Две самые крутые российские серии — чемпионат по дрифту RDS GP и чемпионат России по дрэг-рэйсингу RDRC в эти выходные поставили один из самых ожидаемых, пожалуй, экспериментов, объединившись в мероприятии на трассе автодрома «Нижегородское кольцо». Общее позитивное впечатление подпортила погода: первые два дня трехдневного соревнования заезды постоянно прерывались дождем. Специфика дрэг-рэйсинга не позволяет проводить старты на мокром асфальте, поэтому организаторам приходилось выжидать, пока трасса высохнет. А сопряженность с параллельным соревнованием по дрифту не позволяла использовать все необходимое для этого время, т. к. конфигурации, задействованные и в RDRC, и в RDS, пересекались.
Да и вообще, первый этап RDRC и третий этап RDS в этот раз оказались полны сюрпризов.
Что касается дрэг-рэйсинга, то здесь самые главные сюрпризы начались с состава участников, где под бортовым номером 10 значился… Роман Нагервадзе! Хорошо узнаваемый желтый Скайлайн GT-R 33 чемпиона красноярской Дрэг Битвы обосновался в боксах «Нижегородского кольца», готовясь к заездам. Роман Нагервадзе, заявлявший о своих намерениях вернуться в российский чемпионат и на протяжении последних лет занимавшийся доработкой своего автомобиля, все же совершил этот шаг! К сожалению, времена, показанные в квалификации, не позволили Роману принять участие в финальных заездах первого этапа, но лиха беда начало! Мы очень ждем Романа на следующих этапах и желаем ему удачи!
Однако сюрпризы на этом не закончились. Для старинных поклонников этой дисциплины будет приятно услышать и еще два исторических имени — Дмитрий Павлов и Евгений Трухин. Дмитрий Павлов приехал на соревнования в составе команды Максима Кривобокова, однако организаторы чемпионата рассказали по большому секрету, что, посмотрев на происходящее в современном дрэг-рейсинге, у Дмитрия зародилась мысль «воскресить» свою старлетку, и возможно, что к концу сезона мы увидим эту легендарную машину в боевых заездах.
Что касается Евгения Трухина, то он оказался в Нижнем Новгороде в связи с другими обстоятельствами: его 10-летний сын Ярослав принимал участие в демозаездах на дрэг-стрипе и стал первым в истории России мальчишкой, который проехал на джуниор-дрэгстере с отсечкой времени и стартом по телеметрии.
Вот что написал Евгений в своих соцсетях: «Ярославу очень понравился парад пилотов, грид-герлз, автограф-сессия, люди на трибунах, которые приветствуют пилотов. … Три дня ждали заезда на джуниор-дрэгстере, волновались, переживали, в итоге проехали один раз по клею между финальными заездами. Все ровно, стабильно, без происшествий».
Ну а Ярослав сказал: «Давай тюнинговать тачку и на следующий этап ехать!».
Сам Евгений, давно не приезжавший на подобные события, был поражен уровнем чемпионата и техническим развитием дрэгстеров и, похоже, тоже задумался о возвращении. Непонятно, конечно, то ли он «разморозит» свою «фашку» Fairlady, то ли найдет альтернативный вариант — уж слишком задумчиво он гулял вокруг временно свободного для аренды одного промода…
В Нижнем Новгороде и впрямь было на что посмотреть. Несколько уже ставших традиционными промодов (которые было бы правильно называть Top Door Slammer) — ярко-желтый в языках пламени Дмитрия Саморукова, сине-желтый, смутно напоминающий Nissan GT-R, промод PM/PX100 Outlaw Андрея Кравченко, ярко-синяя Toyota Soarer Максима Кривобокова, а также Top Dragster Александра Альбина и так называемый Алтеред (Altered) Fiat Topolino участника из Литвы Гедрюса Юревичуса.
