Очередная ракетная атака хуситов на Саудовскую Аравию, являющаяся ответом на военную операцию Саудовской коалиции в Йемене в 2015 году, привела к грандиозному пожару на нефтебазе компании Aramco, расположенной в девяти милях от автодрома Jeddah Corniche Circuit. Aramco — титульный спонсор команды Aston Martin и один из партнеров Гран-при, и уже не первый раз страдает от атак дронов, в том числе и в этом году, но в этот раз атака выполнила свои задачи и привлекла внимание к происходящему.
Вечерние кадры с языками пламени и клубами дыма и на их фоне мчащиеся машины Формулы 1 обошли все мировые СМИ и привели к долгому обсуждению в паддоке чемпионата относительно необходимости отменить гонку.
Вторая практика началась с 15-минутной задержкой, но по ее завершении руководство Формулы 1, FIA, боссы команд и сами гонщики собрались в одной из зон паддока и провели целый ряд совещаний относительно продолжения уикенда. Несколько раз в течение вечера, а затем и ночи новый президент FIA Мохаммед бен Сулайем и президент Формулы 1 Стефано Доменикали выходили к прессе и сообщали, что принято решение продолжать Гран-при, однако пилоты не расходились и продолжали обсуждение.
Со стороны промоутеров и руководства чемпионата неоднократно звучали фразы о том, что продолжение Гран-при безопасно. Так, бен Сулайем сообщил, что хуситы «целятся в объекты инфраструктуры, а не в гражданских и, конечно, не в гоночный трек. Мы проверили факты и получили заверения на самом высоком уровне, что это место безопасно. Давайте продолжим гонки».
Затем к нему присоединилось и руководство команд. Так, например, Гюнтер Штайнер сообщил представителям СМИ, что "Правительство нас уверило, что гоняться здесь безопасно. Лично я чувствую себя здесь абсолютно безопасно. Иначе бы меня здесь не было». Однако гонщики разошлись только уже ближе к четырем утра, приняв в итоге решение выйти на старт гонки.
После этого в мировых СМИ появились любопытные комментарии вроде следующего: «Тем не менее их(пилотов) убедили продолжать гонку после очередной информации, предоставленной боссами команд. Часть этой информации касалась возможных последствий решения не выступать в ГП, в том числе насколько легко командам и пилотам будет покинуть страну, если гонка не состоится».
За примерами возможных «наказаний» далеко ходить не надо. Похожая ситуация уже произошла в Саудовской Аравии в 2019 году, когда порядка 200 человек из Мировой ассоциации по рестлингу насильно удерживались в Эр-Рияде, после того как босс шоу отменил выступление из-за невыплаченных гонораров. Тогда людей высадили из самолета и продержали на солнцепеке шесть часов прямо на аэродроме, сорвав их следующее шоу в США.
Происходившее лучше всего описал Себастьян Феттель, который вообще не прилетел в Джидду из-за того, что не смог получить отрицательный тест на ковид: «Сложно оценивать уровень независимости, если вы работаете за зарплату… Вопрос в том, насколько смелым вы можете быть, если вас приглашают за деньги». Добавлю: и если за спиной стоит целая армия желающих занять твое место.
На такой конфигурации гоняться очень опасно
В превью этапа мы уже рассказывали, что, исполняя пожелания пилотов, организаторы Гран-при Саудовской Аравии внесли ряд изменений в конфигурацию трассы, дабы сделать ее более безопасной. Однако большое количество аварий в прошедшие три дня демонстрирует, что предпринятых усилий оказалось недостаточно. В обоих чемпионатах — Formula 2 и Formula 1 — прошедших в Джидде, произошло большое количество инцидентов, в том числе и весьма серьезных, которые подтверждают: трек надо перестраивать.
В пятничной тренировке Формулы 2 авария турецкого пилота Джема Белюкбаши и затем авария Мика Шумахера в квалификации Формулы 1, к счастью, обошлись без серьезных травм, хотя Белюкбаши врачи и не допустили к гонкам из-за полученного сотрясения мозга. Две аварии Николаса Латифи в квалификации и в гонке также закончились благополучно. Но опасные «бублики» и «слепые» из-за ограждений повороты городской трассы в какой-то момент могут привести к печальным последствиям. Пассивная безопасность машин Формулы 1 сейчас находится на высоте, но разорванный на две части автомобиль Haas, из которого вынули Мика Шумахера, напоминает остатки машины той же команды после аварии Грожана в Бахрейне, и наводит на неприятные размышления.
