В интервью с ним мы поговорили понемногу обо всем: Формуле 1, новых Гран-при в календаре, возрасте пилотов, Формуле Е и российском Гран-при. Но, главное, нас интересовало мнение Берни Экклстоуна о будущем Формулы 1 и о том, уйдет ли она с автодромов на городские улицы.
— В современном календаре Формулы 1 из 21-го Гран-при лишь четыре проводятся на городских трассах в Австралии, Азербайджане, Монако и Сингапуре. Еще два трека — Спа и Сочи — можно назвать условно-городскими. Но, например, быстро развивающаяся серия Formula Е проводит исключительно городские гонки. С вашей точки зрения, что для Формулы 1 полезнее и интереснее — уличные гонки, как в Монако, или традиционные соревнования на автодромах?
— Городские гонки очень популярны, в основном за счет того, что можно легко собрать людей, ведь вокруг есть гостиницы, рестораны, магазины и другие заведения, нужные зрителям. Но городских гонок в календаре намного меньше, потому что организовать подобные соревнования более сложно и количество мест для их проведения тоже ограничено. Однако мы могли бы проводить намного больше таких гонок, если бы хотели. Я считаю, что для Формулы 1 городские гонки более привлекательны.
— В Баку я разговаривала с местными жителями, и они очень недовольны проведением Гран-при Азербайджана в центре города…
— Из-за перекрытых улиц?
— Да.
— Совершенно верно. Это как в Монако. Для жителей города такие мероприятия всегда крайне неудобны и затруднительны. Но это не имеет значения. Важно то, насколько это комфортно для всех тех, кто приезжает в этот город смотреть Формулу 1, а также насколько это выгодно для всей инфраструктуры города — магазинов, ресторанов, отелей.
На самом деле большинство городов рады таким событиям, так как они привлекают туристов. Так что местные жители стараются содействовать проведению таких событий. В Баку еще просто не привыкли.
— Как вы думаете, в будущем будут строить новые автодромы — в том числе под Формулу 1 — или предпочтение будут отдавать уличным гонкам как менее бюджетному роду соревнований?
— Хороший пример — Сочи. Я сомневаюсь, что там бы построили автодром, если бы не Олимпийские игры. И это на самом деле большая проблема — найти инвестора и построить огромное сооружение, которое, по сути, будут использовать три дня в году. Я считаю, что городские гонки — одно из новых и желанных направлений для Формулы 1.
— Нужно ли Формуле 1 приходить в новые города — или правильнее будет оставаться там, где уже имеется опыт проведения и инфраструктура?
— Это зависит от самих городов и в каких странах они расположены.
— Например, Майами?
— Майами было бы неплохо, но вряд ли там что-то состоится. Важно, где сами люди хотят видеть Формулу 1. Например, Южная Африка. Мы там уже проводили Гран-при, и это было довольно удачно. На самом деле в мире осталось не так много мест, где еще не было Формулы 1. Важно еще понимать, какой стране это может быть интересно и выгодно. Принимать Формулу 1 очень недешевое удовольствие, не все могут себе это позволить. Формула 1 — это огромные затраты и расходы, так что многие бы хотели, но не могут. Это та же схема, что и проведение Олимпиады. Олимпиада дает большую прибыль, но при этом требует и весьма значительных инвестиций.
— Может быть, и в России имеет смысл провести городскую гонку Формулы 1? Вот, например, Формула Е сейчас ведет переговоры о проведении этапа на улицах Санкт-Петербурга. Почему бы и Королевским гонкам не поступить так же для привлечения массового зрителя?
— На самом деле у нас было намерение проводить Гран-при в Петербурге, и об этом шли переговоры. Более того, я хочу сказать, что если бы не Олимпийские игры, Формулы 1 бы не было в Сочи. Возможно, мы бы проводили этап в Петербурге или каком-то другом городе.
— Ходили слухи, что промоутеры обдумывали перенос Гран-при России из Сочи в другой город — Москву или Санкт-Петербург, вы что-нибудь можете об этом рассказать?
— Нет, вообще не в курсе.
— Вы довольны тем, какие формы приобрела в настоящее время Формула 1?
— Всегда очень сложно оценивать и сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть. То, что происходит с Формулой 1 сейчас, существенно отличается от того, что было несколько лет тому назад. Но чтобы понять, становится ли все лучше или хуже, должно пройти определенное время. Сейчас в Формулу 1 приходит новое поколение зрителей. И вполне возможно, что те вещи, которые интересовали зрителей пять или десять лет тому назад, сейчас им уже не интересны. Вполне возможно, что еще через несколько лет все будут смотреть только Формулу Е.
— Формула 1 — это все же больше бизнес или шоу?
— Формула 1 — это развлечение, и она будет продолжать оставаться развлечением, если только мы сумеем сохранить ее уровень столь же высоким.
— Что занимает центральное место в Формуле 1? Пилот, личность — или все же действие, которое происходит на треке?
— Это вопрос, на который я отвечаю уже долгое время. Я считаю, что важна сама Формула 1. Пилоты приходят и уходят. За время существования Формулы 1 сменилось порядка 60 команд, если я правильно помню. Так что не так уж и важно, кто садится за руль, важно, чтобы гонки продолжались.
— Льюис Хэмилтон — один из тех редких гонщиков, кто увлечен не только Формулой 1. Он занимается различными экстремальными видами спорта, участвует в создании модных коллекций, пишет музыку. Он очень публичен, постоянно активен в соцсетях. Вы считаете, это правильный подход, или все же пилот должен быть более сфокусирован на Формуле 1 и гонках?
— Льюис — удивительный человек и талантливый во всем. Та работа, которую он проделывает, принесла немало пользе Формуле 1, и в этом его уникальность. Но вообще я считаю, что гонщик должен быть больше сконцентрирован на своей непосредственной работе…
— В Китае состоялся 1000-й Гран-при, и на гриде было очень много молодых двадцатилетних пилотов. А тысячу Гран-при тому назад на старты выходили мужчины, которым было в два раза больше. Такое омолаживание Формулы 1 — это естественный процесс? Так и должно быть?
— Мир сильно изменился за эти 60 лет, и перед молодыми пилотами открываются бóльшие возможности. Так что это нормально…
— Есть ли — или был — у вас какой-то фаворит среди пилотов за все те годы, что вы живете Формулой 1?
— Я был близок очень со многими пилотами за все то время, что провел с Формулой 1, особенно во время моей карьеры в команде Brabham, где я работал 18 лет. Они все были моими близкими друзьями… У меня и сейчас много друзей в Формуле 1. Но я бы назвал Себастьяна Феттеля…