Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Сражение до последних секунд. В Монако состоялся этап Формулы Е
12.05.2021 | 1493 просмотра

Сражение до последних секунд. В Монако состоялся этап Формулы Е

ОБЗОР
Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром
В этом году незадолго до даты E-Prix Монако было принято окончательное решение, что впервые в истории Формулы Е гонка пройдет на полной конфигурации — той, что используется и в Формуле 1.

Это стало возможным прежде всего благодаря развитию технологий и увеличению потенциала автомобилей: сначала машины не могли проехать полную дистанцию гонки и их меняли посередине, затем были способны проехать лишь укороченную дистанцию в Монако, теперь же они готовы соревноваться и на всей длине гоночного трека.

Когда принималось решение по использованию полной конфигурации, организаторы больше всего боялись сравнений между Формулой Е и Формулой 1, и всячески от этого предостерегали. Одной из причин стало опасение, что будут сравнивать времена на круге у автомобилей Формулы 1 и Формулы Е, и действующий чемпион Формулы Е Феликс да Кошта постарался объяснить, почему этого делать не следует:

«Нет никаких сомнений в том, что машины Формулы 1 — самые быстрые в мире, и для меня сравнение F1 с FE — все равно что сравнивать чемпионат мира по ралли и чемпионат мира по ралли-кроссу. Возможно, машины выглядят похожими снаружи, но тип и философия гонок в этих двух сериях абсолютно разные. В Формуле Е мы нацелены на экономичность при большей эффективности, в Формуле 1 задача экономии не стоит».

Другой причиной косвенно стала и недавняя провальная гонка в Валенсии, где половина пелотона не смогла доехать до финиша из-за нехватки в батареях энергии.

Напомним, что в Валенсии это произошло из-за неразумного следования руководителем гонки пункта регламента, в котором было сказано, что после каждого выхода автомобиля безопасности или режима желтых флагов с автомобилей необходимо снимать определенное количество киловатт энергии, но окончательное решение остается за руководителем гонки.

Руководство серии очень быстро отреагировало на ситуацию и внесло в регламент изменения, в которых уточняется, что теперь снимать энергию запрещено позже, чем за пять минут до окончания заезда.

Белые яхты, голубое небо. Теперь каждый год

Гонка в Монако, которую посетил сам принц Альберт, прошла, что приятно, при зрителях. Виды в телетрансляциях были изумительны: все, как мы привыкли видеть на гонках в Монако — белоснежные яхты, зеленые пальмы, солнце и голубое небо. Конечно, трибуны были не столь плотно заполнены, как в старые времена, но наличие зрителей стало хорошим стимулом для команд и пилотов.

Предыдущая конфигурация трассы, которая использовалась во время E-Prix Монако (2015, 2017, 2019 гг.), была сложной для обгона и не слишком интересной для зрелищных гонок. Эта версия исключала большую часть формульной трассы от съезда с Sainte Devote до шиканы у гавани и проходила через срезку на авеню Дж. Ф. Кеннеди, которая обычно во время Гран-при используется как техническая дорожка.

В новой версии трассы, построенной для E-Prix 2021, некоторые изменения все же присутствуют, но они минимальны и придают трассе больше соответствия требованиям электросерии, где необходимы более частые торможения для системы рекуперации.

Так, были изменены расположение бордюров на входе в Сент-Девот и планировка шиканы на набережной. Также была немного расширена шпилька около Гранд Отеля, где расположилась зона активации режима атаки. Если говорить о дистанции трассы, то из-за этих изменений она сократилась приблизительно на пять метров.

Но самое главное, что произошло в этот раз — это официальное разрешение для Формулы Е как чемпионата мира выступать на улицах Монте-Карло каждый год, а не раз в два года, как было до этого.

20 пилотов, 0,5 секунды и другие сюрпризы квалификации

Мы уже привыкли к плотности результатов в гонках Формулы Е, однако такого, похоже, еще не бывало: по итогам квалификации сразу 20 пилотов оказались в… 0,5 секунды друг от друга! Причем некоторых из них разделяли даже не сотые — тысячные доли секунды. Так, в общей квалификации Жан-Эрик Вернь уступил Феликсу да Коште 0,007 секунды, а Ник Кэссиди Оливеру Роуланду — 0,003 секунды, и из-за этого не попал в Суперпоул. В заездах Суперпоула тому же Верню вновь не повезло: на этот раз ему не хватило 0,008 секунды до Митча Эванса, чтобы занять третью позицию на стартовой решетке.

Пожалуй, самой неудачной квалификация стала для лидеров чемпионата — команды Mercedes. Стоффель Вандорн показал только 15-е время, уступив лучшему времени круга 0,45 секунды, а у Ника де Вриза и вовсе случилось ЧП: во время одного из поворотов на быстром круге он задел переключатель силовой установки и выключил режим атаки, на котором пилоты проходят квалификацию. Двигатели же на машинах Формулы Е устроены таким образом, что вновь включить максимальную мощность можно только через 30 секунд, и это привело лишь к 23-й позиции на стартовой решетке.

Из-за медленного круга де Вриза была испорчена и квалификационная попытка Сэма Берда, который не сумел как следует прогреть шины. Пилот Jaguar стартовал в гонке лишь 16-м.

В конце первых квалификационных заездов на трассе развернуло машину Серхио Сетте Камары, который в итоге не смог показать времени и стартовал последним. Из-за его разворота квалификация была остановлена красными флагами, а затем возобновлена. В отличие от аналогичной ситуации в Дирие этого года, пилотам, кому показать быстрый круг помешали желтые флаги, — Себастьяну Буэми и Тому Бломквисту, разрешили выехать еще на одну попытку. Это не помогло, они в итоге квалифицировались лишь 13-м и 21-м соответственно.

Уже который раз Андре Лоттереру из Porsche не удается проявить себя в квалификации — сейчас он занял лишь 19-е место, в то время как его партнер по команде Паскаль Верляйн квалифицировался восьмым.

Еще одна неудача случилась с Оливером Роуландом в заездах Суперпоул. Из-за красных флагов в четвертой группе квалификации был пересмотрен распорядок заездов, и о том, что нужно выезжать на трассу, он узнал, по его словам, лишь за минуту до выезда. Этой минуты оказалось недостаточно, чтобы сесть в машину и успеть покинуть питлейн, так что на выезде он оказался под красным сигналом светофора. Роуланд показал пятое время, но его круг был аннулирован и он стартовал шестым.

Сражение до последних секунд

Первые два ряда стартового поля в субботней гонке в Монако под безупречно голубым небом заняли четыре, пожалуй, самых амбициозных пилота чемпионата, трое из которых и в личном зачете занимают лидирующие позиции. Феликс да Кошта, завоевавший поул-позицию, еще перед стартом уикенда рассказывал о своих хороших предчувствиях на этот день. Робин Фряйнс, уступивший ему совсем немного в Суперпоуле, был готов ликвидировать это отставание, что и сделал на первых кругах гонки. Митч Эванс, совсем недавно лидировавший в чемпионате, также был в состоянии использовать все свои ресурсы, чтобы вернуть позиции. Наконец, двукратный чемпион Формулы Е Жан-Эрик Вернь уже давно зарекомендовал себя одним из самых упорных гонщиков, которые готовы долго выжидать, прежде чем предпринять решающий рывок.

Сражения, которые разгорелись между этими пилотами на узких улочках Монако, были совершенно непохожими на все то, что мы обычно видим в рамках Формулы Е. Не только борьба самих гонщиков, но и решение по ходу гонки тактических задач, результативная стратегия занявшего выжидательную позицию Митча Эванса и победная атака на последних кругах да Кошты позволяют назвать E-Prix Монако одной из самых интересных гонок не только в рамках Формулы Е, но и вообще всех сражений последнего десятка лет, проходивших на этой трассе.

Свое коварство уличная гонка в Монте-Карло продемонстрировала сразу: первый инцидент произошел после старта, когда Джейк Деннис ударил Махиндру Алекса Симса. После контакта Симс сумел доехать до шпильки Гранд Отеля, но там в сражении за позиции с Себастьяном Буэми Симс ушел с траектории и уткнулся в стену, создав настоящую пробку. Паскаль Верляйн был вынужден в прямом смысле слова проехать по задней части его машины, разломав ему заднюю колесную арку, чтобы вернуться на трассу.

Перегородившая трассу машина Симса стала существенным препятствием для всего идущего позади пелотона, превратив бутылочное горлышко поворота в игольное ушко. Те, кто оказались на внешней стороне трассы позади Махиндры, разом потеряли по несколько позиций. Среди них был и Стоффель Вандорн, оказавшийся в итоге последним. А вот Себастьян Буэми и Сэм Берд, наоборот, смогли отыграть три и четыре места соответственно. К счастью, руководитель гонки решил в этот раз обойтись без автомобиля безопасности, ограничившись лишь желтыми флагами.

После всего произошедшего Симс смог доехать до боксов и был вынужден сойти, а в голове пелотона развернулось настоящее сражение. Уже на четвертом круге Робин Фряйнс, упустивший поул-позицию в заездах Суперпоула, атаковал да Кошту и сумел благополучно его пройти в первом повороте. Следом за Фряйнсом и Митч Эванс начал прессинговать португальского пилота, однако уже вскоре к этой увлеченной друг другом тройке подобрался Жан-Эрик Вернь, которого, в свою очередь, преследовал Максимилиан Гюнтер. В какой-то момент Гюнтеру по радио даже посоветовали сохранять голову холодной, чтобы не спровоцировать инцидент и не получить наказание.

Дальше тактика лидеров сводилась к тому, в какой момент активировать режим атаки. Да Кошта первым берет максимальный режим, выехав на дальнюю траекторию и пропустив Эванса и Верня вперед. Но эти двое так увлеклись борьбой друг с другом, что в шикане после тоннеля даже выехали за пределы трассы. Стюарды оставили этот момент без внимания, зато да Коште это оказалось на руку, и он, пользуясь случаем, проходит сразу обоих, а затем обгоняет и Фряйнса. Однако пилот Virgin не намерен оставлять случившееся без последствий, преследует португальца вплотную, и когда у да Кошты заканчивается режим атаки, вновь возвращает себе лидерство.

Размен позициями в голове пелотона происходит на протяжении всей гонки. Да Кошта и Фряйнс по очереди активизируют максимальный режим, и сдаваться не собирается никто. Даже в тоннеле Фряйнс и да Кошта продолжают бороться друг с другом, совершая обгоны.

Однако, у да Кошты по сравнению с Фряйнсом есть и еще одно преимущество. От своих фанатов он получил режим фанбуста и использовал его после того, как, казалось, уже ничто не помешает Фряйнсу одержать победу. На выходе из тоннеля он вновь проходит пилота Virgin и становится лидером.

В этой ситуации самую интересную тактику избрал Митч Эванс, сохранив второй режим максимальной атаки на завершающую часть гонки. После того как все его соперники остались без дополнительных преимуществ, Эванс использует свой шанс, атакует по очереди двух лидеров, проходит сначала Фряйнса, а затем и совершает красивейшую атаку на да Кошту в Massenet.

Однако этот ход в некотором роде предопределяет исход гонки: после всех обгонов у Эванса оказывается на 1% энергии меньше, чем у его соперников. Свою роль в дальнейшей потере лидерства Эвансом сыграет и авария Рене Раста в Sainte Devote, и вышедшая на трассу за 15 минут до окончания гонки машина безопасности, после которой у всех пилотов сняли часть энергии. На рестарте Эванс сохраняет лидерство, но сообщает по радио своей команде, что удержать позади себя весь пелотон будет непросто. До последнего круга напряжение ситуации сохранялось на пределе. Эванс отчаянно оборонялся, но дефицит энергии сыграл свою роль. После тоннеля да Кошта предпринял свою последнюю атаку и, заблокировав тормоза, обошел Эванса. Затем и Робин Фряйнс сумел опередить пилота Jaguar Racing.

Жан Эрик Вернь сумел все же финишировать четвертым, обойдя незадолго до финиша Гюнтера и Роуланда. Сэм Берд провел отличную гонку, закончив гонку седьмым после старта на 16 позиции. Лоттерер увидел клетчатый флаг девятым, но из-за пятисекундного штрафа за столкновение с Лукасом ди Грасси переместился на десятое место.

Для команды Mercedes гонка в Монако стала настоящим кошмаром. Вандорн после завала на первом круге финишировал 21-м. Ник де Вриз и вовсе был классифицирован только 23-м.

После седьмого этапа лидером чемпионата стал Робин Фряйнс. Де Вриз опустился на одну позицию и теперь занимает вторую строчку. Позади него с минимальным отрывом расположились Митч Эванс и Феликс да Кошта.

В командном зачете Mercedes продолжают сохранять лидерство, но теперь их отделяет от Jaguar Racing всего два очка. На третью строчку, благодаря серьезным очкам, набранным да Коштой и Вернем в Монако, переместилась команда DS Techeetah.

Уже через две недели в Монако состоится Гран-при Формулы 1. Посмотрим, сможет ли главный кольцевой чемпионат мира противопоставить что-то по зрелищности электрической формуле.

Следующий сдвоенный этап E-Prix в мексиканской Пуэбле состоится 19-20 июня.

Все результаты можно посмотреть здесь.

Комментарии

Прекрасная гонка в Монако! Многие пилоты достойно выступили, но всё таки главным красавцем считаю Ф. да Кошту. И старт с поула, и очень боевая гонка, а обгон Эванса с блокировкой колес на последнем круге вообще загляденье. Только канал Eurosport 2 очередную свинью подложил всем болельщикам серии. Включаю точно под прямой эфир, а там какой-то теннис транслируют... Хорошо есть немецкий канал SAT 1, который ведет трансляцию в прямом эфире. Правда они подиум по завершению гонки так и не показали. Зато показали Д. Абта в студии программы, помните такого неудачника? ))
9
2
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром