Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Российские спортсмены взяли Кубок мира по бахам в абсолюте и Т3. Все решалось в последний день
23.12.2020 | 1560 просмотров

Российские спортсмены взяли Кубок мира по бахам в абсолюте и Т3. Все решалось в последний день

Автор: Мария Мельникова
Фото команд-участниц
Источник: Дром
Экипажи Владимир Васильев/Дмитрий Цыро (Т1) и Василий Грязин/Олег Уперенко (Т3) завоевали Кубки мира по бахам после сдвоенных финальных этапов в Саудовской Аравии. После того как пять из восьми запланированных в календаре гонок было отменено, организаторы, чтобы спасти Кубок мира, приняли решение провести еще два этапа, и принять их согласились в Саудовской Аравии. Многие спортсмены воспользовались этой возможностью для подготовки к Дакару-2021.

В итоге всего в этом сезоне состоялось пять этапов из десяти. Первый, открывающий, был проведен еще «в прошлой жизни», до начала пандемии, и прошел в Ленинградской области и Карелии. Баха «Россия — Северный лес» до сих пор является единственной зимней бахой в календаре и собирает большое количество российских и международных экипажей.

Затем, после большого перерыва, в начале сентября состоялся этап в Польше «Высокая гора — баха Польша», а еще через два месяца — «34 баха Порталегре 500». Гонки в Иордании, Италии, Испании, Венгрии и даже Дубае были отменены из-за коронавируса. Трех этапов было недостаточно для того, чтобы считать Кубок мира состоявшимся, и 10-12 и 14-16 декабря фактически нон-стопом организаторы провели еще две бахи, оказавшихся весьма популярными с учетом приближающегося «Дакара».

Тренировка перед «Дакаром»

К участию в бахе Хаиль-I и бахе Хаиль-II заявилось много международных спортсменов и громких имен, таких как Нассер Аль-Аттия, Карлос Сайнс, Стефан Петрансель, Язид Аль-Раджи, Бернхард тен Бринке, Мартин Прокоп и Якуб Пшегонски.

Владимир Васильев и Дмитрий Цыро

Приехало сюда и сразу несколько российских экипажей: например, Владимир Васильев и Дмитрий Цыро (Mini John Cooper Works) боролись за Кубок мира в абсолюте, и их главным соперником стал голландец Бернхард тен Бринке, также принявший участие в четырех этапах из пяти. Василий Грязин и Олег Уперенко (Can Am Maverick) сражались за Кубок в зачете Т3. Денис Кротов и Константин Жильцов (Mini All 4 racing), Виктор Хорошавцев и Антон Николаев (Mini John Cooper Works), Алексей Кузьмич, который традиционно выступал штурманом у Ясира Сейдана, больше рассматривали эти два этапа в качестве подготовки к предстоящему «Дакару», который состоится также на территории Саудовской Аравии. Еще одним штурманом с саудовским гонщиком Нассером Хаманом стал Игорь Чудайкин.

Алексей Кузьмич рассказал, что многие экипажи приехали на одну или две бахи для того, чтобы потренироваться и восстановить навыки совместной работы перед главным ралли-рейдом планеты. «Это хорошая притирка к команде и тренировка для пилота и штурмана», — сказал Алексей. — «Например, мы с Ясидом с прошлого “Дакара” не ездили вместе, и это поможет нам настроиться на нужную волну».

Алексей Кузьмич (справа) и Ясир Сейдан

Той же позиции придерживается и Константин Жильцов, один из самых известных и востребованных раллийных и ралли-рейдовых штурманов: «В этом году любые трассы и соревнования — уже хорошо. К тому же понятно, что лучше всегда тренироваться там, где будет проходить главное соревнование. Чтобы понять рельеф и трассу, идеально было приехать сюда и здесь погонять. С точки зрения навигации или работы штурмана тут все было несложно, “Дакар” намного сложнее — я говорю о том “Дакаре”, который уже был здесь в начале 2020 года. Ну а так — отличный полигон, чтобы проверить технику и технические наработки, чтобы раскатиться накануне “Дакара” и проехать четыре боевых дня всего за две недели до “Дакара”. Я считаю, что мы сюда приехали не зря».