Свое мнение относительно трека и особенно поребрика в десятом повороте, который спровоцировал аварию Шумахера, высказали некоторые пилоты.
«Некоторые участки на этой трассе очень опасны. Есть места, где можно на полной скорости врезаться в ограждения, это крайне опасно. Даже прямики не идеальны, к тому же есть и “слепые” зоны. Я не понимаю, зачем это сделано», — сообщил Макс в интервью одному из голландских СМИ.
К нему присоединился и Ландо Норрис: «Я думаю, с учетом новых машин и скоростей, на которых мы гоняемся, не должно быть столь агрессивных поребриков, как в десятом повороте. Хуже всего, что он расположен под углом и закругляется — любая ошибка приведет к серьезной аварии, в чем мы убедились уже дважды».
Зрители могут сказать, что именно такие трассы им и интересны, а пилотам платят за то, чтобы они рисковали жизнью, но когда сам садишься за руль, приоритеты меняются.
Граунд-эффект приведет к новым авариям
Специалисты утверждают, что аварии в Джидде являются результатом сочетания нескольких факторов: непроработанности новых машин, наличием опасных элементов на трассе и последствиями граунд-эффекта.
Еще в прошлую эпоху граунд-эффекта автомобили становились слишком нервными и непредсказуемыми, когда из-за подпрыгивания на неровностях под днищем машины исчезало разрежение. Сейчас машины стали более безопасными, но связь между причиной и следствием не нарушена. В каких-то ситуациях к этому приводит ошибка пилотирования, но конструкции трасс в новом сезоне при новом регламенте должны учитывать поведение автомобилей и не провоцировать аварийные ситуации. Считается, что запрет на использование граунд-эффекта в прошлом помог сократить число аварий. Поговорим об этой эпохе в одном из следующих материалов.
Квалификация преподнесла сюрпризы
Из-за вышеупомянутой аварии Мика Шумахера, эвакуации машины и пилота и восстановления трассы квалификация растянулась более чем на два часа и заняла времени даже больше, чем сама гонка. Но сюрпризы начались уже в первом сегменте.
Сначала в барьеры безопасности улетел Николас Латифи, но для его автомобиля это закончилось без столь серьезных последствий, как для Haas. Затем, подскочив на «бублике», не сумел поймать машину Мик. В аналогичных ситуациях позже побывали Эстебан Окон и Фернандо Алонсо, однако более опытные пилоты сумели удержать свои Alpine на трассе и не допустить аварий.
Главным сюрпризом квалификации стал вылет Льюиса Хэмилтона в первом сегменте квалификации: британец показал лишь 16-е время. В субботу вечером Хэмилтон сообщил, что сам виноват в таком результате, т. к. в настройках «свернул не туда», и рассказал о том, что, возможно, команда нарушит правило закрытого парка и проведет дополнительную работу с машиной, в этом случае гонщик Mercedes будет стартовать с питлейна. Однако в итоге этого было решено не делать, и Льюис вышел на стартовую решетку 15-м после схода Шумахера, в то время как Джордж Расселл стартовал шестым.
Еще за минуту до окончания третьего сегмента таблицу результатов возглавляли две Ferrari, и поул был у Шарля Леклера, но последний круг Серхио Переса на новом комплекте мягких шин привел к первому в карьере поулу мексиканского пилота, отодвинув Ferrari на вторую-третью позиции. Для Макса Ферстаппена квалификация закончилась на четвертом месте, после чего нидерландский пилот раскритиковал команду за ее подход: «Первый комплект шин в третьем сегменте был ужасным, пилотировать было очень сложно. В первых сегментах все работало, но финал был ужасен. Нам нужно обратить на это внимание. Я недоволен».
По итогам квалификации пятое место занял Эстебан Окон, шестым стал Джордж Расселл. Замкнули Топ-10 Фернандо Алонсо, Валттери Боттас, Пьер Гасли и Кевин Магнуссен. Отдельно надо отметить, что разница между результатами Расселла и Гасли составила 0,15 секунды!
