Как выиграть в ралли: в гостях у Skoda Motorsport на этапе WRC
15.11.2018 | 3200 просмотров

Как выиграть в ралли: в гостях у Skoda Motorsport на этапе WRC

Автор: Мария Мельникова
Фото автора и Skoda Motorsport
Источник: Drom.ru

Как мы представляем себе ралли? Пыль, камни, песок, асфальт, узкие дорожки, обложенные со всех сторон зрителями, или — наоборот — заключенные между скалой и обрывом, летящие в клубах пыли автомобили, прыгающие на трамплинах, вылетающие с трассы, кувыркающиеся через крышу, сумасшедшие фанаты, ради 30 минут зрелища приезжающие на точку за несколько часов до начала, крики восторга или разочарования и рев моторов. Обязательно нужен рев моторов.

Так ли это происходит на самом деле или воображение разыгралось слишком бурно, и ралли — это иначе? Проверить это представилась возможность на предпоследнем этапе WRC сезона 2018 — Rally Cataluña — вместе с командой Skoda Motorsport.

Ралли, как и Формула 1, это прежде всего атмосфера. Сидя на трибунах автодрома или стоя на одном из СУ, можно увидеть лишь короткий сектор трассы, где проезжают автомобили, остальное пройдет мимо. К тому же на ралли нет мониторов с трансляцией, которые дополнят происходящее с места событий. Интернет никто не отменял, но это никак не может компенсировать общее ощущение от происходящего. Так почему же столько зрителей приезжает посмотреть эти гонки? Потому что гонки на самом деле это лишь небольшая, хотя и очень важная составляющая всего действа, а люди приезжают сюда отдохнуть и получить эмоции.

Ралли «Каталония»

С погодой нам повезло только в первый день, пятницу, когда было тепло и солнечно. Затем началось похолодание, стали сгущаться тучи и пошел мелкий дождь. В пятницу мы успели побывать всего на двух спецучастках, но впечатлений было предостаточно. И хотя никаких аварий на наших глазах не происходило, эмоций от невероятно быстрых и красивых проездов головы пелотона мы получили сполна.

Удача решила нам улыбнуться: за три дня мы посмотрели мастер-классы от самых известных раллистов планеты. На ралли «Каталония» вновь приехал Себастьен Леб после того, как побывал на ралли «Мексика» и ралли «Корсика» на Citroen C3 WRC. В отличие от южноамериканского и французского этапов, ралли «Каталония» он выиграл, и во многом за счет тактики по использованию шин в воскресенье. Огромное количество норвежских флагов приветствовали на каждом спецучастке Петтера Сольберга на VW Polo, уже несколько лет как перешедшего в чемпионат мира по ралли-кроссу.

Кстати, Сольберг принял участие в ралли «Каталония» для красивого дебюта нового Polo GTI R5, чья премьера состоялась в Испании, и особых спортивных задач перед ним не ставилось. Кен Блок, которого также встречали воплями восторга, закончил свое выступление в первый же день, попав в аварию вечером в пятницу.

Петтер Сольберг

Так что «старички» оттянули на себя максимум внимания и немного подпортили чемпионат для действующих пилотов — Себастьена Ожье, который не смог победить Леба, и Тьерри Невилля, который после пробитого колеса смог стать в Испании лишь четвертым. Свой спор за победу в сезоне они будут решать в ближайшие выходные на ралли «Австралия», и к ним присоединится и эстонец Отт Тянак, хотя его отставание от лидера уже стало довольно существенным.

Что же касается зачета WRC2, то его победитель определился за несколько этапов до финиша сезона: пилот команды Skoda Motorsport Ян Копецки досрочно завоевал чемпионский титул еще в сентябре на Ралли «Турция». Вот так в одну калитку Skoda Motorsport в этом году в очередной раз взяла все награды в WRC2, так как второе и третье места в сезоне тоже достались ее пилотам.

Skoda Motorsport — немного рассказов из прошлого

«Шкода Моторспорт» — одна из самых старых гоночных команд, и ныне здравствующих в современном моторспорте. Свою историю они ведут с 1901 года, соревновались как в кольцевых гонках, так и в ралли, принимали участие в установлении рекордов скорости.