Четвертый этап по Марсу

Обе бахи прошли по однотипной местности, однако маршруты их, естественно, различались. На картах преимущественно присутствовали пустыня и дюны, но были также быстрые дорожки, раллийный грейдер, пустынные поля. Некоторые участники даже сравнивали пейзаж с марсианским, утверждая, что похожие воронки видели на фотографиях из космоса.

Антон Николаев, штурман Виктора Хорошавцева, сравнил этап в Саудовской Аравии с ралли-рейдами в Астраханской области, сказав, что и на Кубке мира «такие же убойные подходы к песочницам, как и в Астрахани. В легенде вся прописка трассы построена на маленьких дорожках, обозначенных пунктиром, на которые в российских рейдах даже никто внимания не обращает. Так что, если промазал курсом, то, ориентируясь на местности, можно поймать точку и выйти на нее».

Василий Грязин и Олег Уперенко

В то же время многие экипажи использовали эти этапы для того, чтобы подготовить и настроить автомобили для грядущего «Дакара», чему-то научиться у других участников, что-то подсмотреть у более опытных товарищей.

«Старшие» быстро мчат, и техника у них хорошо подготовлена», — сказал Дмитрий Цыро, штурман Владимира Васильева. — «Особенно видно, как здорово подготовлена машина у Нассера. Сегодня сравнивали, видели, как он стартовал, и по работе подвески видно, как грамотно и стабильно настроена у него машина. А вот Сайнс недоволен, говорит, где-то они недорабатывают... Но баха это все же не совсем ралли-рейд и совсем не марафон. Так что, может, это и тренировка перед “Дакаром”, но не генеральная репетиция».

Для экипажа Васильева и Цыро четвертый этап оказался непростым уже на 50-м из почти 400 км: тен Бринке ошибся в навигации, и после этого почетная роль вести караван выпала Владимиру Васильеву. Ехать «открывашкой» — одна из самых сложных задач на внедорожных соревнованиях, это значит фактически прокладывать маршрут для всех остальных экипажей, и редко когда бывает, что экипаж, стартовавший первым, празднует победу в конце дня. Так получилось и в этот раз: Васильев/Цыро финишировали пятыми, а самые яркие сражения разыгрались между Нассером Аль-Аттией и Карлосом Сайнсом.

Василий Грязин

Для Грязина/Уперенко первый день четвертого этапа и вовсе стал тренировочным: у Василия не было опыта езды по пескам, машина задержалась на таможне, и они даже не смогли провести тренировки.

«Песка было много, и это прикольно! Доехали, и это главное», — сказал Василий в конце первого дня. — «Немного поплутали, но это не страшно».

Гораздо большей проблемой для спортсменов стала отказавшая передняя ось, моментально превратившая полноприводный багги в заднеприводную машину. Из-за этого казалось, что остальные экипажи в песке просто летят, в то время как Василию приходилось с машиной по-настоящему бороться и заставлять ехать.

В какой-то момент из-за потери скорости Василию Грязину стало казаться, что они уже выпали из борьбы за Кубок, однако многоопытный Олег Уперенко не разделял его пессимизма:

«Так устроен этот спорт, что не всегда побеждают быстрейшие», — сказал Уперенко. — «Есть стечение обстоятельств, техника, личные факторы. То, как сочетаются эти факторы, и влияет на то, к кому придет победа».

Нассер Аль-Аттия

В итоге победителем четвертого этапа Кубка мира по бахам стал катарец Нассер Аль-Аттия, второй — Карлос Сайнс, третий — Стефан Петрансель. Васильев и тен Бринке — пятый и шестой соответственно. Экипаж Василия Грязина и Олега Уперенко финишировал по итогам бахи на третьем месте в зачете Т3, однако сохранил лидерство в своей категории в Кубке мира.

