2024 год оказался чрезвычайно скуп на инновационные проекты в автобизнесе, потому что под них сейчас трудно найти финансирование. Инвесторов больше не привлекают революционные электромобили, солнцемобили и водородные суперкары — все это сегодня воспринимается как мечты вчерашних дней, разбившиеся о суровую реальность. Автомобильный мир постепенно возвращается к традиционным ценностям (возможно, временно), потому и подборка молодых компаний в этом году соответствующая — все они предлагают бензиновые модели, вдохновленные идеалами прошлого.
Nilu27: рецепт идеального суперкара от Саши Селипанова
Родившийся в Тбилиси, выросший в Москве, а ныне живущий в США автомобильный дизайнер Саша Селипанов (ранее работал в Volkswagen, Lamborghini, Bugatti, Genesis, Koenigsegg) основал вместе с женой Инной компанию Nilu27. Название Nilu образовано путем слияния имен дочерей супругов Селипановых — Ники и Люсии, а число 27 отсылает к номерам машин великих пилотов Формулы 1. Используя свой талант и опыт, Саша разработал среднемоторный суперкар своей мечты и намерен организовать его мелкосерийное производство.
Суперкар Nilu вдохновлен формульными болидами и ле-мановскими гоночными машинами 1960-х, поэтому у него нет электронных ассистентов водителя и множества настроек, а в салоне — сенсорных экранов и электроприводов, зато есть шикарный аналоговый щиток приборов и россыпь металлических тумблеров на потолочной консоли. В основе кузова лежит углепластиковый монокок, к которому спереди и сзади прикручены частично выставленные напоказ алюминиевые подрамники и рычаги подвески (пуш-род «по кругу»).
Инконелевый выпускной коллектор двигателя специально выведен наверх, чтобы им можно было любоваться как скульптурой. Дизайн кованых колес AppTech разработал сам Саша Селипанов, за их спицами видны мощные карбон-керамические тормоза Brembo. Сухая масса автомобиля — 1200 кг.
Двигатель для Nilu27 разработала новозеландская компания Hartley Engines — короткоходный 6,5-литровый атмосферный V12, выдающий 1085 л.с. при 11 000 об/мин и 860 Нм при 7000 об/мин. Коробка передач — 7-ступенчатая МКП итальянской компании CIMA, ведущие колеса — задние. До 100 км/ч суперкар Nilu разгоняется примерно за три секунды, максимальная скорость — 400 км/ч.
На фотографиях показан трековый вариант суперкара Nilu, поэтому не стоит удивляться, что у него нет фар. Трековый суперкар будет изготовлен тиражом 15 экземпляров, но запланирована и дорожная версия — ее выпустят тиражом 54 экземпляра. Цена и дата начала производства пока не объявлены.
Oilstainlab HF-11: очень легкий суперкар по мотивам Porsche со сменным двигателем
Проект Oilstainlab HF-11 близок по духу суперкару Nilu27, но исполнен иначе. Компания Oilstainlab тоже базируется в США, ее основали братья-близнецы Никита и Илья Бридан, выросшие в Канаде украинцы. Прежде чем запустить свое предприятие, братья Бридан выучились на автомобильных дизайнеров и работали в Acura, Cadillac, Genesis, Honda и Toyota. Их среднемоторный суперкар Oilstainlab HF-11 вдохновлен эстетикой классических моделей Porsche, но при этом не заимствует у них технику, она здесь полностью оригинальная.
Основу легкого кузова составляют углепластиковый монокок и металлические подрамники, заявленная снаряженная масса автомобиля всего 907 кг. Ажурная подвеска типа пуш-род на двойных поперечных рычагах спереди и сзади оснащена регулируемыми амортизационными стойками Öhlins, тормоза — дисковые, перфорированные, карбон-керамические.
Главной особенностью Oilstainlab HF-11 является съемный задний подрамник, к которому крепится силовая установка, она может быть бензиновой либо электрической.
Бензиновая силовая установка — сделанный с чистого листа 6-цилиндровый «оппозитник» с рабочим объемом от 4,6 до 5,0 л и мощностью от 650 до 1200 л.с. в зависимости от модификации, он работает в паре с классической 6-ступенчатой «механикой» либо 7-ступенчатой гоночной секвентальной коробкой передач, вся мощность передается на задние колеса через самоблокирующийся дифференциал.
Электрическая силовая установка — это два мотора совокупной мощностью 860 л.с. и состоящая из шести модулей батарея, полной зарядки которой хватит примерно на 550 км пробега.