Свой путь в ралли «Шкода» начала в 60-е годы прошлого века с моделями Octavia и 1000MB, которые затем модифицировались в модели 110, 120 и 130. Затем, в 70-е годы, появилась 130 RS, и 130LR в середине 80-х.

Skoda 130RS

В 1999 году Шкода впервые приняла участие в чемпионате мира по ралли с автомобилем Skoda Octavia WRC, и в этом же сезоне они набрали первые очки на ралли Великобритании. Нельзя сказать, что последующие шесть сезонов были для чешской гоночной команды слишком успешными — однако почти всегда их экипажи финишировали в очках, а постоянная работа над совершенствованием автомобилей давала свои результаты.

Skoda Octavia WRC на ралли Швеции, 2001 г.

А в 2004 году за гоночную команду Skoda Motorsport впервые выступил молодой чешский пилот Ян Копецки — что характерно, как раз на ралли «Испания».

Вообще за свою долгую историю Skoda Motorsport может коллекционировать имена знаменитых гонщиков, выступавших под ее знаменами: Колин МакРей, Микко Хирвонен, Тони Гардемайстер, Маттиас Экстрем — и многие другие. Но в конце сезона 2005 года команда объявляет о том, что покидает WRC, хотя и продолжает поддерживать частные команды и пилотов.

Микко Хирвонен на ралли «Япония», 2005 г. Автомобиль — Skoda fabia WRC

В ралли «Шкода» вернулась только в 2008 году в Интерконтинентальный Ралли Челлендж (IRC) с новой версией Skoda Fabia — Super 2000, и вместе с верным Яном Копецки, которого подписали в качестве пилота на сезон-2009 параллельно с Юхо Хянинниненом. Именно Хяннинен и принес Skoda Motorsport первую победу — на ралли «Россия» в Выборге, а следом за ним отличился и Копецки, победив в Чехии и Испании и заняв вторую строчку в финальной таблице сезона. Интересно, что именно в IRC в своем время выступали такие пилоты, как Микко Хирвонен, Тьерри Невилль, Себастьен Ожье и даже Нассер Аль-Аттия.

Юхо Хяннинен/Микко Марккула и Ян Копецки/Петр Стары на ралли «Россия»-2009. Автомобили Skoda Fabia S2000

С этого момента началось восхождение Skoda Motorsport как команды в мировых соревнованиях по ралли, и уже к финалу сезона IRC 2012 года она стала самой успешной командой, одержав победы в 2010, 2011 и 2012 годах. Ну а когда в 2013-м IRC объединили с чемпионатом Европы по ралли, Skoda продолжила свои выступления и там — и весьма успешно.

В 2015 году Skoda Motorsport заявились в чемпионат мира по ралли в категории WRC2 вместе со своей новой Fabia R5, завоевали первый титул в 2016-м с финским пилотом Эсапеккой Лаппи, а в 2017-м — второй со шведом Понтусом Тидемандом. В 2018-м титул команде привез экипаж Яна Копецки и Павела Дреслера.

Эсапекка Лаппи/Йанне Ферм на ралли «Финляндия»-2015. Автомобиль — Skoda Fabia R5

Сезон мечты

2018 год стал для Skoda Motorsport настоящим сезоном мечты. Началось все с ралли «Монте-Карло», где команда выставила единственный экипаж Копецки/Дреслер, и парни сразу же завоевали победу. Калле Рованпера, самый юный пилот команды, которому на тот момент еще не было 18 лет, выступал в Монте-Карло за другую команду, но тоже на Skoda Fabia R5, и стал вторым в зачете RC2. Кстати сказать, у Калле в тот момент еще не было водительских прав, и на перегонах по дорогам общего пользования за руль машины садился его штурман Йонне Хальттунен. И так вплоть до 1 октября, когда Калле исполнилось 18!

На следующем этапе ралли Швеции на старт вышло два других экипажа заводской команды — Понтус Тидеманд/Йонас Андерссон и Оле Кристиан Вайби/Стиг Руне Скьярмоэн, финишировавшие вторыми и третьими.

