Седьмой этап | Хаиль — Сакака | Дата: 10.01.2021 | [GMT +3]
Спецучасток: 453 км | Общая дистанция этапа: 737 км | Лиазон: 284 км
За предстоящие два дня участникам «Дакара» предстояло покрыть почти 1500 км общей дистанции и 830 км спецучастков. При этом никакой помощи со стороны ждать не приходится: если сломался, никто не поможет. Так что гонщикам приходилось выбирать: скорость или осторожность. И только финиш в понедельник покажет, кто же был прав.
Помимо этого дополнительных переживаний грозились добавить и характеристики маршрута. Сложное покрытие и протяженность перегонов и в обычные дни приводят к большому количеству поломок и сходов, а уж когда нет возможности полноценного ремонта, то ситуация и вовсе становится критичной.
Скоростной участок седьмого этапа для гонщиков сразу же начался с дюн. Надо отметить, что ночи сейчас в северной части Саудовской Аравии холодные и влажные, песок успевает напитаться водой, но высохнуть ему не хватает времени, а расход топлива на такой вязкой поверхности существенно увеличивается и участникам нужно внимательно следить за его уровнем. Затем дюны сменились каменными плато — кое-где трасса была извилистой, а где-то становилась скоростной. Каменистое бездорожье несло в себе основную угрозу колесам и подвеске.
Перед стартом седьмого этапа пятерку лучших мотогонов разделяло между собой всего 4 минуты 23 секунды, так что лидерство Тоби Прайса можно было назвать весьма условным — это касается и положения в генеральной классификации остальных топ-гонщиков.
И в самом деле, неприятные новости прибывают уже с первых километров СУ: на 31-м километре Росс Бранч попал в аварию и серьезно разбил свой мотоцикл. К счастью, с самим спортсменом все в порядке. Самое неприятное, что на бивуаке ему никто не сможет помочь — техподдержка на марафонском этапе отсутствует. Тем не менее сообщается, что Бранч сумел как-то починить свой мотоцикл и вернулся на маршрут. Предварительный ремонт занял у него порядка 40 минут.
К первой контрольной точке лучшим стал Тоби Прайс, позади него Даниэль Сандерс и Ксавье до Солтре, Барреда Борт и Кевин Бенавидес уже существенно отстают от лидера.
Прайс и дальше продолжает лидировать, хотя дается это ему непросто: соперники преследуют его с минимальными отрывами, Рики Брабек и Кевин Бенавидес опасно приближаются к нему. А вот отставание у Хоана Барреды Борта уже превышает 8 минут — и похоже, что это традиционно происходит потому, что испанцу пришлось открывать канал как победителю прошлого этапа и не ехать по чужим следам, а самому их прокладывать.
К 242-му километру СУ отрыв Прайса от ближайшего соперника Рики Брабека сократился до 18 секунд; Бенавидес чуть менее, чем в минуте, де Солтре отстает всего на полторы минуты, и это означает возможную смену лидера. На 279-м км Рики Брабек все же обходит Прайса, а затем в лидеры вырывается Кевин Бенавидес — и это всего за 100 км до финиша. Но затем события приобретают более драматический поворот. То ли Бенавидес устал, то ли у него что-то произошло, но за 50 км до финиша он начинает отставать и вновь уступает Прайсу и де Солтре.
В итоге к финишу все результаты вновь перемешались. Победу на седьмом этапе одержал Рики Брабек.
Рики Брабек, № 1, Honda: «Я не уверен, что смогу отыграть все необходимое время. Нужно сосредоточиться и продержаться до завтра, чтобы суметь обратиться за техподдержкой. Я не уверен, важна ли какая-то особая стратегия на этом “Дакаре”. Мне кажется, что вся она сводится к тому, чтобы не открывать этап. Все, кто стартует первым, сразу теряют время. Осталось всего пять дней до конца, мы постараемся каждый раз финишировать в Топ-7 и посмотрим, сможем ли отыграть время».
Вторым стал Хосе Игнасио Корнехо, который все 453 км держался довольно близко к лидерам, третьим — Скайлер Хоуз. А вот Ксавье де Солтре — лишь шестой, Тоби Прайс — седьмой, а Хоан Барреда Борт и вовсе на 14-й строчке с отставанием почти в девять минут. Кевин Бенавидес — 16-й, а Росс Бранч — 27-й. И эти результаты вновь перевернули всю итоговую классификацию. Но самое невероятное то, что сейчас первые два места разделяет всего… одна секунда!! И обратите внимание на разрыв в Топ-10: он составляет всего 17 минут.