Oilstainlab планирует изготовить лишь 25 экземпляров HF-11, финальная сборка будет происходить на фабрике канадской фирмы Multimatic.
Бензиновый Oilstainlab HF-11 будет стоить от 1,85 млн американских долларов, версия со сменными силовыми установками — от 2,35 млн долларов. Производство начнется в 2026 году.
Tuthill GT One: британская реинкарнация раритетного Porsche 911 GT1 из лихих 1990-х
Компания Tuthill Porsche из английского графства Оксфордшир специализируется на реставрации и рестомодинге классических моделей Porsche. В этом году Tuthill Porsche впервые заявила о себе как полноценный автопроизводитель и представила среднемоторный суперкар Tuthill GT One, вдохновленный гоночным Porsche 911 GT1 из 1990-х, на котором команда Porsche заняла два первых места в Ле-Мане 1998 года. Согласно тогдашним правилам омологации FIA, Porsche изготовила 25 дорожных экземпляров 911 GT1, а компания Tuthill решила как бы «переизобрести» дорожный Porsche 911 GT1 с поправкой на современные технологии и материалы.
Tuthill GT One выглядит гораздо элегантнее заточенного под гонки Porsche 911 GT1, но дух 1990-х в британском суперкаре бережно сохранен, в нем даже можно увидеть черты Jaguar XJ220. Конструкция здесь примерно такая же, как у двух предыдущих машин: углепластиковый кузов, подвеска типа пуш-род «по кругу» и карбон-керамические тормоза.
Весит суперкар около 1200 кг. За двухместным салоном установлен 4,0-литровый 6-цилиндровый оппозитный двигатель, выдающий более 500 л.с. в атмосферной версии и более 600 л.с. — в наддувной версии.
7-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями передает всю мощность на задние колеса. Динамические характеристики и цена пока не объявлены.
Британцы планируют выпустить всего 22 экземпляра Tuthill GT One, на изготовление одной машины требуется примерно 3500 человеко-часов.
TWR Supercat: стероидная «суперкошка» на базе классического Jaguar XJS
Возрожденная после долгого перерыва британская компания TWR (не путать с TVR) выходит на рынок эксклюзивных автомобилей с брутальным рестомодом на базе классического Jaguar XJS (о том, что такое рестомодинг, мы рассказывали в отдельном большом материале). В прошлом TWR прославилась участием в гонках: разработанные ей для компании Jaguar спортпрототипы XJR-9 и XJR-12 выигрывали суточные марафоны в Ле-Мане в 1988 и 1990 году соответственно. Дорожные суперкары Jaguar XJR-15 и Jaguar XJ220 тоже были разработаны при участии специалистов TWR.
В свою очередь, Jaguar XJS считается одним из самых красивых автомобилей 1970-х, его гоночные версии производила компания TWR. Для изготовления рестомода нужен донорский Jaguar XJS с хорошо сохранившемся кузовом, остов которого реставрируется и усиливается. Все наружные панели новые, углепластиковые, их пышные формы созданы молодым дизайнером Кизилом Салимом и тщательно продуты в аэродинамической трубе, а интерьер полностью переделан фешен-стилистом Магнусом Уолкером: в нем установлены цифровой щиток приборов (который, однако, имитирует аналоговый), мультимедийная система с сенсорным экраном и современная система микроклимата.
5,3-литровый атмосферный двигатель V12 на оригинальном Jaguar XJS выдает не более 322 л.с, но на рестомоде он расточен до 5,6 л и модернизирован: установлены новые головки блока, система смазки с сухим картером и приводной нагнетатель с интеркулером. Итоговые цифры производительности — 669 л.с. при 7600 об/мин и 730 Нм при 5350 об/мин. Коробка передач — 6-ступенчатая «механика», привод — задний с «самоблоком». Ходовая часть тоже комплексно модернизирована и должным образом настроена: установлены адаптивные амортизаторы и мощные дисковые тормоза. Снаряженная масса рестомода — около 1600 кг.
Стоит TWR Supercat от 225 000 фунтов стерлингов, производство начнется в 2025 году, заявленный тираж — 88 экземпляров, в честь победы Jaguar XJR-9 в Ле-Мане 1988 года.
HWA Evo: доведенный до совершенства 190-й Мерседес от создателей AMG
Еще один шедевр рестомодинга — Mercedes-Benz W201, радикальным образом «перепиленный» немецкой гоночной командой HWA. Команду HWA основал в 1998 году Ханс-Вернер Ауфрехт — тот самый, что в 1967 году вместе с Эрхардом Мельхером создал инжиниринговую фирму AMG, впоследствии превратившуюся в легендарное тюнинг-ателье и поглощенную компанией Mercedes-Benz. Свой огромный опыт участия в гонках команда HWA решила конвертировать в производство эксклюзивных дорожных автомобилей, дебютной моделью стал рестомод HWA Evo.