Было и еще много интересных машин, многие из которых знакомы поклонникам дрэг-рэйсинга: например, выполненный частично на пространственной раме автомобиль ВАЗ-2110 Эльшана Асланова, два безумных «гэтэра» Сергея Савинова («Сова») и Андрея Тюрикова («Люцифер»), черная Honda Civic «Дарт Вейдер» с перекинутым налево рулем Яны Сотовой, всем хорошо известный DFP 2108 Владимира Третьяка, Nissan Skyline GT-R Kiwamaru Станислава Лунева, Subaru Impreza WRX STI Дмитрия Мандрикова и многие другие автомобили, которые можно посмотреть на сайте соревнований.
Кстати, что касается Яны Сотовой, то она сумела не просто выйти из десяти секунд (результат, к которому она давно стремилась), но и показать очень быстрые 9,5 секунды, а представители ее команды очень быстро подсчитали, что теперь Яна — самый быстрый дрэг-пилот всего Поволжья.
«Сначала я даже не поверила, что мне удалось выехать из десяти секунд, — сказала Яна. — Так давно мы этого ждали! Думали: приедем, протестируем машину, и совершенно не ожидали такого хорошего результата. Все успешно сложилось, я заняла второе место, хотя могла и первое, если бы техника не подвела».
Не у всех участников, конечно, гонка сложилась как надо; как традиционно водится, первый этап принес довольно большое количество технических проблем и поломок, но кто-то успел починиться к следующему заезду, а кто-то нет.
Так, например, Александр Альбин, устраняя проблему на своем двигателе, не успел собрать мотор к следующему раунду заездов и выбыл из соревнований, у Яны Сотовой закончилось сцепление ровно в финальном заезде, у Гедрюса Юревичуса «умер» мотор во время заездов, не выдержал нагрузки, взорвался и загорелся на финише двигатель у Станислава Лунева. У многих из-за хорошего зацепа рвались привода и не выдерживали коробки. По словам Тиграна Сеферяна, такие проблемы — нормальное дело для начала сезона, когда не у всех участников имеется возможность настроить машину на дрэг-стрипе.
Не обошлось без технических проблем и у дрифтеров, хотя шел уже третий этап — но ведь и у них техника работает на износ в самых максимальных режимах в течение всего уикенда. Одной из самых волнительных ситуаций стал парный заезд в Топ-8 между Гочей Чивчяном и Сергеем Кабаргиным. Дело в том, что после предыдущего заезда двух братьев Чивчян механикам Гочи пришлось срочно устранять проблемы, возникшие в моторе у Silvia S15. Но Гоче повезло, хотя и нехорошо так говорить: в выступавшей перед ним паре Федор Воробьев/Андрей Астапов Lexus IS 200 Астапова остановился на трассе и его пришлось эвакуировать, что дало необходимое время, а после этого по расписанию прошло два заезда дрифт-такси, так что в финал с Евгением Ружейниковым Георгий Чивчян все же успел.
Одержав победу над Ружейниковым, Гоча вышел в финал, где встретился с Аркадием Цареградцевым.
Проблемы с двигателем преследовали Гочу весь уикенд: после Топ-32 ему пришлось менять двигатель, который спешно везли из Красноярска самолетом.
Технические проблемы в финальных заездах случились также и у Аркадия Цареградцева, который после OMT все же одержал победу над Дайго Сайто. Сначала, когда его красноглазый Skyline R34 замедлил ход на возвращении в техпарк, первая мысль у Аркадия была, что машина заглохла, потому что закончился бензин, решили проверить. Но, увы, нет.
«Нам не повезло, — сказал Аркадий. — Все же это было сцепление. Я его стер еще в заезде с Федором Воробьевым, в заезде с Дайго я его добил и в заезде с Гочей прикончил окончательно. Так что когда я выехал на OMT с Гочей, я тронуться не мог и потом просто заглох. В этот раз все было против меня. Зато в заезде с Дайго я вновь одержал победу. Теперь у нас счет 2:0!».