К сожалению, еще один мотогонщик не сможет продолжить «Дакар». Французский байкер Пьер Шерпен на 178-м км попал в серьезную аварию.
Генеральная классификация после седьмого этапа:
1. № 4, Хосе Игнасио Корнехо, Honda — 28:51,31
2. № 3, Тоби Прайс, KTM — 28:51,32
3. № 5, Сэм Сандерленд, KTM — 28:53,42
4. № 12, Ксавье де Солтре, Husqvarna — 28:54,05
5. № 47, Кевин Бенавидес, Honda — 28:59,00
6. № 88, Хоан Барреда Борт, Honda — 29:01,49
7. № 9, Скайлер Хоуз, КТМ — 29:03,58
8. № 1, Рики Брабек, Honda — 29:06,23
9. № 21, Даниэль Сандерс, КТМ — 29:07,42
10. № 77, Лучано Бенавидес, Husqvarna — 29:08,38
….
12. № 2, Пабло Кинтанилья, Husqvarna — 29:11,32
15. № 18, Росс Бранч, Yamaha — 29:32,28
Ничто не предвещало в начале первой части марафонского этапа проблем, которые проявятся на финише. Аргентинец Николас Кавильяссо в отсутствие действующего чемпиона категории квадроциклов (Игнасио Касале на этом этапе выступает на грузовике) был явным фаворитом гонки с учетом почти получасового опережения ближайшего соперника.
Старт с третьей позиции на седьмом этапе обещал ему комфортное движение позади своих соперников с отличной возможностью отыграться еще больше. Уже к первому КП он стал вторым, обосновавшись позади Мануэля Андухара, а Александр Жиру, открывавший СУ, откатился на третье место. Но дальше становится понятно, что у Кавильяссо не все в порядке: он начинает отставать и после середины СУ проигрывает лидеру Андухару более 11 минут.
К сожалению, подтверждение проблем приходит за 100 км до финиша: на квадроцикле Кавильяссо выходит из строя сцепление. Он пытался решить проблему самостоятельно, затем обратился за помощью к одному из спортсменов, но починить машину не удалось, и Кавильяссо объявил о своем сходе.
Победа на СУ досталась Мануэлю Андухару, он же и возглавил генеральную классификацию. Вторым по итогам дня стал Итало Педемонте, третьим — Александр Жиру.
Генеральная классификация после седьмого этапа:
1. № 154, Мануэль Андухар — 35:46,53
2. № 152, Александр Жиру — 36:07,48
3. № 159, Джованни Энрико — 36:12,48
4. № 168, Итало Педемонте — 37:55,21
5. № 163, Пабло Копетти — 37:59,17
После своей второй победы на 43-м «Дакаре» в прошедшую пятницу Карлосу Сайнсу приходилось открывать канал для участников зачета «внедорожники». Но, похоже, правило «не открывай, а то проиграешь», подмеченное в том числе Рики Брабеком, действует в любой категории, а не только в мото. Поэтому к первой точке Сайнс опережал Нассера Аль-Аттию уже всего лишь на 17 секунд из 60-ти.
Стефан Петрансель в этом году неутомим и исключительно мотивирован, поэтому не было ничего удивительного в том, что уже на следующей точке он опережал все экипажи, включая Сайнса. При этом на его счету в этом году еще не было ни одной победы. Что касается Нассера Аль-Аттии, то ему не повезло: на его Toyota спустило колесо, и к середине дистанции он отставал от Петранселя уже на пять минут.
Вообще Петрансель взял очень высокий темп: его ближайший соперник Язид Аль-Раджи едет с отставанием почти в четыре минуты, Аль-Аттия и Сайнс еще в двух минутах. Но на «Дакаре» многое решается на последних километрах — так произошло и в этот раз. На последних 100 км вперед вырвался Язид Аль-Раджи и смог наконец-то выиграть этап. Справедливости ради надо отметить, что это не саудит так прибавил в скорости, а Петрансель где-то потерял, ведь и его преимущество над Нассером Аль-Аттия сократилось с шести минут до двух.