HWA Evo — это авторская интерпретация спортседана Mercedes-Benz 190 E 2.5-16 Evolution II образца 1990 года, разработанного для кузовного чемпионата DTM и выпущенного тиражом 502 экземпляра для дорог общего пользования. Дожившие до наших дней экземпляры Evo II стоят целое состояние, поэтому HWA берет в качестве основы для своего рестомода более простые версии Mercedes-Benz W201 поздних лет выпуска и превращает их в спортседан по мотивам Evo II.
Донорский кузов очень сильно перекраивается: HWA вживляет в него каркас безопасности и ставит новые несущие элементы из углепластика, к которым крепятся полностью новая регулируемая подвеска KW на двойных поперечных рычагах «по кругу» и новый силовой агрегат. Для получения идеальной развесовки (50/50) передняя ось сдвинута на 50 мм вперед, то есть увеличена колесная база, а коробка передач отнесена к задней оси (компоновка типа Transaxle). В итоге кузов получается на 75% новым, старый остов лишь задает нужные пропорции автомобиля. Салон тоже практически полностью переделан, но оригинальный стиль 190-го узнается и здесь, новый цифровой щиток приборов дотошно воспроизводит графику аналоговых циферблатов, в центральную консоль органично вживлен компактный мультимедийный экран.
Под капот своего рестомода HWA установила современный 3,0-литровый битурмобмотор V6 (450 л.с., 550 Нм), тогда как оригинальный Evolution II оснащался 4-цилиндровым 2,5-литровым «атмосферником» (235 л.с., 245 Нм). 6-ступенчатая МКП связана с двигателем V6 углепластиковым карданным валом, ведущие колеса, разумеется, задние. Максимальная скорость HWA Evo в стандартном оснащении составляет 270 км/ч, но за доплату доступен пакет Affalterbach, в котором двигатель V6 выдает 500 л.с., а коробка получает другие передаточные числа, позволяющие разогнать машину до 300 км/ч. Также за доплату предлагаются карбон-керамические тормоза. Снаряженная масса рестомода в стандартном оснащении — 1360 кг.
Производство и поставки HWA Evo начнутся в четвертом квартале 2025 года, всего будет изготовлено 100 экземпляров, и почти все они уже проданы. Минимальная цена — 714 000 евро плюс налоги.
Maserati Shamal от Modena Automobili: эталонное «зубило» родом из итальянской Моторной долины
Молодая компания Modena Automobili, основанная итальянским предпринимателем Франко Риги и базирующаяся, как несложно догадаться, в Модене, делает примерно то же самое, что HWA, а именно воссоздает на современном уровне одну из самых крутых и редких машин 1990-х — в данном случае это купе Maserati Shamal, выпущенное тиражом 369 экземпляров.
Оригинальный Shamal с угловатым кузовом авторства Марчелло Гандини оснащался 3,2-литровым битурбомотором V8 мощностью 326 л.с. и 6-ступенчатой МКП, он способен разогнаться до 100 км/ч за 5,3 секунды, максимальная скорость — 270 км/ч.
Modena Automobili выводит стиль и производительность Maserati Shamal на новый уровень, причем для изготовления ее рестомода, обозначенного лаконичным индексом MA-01, оригинальный Shamal не нужен — за основу берется более массовое и дешевое купе Maserati Biturbo. Донорский кузов раздевается до остова, усиливается и получает новые наружные углепластиковые панели в стиле Maserati Shamal. Салон полностью обновлен, он бережно воспроизводит эстетику конца 1980-х — начала 1990-х, но собран гораздо лучше, чем у оригинального Shamal.
Двигатель у рестомода современный, позаимствованный у седана Maserati Ghibli последнего поколения — 3,0-литровый битурбомотор V6, форсированный до 500 л.с., к которому пристыкован 8-ступенчатый гидромеханический «автомат» ZF, передающий всю мощность на задние колеса.
Первую «сотню» купе MA-01 набирает за 4,7 секунды, максимальная скорость — 285 км/ч. В ходовой части установлены новые пружины, амортизаторы и современные дисковые тормоза.
Производство и поставки рестомода MA-01 начнутся в конце этого года, будет изготовлено 33 экземпляра, цена — от 585 000 евро плюс налоги.
