Первые гонки Гран-при прошли в Австралии в 1928 году, правда, к «Большим призам» они были причислены позже, а в тот год назывались «100 Miles Road Race», или «100-мильная дорожная гонка». Организатором стал Викторианский клуб легких автомобилей (Victorian Light Car Club — по названию штата Виктория), а проведена она была на Филлип-Айленд, на трассе под названием Phillip Island Grand Prix Circuit.
Гран-при там проходил по 1935 год включительно, в 1940 году трассу закрыли на модернизацию, затем закрывали еще несколько раз (последний раз в 1988 году), но соревнования там проводятся по сей день, в том числе и мотогонки.
Интересно, что в те годы уже на Филипп-Айленде было два разных трека для автогонок и мотогонок, проложенных по дорогам общего пользования. Автомобильный трек представлял из себя прямоугольник протяженностью почти 10 км. В 1935 году в конфигурацию были внесены изменения: теперь это был треугольник общей длиной 5,330 км. В этом виде трек прослужил вплоть до конца 1938 года, но за последующие несколько десятилетий длина и конфигурация менялись несколько раз, пока наконец не пришли к действующему варианту. Сейчас это полноценная гоночная трасса неправильной формы с 12-ю поворотами и длиной почти 4,5 км, лицензированная по категории FIA Grade 3.
В далеком 1928 году первым победителем Гран-при Австралии стал Артур Уэйт на автомобиле Austin 7, выиграв во второй из двух гонок с лучшим временем соревнования в 1 час 46 мин и 40 секунд. Победитель первой гонки уступил ему почти четыре минуты. Участники гонок не повторялись.
После того как в 1935 году Большие призы покинули Филлип-Айленд, больше они туда не возвращались. До того момента, как в 1984 Формула 1 уже приехала в Австралию в статусе «чемпионата мира Формулы 1», гонки там проводились на более чем 20-ти различных трассах, в том числе и в Альберт-Парке впервые в 1953 году. Тогда победу одержал Дуг Уайтфорд на автомобиле Талбот-Лаго. Вообще же победителями в австралийских гонках были и Стирлинг Мосс, и Брюс Макларен, и Джек Брэбэм, и Грэм Хилл, и Джеки Стюарт, и Джим Кларк, и многие другие знаменитые пилоты прошлого столетия.
Первый Гран-при Австралии чемпионата мира Формулы 1 в 1985 году приняла Аделаида — также городская трасса длиной 3780 метров. Формула 1 приезжала сюда на протяжении 11 лет, вплоть до 1995 года включительно, а затем окончательно перебралась в Альберт-парк. Первой командой, одержавшей победу в Альберт-Парке, стала Williams, а гонщиком — Деймон Хилл. Пока это их единственная победа здесь в ГП Формулы 1.
Весной 2021 года организаторы ГП Австралии опубликовали новую конфигурацию трассы в Альберт-Парке, которую предполагали задействовать уже осенью того же года: весенний Гран-при ожидалось провести в Австралии в ноябре. Однако гонку вновь отменили — и все по тем же причинам: пандемия коронавируса. До последнего момента было непонятно, состоится ли она в 2022-м. Однако в календарь Гран-при был внесен, и никаких заявлений от промоутеров об отмене больше не поступало.
Из существенных изменений на трассе можно отметить исчезновение шиканы в девятом-десятом поворотах, которую заменили скоростной дугой. Также несколько поворотов было расширено (первый, третий, шестой и пр.), что помогло поднять скорости их прохождения, теперь, например, расчетная скорость прохождения шестого поворота возросла со 150 км/ч до 220 км/ч. 13-й поворот, который теперь стал 11-м, слегка распрямили. Последний поворот также был расширен, а его изгиб отрегулирован для прохождения его по разным траекториям.
Если подвести общий итог, то семь поворотов были изменены, а два полностью удалены, в результате чего общее количество поворотов уменьшилось до 14, а трасса сократилась на 28 метров (до 5275 метров).
Все это вместе позволило также увеличить среднюю скорость прохождения круга на 15 км/ч до 251 км/ч (это даже выше, чем на городской трассе в Джидде, и выше, чем в Монце). При этом максимальную скорость обещают в 330 км/ч (в Джидде, например, в этом году было зафиксировано 338 км/ч у Серхио Переса). Ожидается, что время круга сократится примерно на 5 секунд.
