В годы его активной карьеры, пришедшиеся на 1968–1973-е, мало кто из гонщиков задумывался о том, что с ними станет на следующий год, тем более, вряд ли они думали, что они доживут до столь почтенного возраста. Но та плеяда была создана словно из другого материала. Жаки Икс, Эмерсон Фиттипальди, Марио Андретти живы и здравствуют до сих пор. Совсем недавно ушел великий Ники Лауда — выжив в страшнейшей аварии. Долго прожили Клей Регаццони и Джек Брэбем. Надеялся ли тогда Джеки Стюарт отметить свое 80-летие? Но он сделал все для безопасности своей и других спортсменов. И как же здорово, что в наш век безопасных (во многом благодаря ему) гонок мы все еще можем лицезреть этих титанов!
Чтобы отметить его 80-летие, мы расскажем об этом великом гонщике и удивительном человеке.
Джеки Стюарт известен не только как чемпион, но и как один из главных «адвокатов» в вопросах безопасности автоспорта, к тому же его коммуникативные навыки помогли сделать этот подход весьма популярным. Он же был одним из тех, кто первым увидел коммерческий потенциал гонок Формулы 1. Это все тем более удивительно, что Джеки Стюарт страдает одной из тяжелейших форм дислексии.
Свою взрослую гоночную карьеру он начал в 1963 году в команде Кена Тиррелла в Британской серии Formula 3, где сразу же выиграл 7 гонок подряд. В 1965 году он был приглашен в команду BRM Formula 1, где провел три сезона и выиграл два Гран-при.
В 1968 году, когда Кен Тиррелл надумал прийти в Формулу 1, Стюарт присоединился к нему, и они вместе создали одно из самых успешных партнерств за всю историю Формулы 1. За шесть сезонов с Тирреллом Джеки Стюарт почти всегда был лучшим на трассе, и оставался таковым до того момента, пока не завершил гоночную карьеру в конце 1973 года в возрасте 34 лет. За это время он одержал 27 побед и завоевал три титула, что сделало его рекордсменом со времен Хуана Мануэля Фанхио. Но не только его спортивные рекорды вписали его имя навсегда в историю автоспорта.
В 1966 году он попал во время дождя в страшную аварию на трассе Спа-Франкоршам на скорости свыше 260 км/ч. Его автомобиль врезался в телефонный столб, вылетел на участок местного крестьянина, снес сарай и остановился в стене другой постройки. Рулевая колонка буквально пришпилила его ногу, топливо выливалось в кабину, но вокруг не было ни маршалов, ни спасателей, ни медиков, чтобы извлечь его из машины и оказать первую помощь. Хозяин дома кое-как вытащил его из разбитой машины и уложил в кузове своего пикапа до прибытия Скорой помощи. Но и на этом все не закончилось. Сначала Стюарта привезли в медицинский центр на трассе, потом другая Скорая отправила его в Льеж, но водитель заблудился по дороге. В итоге после долгих часов ожидания Джеки Стюарта все же отправили на самолете в Великобританию. Этот случай стал причиной, почему в дальнейшем Джеки Стюарт взял на себя заботу о безопасности пилотов. Ведь по словам самого Стюарта, в те годы пилот, участвовавший в гонках на протяжении 5 лет, имел два шанса из трех погибнуть в аварии.
Именно Стюарт настоял на необходимости использования в гонках ремней безопасности и шлема, полностью закрывающего лицо. Также вместе со своими единомышленниками он убеждал владельцев трасс реорганизовывать гоночные треки, вплоть до того, что вместе с другими пилотами они устраивали бойкоты гонок в Спа в 1969 году, на Нюрбургринге в 1970 и Зандворте в 1972 году, пока не были сооружены барьеры безопасности, зоны вылета, а на гонках не стали присутствовать пожарные, спасатели и усиленные медицинские бригады.
«Было и много критики в мой адрес, — вспоминает Джеки Стюарт. — Я был постоянной мишенью для многих средств массовой информации и даже некоторых пилотов. Говорили, что я лишаю автоспорт романтики и зрелищности, обвиняли меня в недостатке мужества. К счастью, я все еще побеждал в этих опасных гонках, и это помогало мне в моей борьбе за безопасность. Я четырежды одерживал победу на Нюрбургринге — самой опасной трассе в мире — хотя, не скрою, мне было страшно. В 1968 году я выиграл там с преимуществом почти в 4 минуты при плотном дожде и тумане, когда можно было едва различать трек. Эта гонка вообще должна была быть отменена, и тот факт, что я победил, повысило доверие ко мне со стороны остальных гонщиков. Но конкурс популярности я бы не выиграл, это точно».
И все же харизматичный и стильный, в своей неизменной черной кепке, ставшей его фирменным знаком, с волосами, длинными как у рок-музыканта, Джеки Стюарт стал первой суперзвездой Формулы 1 — несмотря на то, что он был глубоко семейным человеком и до кончиков ногтей преданным своей жене Хелен и сыновьям Полу и Марку.
Еще задолго до завершения своей гоночной карьеры он, снимался в рекламе, выступал с речами, совершал промотуры по всему миру, много времени отдавал бизнесу и в итоге сумел стать мультимиллионером с офисами компании в Лондоне, Нью-Йорке и Швейцарии, где прожил несколько лет.
Он также стал медиа-персоной и телекомментатором, который знал, как доступно рассказать про автоспорт и заинтересовать в нем даже тех, кто был от него далек. В 1971 году, будучи на поуле Гран-при Монако за рулем Тиррелла, он работал в прямом эфире для компании ABC, рассказывая о том, какие трудности ожидают его в гонке. А после победного финиша, едва сняв шлем, снова вышел в эфир, рассказывая, как ему удалось одержать победу.
Он всегда был и будет победителем и одним из самых популярных и любимых пилотов Формулы 1. Он по-прежнему обожает гонки, а в 2001 году получил титул рыцаря за свой вклад в автоспорт.