Ferrari F355 от Evoluto Automobili: итальянская классика в британском исполнении
Высокий спрос на качественные рестомоды порождает целые группы компаний, осваивающих это перспективное направление автобизнеса. Британская Evoluto Automobili, в частности, работает под крылом DRVN Automotive Group, имеющей большой опыт в области инжиниринга и автоспорта.
Рестомод 355 — дебютная модель Evoluto Automobili, имя Ferrari в официальном названии не используется, чтобы не нарушать авторские права, но в общем ясно, что за основу рестомода взято среднемоторное купе Ferrari F355, что выпускалось в период с 1994 по 1999 год.
Исходный дизайн Ferrari F355 облагорожен при участии британской студии Callum, основанной бывшим шеф-дизайнером Jaguar Яном Каллумом: все наружные панели новые, углепластиковые, но при этом сохранены старомодные поднимающиеся фары. Новые материалы позволили снизить снаряженную массу автомобиля с 1350 до 1250 кг и увеличить жесткость кузова на кручение на 23%. Салон в данном случае полностью переделан, от донорского автомобиля остался, по сути, только щиток приборов, дизайн передней панели стал визуально легче, перекроены дверные карты и центральный тоннель, почти все видимые поверхности обиты натуральной кожей и замшей.
3,5-литровый атмосферный V8 получил более 200 новых деталей, в результате чего его мощность выросла с 380 до 420 л.с. 6-ступенчатая МКП, передающая всю мощность на задние колеса, тоже модернизирована. Подвеска перенастроена, стоковые тормоза заменены на более мощные от Brembo, в виде опции предлагаются карбон-керамические тормозные диски.
Тираж 355 by Evoluto составит 55 экземпляров, цена не объявлена, известно только, что она сильно зависит от индивидуальных пожеланий клиента и стоимости донорского автомобиля.
Отгрузка готовых экземпляров рестомода клиентам начнется в первом квартале 2025 года.
Ford Escort Mk1 RS: возрожденная раллийная легенда, не требующая донорского автомобиля
Практически неизвестный в нашей стране Ford Escort Mk1 RS высоко ценится автомобильными коллекционерами в Европе: этот заурядный на вид автомобиль сделал блестящую карьеру в гонках, на его счету три первых места в чемпионате мира по ралли — одно в зачете производителей (по итогам сезона 1979 года) и два в зачете пилотов (в 1979 и 1981 году).
Молодая британская компания Boreham Motorworks, принадлежащая вышеупомянутой DRVN Automotive Group, решила возродить Ford Escort Mk1 RS и даже сумела заручиться в этом доблестном начинании поддержкой самой компании Ford, которая разрешила Boreham Motorworks использовать для своей дебютной модели название Ford Escort и дала доступ к оригинальным чертежам ее исторического предка. Новый Ford Escort Mk1 RS — это не рестомод, для его изготовления не нужна машина-донор, он полностью изготовлен с нуля. Сама компания Boreham Motorworks обозначает свой Escort Mk1 RS термином Continumod, который можно перевести на русский как «продолженная модель».
С помощью современных методов компьютерного моделирования конструкция кузова 50-летней давности значительно улучшена с точки зрения прочности и безопасности, в салон вдобавок вживлен трубчатый каркас. Хромированные бамперы удалены ради чистоты образа, колесные арки сильно «распухли», чтобы вместить модернизированное шасси. Принципиальные схемы подвесок при этом не изменились: спереди — стойки McPherson, сзади — неразрезной ведущий мост с самоблокирующимся дифференциалом. В маленьких 15-дюймовых колесах прячутся современные дисковые вентилируемые тормоза.
Двигателей на выбор два, оба атмосферные 4-цилиндровые: модернизированный и расточенный с 1,6 до 1,85 л классический Lotus-Ford Twin Cam мощностью 185 л.с. в паре с 4-ступенчатой прямозубой «механикой» Ford Bullet либо созданный с нуля, но по классическим канонам 2,1-литровый 16-клапанник, выдающий 300 л.с. и способный крутиться аж до 10 000 об/мин — в пару этому мотору положена 5-ступенчатая МКП.
Весит новый Ford Escort Mk1 RS всего 800 кг, в том числе благодаря отсутствию современных систем помощи водителю: нет даже ABS и усилителя руля. Между тем в сильно облагороженном салоне есть кондиционер и мультимедийная система, закамуфлированная под ламповый радиоприемник.
