Время летит невероятно быстро. Несмотря на то, что в прошлом году Историческое ралли Монте-Карло было отменено из-за ковидных ограничений, кажется, что совсем недавно мы вели репортаж с узких горных дорожек Монако, где в 2020 году российские экипажи на классических автомобилях в очередной раз проходили один спецучасток за другим.
И вот уже завтра, 25 января 2022 года, наши экипажи вновь вылетят в Европу для участия в 24-м Историческом ралли Монте-Карло.
В этот раз сразу семь автомобилей выйдут на старт исторического зачета и еще два примут участие в зачете «Классика». Две «Волги» ГАЗ-21 команды «Волга ГАЗ ралли» и один «Москвич»-408 выступят в первой, старшей возрастной категории для автомобилей до 1965 года выпуска; еще два «Москвича»-408 команды «Cupper» и Jaguar E-Type команды «Russian Racing Group» соответствуют второй категории 1966–1971 гг. выпуска, а Volkswagen Golf GTI попадает в IV категорию.
Состав экипажей:
№ 271 — «Волга» M21 (1961) — Алексей Васильев/Константин Жильцов
№ 297 — «Волга» М21 (1964) — Максим Ягуткин/Татьяна Елисеева
№ 235 — «Москвич»-408 (1968) — Александр Никоненко/Сергей Мамыкин
№ 234 — «Москвич»-408 (1966) — Владимир Мельников/Никита Гудков
№ 298 — «Москвич»-408 (1965) — Денис Мысачев/Владимир Панкевич
№ 122 — Volkswagen Golf GTI (1977) — Илья Кашин/Борис Костырко
№ 248 — Jaguar E-Type (1968) — Андрей Пономарев/Марат Яруллин
Что касается зачета «Классика», то это двухдневное ралли для полностью аутентичной техники без каркаса и других гоночных атрибутов, без сложных спецучастков, больше напоминающее красивую прогулочную историю. В этом зачете примут участие еще две наших «Волги». Под номером 400 на ГАЗ M24 1974 г. вып. выступит семейный экипаж Александра и Марии Лекайе, а под номером 401 в заезде стартует Иван Падерин с супругой Натальей на «Волге» ГАЗ-21 1964 года. «Волга» Падериных — уникальный и ценный с исторической точки зрения автомобиль, о котором мы расскажем отдельно чуть ниже.
В конце прошлой недели команды «Волга ГАЗ ралли» и «Cupper» провели презентацию в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ, чтобы рассказать о своих автомобилях и гонщиках, а также о том, какие задачи они ставят на предстоящую гонку.
«Все наши автомобили построены одним человеком — Алексеем Васильевым», — рассказал Иван Падерин. — «Он наш космос и локомотив, и без него бы ничего не получилось. Сейчас у нас организационно две команды — на “Волгах” и на “Москвичах”, но на гонке обе команды будут объединены общей логистикой и общим сервисом».
«Два года подряд мы вывозили на RMCH только “Волги”, но везти их на прицепах через всю Европу — это утомительно и очень дорого. Поэтому мы искали надежного партнера, чтобы собрать нужное количество машин и отправлять их автовозом. Таким партнером стала компания “Cupper”, которой, как и группе ГАЗ, был интересен независимый проект, и им стали ”Москвичи”. Один из “Москвичей” был закончен за восемь часов до презентации. У него будет своеобразная обкатка от границы России до Каунаса, через который мы едем: это 320 км. Ну а дальше — ралли».
Алексей Васильев, который выйдет на очередной старт ралли вместе со своим штурманом Константином Жильцовым, рассказал, что в этот раз перед ним не стоит задача выиграть ралли, но есть желание красивой борьбы, результатом которой может стать третье место в многочисленной старшей категории и финиш в Топ-20 в абсолюте. Помочь им в этом может весьма снежная погода, которая окажется на руку «Волгам» — автомобилям с высоким клиренсом, большими колесами и большой колеей.
«Мы берем с собой три комплекта шипованных шин НИИШП ралли для снега и один асфальтовый. Эти шины отлично работают именно в таких условиях», — пояснил Алексей. — «”Волги” в поворотах нормально управляются — и это во многом из-за их удельного веса. Благодаря нагрузке на колеса они вполне поворотливы, лучше маленьких легких машин. За счет веса будем иметь преимущество. Плюс высокий крутящий момент и отличная динамика ускорения с низких оборотов, которые очень важны для Монте-Карло: при резком нажатии на газ в повороте или развороте “Волга” отлично разгоняется. Тогда из параметров средней скорости выпадаешь по минимуму. Ну а минусы... минусы — это невысокая надежность комплектующих. С собой мы берем в основном карданные валы, задние мосты, ступицы. Как-то так…».
В обеих предыдущих своих попытках на Историческом ралли Монте-Карло обе «Волги» благополучно финишировали — и это с учетом статистики, по которой до финиша доезжают максимум ¾ участников. Что касается экипажа Васильева и Жильцова, они оба раза финишировали пятыми в категории, что в этом ралли считается призовым местом.