Нассер Аль-Аттия (пилот, № 301, Toyota Gazoo Racing), четвертый результат на седьмом этапе:
«Выйти на марафонский этап после дня отдыха было нелегко. В начале СУ у нас спустило колесо, и с этого момента мы решили проявить осторожность, чтобы не сломать что-то еще в тот день, когда у нас не будет технической поддержки. Мы все еще очень близки к Стефану, и впереди нас ждет долгий путь. К тому же обогнать легкий и быстрый багги на 4х4 не так уж и просто».
Однако победа уже никак не сможет помочь экипажу Аль-Раджи существенно улучшить положение в таблице результатов: его потери за предыдущие дни составили более пяти часов. Зато даже небольшое преимущество Петранселя над Нассером Аль-Аттией на седьмом этапе внесло свою лепту в общее противостояние, которое достигло между двумя чемпионами почти восьми минут.
Себастьян Леб и Даниэль Элена после неудач, преследовавших их на предыдущих этапах, написали накануне в соцсетях, что они вернутся в гонку и выиграют «Дакар». Но, похоже, в этот раз им придется подождать. За 30 км до финиша они вновь были вынуждены остановиться в пустыне — на этот раз со сломанной ступицей — и потеряли в итоге 1 час 50 минут. Видимо, управление автомобилем в краткосрочном ралли и на марафонской гонке должно все же существенно отличаться в пользу аккуратности.
Что касается российских экипажей, то Владимир Васильев и Дмитрий Цыро завершили седьмой этап на девятой позиции и сумели отыграть еще одно место в генеральной классификации. Теперь они шестые. Следующий шаг вверх может оказаться весьма сложным: отставание от Нани Ромы, занимающего пятое место, почти 27 минут.
Владимир Васильев (пилот, № 317, X-Raid Team), девятый результат на седьмом этапе:
«Вчера мы настроили подвеску, устранили проблему и это сыграло роль — сегодня все прошло хорошо, пробили только одно колесо. Мы закончили сервис — машину мы сегодня сберегли, поломок нет, подтянули шаровую, ну и в целом все! С утра стартовали в дождик, было холодно. Трасса началась с песков и перешла в каменные дороги, потом снова песчано-каменные и снова песок с камнем, завершилось дюнками. Интересный день. На завтра у нас машина готова, поэтому цель — быстро мчать на финиш».
Ясир Сейдан и Алексей Кузьмич завершили этот этап шестыми. Но, как и в случае с Язидом Аль-Раджи, им это уже вряд ли чем-то поможет. Два предыдущих этапа нанесли существенный урон их положению в генеральной классификации: их отставание от лидера составляет 6,5 часа.
Алексей Кузьмич (штурман, № 316, SRT Racing), шестой результат на седьмом этапе:
«Сегодняшним участком очень довольны. Из нас троих — пилот, штурман и автомобиль — никто не допустил ошибок. Стартовали сегодня из “гарнира”, но первые 100 километров нам реально везло в том, что трасса была “наша”: пустыня с песком и верблюжьей колючкой, поэтому было легко ориентироваться и по следам, и по грузовикам, которые перед нами шли сразу по нескольку штук. Поэтому резали сразу по 500–700 метров, особенно если дорога была видна с холма — шли сразу напрямую к первому из каравана. Дальше пошли камни, мы опасались, что пробьем колесо, но только слегка порезали, оно нам еще послужит. И в итоге показали шестой результат на СУ! Сейчас проверим и подготовим машину, отдохнем и валим дальше!».
Удачно сложился день и еще для одного российского экипажа: Денис Кротов и Олег Уперенко были на финише 16-ми, проиграв лишь 38 минут. Виктор Хорошавцев и Антон Николаев закончили день на 33-й строчке.
Антон Николаев (штурман, № 331 X-Raid Mini), 33-й результат на седьмом этапе:
«День прошел сегодня хорошо, без ошибок, один раз сбили колесо о кочку, но поменяли и поехали. Сегодня был долгий день, все устали. Видели сбитого мотоциклиста, лежал в пыли. Видимо, его задел багги, но рядом уже стоял вертолет, оказывали помощь. Вообще, главная проблема марафонского этапа — количество доступных колес. Во всем остальном я особых проблем не вижу. Машина крепкая, если к ней быть внимательным, то и она так же к тебе относиться будет. Мы ей помыли стекла, дунули-плюнули, поменяли одно колесо, погладили на ночь, и спать. А завтра снова в бой».