Boreham Motorworks собирается выпустить только 150 экземпляров Ford Escort Mk1 RS Continumod, каждый обойдется заказчику минимум в 295 000 фунтов стерлингов, производство и поставки начнутся уже в этом году. К заказу доступны как праворульные, так и леворульные версии.
Alma Sprint: народное карбюраторное купе Alfa Romeo Sprint в образе раллийного монстра
Трехдверное купе Alfa Romeo Sprint (оно же Alfa Romeo Alfasud Sprint) тоже плохо известно в наших широтах, а вот в Европе его любят и помнят. Sprint стал одним из самых массовых и дешевых спорткаров в истории Alfa Romeo, в период с 1976 по 1989 год было изготовлено порядка 120 000 штук. Sprint имеет довольно любопытную компоновку: спереди под капотом продольно установлен 4-цилиндровый оппозитный бензиновый двигатель, ведущие колеса при этом передние. Передняя подвеска — типа McPherson, задняя — зависимая со стабилизирующей тягой Панара, все колеса оснащены дисковыми тормозами, передние тормозные диски ради снижения неподресоренных масс находятся по бокам от коробки передач, а не в колесах.
Alfa Romeo планировала сделать на базе Sprint машину для самой свирепой на тот момент раллийной группы B: изготовленный в 1982 году в ателье Zagato прототип Alfasud Sprint 6C имел среднемоторную компоновку с двигателем V6 за передними сиденьями, но из-за проблем с финансами в гонках эта машина так и не участвовала. Зато Alfasud Sprint 6C вдохновил португальскую компанию Alma на разработку на базе Alfa Romeo Sprint рестомода в раллийном стиле, получившего имя Alma Sprint.
Alma Sprint сохранил компоновку серийной машины, но получил новые наружные панели из углепластика в стиле Alfasud Sprint 6C с его «распухшими» колесными арками. Оригинальный салон заново отделан алькантарой и украшен вставками из полированного алюминия. Для удобства посадки установлены новые передние кресла с четырехточечными ремнями безопасности и новый алюминиевый рычаг переключения 5-ступенчатой механической коробки передач, изменен угол установки рулевой колонки, дизайн нового руля разработало то самое ателье Zagato.
Сердцем Alma Sprint является 1,8-литровый альфовский «оппозитник» с двумя карбюраторами Dellorto в системе питания. Благодаря новым головками блока цилиндров, новым распредвалам, кованым поршням, новому коленвалу, модернизированной системе смазки и новой системе выхлопа из нержавейки двигатель выдает 160 л.с. — вполне внушительный показатель с учетом того, что весит рестомод всего 880 кг. Для лучшего контроля тяги между передними колесами установлен самоблокирующийся дифференциал.
Геометрия подвесок изменена под расширенный кузов, современные адаптивные амортизаторы и мощные дисковые тормоза существенно улучшили управляемость.
Португальская компания изготовит всего 20 экземпляров рестомода Alma Sprint и сама найдет для каждого подходящий донорский автомобиль, производство начнется в третьем квартале 2025 года, цена пока не объявлена.
Arrera TSX: среднемоторный суперкар из Косово, работающий на синтетическом топливе
Напоследок — единственный в нашей подборке проект с современным дизайном, он разработан базирующейся в Приштине компанией Arrera Automobili и является ее дебютной моделью. Облик Arrera TSX определил основатель компании и автомобильный дизайнер Кендрим Таки. Кузов целиком изготовлен из углепластика и имеет тщательно продуманное аэродинамическое оперение, генерирующее в зависимости от конфигурации от 960 до 2000 кг прижимной нагрузки. За хорошую управляемость на больших скоростях, кроме того, отвечает тщательно отрегулированная подвеска на двойных поперечных рычагах «по кругу» и мощные дисковые тормоза Brembo. Снаряженную массу планируется удержать в пределах 1250 кг.
Arrera TSX будет предлагаться с двумя наддувными бензиновыми двигателями на выбор — 3,0-литровым V6 (660 л.с., 720 Нм) либо 4,4-литровым V8 (950 л.с., 1100 Нм), коробка передач в обоих случаях — 6 ступенчатая «механика», ведущие колеса — задние, максимальная скорость с мотором V8 — 375 км/ч. Оба двигателя рассчитаны на использование синтетического углерод-нейтрального топлива, сгорание которого практически не наносит вред окружающей среде.
Arrera Automobili хочет выпустить и продать всего 27 экземпляров суперкара TSX, каждый будет сконфигурирован под конкретного клиента, цена — от 1 288 888 евро без налогов.
Производство и поставки должны начаться в ближайшие месяцы.