По словам Алексея Васильева, главным удовольствием для него является не столько само участие в ралли, сколько подготовка к нему автомобилей. Алексей с самого юного возраста занимался конструированием гоночных автомобилей, начав с картов в секции картинга районного Дома пионеров.
«Я получаю огромное удовольствие от участия в соревнованиях, но еще большее удовольствие получаю от конструирования: пилить “болгаркой”, варить, растачивать, т. е. всего того, что позволяет создать автомобиль — самое эмоциональное, что есть в автоспорте. На моем гоночном пути были и Porsche, и Ferrari, но в итоге это переросло в нечто большее — в создание гоночных машин из тех легендарных образцов советской техники, которую я в детстве считал недосягаемой вершиной. А люди, которые на ней выступали, казались мне настоящими богами. Только сейчас я понимаю, насколько сложно было в те времена заниматься автоспортом, ведь это были в большинстве своем не гоночные автомобили, а обычные машины, которые гонщики сами хоть как-то собрали и подготовили к гонкам».
«Сейчас в нашем распоряжении есть любые запчасти и материалы, которые можно использовать. Мы можем заказать и получить любую деталь, чтобы сделать из “Волги” или “Москвича” в рамках регламента соревнования автомобиль не хуже Porsche или Ferrari. И я с огромным удовольствием сейчас этим занимаюсь — строю выносливые и быстрые машины, которые при этом отвечают требованиям и стилистике тех лет».
«Могу сказать, что европейские организаторы очень ждут на старте советскую технику. Когда автомобильный клуб Монако узнал, что мы готовим “Москвичи”, нас завалили просьбами прислать фотографии и подробности, потому что “Москвичи” наконец возвращаются на старты ралли! То же самое было и в 2019 году по поводу 21-х “Волг”. Когда мы первый раз привезли “Волги” с 4-цилиндровыми моторами, то это был абсолютный фурор. Журналисты бегали вокруг, фотографировали, просили открыть капот и т. д. И после соревнования была опубликована большая статья, посвященная пяти лучшим автомобилям ралли, где “Волга” стояла на втором месте после какого-то крайне редкого автомобиля, выпущенного количеством в два десятка экземпляров».
Интересно, что вся эта красивая история с нашими «Волгами» на Историческом ралли Монте-Карло начиналась с не менее красивого вступления. В 2017 году Ивану Падерину посчастливилось приобрести уникальную машину — ГАЗ-21 1964 года, которая проехала ралли Монте-Карло 1965 года с Вячеславом Мосоловым за рулем и Геннадием Добровольским в штурманском кресле.
Именно эта машина и стала той своеобразной искрой, которая эмоционально воспламенила всю дальнейшую историю участия в RMCH.
«Мне повезло найти и купить личную “Волгу” Вячеслава Мосолова, на которой он выезжал на ралли Монте-Карло», — рассказал Иван Падерин. — «Несколько лет спустя после участия в ралли он выкупил эту “Волгу” у завода в личное пользование, и ее внутренние поверхности даже сохранили все потертости: от каркаса, от штурманских приборов. На ней стояла экспериментальная 24-я коробка, т. е. ручка была уже в полу — об этом нам позже рассказал механик Мосолова, и действительно: под ковром я обнаружил аккуратную заплаточку. После того как он ее выкупил, ее “гражданили” до стандартной комплектации прямо в экспериментальном цехе, и ездил он на ней потом еще порядка 40 лет. Понятно, что все импортное и экспериментальное оборудование было снято и использовано потом в других местах».
«Самое интересное, что эту машину никто не покупал: было видно, что она многократно пересобиралась, вся в дырочках, и была сделана из тонкого прокатного железа. Если нажать на крылья или крышу, они начинают буквально “играть”, а люди воспринимали это как “колхоз”. Только на этих листах конструкторы смогли выиграть до 50 кг веса. Если Стасис Брундза в свое время опускал металлические детали в кислоту, чтобы снизить вес, то тут был уже готовый прокат, но не 8 мм, а 6,5».
«В архивах завода мы нашли крайне интересные отчеты и путевые заметки наших гонщиков о том, как они ездили на ралли Монте-Карло. Например, о том, какие детали нужно поменять, чтобы улучшить результаты. Или нашли отчет Геннадия Добровольского — штурмана-механик Мосолова — за 1964 год, где он пишет, что они попали в сложные обстоятельства, т. к. многоуровневые развязки и многополосные дороги, латинские буквы — все это мешало быстро ориентироваться на местности. Плюс резина неподходящая, мало скоростей в коробке, вес слишком большой, нужны технички… Все это он написал. Очень скоро, в 2022 году, выйдет книжка, где все эти документы будут опубликованы».
Российские экипажи в историческом зачете стартуют из Реймса в ночь с 27 на 28 января. Старт зачета «Классика» будет дан 31 января из Валанса. Общий финиш состоится 2 февраля на набережной принца Альбера в Монако.