В квалификации поул-позицию взял пилот команды UNI-Virtuosi Гуанью Чжоу, вместе с ним с первого ряда стартовал Кристиан Лунгаард, который проиграл Чжоу всего 0,003 секунды. Для команды-чемпиона 2020 года Prema Racing, за которую выступает пилот программы SMP Racing Роберт Шварцман и дебютант серии Оскар Пиастри, квалификационные заезды не задались. Пиастри смог показать лишь седьмое время, что касается Роберта, то он допустил ошибку на прогревочном круге, что привело к переходу машины в аварийный режим, и остался 12-м. Правда, благодаря дисквалификации Юри Випса сумел подняться еще на одну строчку и в первой гонке с реверсивным гридом относительно квалификации Роберт также стартовал 11-м.
Первый спринт в субботу проходил при очень жаркой погоде: температура асфальта составляла почти +50 °C. По регламенту обе спринт-гонки проходят без обязательного пит-стопа, поэтому для старта все пилоты выбрали жесткие комплекты резины (С2). Вторым составом Pirelli привезли для Формулы 2 комплекты софт (С4), который предполагали использовать преимущественно в Основной гонке, но некоторые команды предпочли и для вечерней гонки.
В реверсивном гриде поул-позицию занял Тео Пуршер, переместившись туда с 11-го места. Чжоу стартовал десятым, но в заезде сумел отыграть несколько позиций и на финише стал седьмым, что означало для него старт во втором спринте со второго ряда.
На старте Пуршер провалился, уступив позиции Лиаму Лоусону и Дэвиду Бекману. Что касается Роберта, то он уже на старте сумел отыграть пять позиций, и шестую взял еще до конца первого круга. Ближе к финишу он попал под град атак со стороны Оскара Пиастри, но сумел удержать четвертое место, а Оскар финишировал следом за ним пятым.
Именно подобная ставка Роберта на первые круги и принесла свои плоды, так как уже к середине гонки из-за жары и абразивного асфальта почти все пилоты «убили» свои шины и число атак резко сократилось. Сохранить резину сумели лишь единицы, и среди них — Пиастри. В этом ему помогли и режимы виртуальной машины безопасности, появлявшиеся из-за столкновения Армстронга и Бошунга, а затем и технические проблемы у Тео Пуршера.
Победу в гонке одержал Лиам Лоусон, взявший отличный старт и проведший практически безошибочный заезд, вторым стал Джехан Дарувала, который стартовал с пятой позиции.
К вечеру субботы, когда стартовал второй спринт, температура асфальта упала до +31 °C, что предоставило возможность для двух вариантов шинной стратегии. Этим воспользовалась часть команд, в том числе и UNI Virtuosi, которые выпустили на старт Гуанью Чжоу на комплекте софт. Расчет делался на результативность на первых кругах, и он оправдался: Чжоу в итоге сумел закончить гонку на третьем месте. На протяжении нескольких кругов китайский пилот лидировал, но автомобиль безопасности, появившийся ближе к финишу гонки, испортил эту стратегию: большинство пилотов воспользовались им, чтобы заехать в боксы для смены резины, и никакой опыт не позволил Чжоу противостоять машинам на свежих комплектах. Рестарт гонки на 17-м круге позволил Оскару Пиастри выиграть эту гонку и принести Prema первую победу, вторым финишировал Кристиан Лунгаард несмотря на штраф в 10 секунд, который он получил за столкновение с Лиримом Зендели в начале гонки. Интересно, что свой штраф Лунгаард отбыл во время пит-стопа под автомобилем безопасности, но его сначала не засчитали. И только потом, когда команда сумела доказать, что пилот простоял лишние десять секунд на пит-стопе, время и второй результат в гонке вернули.
Еще одно столкновение на первых кругах произошло у Роберта Шварцмана и Дэна Тиктума, оба пилота в итоге сошли. Красивый прорыв в начале заезда продемонстрировал Лиам Лоусон, однако столкновение с Друговичем испортило ему гонку.