Генеральная классификация после седьмого этапа:
1. № 302, Стефан Петрансель/Эдуард Буланже — 26:36,50
2. № 301, Нассер Аль-Аттия/Матье Бомель — 26:44,43
3. № 300, Карлос Сайнс/Лукас Круз — 27:17,56
4. № 307, Якуб Пшигоньски/Тимо Готтшальк — 27:59,38
5. № 311, Нани Рома/Александр Винок — 28:35,50
6. № 317, Владимир Васильев/Дмитрий Цыро — 29:02,48
27. № 331, Виктор Хорошавцев/Антон Николаев — 33:00,50
28. № 316, Ясир Сейдан/Алексей Кузьмич — 33:01,29
35. № 323, Денис Кротов/Олег Уперенко — 35:24,07
В общем зачете мотовездеходов на прошлом этапе одержал победу 18-летний Сет Кинтеро, а вот предыдущий лидер Франсиско Лопес потерял много времени на технических проблемах. Однако день отдыха пошел на пользу чилийцу, и на старт седьмого СУ он вернулся со свежими силами и решимостью побеждать.
В самом начале СУ гонку возглавил Крис Мик, имеющий большой опыт участия в WRC. В прошедший четверг у него тоже была поломка на его SSV, и это фактически выбило его из борьбы за подиум. Однако победа на СУ вполне могла бы ему немного компенсировать его невезение.
Но к середине дистанции ситуация немного изменилась. Рейналдо Варела и Чалеко Лопес опередили Мика, но между ними всего 11 секунд. К тому же Арон Домзала тоже приближается к голове каравана.
Отличные результаты в течение дня показывал и местный гонщик Салех Аль-Саиф, который поднялся с 12-го места на второе. Кристина Гутьеррес также не теряет времени зря и поднимается до пятой позиции.
В итоге после финиша всех участников лучшее время СУ принадлежит Салеху Аль-Саифу, но это неокончательный результат. Судьи возвращают 45 минут Франсиско Лопесу, который потратил их, помогая попавшему в аварию мотоциклисту. И в итоге именно он становится победителем дня. Аль-Саиф второй, Варела третий.
Отставание Сергея Карякина от лидера составило сегодня на этапе более 25 минут. Его экипаж финишировал 14-м из-за задержки, связанной с тремя пробитыми колесами, и вновь откатился на пятое место в генеральной классификации зачета Т4 и на шестое место среди всех мотовездеходов.
Сергей Карякин:
«Итог этапа — минус три колеса. Попали в колею с камнями и в ней̆ все пробили. Все экипажи ехали в этом месте, но меньше всех повезло именно нам. Проиграли достаточно много времени. Конечно, мы хотели другого результата, но сегодня судьба распорядилась так. Сейчас мы с Антоном занимаемся техникой̆, а после будем отдыхать и набираться сил на завтрашний̆ день. Техничка и пресс-кар подъезжают уже к Неому, где будет финиш восьмого этапа».
Генеральная классификация зачета Т4 после седьмого этапа:
1. № 406, Арон Домзала/Мацих Мартон — 27:04,29
2. № 408, Остин Джонс/Густаво Гугельмин — 27:05,09
3. № 401, Франсиско Лопес/Хуан Пабло Латрак — 27:40,20
4. № 400, Сергей Карякин/Антон Власюк — 27:41,06
5. № 242, Михал Гожал/Симон Господарчик — 27:41.19
6. № 404, Рейналдо Варела/Майкел Жусто — 28:29,40
15. № 405, Жерар Фаррес/Арман Морлеон — 30:47,06
На старт марафонского этапа все участники выходили с дополнительным грузом из расчета того, что может понадобиться для экстренного ремонта автомобиля собственными силами.
Для российских КАМАЗов этап начинался весьма удачно: в пятницу они финишировали тремя грузовиками подряд, что позволило им отправиться в гонку по очереди, через каждые две минуты. Немного позади них ушел на дистанцию и Андрей Каргинов, так что он всегда мог подстраховать своих товарищей.
