Начнем с избитой фразы — чемпионат Европы по ралли подошел к экватору. Действительно, уже прошло четыре этапа из восьми, и волею случая в серии образовалась интрига, которую никто не мог предсказать в начале сезона. Продолжим следить за успехами наших команд: первые два этапа выиграл российский экипаж — ралли на Азорских и Канарских островах принесли золото Russian Performance Motorsport. А обе июньские гонки в центральной Греции и Республике Кипр прошли практически по схожему сценарию для Алексея Лукьянюка и Алексея Арнаутова.
Если на ралли «Акрополис» петербуржцы в первый день сломали рычаг и привод о камень на горной дороге, то на кипрской гонке никто не ожидал «попадания снаряда в одну и ту же воронку». Вновь удар о камень, но тут уже раскололся колесный диск и «пропали» тормоза, что на высокой скорости привело к вылету за пределы дорожного полотна и удару в гардрейл. В отличие от предыдущего этапа, где уровень поломок был достаточно «легким», починить автомобиль за день получалось уже совершенно небюджетно, и команда приняла решение не продолжать гонку на следующий день, а отправить автомобиль на базу в Чехию для последующего ремонта.
Итогом ралли Кипра стала победа местного пилота Симоса Галатариотиса, а серебро получил основной конкурент россиян — Бруно Магальяэш. Теперь Бруно в итоговой классификации после всех пройденных этапов опережает Лукаса на 15 очков, что только повышает зрительский интерес к серии.
Гонка на Кипре часто привлекает большое количество участников, когда-то на этих трассах проходили этапы чемпионата мира, и организаторы еще не забыли, как делать гонки «высшей лиги». В этом году количество скоростных спецучастков должно было равняться 13-ти (два из них организаторам пришлось отменить), на их долю пришлось 205 километров из 758. Часть спецучастков прошли по грунтовому покрытию, а другие — по гравийным дорогам с асфальтовыми кусками, но надо помнить о ралли Кипра, что главной проблемой является наличие пыльного шлейфа за каждой гоночной машиной. Здесь за прогнозом погоды следят особенно внимательно, и при выборе стартовой позиции в безветрие преимущество чаще у того, кто едет первым.
На Кипре организаторы, конечно, стараются все делать по букве закона и чаще всего у них это получается. К примеру, лишь на этапе ралли технический делегат Международной Автомобильной Федерации обнаружил установленную он-борд экшн-камеру в салоне гоночного автомобиля и выписал штраф в размере 7500 евро российской команде. По мнению ФИА, подобная онбор-камера с GPS может давать преимущество экипажу при дальнейшем просмотре видео. Протестовать тут сложно, хотя в чемпионате мира точно такие же камеры установлены на автомобилях класса R5 в командах Skoda Fabia и Hyundai.
Традиционно высокий статус ралли Кипра в европейской серии совмещается с этапом Средне-Восточного раллийного чемпионата, где любит участвовать знаменитый катарский пилот Нассер Салех Аль-Аттия. Нассер уже бессчетное количество раз становился победителем этой серии (14, если быть точными), и потому пропускать островную гонку не планировал, считая ее одной из своих любимых.
Все, кто видел список участников до старта ралли, несомненно поставил бы все на два сильнейших экипажа — либо на «Лукаса», либо на двукратного чемпиона мира по ралли Нассера Аль-Аттию.
Лукьянюк/Арнаутов на первой секции гонки:
«Лукас» с первого спецучастка показал великолепный темп и скорость, привез секунды именитому Нассеру и «кусочек космоса» португальцу. После схода «Лукаса» противостоять Нассеру смог лишь только подающий надежды финский пилот Юусо Нордгрен из заводской команды Skoda и киприот Симос Галатариотис. Однако молодому финну не повезло на этой гонке дважды — сначала на девятом спецучастке он вылетел с дороги, совершив оборот через крышу, но машина, оставшись на ходу, позволила финишировать на спецучастке и продолжить гонку. Но на следующем СУ сразу после старта финн ошибается, и здесь уже вылет с трассы был гораздо жестче — Шкода выбыла из борьбы.
Видео вылета Нордгрена:
К заключительному спецучастку лидером оставался Нассер Аль-Аттия, но недолго. Катарцу не повезло сильнее всех — на последних километрах ралли он получил прокол колеса, что автоматически «откатило» его с первого места на самое обидное — четвертое.
Так что теперь португалец вышел в лидеры серии и следующее ралли на асфальте в Италии будет по-любому жарким — за очки усердно станут рубиться сразу несколько экипажей, ведь у всех появились шансы на титул!
Немного фактов о ралли Кипра:
• Нассер Аль-Аттия — самый успешный гонщик в истории ралли Кипра, записавший на свой счет пять побед. Другие именитые победители островной гонки — Стиг Бломквист, Колин МакРей, Петтер Сольберг, Ари Ватанен и нынешний фаворит европейского чемпиона Алексей Лукьянюк, который выиграл гонку в 2016 году.
• Кипрское ралли было включено в состав Европейского первенства в разные годы, начиная с 1978 года. С 2014 года гонка постоянно присутствует в европейском календаре, базируясь в городе Никосия.
• Помимо European Rally Championship на ралли Кипра проходит в одни и те же даты этап MERC — Middle East Rally Championship, последний привлекает участников из Ливана, Кувейта, Омана и Катара.
• Кипр — третий по величине остров в Средиземном море после Сицилии и Сардинии. В республике насчитывается 380 сел и деревень, гора Олимп в Троодосе имеет высоту 1951 м.
• На ралли Кипра есть Golden Stage — специальный скоростной участок с отдельными призовыми. В 2018 году Golden Stage будет включать в себя два заключительных спецучастка, призовой фонд в размере 6000 евро распределят между самым быстрым экипажем в абсолютном зачете ралли, лучшим моноприводным экипажем и лучшим кипрским пилотом. В 2016 году победителем «Голден Стейдж» стал Алексей Лукьянюк, выигравший 25 тысяч евро.
• На ралли Кипра у «Лукаса» был 100-й старт на ралли в жизни.
Тема футбола не прошла мимо: