипажа № 33 была важна победа в гонке. Не хотелось зря рисковать. Тем более что дождь не останавливался и гонка была очень опасна.

— Честно говоря, мне впервые за 14 лет гоночной карьеры было реально страшно на трассе — ведь ты едешь со скоростью в 200 км/ч и реально не видишь ничего перед собой дальше, чем в пяти метрах. Многие команды ночью писали заявления Руководителю гонки  с просьбой остановить ее до улучшения видимости, и необходимость красных флагов была очевидна еще часа за два до того, как их вывесили в пять утра. Мы не приезжаем сюда, чтобы рисковать жизнью: мы принимаем это как один из факторов, но это не самоцель. В этот же раз риски сильно перешли все возможные грани, а в Спа с этим не шутят…

Все результаты гонки можно посмотреть по ссылке: blancpain-gt-series.com/results

Фотобонус

Комментарии

     
Питер. Невский р-н
Сообщений: 3409
Фотографии отличные!
Мои отзывы: Kia Rio 2015, Mazda Demio 2002
26
 
Ответить
    
Новосисибирск
Сообщений: 54755
Жипеги просто каеф
Мир! Флуд! Май!

Katadze!

Если Вы, накурясь, выйдете из дома...
4
1
Ответить
   
Москва
Сообщений: 918
Кто то еще, после этой статьи будет говорить что дрифт это дорого?
6
 
Ответить
  
Абакан
Сообщений: 8
дай порулить )
1
1
Ответить
     
Кавказ
Сообщений: 73
КЛАСС! красивая гонка и статья. машину красивые! Но не ДЕФКИ) наши лучше)
4
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!