Mercedes катастрофически отстает
Уикенд в Саудовской Аравии только подтвердил то, что уже продемонстрировали тесты и гонка в Бахрейне: Mercedes испытывает серьезные технические проблемы и пока не может вступить в сражение с Ferrari и Red Bull.
Даже если взять лучший результат в квалификации, отставание от лидера все равно составляет почти секунду, а в гонке это стабильно пятый и шестой результаты. Как сказал Джордж Расселл, если «при отставании от лидеров в секунду, мы все еще пятые и шестые, значит, нам крупно повезло».
В трансляции этапа мы видели, как подпрыгивает их машина на прямых, однако те же проблемы испытывают и Ferrari. Эксперты сообщают, что одной из причин отставания немецкой команды могут быть сложности с адаптацией двигателя под новое топливо, которые испытывают также и клиентские команды. Сам Mercedes дает пока только общие комментарии, сообщая, что проблем на старте этого сезона намного больше, чем год назад, но они стараются сократить список и не теряют веры в результативность действий.
До следующего этапа у команды есть еще достаточно времени, чтобы решить часть проблем и сократить отставание.
Проблемы есть у всех, кроме Ferrari?
Пока Ferrari — единственная команда в паддоке, кто не столкнулся с проблемами технического характера.
За два прошедших этапа от тех или иных сложностей страдают все гоночные коллективы. Последнее серьезное обновление регламента происходило еще в 2014 году, и с этого момента машины были крайне стабильны технически, а их количество на финише гонки мало отличалось от стартовой решетки. Сейчас мы видим множественные проблемы, связанные не только с перекомпоновкой шасси и аэродинамики, но и с переходом на новое топливо.
Двойной сход Red Bull в Бахрейне полностью лишил команду очков в обоих зачетах, из-за проблем с топливной системой, а затем и с трансмиссией пропустил этап в Джидде Юки Цунода. Проблемы с силовой установкой произошли в финальной части гонки у Фернандо Алонсо и Даниэля Риккардо. Валттери Боттас также сошел из-за механических проблем.
В тренировочных сессиях проблемы преследовали и Кевина Магнуссена — сначала с гидравликой, затем и с силовой установкой. Отставание Aston Martin и Williams от остального пелотона и вовсе пока является неразрешимой проблемой.
Показательным является и количество машин на финише гонки. Из 18 стартовавших финишный флаг увидели лишь 13. Обидно было видеть среди сошедших Валттери Боттаса и Фернандо Алонсо, которые боролись за высокие позиции и могли финишировать в хороших очках.
У Alfa Romeo проблемы не только с машинами
После Бахрейна глава инженерной службы Ксеви Пуджолар отметил, что обе машины испытывают затруднения со сцеплением во время старта, но к Джидде с этими сложностями, судя по всему, разобрались. Тем не менее за десять кругов до финиша на машине Валттери Боттаса возникла другая проблема — с охлаждением, из-за чего температура двигателя стала расти. Было принято решение досрочно закончить гонку, чтобы сохранить двигатель, и команда лишилась хороших очков.
Однако совсем другая история произошла с Гуанью Чжоу, который лишился очков из-за запоротого пит-стопа. Во время гонки Гуанью получил штраф в пять секунд за обгон Алекса Албона за пределами трассы и невозврат позиции. Отбыть этот штраф пилот Alfa Romeo должен был во время пит-стопа до того, как с машину начнут обслуживать, но на пит-стопе произошла странная ситуация. Механик поднял машину домкратом, что считается началом работы, до того, как гонщик отбыл наказание. Затем механики выждали пять секунд и обслужили автомобиль, но, по правилам, штраф засчитан не был, и в итоге Гуанью Чжоу получил еще штраф проездом по питлейну. В совокупности Гуанью потерял на этом порядка 30 секунд.
Если посмотреть в таблице результатов гонки, то от шестой строчки его отделяет менее 30 секунд, а это значит, что он мог финишировать намного выше.