Все остальные этапы так или иначе приносили команде победы или подиумы, но самым захватывающим стало ралли «Турция», где на старты вышли сразу два претендента на титул в сезон WRC2 — Ян Копецки и Понтус Тидеманд. В то время как Тидеманд стремился защитить свой прошлогодний титул, Копецки мечтал завоевать первый. Чех был быстрее на первых СУ, но затем оба автомобиля получили проколы и остались без запасных колес, и это стоило им приличного отставания. Но если для Копецки все сложилось довольно благополучно, и к финалу этапа он смог отыграть упущенное время, то Тидеманд получил скрытые повреждения подвески и был вынужден сойти.

Калле Рованпера впервые одержал победу в Уэльсе, сделав себе отличный подарок на день рождения, а вторую победу 18-летний парень сумел одержать на наших глазах в Испании, куда Skoda Motorsport и Ян Копецки приехали уже состоявшимися чемпионами.

При этом сам Копецки ехал в полную силу:

— По большому счету можно уже не упираться, и даже если сойдешь — не произойдет ничего страшного, — сказал Ян Копецки после финиша, — но это же спорт, и всегда хочется побеждать!

Калле Рованпера, которого хочется называть Ралли Кованпера…

…просто потому, что 18-летний парень побеждает и признается: ралли — это его жизнь.

Победа в Испании стала для Калле Рованпера и Йонне Хальттунену второй подряд в течение одного месяца следом за ралли Великобритании, а это значит, что на горизонте мирового ралли восходит новая яркая звезда!

Калле Рованпера в команде любят все. Это его первый сезон вместе с заводской командой Skoda Motorsport, и он уже успел зарекомендовать себя с лучшей стороны.

— Амбициозен? — переспрашивает меня руководитель команды Павел Хортек, когда я задаю ему вопрос про Калле. — Это слово не сможет даже отразить степень его амбиций! Я могу сказать, что несмотря на то, что у нас в команде было довольно много молодых пилотов, такого таланта, как Калле, еще не было. Лучшим у нас был Лаппе Эсапекка. Он выступал за нас пять лет, пришел, когда ему было 22 года, а сейчас он гоняется за Toyota. Но Калле намного сильнее. Это самый большой талант, который мы встречали. Возможно, не в следующем году, но очень скоро он станет чемпионом мира. Я в этом уверен.

Про Калле говорят, что он очень много учится, на лету перенимает у Яна все приемы, сразу после гонки идет в шатер к инженерам и долго изучает с ними данные телеметрии, чтобы понять, где и как можно улучшиться. И это явно приносит плоды: финиши за пределами подиума на старте года к концу сезона переросли в две победы.

Глава Skoda Motorsport Михал Храбанек рассказал нам, что у них с Калле был взаимный интерес, с которого и началось сотрудничество.

— Мы знали о его таланте, наблюдали за ним и искали пилота на скандинавском рынке, к тому же мы хорошо знакомы с его отцом Харри Рованпера, который в свое время также выступал за Skoda Motorsport. С другой стороны, и Калле, и его менеджер также рассматривали Шкоду как очень известную команду, подходящую для молодых талантов. Так что мы встретились и очень быстро достигли соглашения. Мы очень довольны его результатами, они даже выше, чем мы ожидали. Сейчас понятно, что в следующем сезоне он будет выступать за нас в WRC2, но конкретные планы мы еще не обсуждали.

Калле не производит впечатление флегматичного финского парня — он много улыбается, живо отвечает на вопросы, но в ответ на поздравления со второй в жизни победой в WRC2 флегматично отвечает «спасибо», как будто ничего особенного только что и не произошло. И глядя на его феноменальные результаты, в голову приходит сравнение с еще одним гоночным вундеркиндом — Максом Ферстаппеном. Но если в Формуле 1 руководители команды Red Bull прямым текстом заявляют, что строят свою команду вокруг Макса, то Михал Храбанек тактично улыбается и качает головой, говоря, что у них в команде нет и никогда не будет стратегии деления пилотов на первого и второго:

— Мы предпочитаем командный дух и одинаковые условия для обоих пилотов, и эта наша стратегия всегда была очень выигрышной, и наши пилоты ее не просто понимают, но и полностью принимают. Так что мы планируем придерживаться ее и далее.

