Новая модель
при перепечатке ссылка на источники текста и перевода обязательна! | Пройдет еще совсем немного времени, и на рынке появится новый мини-автомобиль марки Toyota, который можно будет смело назвать малолитражкой новой эпохи. Ну, а само это событие, соответственно, назвать эпохальным. Речь, конечно же, идет о машине Toyota iQ, полная длина которой не превышает и 3-х метров, что не мешает ей разместить в салоне троих взрослых человек и вдобавок одного ребенка. Наш журналист-эксперт, не дожидаясь, пока станет доступной серийная модель, решил опробовать машину-прототип, чтобы заранее составить примерное представление о скоростных качествах и об управляемости этого автомобиля. Как и за счет чего удалось вместить в эту «коротышку» троих да еще и ребенка? | ||||||||
Нет, скажу определенно: Женевский автосалон, который проходил в марте этого года, вылился в незабываемое зрелище! А все благодаря тому, что было показано новое «детище» компании Toyota — модель iQ, которая, правда, была представлена тестовым образцом, но все равно все прошло на ура. «Почему это все хотели посмотреть?» — спросите вы. А вы посмотрите, сколько по случаю там собралось всякой пишущей и снимающей братии от разных автомобильных (и не только!) изданий, и вам все станет ясно. По сравнению с этим «Женевским муравейником» последний Токийский автосалон, на котором, между прочим, тоже было представлено много нового и интересного, в том числе и модель Nissan GT-R, может показаться малопосещаемым и малозначимым мероприятием, не более того. А все почему? Скажу так: потому, что, к примеру, гибридный Toyota Prius в среднем на один километр пробега выбрасывает в атмосферу 99 грамм CO2, а у нового iQ, который работает только на бензине, этот показатель обещает быть еще лучше, вот так-то! И сразу — небывалый ажиотаж, который я склонен объяснять не столь интересом к любой новинке от Toyota, сколь повышенным вниманием к экологически чистым машинам, можно даже сказать, модой на них. И это не может не радовать. Появление серийного iQ в свободной продаже намечено на нынешнюю осень. Тем интересней мне показалось предложение заранее опробовать его тестовый образец, чтобы, как говориться, уже заранее знать, к чему готовиться и предупредить об этом потенциальных покупателей. Следует заметить, что испытание прототипа в преддверии запуска машины в серийное производство всегда тешит мое самолюбие (мол, никто пока не знает, а я уже знаю!), чего уж скрывать. Но ни разу, уверяю вас, я не испытывал такого жгучего желания поскорее сесть за руль и узнать, что к чему, как это было в случае с новым iQ! С другой стороны, а чему тут удивляться, если изначально было понятно — этот автомобиль скроен по не совсем обычному «лекалу». Что дало мне повод так думать? Ну, посудите сами: длина машины, прямо скажем, не ахти какая (2 985 мм, если быть точным), а между тем разработчики объявили на весь мир, что салон iQ почти четырехместный (три взрослых плюс один ребенок). Ясно, что это удалось сделать только с помощью какой-то хитрой компоновки, которая, конечно же, должна повлиять и на все остальное — на скоростные качества, управляемость, ну и так далее. Какие же это хитрости? Во-первых, силовой агрегат развернут на 180 градусов, то есть поставлен как бы задом наперед, из-за чего передние колеса, которые при обычном раскладе стояли бы позади двигателя, тут, наоборот, ушли вперед и, фигурально выражаясь, потянули за собой педальную группу. Далее, миниатюризация частей, входящих в систему климат-контроля, позволила сгруппировать их по центру, увеличив свободное пространство перед передним пассажиром. Бензобак оказался запрятанным под пол салона, что позволило сдвинуть задние колеса вперед и поставить их прямо под задним сидением. И, наконец, картер рулевого механизма решено было приподнять, чтобы избежать обычного конфликта между ним и двигателем. Словом, по части рационального использования пространства компоновку iQ иначе, как прорывом, и не назовешь. Что касается багажника, то там, конечно, мало что поместится, особенно когда машина следует с полной пассажирской загрузкой. Ну, разве что можно положить туда атташе-кейс, не более того. В то же время хочу заметить, что при своем 170-сантиметровом росте я смог усесться на заднее сидение позади кресла переднего