Легендарному «Летучему Шотландцу» — 80 лет
12.06.2019 | 7296 просмотров

Легендарному «Летучему Шотландцу» — 80 лет

Текст: Мария Мельникова
Источник: Drom.ru
Сэр Джеки Стюарт, трехкратный чемпион мира Формулы 1, легендарный Летучий Шотландец (The Flying Scot) и автор названия «Зеленый ад» (Green Hell), ставшего вторым именем для Северной Петли Нюрбургринга, празднует свое 80-летие.

В годы его активной карьеры, пришедшиеся на 1968–1973-е, мало кто из гонщиков задумывался о том, что с ними станет на следующий год, тем более, вряд ли они думали, что они доживут до столь почтенного возраста. Но та плеяда была создана словно из другого материала. Жаки Икс, Эмерсон Фиттипальди, Марио Андретти живы и здравствуют до сих пор. Совсем недавно ушел великий Ники Лауда — выжив в страшнейшей аварии. Долго прожили Клей Регаццони и Джек Брэбем. Надеялся ли тогда Джеки Стюарт отметить свое 80-летие? Но он сделал все для безопасности своей и других спортсменов. И как же здорово, что в наш век безопасных (во многом благодаря ему) гонок мы все еще можем лицезреть этих титанов!

Чтобы отметить его 80-летие, мы расскажем об этом великом гонщике и удивительном человеке.

Гоночная карьера

Джеки Стюарт известен не только как чемпион, но и как один из главных «адвокатов» в вопросах безопасности автоспорта, к тому же его коммуникативные навыки помогли сделать этот подход весьма популярным. Он же был одним из тех, кто первым увидел коммерческий потенциал гонок Формулы 1. Это все тем более удивительно, что Джеки Стюарт страдает одной из тяжелейших форм дислексии.

Свою взрослую гоночную карьеру он начал в 1963 году в команде Кена Тиррелла в Британской серии Formula 3, где сразу же выиграл 7 гонок подряд. В 1965 году он был приглашен в команду BRM Formula 1, где провел три сезона и выиграл два Гран-при.

Джеки Стюарт во время практики перед Гран-при Ф1 в Спа 1966 года

В 1968 году, когда Кен Тиррелл надумал прийти в Формулу 1, Стюарт присоединился к нему, и они вместе создали одно из самых успешных партнерств за всю историю Формулы 1. За шесть сезонов с Тирреллом Джеки Стюарт почти всегда был лучшим на трассе, и оставался таковым до того момента, пока не завершил гоночную карьеру в конце 1973 года в возрасте 34 лет. За это время он одержал 27 побед и завоевал три титула, что сделало его рекордсменом со времен Хуана Мануэля Фанхио. Но не только его спортивные рекорды вписали его имя навсегда в историю автоспорта.

Адвокат безопасности

В 1966 году он попал во время дождя в страшную аварию на трассе Спа-Франкоршам на скорости свыше 260 км/ч. Его автомобиль врезался в телефонный столб, вылетел на участок местного крестьянина, снес сарай и остановился в стене другой постройки. Рулевая колонка буквально пришпилила его ногу, топливо выливалось в кабину, но вокруг не было ни маршалов, ни спасателей, ни медиков, чтобы извлечь его из машины и оказать первую помощь. Хозяин дома кое-как вытащил его из разбитой машины и уложил в кузове своего пикапа до прибытия Скорой помощи. Но и на этом все не закончилось. Сначала Стюарта привезли в медицинский центр на трассе, потом другая Скорая отправила его в Льеж, но водитель заблудился по дороге. В итоге после долгих часов ожидания Джеки Стюарта все же отправили на самолете в Великобританию. Этот случай стал причиной, почему в дальнейшем Джеки Стюарт взял на себя заботу о безопасности пилотов. Ведь по словам самого Стюарта, в те годы пилот, участвовавший в гонках на протяжении 5 лет, имел два шанса из трех погибнуть в аварии.

Монте-Карло, май 1966

Именно Стюарт настоял на необходимости использования в гонках ремней безопасности и шлема, полностью закрывающего лицо. Также вместе со своими единомышленниками он убеждал владельцев трасс реорганизовывать гоночные треки, вплоть до того, что вместе с другими пилотами они устраивали бойкоты гонок в Спа в 1969 году, на Нюрбургринге в 1970 и Зандворте в 1972 году, пока не были сооружены барьеры безопасности, зоны вылета, а на гонках не стали присутствовать пожарные, спасатели и усиленные медицинские бригады.