Юри Випс, который стартовал с поула на жестких шинах, понемногу терял позиции, но пит-стоп стал для него возможностью реабилитироваться. На свежем комплекте софт он выехал позади четырех других пилотов на старых комплектах и через два круга после рестарта был уже вторым. Но невезение на протяжении всего уикенда вновь внесло корректировки. Сначала Випс получил пять секунд штрафа за нарушение режима автомобиля безопасности, а затем, уже к финишу гонки, на его автомобиле начались технические проблемы и на финише он оказался лишь 16-м.
Воскресная гонка стала интересным итогом первого этапа. В воскресенье погода существенно изменилась: стало прохладнее (температура асфальта упала на 8 °C) и поднялся сильный ветер, который нанес на асфальт много песка.
Здесь было также интересно проследить за шинной стратегией команд и тем, кто из пилотов стартовал на составе софт, а кто на составе хард.
После первого круга возникло ощущение, что первый этап для Роберта, стартовавшего 11-м, окончательно потерян. Он участвовал в инциденте с Роем Ниссани и Алессио Деледа, откатился на 15-е место, а позже был признан виновным в столкновении и получил штраф проездом через питлейн. Но Роберта спасло то, что свой штраф он отбыл сразу, а затем благодаря частым появлениям автомобилей безопасности и удачному пит-стопу со сменой резины сумел быстро начать отыгрывать позицию за позицией. В итоге, будучи на 21 круге 14-м, Роберт сумел за оставшиеся 11 кругов отыграть шесть позиций и финишировать на седьмом месте, заодно показав по ходу гонки быстрый круг.
Его напарнику по команде Оскару Пиастри не повезло. Будучи несколько кругов лидером заезда, он сначала пропускает двух пилотов, а в конце гонки у него происходит столкновение с «бахрейнским кошмаром» команды Prema Дэном Тиктумом, и Пиастри выбывает из заезда.
Свою лепту в результаты гонки внес и режим машины безопасности, вышедшей на трассу после сработавшей у Джанлуки Петекофа системы пожаротушения. Штраф за нарушение режима получили сразу четыре пилота. Пятый штраф в это же время получил и Юри Випс за нарушение пределов трассы и получение преимущества при обгоне — в том самом злополучном четвертом повороте.
Победу в гонке одержал Гуанью Чжоу, вторым стал Дэн Тиктум, третьим Лиам Лоусон.
Все результаты можно посмотреть здесь.
«Квалификация прошла не так, как мы хотели бы, — рассказал Роберт Шварцман. — Если честно, первая попытка была неплохой, и если бы не несколько моих ошибок, мы могли бы показать такие же времена, как и ребята впереди. Во второй попытке после прогревочного круга машина остановилась из-за того, что система перешла в аварийный режим работы. Такое происходит, если ты слишком сильно нажимаешь на тормоз и при этом держишь газ нажатым. Во время прогрева я превысил эту степень нажатия на тормоз, и моя машина заглохла. Я уже не мог заново стартовать, и мы, конечно, потеряли свою вторую попытку в квалификации и стартовую позицию в первой пятерке.
Старт в первой гонке был хорошим, особенно с учетом результатов неудачной квалификации накануне. Сам прорыв на решетке не был выдающимся, поскольку у меня случилась небольшая заминка со сцеплением, но мой выбор траектории в первом повороте оказался верным. Первый круг получился удачным, я боролся с другими пилотами, включая Оскара. Я заставил его ошибиться, но и сам допустил ошибку. В момент, когда я перекрестил траекторию и отыграл позицию, я заблокировал и повредил переднее левое колесо.
В финальной части гонки эта блокировка серьезно сказалась на управлении машиной, я потерял в темпе и балансе. Последние круги оказались очень сложными, но я смог сохранить четвертую позицию. Я защищался от Оскара как только мог, хотя вовсе не хочу попадать ни в какие инциденты с напарником.