Также стоит отметить, что был расширен питлейн (на 2 метра), благодаря чему теперь скорость там увеличилась с 60 км/ч до 80 км/ч.
Новая конфигурация также дала возможность организаторам установить четыре условные зоны DRS (на самом деле две, если судить по точкам детекции, но поскольку в шиканах использование DRS запрещено регламентом, то две длинные зоны разделили на четыре). Такое их расположение позволит позади идущему гонщику сначала догнать, а затем и обогнать соперника, а вот тот, кого обогнали, вернуть позицию сразу же уже не сможет, если только впереди него не было еще одного пилота на дистанции менее одной секунды.
Тем не менее, несмотря на увеличение дистанции зон DRS, предполагается, что в Альберт-Парке мы не увидим столь яркую борьбу, какую показали нам в Саудовской Аравии Леклер и Ферстаппен, и причин тому несколько.
Первая состоит в том, что Альберт-Парк никогда не был обгонной трассой. Например, в 2019 году здесь зафиксировано всего десять обгонов: три обычных и семь с помощью DRS. В 2018-м их было и того меньше: всего пять (из них четыре с DRS).
Вторая причина в том, о чем мы говорили выше: между спаренными зонами нет точек детекции.
Третьей причиной (и косвенным доказательством) можно назвать и тот факт, что введение третьей зоны DRS на трассе в прошлом не привело к увеличению обгонов. Скорее всего, так произойдет и в этот раз. Но пилоты получат лучший шанс это сделать.
Асфальт на трасс Альберт-Парка был полностью заменен, что, по идее, должно сгладить многочисленные неровности.
Pirelli оценили возможности нового трека по шинам и определили сцепление как низкое (два балла из пяти), а износ шин как умеренный.
Изначально трасса вообще будет очень скользкой («зеленой) из-за нового асфальта, а отсутствие формульных серий в качестве гонок поддержки не поможет получить резиновый накат. Однако прогресс по сцеплению будет быстро развиваться и к старту гонки достигнет нормального уровня.
Торможение и боковые нагрузки Pirelli определяют как средние, при этом общая нагрузка на шины снова составляет три балла из пяти.
В этом году итальянцы привезут в Австралию шины с шагом между средним и мягким составами: С2, С3 и С5. Для предыдущего Гран-при 2019 года были выбраны составы C2, C3 и C4.
Предполагается, что составы C2 и C3 будут использованы в основном во время гонки, а вот С5 команды задействуют для квалификационных заездов. Проблема в том, что им придется искать некий компромисс в настройках на квалификацию и на гонку, ведь после субботней квалификации менять настройки уже не разрешается.
Даниэль Риккардо, Австралия, пилот Формулы 1, команда McLaren:
«Не приписываю себе заслуг, но пару лет назад я принимал участие в переговорах насчет модернизации трассы, когда было решено, каким образом сделать гонки интереснее. Это всегда был веселый трек, но, к сожалению, в гонке было немного сложно обгонять из-за конфигурации и характера трассы. Сама идея заключалась в том, чтобы ее слегка распрямить и дать возможность больше обгонять. И сделать таким образом воскресную гонку более захватывающей. В этот раз в Мельбурне вы увидите, что все может быть совсем по-другому!».
Оскар Пиастри, Австралия, чемпион Формулы 3 2020 года и Формулы 2 2021 года, резервный пилот команды Alpine:
«Новая конфигурация явно будет намного быстрее прежней. Не знаю, сколько снимут с времени круга, но я проехал трассу на симуляторе, и это значительно быстрее. Последний сегмент, где убрали шикану, теперь представляет собой длинную прямую, заканчивающуюся правым поворотом. Там могут происходить интересные обгоны, а машины будут бороться на очень высоких скоростях. Это будет захватывающе. Я думаю, что внесенные изменения очень подойдут новым автомобилям».
Пятница, 8 апреля
06:00 — Первая сессия свободных заездов.
09:00 — Вторая сессия свободных заездов.
Суббота, 9 апреля
06:00 — Третья сессия свободных заездов.
09:00 — Квалификация.
Воскресенье, 10 апреля
08:00 — Гран-при Австралии.
Количество кругов: 58. Гоночная дистанция: 305,95 км.