Еще после первого этапа в Москве Аркадий говорил, что хочет воспользоваться возможностью в Нижнем Новгороде и проехать одновременно обе дисциплины в один уикенд — и дрифт, и дрэг, однако это, конечно, было чересчур сложно проделать на одном автомобиле.
«Я не стал мучить машину — она и так получила слишком большую нагрузку. Зато мне очень понравилось подобное совместное проведение двух соревнований: большие перерывы, ходишь на расслабоне, смотришь другие машины, другие заезды…».
Первые несколько метров последнего заезда, начиная с респект-зоны, Аркадий ехал совсем медленно, пока не остановился окончательно. Все это время Гоча ехал, в точности повторяя его движения, как и следовало Номеру два. И только потом перед трибунами показал вертолет и отправился доезжать свой заезд, изрядно подымив.
Гоча: «Я сегодня проскочил так, по халтурке, у меня было намного меньше сильных соперников, чем у Аркаши, поэтому для меня победитель — Аркаша. Но, конечно, я очень доволен результатом. Спасибо всем, особенно команде “Форвард-авто”, кто помог мне его добиться!».
Проблемы с мотором возникли и у Кристапса Блушса, который просто не смог выйти на старт заезда с Денисом Репкиным, и у Никиты Шикова, который после того как сгорела в Рязани его Toyota GT86, вышел на старты в Нижнем на другой машине.
«Когда мы поняли, что ехать по-сухому в связи с проблемами с мотором мы не сможем, я подошел к Аркаше и сказал: "Давай сделаем красиво и для зрителей! Но говорить никому не будем, потому что иначе нам запретят!” Он, естественно, согласился, потому что это и есть ДРИФТ!!!» — написал Никита в своих соцсетях.
Вообще красиво делали все без исключения участники соревнований. Было много и приятных сюрпризов. Например, самый молодой участник дрифт-заездов 19-летний Никита Фетисов на Silvia S15 сумел выиграть у опытнейшего Антона Сваринского и выйти в Топ-16 с Евгением Ружейниковым. Так, конечно, было без вариантов, но и этот результат очень хорош.
Еще более высокий результат показал Тарас Шатов, после победы над Ростиславом Брылевым прошедший в Топ-8 и попавший на Дайго Сайто.
Вот что рассказал Тарас:
«Что касается Топ-16, то тут судьба мне уготовила интересный сюрприз. Победив в заезде с Ростиславом Брылевым, я прошел в Топ-8, где моим соперником стал Дайго. Сопоставив возможности машин и опыт, исход дуэли можно было угадать, а это значит, что можно было полностью расслабиться и поехать на все 100% своих возможностей. За свой заезд в качестве лидера мне не стыдно, по-моему, он получился самым бодрым за все три дня, даже с допущенной ошибкой вылета колеса за пределы трассы. В качестве преследователя я старался сделать все возможное, чтобы не отстать, но этого явно было недостаточно! В остальном я остался доволен прошедшим этапом и дебютом в серии RDS GP».
Многие наши читатели болеют за Федора Воробьева и его ВАЗ-2105. В этот раз Федор встретился в Топ-8 с Аркадием Цареградцевым, допустил несколько ошибок и в итоге проиграл заезд. Многие дрифт-пилоты, в том числе и сам Аркадий, говорят о том, что с Федором ехать в паре очень неудобно — машина короткая и широкая. Вот что говорит об этом сам Федор:
«Моя машина достаточно резкая. Учитывая мой опыт управления ею, это опыт резких перекладок. Раньше она была вообще неконтролируемая, сейчас я ее доработал, но предыдущий опыт сформировал во мне как в пилоте сильные и резкие перекладки. И я могу совершенно точно сказать, что я их буду только совершенствовать, чтобы идущему позади меня пилоту было максимально сложно за мной ехать».
На самом деле на третьем этапе Федор показал очень красивый и зрелый дрифт: видно, что автомобиль стал намного послушнее и Федору легче с ним управляться. Так что ждем сдвоенных этапов в Сочи и желаем ему удачи!
Результаты третьего этапа RDS GP:
Личный зачет:
1-е место — Георгий Чивчян
2-е место — Аркадий Цареградцев
3-е место — Дайго Сайто
Командный зачёт:
1-е место — «Форвард авто»
2-е место — Fail Crew
3-е место — Toyo Tires x Gorilla Energy
Короткая версия видео парных заездов:
Завершали последний день соревнований финальные заезды по дрэг-рэйсингу — за первое, второе и третье места. Конечно, в классе US все надеялись увидеть соревнование двух промодов, но так получилось, что Андрей Кравченко и Дмитрий Саморуков встретились еще в полуфинале, и это был один из самых интересных заездов. Уже на старте Андрей Кравченко допускает фальстарт — стартует при еще не погасших желтых сигналах елки. Что касается Дмитрия Саморукова, то после финиша в онлайн-трансляции комментатор сказал, будто его промод проехал быстрее нижней допустимой планки по времени на 0,5 секунды. На самом же деле это не сработала телеметрия, те самые 0,5 секунды система отсекла на финише квотермайла. Так что Саморуков прошел в финалы, где встретился с Владиславом Кащеевым из Томска, допустил фальстарт и в итоге занял лишь второе место. Так что промоды тоже могут проигрывать.
Владислав Кащеев также стал и победителем класса FSB: «Мне кажется, мы просто катались, а такой хороший результат получился сам собой. На самом деле мы, конечно, старались и сделали командой все, что могли. Приятно быть победителем в двух классах. Такое случается редко, и сегодня именно тот день. Спасибо моей команде, спасибо всем, кто за меня переживал. Погодные условия во время уикенда немного подвели, но зато атмосфера на соревнованиях была хорошей».
В классе US самым необычным был, пожалуй, заезд за третье место, в котором встретились Андрей Кравченко на промоде PM/PX100 и Эдуард Манасян на ВАЗ-2105. В этот раз Кравченко уже не допустил ни одной ошибки и финишировал на тумбочке с кубком за третье место.
Что же касается Эдуарда Манасяна, то его старты каждый раз вызывали одобрительный гул на трибунах. Это и понятно — единственный полноприводный ВАЗ-2105 из Кабардино-Балкарии был не только красиво сделан, но и ехал очень быстро, а его пилот почти не допускал ошибок. Кстати, лучшее чистое время Эдуарда Манасяна в Нижнем Новгороде составило 8,935 секунды!
Вообще, что касается времен, то выход из восьми секунд стал для топовых автомобилей уже обычным делом. Низкие семь секунд показал Дмитрий Саморуков, активно догоняет его Андрей Кравченко, все мы ждем хороших результатов от Максима Кривобокова. Но лучшее время первого этапа SMP RDRC показал Александр Альбин на дрэгстере Top Dragster: 7,125 секунды.
Тигран Сеферян: «Несмотря на большое количество технических сходов, я считаю, что этап прошел удачно. Важно, что у нас хороший прирост участников, в том числе в классе FSA, где в конце прошлого года были не самые оптимистичные настроения. Мы вообще собирались чуть ли не менять регламент класса. Хочу отметить “Аланию Моторспорт” и Мустафу Муртазаева, которые помогли оплатить взносы трем новым участникам и увеличить наполнение класса».
Второй этап чемпионата России по дрэг-рэйсингу состоится 4-5 августа в Нальчике, где соревнованиями SMP RDRC будет открыт новый автодром.