В целом я очень огорчен тем, как обернулся этот уикенд, несмотря на то, что машина и ее баланс были весьма хорошими. Думаю, у нас было достаточно шансов побороться за подиум во всех трех гонках. В третьей гонке у меня получился неплохой старт, но места на трассе было мало и я немного растерялся, куда ехать. Затем в третьем повороте Маркус Армстронг выдавил меня на поребрик и в гравий. Я потерял позиции и в четвертом повороте оказался уже с грязными шинами. Я заблокировал оба передних колеса и ударил Роя Ниссани. Это моя вина, я полностью это признаю, в этот момент я не мог ничего контролировать. Я получил наказание в виде проезда по питлейн, вполне справедливое, а затем постарался сделать всеё возможное, чтобы отыграться. В конце мы финишировали на седьмом месте, близко к шестому, и еще установили быстрый круг в гонке. Теперь надо вернуться к работе и сфокусироваться на следующем этапе».
Здесь мы рассказывали об изменениях в регламенте, но в прошедшие выходные смогли увидеть, как это работает, на практике.
Сокращение этапов с 12 до восьми
В этом есть свой определенный резон, который заключается в серьезном сокращении расходов команд на логистику и возможности снизить число сотрудников за счет того, что один и тот же состав команды сможет обслуживать как Формулу 2, так и Формулу 3. Но уже на актуальном примере мы видим, что перерывы между этапами (следующий этап состоится лишь почти через два месяца) могут негативно повлиять на настрой пилотов.
К тому же важно заметить, что теперь времени на раскачку у команд и гонщиков вообще не осталось, и в сражение за очки нужно было вступать уже сейчас. Неспешно подбирать настройки, как это было в прошлом сезоне, уже некогда. Действовать надо было так, как будто это был уже пятый этап в Сильверстоуне в прошлом году.
Теперь тем, кто по какой-то причине провел прошлый этап не в полную силу, придется очень много нагонять, ведь впереди осталось только семь этапов, а это очень мало.
Мы, конечно, болеем за Роберта Шварцмана, второй сезон выступающего в Формуле 2 за команду Prema Racing, но первый уикенд для него сложился крайне неудачно, впрочем, и для команды, которая в прошлом году завоевала титул, тоже.
Три гонки вместо двух
Сокращение количества этапов компенсировано увеличением числа гонок на каждом из них. Теперь каждый уикенд проходит по три гонки — два спринта в субботу и т. н. Основная гонка (Feature Race) в воскресенье незадолго до старта Гран-при.
Придуманный формат интересен тем, что в целом прощает ошибки в квалификации или в одном из спринтов, т. к. старт в первом спринте происходит по принципу реверсивной десятки в квалификации, а во втором — по реверсивной десятке первой гонки. Так или иначе, это позволяет в любом случае побороться за очки.
Примерно это и произошло в случае с Робертом. Несмотря на 12-й результат в квалификации (фактический 11-й из-за штрафа Юри Випса), он смог подняться до четвертого места в первой гонке и стартовал во второй уже седьмым. К сожалению, столкновение с Тиктумом выбило его из дальнейшего соревнования, а в целом у него были все шансы финишировать на подиуме.
Роберту уже надо начинать бороться
Напомним, что за Prema в этом году помимо Роберта выступает дебютант сезона Оскар Пиастри, который в прошлом году завоевал титул в FIA Formula 3.
Нюанс этого партнерства заключается в том, что если в прошлом году оба пилота Prema — Мик Шумахер и Роберт Шварцман — были студентами Академии Ferrari, то в этом сезоне Пиастри представляет другую школу — а именно Alpine. Это означает, что если в прошлом году вполне могла проводиться командная политика со стороны Академии, то в этом сезоне каждый за себя, и Роберту никаких поблажек не будет.
К сожалению, после ошибки Роберта в квалификации и аварии во второй гонке он уже уступает своему партнеру по команде пять очков. Оскар продемонстрировал, как быстр он может быть, хотя опыта по работе с резиной ему пока не хватает. Но Роберту некогда размышлять. Если он хочет обойти соперника, ему надо начинать выигрывать.