пассажира и чувствовал там себя вполне на уровне, вот так! Заднее стекло, правда, находилось прямо за затылком, из-за чего мне было как-то не по себе. Успокаивало лишь то, что в случае чего должна сработать задняя пневматическая подушка безопасности шторного типа, которая, кстати сказать, до этого нигде в мире над задним стеклом не ставилась. Теперь обратим взгляд на кресло водителя и на то, что вокруг него. В силу уже указанных причин педали, несмотря на то, что машина праворульная, стоят прямо, без дополнительного наклона. Высоко расположенная и уходящая далеко под стекло передняя панель сверху покрыта серебристой краской и по цвету напоминает спину обыкновенного гитарного ската (самого большого ската на Земле, между прочим). Такого же цвета оказались и дверные панели, и на этом фоне фиолетовые сидения, по идее, резко выделятся. Однако сказать, что интерьер производит впечатление, нельзя, видимо, потому, что и в первом, и во втором случае использованы цвета приглушенных оттенков. Возможно, что кому-то подойдет и такой вариант, но лично мне хочется, чтобы в серийном ряду присутствовали и такие разновидности iQ, в которых интерьер в большей мере ответствовал бы оригинальному внешнему виду машины. Представитель класса микро-премиум? | |||||||||
Главная цель автомобиля iQ — это, конечно, завоевание Европы. Посмотрим, чем именно будет располагать этот модельный ряд в предстоящем завоевательном походе. Уже известно, что на его вооружении будет стоять два двигателя. Ну, прежде всего, это мотор из разряда «99g car» (то есть, который выбрасывает в атмосферу не более 99 граммов CO2 на каждый километр пробега), с тремя рядно расположенными цилиндрами рабочим объемом в один литр. Этот двигатель будет агрегироваться 5-ступенчатой механической коробкой или бесступенчатым вариатором. Такой двигатель, однако, не единственный вариант силового обеспечения, в запасе имеется еще и дизель рабочим объемом в 1,4 литра с турбиной вкупе с 6-ступенчатой механической коробкой. Попутно следует отметить, что в Японии машина будет продаваться только с 1,0-литровым мотором и только с бесступенчатой трансмиссией CVT. И тут, конечно, интересно, какой у него будет расход топлива. Ну, вообще-то в смешанном цикле iQ показал чуть лучший результат, чем такой же однолитровый Toyota Vitz. Вместе с тем нужно иметь в виду, что методы определения расхода топлива, практикуемые в Японии и в Европе, разнятся, и поэтому, рассчитывая произвести фурор среди европейцев, разработчики ориентировались именно на европейскую методику. Словом, так или иначе, но по японскому «домашнему» показателю (пробег в расчете на литр бензина в смешанном цикле) новый iQ вряд ли сможет превзойти гибрид Prius. Для пуска двигателя я нажал стартерную кнопку, после запуска перевел рычаг управления трансмиссией в положение D, нажал на акселератор, ну и поехал. Пока шел набор скорости, впечатление было такое, точно я сижу за рулем Vitz. Поскольку кузов чрезвычайно легкий, ускорение протекало в очень энергичном темпе. Более того, в момент, когда автомобиль преодолевал инерцию покоя, он показал такую прыть, что я даже грешным делом подумал: «О, нет, такой резкий старт ни к чему, лучше, чтобы машина вела себе чуть сдержанней». Представляете? Вместе с тем я сразу же обратил внимание на слишком назойливый, как мне поначалу показалось, звук работающего двигателя. Он и вправду был таким сильным, что я даже стал сомневаться, уместно ли тут вообще сравнение с салоном премиум-класса. А вы, должно быть, знаете, что концепция iQ — это, по сути дела, программа создания автомобиля класса микро-премиум. Ну, так вот, именно поэтому я придирчиво стал прислушиваться, тянет ли этот автомобиль на люксовое звание или нет. Поначалу, повторяю, я решил, что нет, но после того, как машина набрала скорость, раздражавший меня звук просто взял и куда-то исчез, а вместе с ним испарился и весь мой скептицизм. «В самом деле, — вдруг подумал я, — кто сказал, что традиция ставить 4-цилиндровый мотор выше 3-цилиндрового должна жить вечно? Да, действительно, по формальным признакам класс машины с 4-цилиндровым мотором всегда выше, чем класс 3-цилиндрового автомобиля. Но с другой стороны, если машина имеет сверхмалую длину, уместней оснастить ее максимально компактным мотором, не так ли? Вот и все, и если он тянет, если его к.