Видео дрэг-рэйсинг Топ-16:
Результаты первого этапа чемпионата России по дрэг-рэйсингу SMP RDRC:
Класс FSL
Евгений Юмаев (Москва), Audi RS6 (C7) VAGPLUS, № 2006
Александр Лобачев (Москва), Porsche 911 Turbo S Gosha Turbo Tech, № 2150
Евгений Сидоров (Кабардино-Балкарская Республика, Прохладный), Toyota Chaser, № 2015
Класс FSA
Артем Демихов (Липецкая обл., Усмань), ВАЗ-21083, № 83
Яна Холодковская (Самарская обл., Тольятти), Honda Civic, № 13
Александр Рапоцевич (Новосибирская обл., Новосибирск), ВАЗ-2114, № 54
Класс FSB
Владислав Кащеев (Томская обл., Томск), Nissan Skyline, № 3
Дмитрий Мандриков (Новосибирская обл., д. Бердь), Subaru Impreza, № 5
Алексей Калашников (Алтайский край, Барнаул), Toyota Mark II, № 22
Класс US
Владислав Кащеев (Томская обл., Томск), Nissan Skyline, № 3
Дмитрий Саморуков (Московская обл., Жуковский), Dodge Viper DT, № 333
Андрей Кравченко (Москва), PM/PX100, № 100
Времена и более подробную информацию о заездах можно получить на сайте.
Совмещенный этап дрифта и дрэга собрал за длинные выходные порядка 5000 зрителей. Для Нижнего Новгорода это хороший результат: по словам руководства автодрома, такого заполнения трибун у них еще никогда не было. Большая часть зрителей, безусловно, пришла смотреть дрифт, но и во время заездов по дрэг-рэйсингу расположенные в стартовой зоне трибуны тоже никогда не пустовали.
Довольны ли организаторы серий?
Дмитрий Добровольский:
«Мне сложно ответить однозначно, доволен ли я результатом. С точки зрения чистого спорта это очень тяжело и неудобно. Потому что заезды “разрываются”, перерывы очень большие, что выбивает спортсменов из ритма. Но вопрос в другом: мы все это делаем для зрителей. И поэтому ключевой вопрос — к ним. Поэтому мы будем очень внимательно следить за их реакцией, в том числе и в соцсетях, будем опрашивать фокус-группы, в том числе и старых наших поклонников. Организационно мы осознаем, что проделали бешеную работу со знаком плюс и поняли, что наши оргструктуры профессиональны и способны быстро решать неожиданные ситуации. Причем самые примитивные — например, с парковкой. С точки зрения спорта, даже несмотря на дичайшие погодные условия (дрэг не едет в дождь и после дождя долго не едет) мы к концу уикенда влезли в тайминг и все закончили практически вовремя.
Да, было тяжело, было большое напряжение, но все получилось хорошо, несмотря на разные коллективы и разные схемы работы, в том числе и переключения между сериями, — все прошло гладко».
Тигран Сеферян:
«Я очень доволен результатами совместного этапа, считаю, что это было правильное решение — с точки зрения зрителей и спортсменов. Но надо понимать, что задачей было не просто провести совместный этап, а испытать возможность объединять крупные соревнования и впредь.
Не буду скрывать, что для нас это был хороший профит в плане прибавки зрителей, с чем у нас в Нижнем Новгороде всегда проблемы. Что касается экономики, то здесь не все однозначно. С одной стороны — мы делим трассу и расходы на нее с другой серией, а с другой — продление соревнований даже на день упирается в кошельки наших участников. Но мы с ними этот вопрос обсуждали, а не ставили их перед фактом, и все были готовы на это пойти. К тому же расходы не столь крупные. Единственный нюанс — проведение этапа совпало с началом чемпионата мира по футболу… Это было не очень удачно.
Мне понравилось, что концепция, принятая нами, работает. И мы получили, несмотря на сложную погоду, яркое мероприятие, на котором было много зрителей.
И второй момент, за который мы переживали с Дмитрием Добровольским, — как две команды смогут работать вместе. Важно было ужиться, соблюдать тайминг и лавировать в условиях дождливой погоды. Но все сложности мы научились решать по мере их возникновения. Так что все удачно, да».