Автоспорт — это бизнес

Для компании Шкода участие в ралли — это возможность продавать большое количество своих автомобилей (не только гражданских, но и гоночных) и сотрудничать с клиентскими командами.

За два года Skoda продала 240 автомобилей Fabia R5, а число клиентских команд достигло сотни. По словам Михала Храбанека, это большой бизнес, который отнимает много времени. Глава Skoda Motorsport присутствует на всех этапах ралли, только полноценно следить за выступлением команды не успевает, ведь в его ведоме находится все — от переговоров с клиентами до маркетинга и пиара.

— Гонки — это возможность показать клиентам, что наши автомобили надежные, конкурентные и очень быстрые, — говорит пан Храбанек. — Мы на протяжении долгого времени инвестируем в технологии, поэтому вести с нами бизнес — это правильно. Подтверждением этому служит и тот факт, что большинство наших клиентов владеет больше чем одной машиной, и многие до того, как купить R5, владели Fabia S2000.

Базовая стоимость раллийной Fabia R5 составляет 189 тысяч евро, максимальная комплектация увеличивает стоимость до 230 тысяч (именно столько стоит автомобиль, выступающий за заводскую команду), но, по словам пана Храбанека, большинство клиентов останавливается на уровне 215–220 тысяч евро, что подразумевает оптимальную комплектацию.

Естественно, клиентские машины не только стоят дешевле, но и укомплектованы попроще, однако у каждого покупателя есть возможность докупить определенные запчасти — сразу или по ходу сезона — и довести комплектацию до требуемого уровня, например, установить другие колеса или другие сиденья. При этом, что особенно подчеркивают представители компании, двигатель и подвеска на клиентских автомобилях и автомобилях заводской команды полностью идентичны.

Интересно, что стоимость машин регулируется Международной Автомобильной Федерацией (FIA), и все автомобили от различных производителей (Skoda, Hyundai, Ford) стоят одинаково, чтобы все команды находились в равных условиях. При этом Skoda настаивает, что за два года они продали примерно то же число автомобилей, что и Ford за пять лет.

К сожалению, в планах Skoda нет перехода в старшую категорию WRC, по крайней мере в ближайшие два года: они сейчас находятся в середине пути по развитию проекта R5 и планируют и дальше продолжать эту историю, успешную как в плане коммерции, так и автоспорта. А совсем недавно они представили новую рестайлинговую версию боевой машины…

Skoda Fabia R5

Дизайнером Skoda Motorsport и дизайнером Skoda Fabia R5 стал Даниэль Петер, при этом ответственность за разработку новой машины лежала полностью на нем одном. Но больше всего удивил тот факт, что он же занимается дизайном и остальных составляющих гоночной команды: разрабатывает ливрею для машины, командную одежду и общий командный стиль, весь мерчендайзинг — тоже его работа. Ему же принадлежат эскизы различных постеров, наград, а также гостевых шатров, командных помещений и всего, что можно увидеть в результате его труда, однако Петер говорит, что работы было не так уж и много: новая решетка радиатора, новые фары и фонари, новый обвес.

Даниэль Петер

Дизайнер обращает внимание на колесные арки у актуальной машины, имеющие в своей форме острый угол, в то время как у остальных автомобилей они просто круглые. Он говорит, что эта деталь перекликается с кристаллическим дизайном гражданских автомобилей, созданных Йозефом Кабаном. Так что и гоночная машина получила свою острую грань.

В 2013 году Даниэль Петер получил установку от руководства компании на строительство Skoda Fabia R5, а главными пунктами стали два: 1) построить функциональную машину; 2) построить красивую машину.

Даниэль рассказал, что начал с чтения технического регламента, вслед за которым были созданы наброски и эскизы конструктивных элементов, на которые уже потом «навешивался» дизайн.