п.д. достаточно высок, неважно, что в какой-то момент он шумит чуть сильней, чем, якобы, положено шуметь в салоне премиум-класса». Словом, шум — это не такой уж и важный показатель. А вот управляемость сверхкороткого автомобиля — вот это, действительно, проблема из проблем, и то, в какой мере она решена, влияет на оценку значительно сильней, чем, якобы, не то урчание мотора. У нового iQ колесная база, сами знаете, какая — всего лишь 2 000 мм. Но, видимо, при работе над машиной конструкторы поставили твердую цель — сделать ее максимально устойчивой в управлении. Главный инженер проекта, по слухам, так и сказал: «Делать так, чтобы водитель чувствовал себя, как за рулем длинномера, а не то смотрите!» И ведь сделали: машина спокойно входит в любой поворот, и у нее ярко выраженная тенденция к недостаточной поворачиваемости, что, согласитесь, у «коротышек» бывает нечасто. Правда, таких сильных эмоций, как за рулем «итальянца» Fiat 500 я все равно не пережил, ну да ладно. Вне всякого сомнения, у нового iQ нагрузка между осями распределена более удачно, чем у других переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя. По части жесткости кузова к машине также нет особых претензий, а что до подвески колес, то она явно настроена на максимальную борьбу с креном, отчего на поворотах положение кузова сравнительно устойчивое. И знаете, что еще хорошо? Я давно уже понял, что чем меньше автомобиль, и чем он легче, тем острее чувствуешь за рулем единство с машиной. Ну вот, а что касается эмоций, то, думаю, если бы опробованный мной автомобиль был обут не в специальные эко-шины, а во что-нибудь другое, тогда бы его прямолинейность стала более очевидной, а вождение наверняка бы доставило мне больше волнующих мгновений. Перспективы-то хорошие, а что будет — покажет время | |||||||||
Впрочем, какой смысл детально описывать автомобиль, пока он существует только в виде тестового образца? Ведь не факт, что все это найдет свое воплощение в серийной машине, не так ли? А вот то, что подобная модель разработана именно компанией Toyota, это, как мне представляется, событие знаковое, на что я и хочу обратить ваше внимание. Ведь как ни крути, а новая Toyota в длину не дотягивает и до трех метров, то есть, короче любой микролитражки, так? А двигатель на ней, между тем, не какой-нибудь 660-кубовый, а литрового класса. Выходит, что Toyota сознательно идет на нарушение прежней субординации и позволяет себе, так сказать, ломать классовые перегородки? Вот так да! «Малый вес — один сплошной минус» — такие, кажется, настроения господствовали среди топ-менеджеров компании до недавнего времени? И вдруг оказывается, что это вовсе не обязательно, что малый вес, оказывается, благо. Такая переориентация, похоже, идет вразрез с теми ценностями, которые еще недавно являлись для компании незыблемыми. В самом деле, и гибрид, и электромобиль в плане экологии — большой шаг вперед, но вместе с тем это уже не настоящие, не классические автомобили. А вот iQ — это совсем другое дело. Ведь в качестве движущей силы в нем по-прежнему используется традиционный бензиновый мотор, но сам автомобиль легче и меньше, и именно за счет этого он и может стать неким компромиссным вариантом эко-машины, поскольку тут и выхлоп чистый, и водителю интересно. Опробованный мной автомобиль являлся всего лишь прототипом, и ему, как и положено, была присуща некоторая незавершенность или, лучше сказать, неопределенность. Но в то же время чувствовалось, что за этой пока что недоделанностью кроются неограниченные возможности. Важно лишь представить это «произведение» публике в выгодном свете, и тогда все пойдет на лад. В Европе, думаю, спрос на этот iQ не заставит себя ждать, поскольку современным европейцам присуще и серьезное отношение к защите окружающий среды, и в то же время все они — настоящие прагматики. Что же касается Японии, то загадывать не берусь, выскажу лишь предположение, что автомобилю с такой нетрадиционной компоновкой и прочей неординарностью тут наверняка потребуется точно такая же нетривиальная реклама. Техническая характеристика автомобиля Toyota iQ (прототип) | |||||||||
| Полная длина: 2 985 мм. |
Источник: WEBCG.NET
Перевод: Drom.ru
При перепечатке ссылка на источники текста и перевода обязательна!