«Было и много критики в мой адрес, — вспоминает Джеки Стюарт. — Я был постоянной мишенью для многих средств массовой информации и даже некоторых пилотов. Говорили, что я лишаю автоспорт романтики и зрелищности, обвиняли меня в недостатке мужества. К счастью, я все еще побеждал в этих опасных гонках, и это помогало мне в моей борьбе за безопасность. Я четырежды одерживал победу на Нюрбургринге — самой опасной трассе в мире — хотя, не скрою, мне было страшно. В 1968 году я выиграл там с преимуществом почти в 4 минуты при плотном дожде и тумане, когда можно было едва различать трек. Эта гонка вообще должна была быть отменена, и тот факт, что я победил, повысило доверие ко мне со стороны остальных гонщиков. Но конкурс популярности я бы не выиграл, это точно».

Зандворт, июнь 1968

Суперзвезда и рыцарь

И все же харизматичный и стильный, в своей неизменной черной кепке, ставшей его фирменным знаком, с волосами, длинными как у рок-музыканта, Джеки Стюарт стал первой суперзвездой Формулы 1 — несмотря на то, что он был глубоко семейным человеком и до кончиков ногтей преданным своей жене Хелен и сыновьям Полу и Марку.

Еще задолго до завершения своей гоночной карьеры он, снимался в рекламе, выступал с речами, совершал промотуры по всему миру, много времени отдавал бизнесу и в итоге сумел стать мультимиллионером с офисами компании в Лондоне, Нью-Йорке и Швейцарии, где прожил несколько лет.

Хоккенхайм, август 1970

Он также стал медиа-персоной и телекомментатором, который знал, как доступно рассказать про автоспорт и заинтересовать в нем даже тех, кто был от него далек. В 1971 году, будучи на поуле Гран-при Монако за рулем Тиррелла, он работал в прямом эфире для компании ABC, рассказывая о том, какие трудности ожидают его в гонке. А после победного финиша, едва сняв шлем, снова вышел в эфир, рассказывая, как ему удалось одержать победу.

Он всегда был и будет победителем и одним из самых популярных и любимых пилотов Формулы 1. Он по-прежнему обожает гонки, а в 2001 году получил титул рыцаря за свой вклад в автоспорт.

Комментарии

 
Новосибирск
Сообщений: 4646
Не смотрю формулу 1.
ЗАПЧАСТИ на M I T S U B I S H I, HYUNDAI и KIA!

287-13-52, ПИСАРЕВА, 60
43
77
Ответить
Евгений
Хабаровск
Уважаемый Дром, исправьте опечатку в заголовке.
...трехкратный чемпионА мира Формулы 1....
9
 
Ответить
dreamcat87
Не смотрю формулу 1.
В 1968м тоже не смотрели?
48
1
Ответить
Землякам привет!
Maria Melnikova
В 1968м тоже не смотрели?
Спасибо за статью! Пишите Больше! В плане Статей. Ну и в плане Больше Текста в Статьях. Удачи на Дорогах!!!
20
1
Ответить
"Сэр Джеки Стюарт, трехкратный чемпионА мира Формулы 1," Узбеки русский учите мать вашу!
16
6
Ответить
Роман
Омск
Интересно, а кем я был в 1968 году???
2
4
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 4646
Maria Melnikova
В 1968м тоже не смотрели?
Представьте, да. Думаю, более половины аудитории эти нудные ***уииии*** 2х часовые не смотрит.
ЗАПЧАСТИ на M I T S U B I S H I, HYUNDAI и KIA!

287-13-52, ПИСАРЕВА, 60
9
32
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 4646
Роман
Интересно, а кем я был в 1968 году???
Кем-то, кто тоже не смотрел ф1.
ЗАПЧАСТИ на M I T S U B I S H I, HYUNDAI и KIA!

287-13-52, ПИСАРЕВА, 60
6
11
Ответить
Михаил
Владивосток
Такого ЧЕЛОВЕКА поздравить надо с наилучшими пожеланиями!
39
 
Ответить
Алексей
Хабаровск
Желаю Джеки Стюарту здоровья! Он многое сделал и многого достиг в автоспорте.
23
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 12190
Роман
Интересно, а кем я был в 1968 году???
Капелькой на трусах твоего будущего папы в школьном туалете))
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
14
9
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 12190
Один из величайших, легенда автоспорта.
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
13
 
Ответить
Это тот чувак, который у Роби Вильямса в клипе выиграл, когда он застрял в туалете?
15
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 7649
У нас таких гонщиков полно, которые топят и в снег и в туман, а потом разматываются
2
2
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 499
Люди легенды. Да и время было хорошее.
Профессиональный перегон всех видов автотранспорта (легковой, грузовой, спецтехника). Из ЕС, по РФ.
3
 
Ответить
Анатолий
Томск
Maria Melnikova
В 1968м тоже не смотрели?
Я думаю и даже в 1978, 1988, 1998, 2008, 2018 тоже не смотрел)
 
 
Ответить
15607555
Время летит.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!