— За основу я взял элементы стандартной гражданской Fabia и занялся ее модифицированием: сделал шире, ниже, разработал спойлеры и антикрылья. После этого мы создали масштабную модель из специального пластилина и отправили ее в аэродинамическую трубу — потому что именно на мягкой пластилиновой модели очень просто внести нужные изменения. Затем проводились работы над силовой установкой, все это вместе адаптировалось, испытывалось и после этого уже шло в производство. Весь подготовительный период занял около года, и затем еще год, чтобы ее построить. В 2015 году мы ее уже презентовали, и это очень быстро, т. к. на гражданские автомобили в общей сложности уходит порядка четырех лет.

Как работает команда

Честно говоря, опыт общения с различными командами в топовых гоночных сериях приучил меня к тому, что журналисты вроде как и важны, но по большому счету до них никому нет дела: пусть смотрят, но главное, чтобы не мешались.

Примерно с таким чувством я приехала в Испанию и отправилась в техпарк, в зону команды Skoda Motorsport.

Интересно, что техпарк был расположен на территории рядом с Ferrari Land в Порт Авентуре. Это пространство вмещает в себя все возможные удобства — от зоны отстаивания перед финишем, зоны взвешивания и техинспекции до гостевых и ремонтных зон команд, сувенирных магазинчиков и зрительских площадок. Здесь же расположен и парк классических автомобилей, этап ралли для которых был совмещен с этапом WRC.

На большую часть территории вход возможен по аккредитации различных уровней, но и для зрителей предусмотрены интересные участки, где можно поглазеть на машины, команды и пилотов.

Самая крупная зона хоспиталити — у заводской команды Hyundai, выступающей в абсолютном зачете WRC: два больших сооружения в несколько этажей, магазин, зрительская зона и пр. Citroen и Toyota выглядят не менее богато.

Skoda, судя по скромному виду, явно приехала с другими целями: не поражать размахом, а побеждать в гонках. Ее территория состоит из сервисной зоны, палатки инженеров, столовой для персонала, гостевой столовой, открытой полянки со столиками и зонтиками, нескольких кабинетов, где работают и проводят встречи глава Skoda Motorsport Михал Храбанек и руководитель команды Павел Хортек, а также двух фур, где могут отдохнуть пилоты и штурманы.

Но самое приятное — это дружелюбие, с которым тебя встречают, и открытость, с которой общаются: пилоты, дизайнер, руководитель команды, даже глава всей компании готовы без проблем потратить на тебя свое время и рассказать о том, что тебя интересует.

Главная фишка ралли «Каталония» заключается в том, что это единственный этап чемпионата мира по ралли, в котором есть смешанное покрытие — гравий и асфальт. Все пятничные СУ проходят по грунтовым дорогам, но уже с субботы участники переходят на асфальтовое покрытие. Главная проблема — перестроиться не только пилотам, но и машинам.

— Гравийный СУ был довольно сложным, — рассказал Ян Копецки. — Скользкая, довольно медленная поверхность, постоянно изменяющаяся, «двигающаяся» под колесами дорога, завтра же станет иначе, надо будет быстро адаптироваться: машину опустят, поставят другие колеса, мы получим совершенно другие реакции на руле, так что для асфальта всегда необходимо включать голову, чтобы правильно ехать.

Стандартное время, отводимое на сервис, составляет от 10 до 30 минут, но в пятницу вечером команды получают 75 минут. Почему? Дело в том, что за это время механикам предстоит поменять на автомобиле практически всю подвеску. С каждой из машин работает по шесть механиков плюс один техник и еще один инженер, всего же на этап выезжает команда из 30 специалистов.

Если под так называемое гравийное покрытие используются 15-дюймовые колеса, то для асфальта — уже 18 дюймов, другие тормозные диски и суппорты. Меняются стойки, пружины, амортизаторы и все остальные сопутствующие детали подвески. Причем происходит это очень быстро: только и видишь, как забирают использованные детали и подносят новые, но в то же время и как-то… неспешно — настолько отточены движения у механиков.

За счет такого двойного покрытия ралли «Испания» оказывается и самым дорогим: всех запчастей приходится брать как минимум по два комплекта — и в двух вариантах.