Пятый этап. Математика на бахе

Наверное, это самое обидное и для участников, и для болельщиков — когда судьба гонки зависит не от борьбы на трассе, а от апелляций и судейских решений. Так все происходило и в этот раз.

В Кубке мира по бахам результаты начисляются не только по итогам каждого этапа, но и по результатам гоночного дня. За победу на этапе полагается 25 очков, за второе место — 18, за третье — 15 и так далее. А в ежедневном формате можно получить 1,5; 1 и 0,5 очка соответственно. Т. е., выиграв оба дня, можно набрать три лишних балла, и иногда они могут стать решающими.

Язид Аль-Раджи

Перед началом финального этапа математические шансы стать обладателями Кубка мира были сразу у шести пилотов: Владимира Васильева, Бернхарда тен Бринке, Нассера Аль-Аттии, Карлоса Сайнса, Дениса Кротова, Арона Домзалы и Стефана Петранселя. Лидировал Васильев, но его отрыв от тен Бринке был минимальным: 0,5 очка. Теперь все зависело от результатов пятого этапа.

«Саранча перепутала нас со своей большой мамой!»

Среди прочих трудностей и осложнений для некоторых спортсменов проблемой стала встреча на пятом этапе со стаями саранчи.

Хорошавцев и Николаев только посмеялись над сонмом насекомых, сказав, что они из-за схожего цвета перепутали их машину со своей большой мамой, а вот для Василия Грязина и Олега Уперенко все могло закончиться более плачевно.

Антон Николаев

«Я сначала увидел, как вдалеке с дороги взлетают птицы, — рассказал Василий о своих впечатлениях от встречи с насекомыми. — А в итоге выяснилось, что это саранча. Я с детства боюсь таких больших летающих насекомых, потому что, посмотрев много лет тому назад фильм «Мумия», знал, что саранча может съесть человека. А так как в школе я плохо учил биологию, а погуглить не приходилось, то думал, что сейчас они нас искусают. Хорошо, что Олег меня успокоил, что саранча не ест людей. Так что в итоге мы неплохо проехали».

«Вообще Олег мне очень помогал: такое впечатление, что он знал весь маршрут и просто говорил мне, когда нажимать газ, а когда — тормоз. И дюны были интереснее. Наша задача сейчас простая: финишировать. Это поможет нам получить титул».

Волшебные шесть секунд

По словам многих участников, дорожная книга была прописана фактически идеально, и лишь однажды, на последнем СУ, в маршрут закралась досадная ошибка, да еще такая, что привела к долгим судейским разбирательствам уже после финиша бахи.

132-й километр второго дня гонки пятого этапа стал главным камнем преткновения соревнования в Саудовской Аравии. Из-за неправильно прописанного маршрута время на этом участке существенно теряют практически все экипажи, в том числе и два главных соперника за титул в Кубке мира: Владимир Васильев и Бернхард тен Бринке, однако Дмитрий Цыро находит правильный выход на две минуты быстрее.

Владимир Васильев и Дмитрий Цыро

Между Сайнсом и Аль-Аттией разница во времени на протяжении всего СУ измеряется секундами, и лидируют они по очереди. После того как с маршрута сбивается штурман Сайнса, промежуточным победителем бахи и обладателем Кубка становится Нассер Аль-Аттия, т. к. финиширует первым и забирает очки как по итогам дня, так и по итогам этапа. Если бы этап выиграл Карлос Сайнс, то Кубок достался бы Владимиру Васильеву. Кажется, для нашего экипажа все закончено, однако тут в игру вступают другие силы. 

Команда тен Бринке подает протест по поводу ошибки в роуд-буке, и после рассмотрения голландцу возвращают потерянное время. Затем протест подает Васильев, и время возвращают и ему. Статус-кво среди двух экипажей восстановлен, но это не помогает Васильеву решить в свою пользу судьбу Кубка мира. 