Перед Каргиновым стартовали Алексей Вишневский и Алеш Лопрайс, чуть ниже — Мартин Мацик и Мартин ван ден Бринк.
Дистанция воскресного спецучастка оказалась совсем непростой: тут был и влажный, тяжелый песок, и высохшие русла рек, и каменистая пересеченная местность, а ближе к концу дистанции спортсменов ждали очередные дюны, где можно было неудачно застрять.
Лишившись основного соперника в лице Сергея Вязовича, Синяя Армада образовала некий кокон, прорваться в который оказалось невозможно, все три российских грузовика менялись позициями только между собой, при этом непрерывно увеличивая отрыв от остальных. Единственный, кто смог составить им хоть какую-то конкуренцию, был Алексей Вишневский, который постоянно атаковал Мардеева и уступал ему буквально секунды. Но ближе к концу СУ МАЗ Вишневского потерял порядка шести минут и отстал от тройки лучших.
Свою пятую победу на «Дакаре» одержал Дмитрий Сотников. На 3 минуты 23 секунды отстал Айрат Мардеев, еще 5 минут проиграл Антон Шибалов. Алексей Вишневский стал на финише четвертым, уступив 10 минут 29 секунд. Андрей Каргинов — пятый (+11 минут 44 секунды), Алеш Лопрайс — шестой.
Дмитрий Сотников, пилот экипажа № 507: «Спецучасток начался с мокрых песчаных дюн, было похоже на бездорожье. В одном месте не смогли взять крутой скользкий подъем: пришлось объезжать и потерять немного времени. Первую половину участка было непросто ехать с полными баками и нагруженными запчастями. Потом нащупали свой темп, благополучно выехали из дюн. Начали догонять Айрата, и он пропустил нас. В зоне нейтрализации встретились с ребятами, поехали дальше вместе, но чуть позже наш караван немного растянулся из-за пыли. Не рисковали, чтобы не пробить колеса. Думаю, что командная тактика сегодня оправдалась».
Андрей Каргинов, пилот экипажа № 500: «День был интересным, начался с песчаных дорожек, очень нагруженных, вязких и пухлых. Проехав 50 км, увидели, что расход топлива составляет 200 литров на 100 км, понимали, что машине и мотору будет тяжело. На зоне нейтрализации встретились с нашими ребятами. Дальше пошли извилистые дорожки, где-то зацепили колесо, ехали на подкачке и за 30 км до финиша остановились и поменяли. Машину до бивуака довезли исправной».
Генеральная классификация после седьмого этапа:
1. № 507, Дмитрий Сотников/Руслан Ахмадеев/Ильгиз Ахметзянов — 29:12,10
2. № 501, Антон Шибалов/Дмитрий Никитин/Иван Татаринов — 29:58,06
3. № 509, Айрат Мардеев/Дмитрий Свистунов/Ахмет Галяутдинов — 30:17,16
4. № 504, Алеш Лопрайс/Петр Покора/Халид Алкенди — 30:33,57
5. № 503, Мартин Мацик/Франтисек Томасек/Давид Сванда — 30:54,11
6. № 505, Алексей Вишневский/Максим Новиков/Андрей Неверович (МАЗ) — 30:58,40
7. № 506, Мартин Ван Ден Бринк/Вутер Де Грааф/Даниэль Козловски — 31:42,45
8. № 500, Андрей Каргинов/Андрей Мокеев/Игорь Леонов — 31:48,14
9. № 517, Игнасио Касале/Альваро Леон/Дэвид Хоффман — 31:49,06
10. № 514, Мартин Солтыс/Давид Шованек/Том Икола — 32:10,49
Видеобонус. Сергей Вязович, пилот экипажа № 500 команды «МАЗ-СПОРТавто», рассказал и наглядно показал, что произошло с АКП на их грузовике — почему они были вынуждены сойти с гонки.
Видеодневник команды «КАМАЗ-мастер»:
Все результаты можно посмотреть здесь.
Протяженность восьмого этапа «Сакака — Неом» составит 709 километров, из этого на спецучасток придется 375 километров. Вторая часть марафонского этапа также будет непростой: пески и камни вместе со сложной навигацией станут испытанием для экипажей и кому-то дадут возможность наверстать упущенное время, а кому-то — наоборот…
При подготовке обзора использованы материалы канала @crosscountryrally