По словам Павела Хортека, только тормозных колодок команда привозит с собой на этап не меньше 15 комплектов, потому что тормоза меняют практически на каждом сервисе, т. е. как минимум два раза в день на каждой машине. Кроме того, у них есть определенная таблица километража, сколько может служить каждая из деталей, и в зависимости от этого производят замену. И даже если лимит еще не исчерпан, но уже приближается к искомой отметке, то деталь идет под замену. Например, двигатель может служить не более 800 км спецучастков, после этого его нужно отправлять на ревизию.

Павел Хортек

База команды расположена в Млада-Болеславе, и 150 сотрудников компании занимаются не только непосредственно автоспортом, но и разработкой и созданием автомобилей, производством, изучают рынок, готовят машины для клиентов. Здесь же расположен крупный департамент продаж, маркетинговый и рекламный отделы и многое другое.

Что касается непосредственно ралли, то помимо перечисленных выше механиков, техников и инженера здесь работают дополнительно шеф-инженер, инженер по двигателям, электронике и инженер-настройщик.

В отличие от кольцевых гонок команда приезжает на место проведения соревнования уже во второй половине воскресенья за неделю до старта, перевозя все необходимое, включая боевые машины на двух или трех фурах. Понедельник занят предварительными тестами и строительством лагеря, а со вторника начинается непосредственная подготовка к ралли.

Начиная с понедельника и до второй половины среды технический состав команды работает с машинами, после чего автомобили отправляются на техинспекцию, а затем в закрытый парк, после чего с ними уже нельзя ничего делать.

Основной командный брифинг, когда команда собирается в полном составе, проходит перед стартом, все остальное общение строится уже по необходимости.

— Когда машины на трассе, мы в основном занимаемся тем, что следим за происходящим, — рассказал руководитель команды Павел Хортек. — Хорошо, если этап показывают по телевизору, потому что мы тогда в режиме реального времени понимаем, что происходит, и есть ли у машины какие-то проблемы. После каждого СУ экипаж общается с инженером, и если мы подозреваем, что с машиной что-то не так, мы заранее готовим запчасти для сервиса.

— Отличный пример — первый СУ, когда Калле не атаковал в своем обычном режиме, а ехал медленнее, чем предполагалось. Мы дождались финиша и по рации спросили Калле, что случилось. Калле сказал, что почувствовал проблемы, но визуальный осмотр результата не дал. Было предположение, что это проблемы с дифференциалом или амортизатором. Мы приготовили все детали на все случаи, когда он приехал, поменяли амортизатор, и все стало нормально.

Финиш

Несмотря на то, что и команда, и пилот досрочно стали чемпионами еще на предыдущих этапах, на финише в Испании вся команда встречала оба экипажа с объятиями и поздравлениями.

Этап был непростым, но оба экипажа с ним справились на отлично: Ян Копецки стал чемпионом, а Калле Рованпера одержал победу на этапе. Выстрелы шампанского, брызги, флаг Чешской республики, фото на память, интервью — и следом заботливо вытертые машины и дорога в центр города на подиумную церемонию и награждение победителей.

Для команды Skoda Motorsport испанский этап — последний в сезоне. В Австралию они уже не поедут: слишком дорогое удовольствие при отсутствии необходимости подтверждать титулы. Поэтому сейчас команда, ее руководители и пилоты уже начали строить планы на следующий год.

Ян Копецки провел с командой уже более 200 гонок, с удовольствием вспоминает свой опыт на Super 2000, Мечтает когда-нибудь сесть за руль автомобиля категории WRC, не мыслит своей жизни без ралли, но все же хочет иногда почаще бывать дома. Титул для него лишь промежуточный результат, своего рода поощрение для дальнейших свершений.

— Мы все — единое целое, — говорит Ян. — Мы вместе долгое время, впереди нас ждет прекрасное будущее. Ну а что будет происходить — жизнь покажет!

Фотобонус

Комментарии

  
Сообщений: 9015
Красавцы! Шкода легендарная марка!
12
1
Ответить
Дмитрий
Сургут
отличный позитивный материал
7
 
Ответить
Лыко
Пора менять регламент по замене агрегатов и увеличение ресурса двигателя
800 км и ремонт этт слишком. О какой рекламе надежности можно говорить?
 
3
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!