Однако протестная часть на этом не закончена. Выясняется, что Нассер Аль-Аттия превысил скорость в зоне ограничений на 17 км/ч, и он получает штраф в две минуты. Это отбрасывает его назад. На всякий случай судьи решают проверить и других участников. Оказывается, что превышением скорости отличились также тен Бринке и Язид Аль-Раджи, а также Денис Кротов и Карлос Сайнс. Но у Сайнса превышение было меньше, чем у катарца, и поэтому он получает штраф всего в одну минуту. Таким образом, Эль Матадор выходит на первое место по итогам финальной бахи с отрывом всего в 6 секунд от Нассера Аль-Аттии и тем самым буквально дарит Кубок мира Владимиру Васильеву.

Владимир Васильев и Дмитрий Цыро

Интересно, что все это стало огромным сюрпризом для самого Карлоса Сайнса, который был невероятно удивлен получить на подиуме награду за первое место.

Кубок мира по бахам. Итоговая классификация среди пилотов в абсолюте:

1. Владимир Васильев — 51

2. Бернхард тен Бринке — 48.5

3. Нассер Аль-Аттия — 48.5

4. Карлос Сайнс — 46

5. Стефан Петерансель — 33.

Здесь стоит отметить одну удивительную особенность награждения по итогам сезона: Кубок мира по бахам вручается только пилоту, штурман в розыгрыше не участвует, хотя у них и есть свой отдельный зачет.

Сами штурманы говорят, что они уже привыкли к этому порядку и ездят в гонку не за наградами, а за удовольствием.

Василий Грязин: два титула за один год

27-летний Василий Грязин, старший сын чемпиона России по ралли и призера этапа WRC Стаса Грязина, в этом году поработал, что называется, многостаночником. Он принял участие не только в Кубке мира по бахам, но и в чемпионате России по ралли, и в обоих случаях завоевал титул!

«Ну что, теперь можно подвести итоги наших выступлений в ралли-рейдах, — написал Грязин на своей странице в Instagram. — В крайней гонке, которая проходила в Саудовской Аравии, мы с Олегом Уперенко финишировали на втором месте в классе T3, но самое главное, что по итогам всего сезона мы стали обладателями Кубка мира! Спасибо большое команде Sports Racing Technologies за отличную работу на протяжении всего этого сезона! Олегу Уперенко отдельное спасибо за то, что в любой ситуации поддерживал меня и помогал!»

Василий Грязин

Уже на протяжении нескольких лет Василий выступает за латвийскую команду SRT — Sports Racing Technologies, которой руководит Артурс Приедниекс. Участие в последних двух этапах Кубка мира для Василия находилось под вопросом: слишком высокий бюджет поездки был не по карману спортсмену, и только благодаря команде, которая не только технически, но и финансово поддержала своего гонщика, это оказалось возможным. Впрочем, для команды, которая проводит всего лишь второй сезон в ралли-рейдах, такое достижение, как Кубок мира, тоже дорогого стоит.

Решение об участии в двух финальных этапах было принято буквально за три дня до старта. Для Василия собрали боевую резервную машину и вместе с еще тонной необходимого груза отправили самолетом в Саудовскую Аравию.

К сожалению, сложности ожидали не только на французской границе (часть сотрудников команды летели из Парижа), когда пришлось переносить вылет из-за неправильно оформленного теста на ковид, но и на саудовской. Здесь проблема заключалась в том, что несколько боевых автомобилей отправляли общим грузом, и в одном из них таможенники обнаружили запрещенный на территории королевства алкоголь. Тем не менее свой автомобиль SRT успели получить фактически перед стартом первого из сдвоенных этапов и принять участие в бахе.

— Сезон получился невероятно насыщенным. Первый этап по бахам мы вообще поехали, чтобы попробовать, что это такое, — рассказал Василий Грязин. — Но оказалось, что мы можем что-то показать, и мы продолжили участие. С каждым этапом становилось все интереснее. «Северный лес» — это знакомые мне и родные дороги, я проехал их, будучи фактически дома. Потом была Польша — самая непонятная гонка. В Португалии — очень классный этап, и две бахи по пескам Саудовской Аравии стали для меня самыми интересными. В песках ездить очень классно. Если мне предложат еще раз, я соглашусь сразу.