В Формуле 2 из Академии Ferrari в этом сезоне участвуют лишь два пилота — Роберт Шварцман и Маркус Армстронг, и Армстронг выглядит пока слабее Роберта и уступает ему пять очков — это к вопросу, если вдруг Академия предполагает обеспечить одному из своих выпускников-2021 место в Формуле 1, например, в Haas или Alfa Romeo. Но с такими успехами очень легко промахнуться мимо кресла пилота и отправиться куда-нибудь вроде GT Challenge или IMSA. И хотя сейчас уже анонсировано участие Ferrari в чемпионате по гонкам на выносливость, не хотелось бы для Роберта такой участи.
Претенденты на титул и подиум
После первого этапа еще очень рано делать какие-либо прогнозы, все же это первый боевой выезд в новом сезоне. Однако в случае с теми пилотами, кто участвовал в Формуле 2 в прошлом году, у нас уже есть кое-какая информация.
Гуанью Чжоу и Фелипе Другович отлично показали себя и в прошлом году. Чжоу очень быстр, но во второй половине 2020-го у него были проблемы с машиной, а ограниченное количество монококов делало замену невозможной (как это было и у Артема Маркелова). 2021-й он уже начал с реализованной поул-позиции, а это довольно громкое заявление. Сейчас Чжоу лидирует с двумя подиумами и 41 очком в личном зачете.
Его однокомандник по UNI Virtuosi дебютант прошлого года Фелипе Другович занял лишь итоговое девятое место в личном зачете-2020, но и на его счету было три победы. Сейчас он пока 12-й с двумя очками, но не будем его списывать со счетов, тем более что UNI Virtuosi очень сильная команда, умеющая хорошо настраивать машины.
Столько же подиумов за первый этап, что и у Чжоу, сумел завоевать и новозеландец Лиам Лоусон, еще один дебютант сезона. В прошлом сезоне он закончил чемпионат FIA Formula 3 на пятом месте, проиграв чемпиону Оскару Пиастри 21 очко. Оба пилота при трансфере в старшую лигу сохранили свои команды, но при этом в Формуле 2 Hitech GP выглядит немного сильнее, а Prema в этом году начала сезон не лучшим образом.
Эстонец Юри Випс отлично показал себя во второй половине прошлого сезона, когда заменял травмированного Шона Гелаэля, но в начале этого ему не везет. Сначала штраф за несоответствие машины размерам и старт с последнего места в первом спринте и в Основной гонке, штраф в пять секунд во второй, и в итоге ноль очков. За оставшиеся семь этапов ему придется отыгрывать очень много, но со счетов его сбрасывать не стоит, он быстр и талантлив.
Кристиан Лундгаард был силен и в прошлом году, и в двух первых гонках нового хорошо себя проявил, набрав столько же очков, сколько и Роберт, но опередив его в итоге за счет подиума во второй гонке. Ну и Art Grand Prix — достойный соперник Prema и нескольким другим сильным командам. Тео Пуршер, его сокомандник, в прошлом году на двух последних этапах заменял Джулиано Алези в HWA Racelab и был быстр, насколько это возможно в самой слабой команде. В этом году он перешел в Art GP и уже набрал восемь очков.
Отлично показал себя на первом этапе и Джехан Дарувала, второй год выступающий за Carlin. В прошлом году его партнером по команде был Юки Цунода, в этом — стал Дэн Тиктум. У Джехана 28 очков и на данный момент третье место в личном зачете. Дэн Тиктум — быстр и дерзок в своих действиях, но, похоже, двухлетняя дисквалификация в прошлом его особо ничему не научила. Новый сезон он начал с того, что последовательно выбил двух пилотов Prema: Роберта во второй гонке, а Пиастри — в третьей.
В новом сезоне — один из сильнейших составов за последние годы. Из не отмеченных нами отдельно в список претендентов можно включить Ричарда Версхора, Дэвида Бекмана и Маркуса Армстронга. На данный момент они входят в Топ-10 пилотов в личном зачете.