Ferrari научились стратегии, а Mercedes все еще нет
Одним из самых красивых стратегических моментов в гонке стала история с отказом от пит-стопа у Шарля Леклера перед самым выходом автомобиля безопасности после аварии Латифи на 16-м круге гонки. Механики Ferrari вышли на питлейн, спровоцировав тем самым пит-стоп для Серхио Переса: уловка, на которую попался Red Bull.
Еще во времена Чарли Уайтинга FIA предупреждала, что будет наказывать за фальшивые пит-стопы, но затем эта тема была замята, а конкуренты и после этого пользовались подобными схемами, чтобы заставить соперников ошибиться. Но в данном случае сложно обвинить Ferrari в намеренной провокации: похоже, что они просто скомандовали Шарлю действовать в противовес Пересу, в чем очень помогает вторая позиция на трассе.
Впрочем, сложно предположить, чем бы все закончилось, не окажись на трассе автомобиль безопасности, который позволил совершить бесплатные пит-стопы обеим Ferrari и Максу Ферстаппену и отбросил Серхио Переса на четвертую строчку.
В отличие от соперников, Mercedes прибегли к альтернативной шинной тактике, начав гонку на самом жестком составе. Это обещало более длинный отрезок в начале гонки и затем ожидание сейфити-кара для проведения пит-стопа.
Стрелам повезло: на 38-м круге им был предоставлен такой шанс, когда Алонсо и Риккардо замедлились на последнем секторе перед въездом на питлейн и был включен режим виртуального автомобиля безопасности перед тем, как питлейн был закрыт. На размышления было дано несколько секунд, и Haas и Aston Martin успели зазвать и обслужить своих пилотов, а Mercedes не сумел среагировать так быстро. В итоге Хэмилтон, который к тому моменту уже поднялся на шестую позицию, был вынужден ждать пит-стопа до возобновления гонки, и это отбросило его на 12-ю строчку. За последние шесть кругов он успел совершить два обгона и финишировать в очках, но это был явно не тот результат, на который команда могла рассчитывать.
Новый регламент подарил нам много красивой борьбы
Мы видели фантастическое сражение между Максом и Шарлем на последних кругах гонки, в котором на этот раз победу одержал Макс Ферстаппен. Помогли этому не только возросшая эффективность машин Ferrari и высокий уровень самих пилотов, но и новый технический регламент, позволяющий вести более близкие сражения за позиции.
Ферстаппен и Леклер были не единственными гонщиками, следить за которыми было крайне увлекательно. В самом начале заезда мы наблюдали борьбу двух Alpine за шестую-седьмую позиции, затем были красивые обгоны в исполнении Хэмилтона, Магнуссена и Боттаса.
В целом первые два этапа сезона оставляют нас в предвкушении того, что мы сможем увидеть в последующих Гран-при и, конечно, хочется, чтобы в борьбу за подиум вмешались и другие команды. После устранения технических проблем и доработки машин это станет делом времени. Сделаем смелый прогноз и предположим, что уже к началу лета к Ferrari и Red Bull смогут присоединиться как минимум Mercedes и как максимум — Alpine и Alfa Romeo.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:24:19,293 | 219,481 | 1 |
2 | Ш. Леклер | Ferrari | +0,549 | 219,457 | 1 |
3 | К. Сайнс | Ferrari | +8,097 | 219,130 | 1 |
4 | С. Перес | Red Bull | +10,800 | 219,013 | 1 |
5 | Д. Расселл | Mercedes | +32,732 | 218,070 | 1 |
6 | Э. Окон | Alpine | +56,017 | 217,077 | 1 |
7 | Л. Норрис | McLaren | +56,124 | 217,073 | 1 |
8 | П. Гасли | AlphaTauri | +62,946 | 216,784 | 1 |
9 | К. Магнуссен | Haas | +64,308 | 216,726 | 1 |
10 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +73,948 | 216,319 | 1 |
11 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +82,215 | 215,971 | 2 |
12 | Н. Хюлькенберг | Aston Martin | +91,742 | 215,572 | 1 |
13 | Л. Стролл | Aston Martin | +1 круг | 214,470 | 1 |
14 | А. Албон | Williams | сход | 215,057 | 1 |
Лучший круг: Шарль Леклер (Ferrari) — 1:31,634 (48-й круг, 242,556 км/ч)
Шарль Леклер стал также пилотом дня по итогам ГП Саудовской Аравии.