— Команда просто молодцы. Я выступаю с SRT уже 11 лет, и они всегда работают на высшем уровне. Машина подготовлена просто отлично, несмотря на то, что у них было очень мало времени. А Олег, мой штурман, просто красавчик! Сегодня был навигационный день, и он ни разу не заплутал, очень опытный спортсмен, у меня к нему огромное уважение!

При подготовке репортажа использовались материалы телеграм-канала «Cross-Country Rally».

 

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ДРОМА С ВАСИЛИЕМ ГРЯЗИНЫМ

— Это были твои первые опыты в песке, что стало самым сложным?

В песке самое сложное — понять характер дюн. Иногда бывает так, что ты едешь вроде по невысокой дюне, но она может закончиться резким обрывом. И почувствовать это, понять, где есть обрыв, а где нет, было самым сложным. Поэтому первая гонка была для меня обучающей. Мы ехали, и Олег все время подсказывал мне: Вася, там обрыв, изучай, как дюна надута песком, это поможет ориентироваться в ее характере. И благодаря ему я стал понемногу понимать дюны и то, например, где они заканчиваются обрывом, а где превращаются в плавный спуск или вовсе прямую.

— Есть ли у тебя желание продолжить выступления в ралли-рейдах и бахах? Может, «Дакар» — теперь, когда ты вкусил, что такое песок?

— Да, такое желание есть поездить и в ралли-рейдах, и бахах тоже. На «Дакар» планов нет, но, если предложат, я с радостью бы поехал — даже для того, чтобы попробовать преодолеть себя. Понятно, что в первом же «Дакаре» показать результат будет очень сложно. Но проехать и получить этот колоссальный опыт, провести две недели в режиме гонки, проехать почти 5000 км — это большой вызов и для организма, и для психологического состояния.

— Не думал ли ты пересесть на автомобиль Т1? Олег Уперенко рассказывал, что на Т3 невозможно показать настоящую скорость.

— Я ездил одну гонку на Т1 в Польше, но, честно, машина требует очень хорошей подготовки самого пилота. Чтобы ехать на ней по-настоящему быстро, надо уходить с работы и очень много заниматься как собственной физикой, так и тренировками за рулем, т. к. это совершенно другой автомобиль. По сравнению с тем багги, на котором мы сейчас выступали с Олегом, они совершенно другие. Но желание поехать на такой технике — огромное. Такая машина едет очень круто.

— Расскажи вкратце про свой титул в чемпионате России по ралли. Как тебе дался этот сезон? Было ли легко совмещать выступления сразу в двух сериях?

— Хочу сказать, что сезон в чемпионате России был очень непростым: сейчас много сильных соперников, и каждую гонку ты ведешь под колоссальным напряжением, стараешься выложиться по максимуму. Каждый этап становился серьезнейшей борьбой за позиции, и после каждой гонки мне приходилось как минимум день отдыхать, потому что я очень сильно морально и психологически выматывался. И под конец сезона я на самом деле очень устал. А вот совмещать выступления в двух сериях было просто — гонки не пересекались.

— Какие планы на следующий сезон?

Пока никаких. Я собираюсь потихоньку уходить на тренерскую работу. Сейчас есть намерение проехать все этапы ЧР вместе с Артуром Мурадяном в качестве тренера, помочь ему разогнаться. Так что готов работать и с другими начинающими спортсменами, с радостью поделюсь опытом. Понятно, что никогда не хочется уходить из гонок, но других предложений у меня пока нет…

— Много лет тому назад твой отец говорил, что он не очень доволен твоими выступлениями и результатами. Что он говорит сейчас, когда ты за год завоевал сразу два титула?

— Лучше спросить у отца, но по телефону он вроде был доволен. Голос был веселый!

Комментарии

  
Санкт-Петербург
Сообщений: 13278
Ух!..
Errare humanum est!..
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011
 
 
Ответить
mitka
Владивосток
Бойцы!
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром