Это мой второй отзыв о Терране.
До Террана ездил только на легковых авто (последним был Mark II GX90) но, тем не менее, желание пересесть на джип было давно. Не буду вдаваться в подробности выбора авто, купил Террана 1993 г.в., с годовым пробегом по нашим дорогам. Есть LSD, регулируемые аммортизаторы, омыватели фар, MP3 Pioneer, 4 штатных динамика + 4 пищалки + 2 дополнительных колонки на полу в багажнике, сигнализация Magicar IV, хорошее общее техническое состояние.
После покупки сделал полное ТО заменив все фильтры, масла, жидкости и ремни, прошприцевал подвеску,
В двигатель - Shell Helix Ultra Diesel 5w40 - 6 л. по 10$ за литр; фильтр - MANN, 17$; воздушный фильтр - оригинал, 20$; топливный фильтр - MANN, 20$; в ГУР (1 л.), АКПП (9 л.) и раздатку (2,5 л.) - Dexron II; в двигателе 3 приводных ремня (ГРМ нет, вместо него шестеренки); 9 литров антифриза; в задний мост 2,5 литра Shell for LSD.
После Марка к Террано привыкал долго... Габариты больше, плохая обзорность сзади, руль туговат, вялая динамика, шумный двигатель, тупая АКПП, большая масса и, как следствие, тяжелое торможение. Но... стерпится - слюбится. Приноровился играть педалью газа, подрегулировал датчик TPS, отрегулировал зазоры клапанов (по 0.25 мм, двигатель стал работать заметно тише), привык к габаритам и дизельному двигателю, изучил работу АКПП и возможности машины на бездорожье. На сегодняшний день нахожусь в состоянии безпробленой, уверенной эксплуатации, машине доверяю и считаю что выбор в пользу Террана был мною сделан верно.
По ходовой.
После покупки машины, опираясь на советы из здешних отзывов, полностью перебрал переднюю подвеску (задняя внимания к себе не требует). Обошлось мне это в 300$. В разных условиях наездил не мало и по состоянию ходовой на сегодняшний день могу сказать, что после переборки года 2 она походит. Что весьма итересно - регулируемые аммортизаторы все еще живы и работают. Поражаюсь их живучести.
Сама ходовая твердый середнячек. Большинство более-менее крупных ям и трещин не ощущаются. Крепкая, сбитая, но не гремучая и не жесткая.
По двигателю.
Просто и надежно. Радует, что даже в 12-ти летнем возрасте двигатель совсем не ест масла, уровень всегда стоит на одной отметке. Хотя работать ему приходится в разных условиях и частенько под большой нагрузкой. Работает ровно и спокойно. То же самое отностися и к турбине. Снимал, разбирал, замерял компрессию - проблем нет. Стоит турботаймер, масло меняю вовремя. Говорят фильтр можно менять через раз, но я меняю вместе с маслом каждые 5 тыс.км. Топливный до 10 тыс. не ходил ни разу, примерно к 6 тыс.км. забивается и ухудшает работу двигателя. Воздушный продуваю каждые 1-2 тыс.км, но тем не менее даже до 7 тыс.км он не доходит, по степям и пыльным горам забивается на нет. Поэтому взял за правило менять воздушный и топливный фильтр каждые 5 тыс.км. Это делает для меня эксплуатацию машины на 40 долл. в год дороже - не слишком большие деньги.
Мощность двигателя 99 л.с., крутящий момент 215 Нм. Разгон спокойный, без видимых подхватов и провалов. Кикдаун достаточно четкий, сопровождается более резким ускорением и повышенным шумом. :)
Двигатель при разгонах и работе под нагрузкой (в гору) не дымит.
В сильную жару, при движении в гору по затяжному подъему и загруженном салоне/багажнике всегда греется двигатель. Стрелка начинает подползать в отметке HOT... и ничего с этим не поделаешь. Открываешь капот и ждешь...
Важно отметить, что на разгонную динамику и тяговые характеристики сильно влияет АКПП. И даже при полностью исправном двигателе машина может быть вялой. Поэтому за автоматом надо следить, вовремя менять дексрон, наблюдать за грязью в фильтре (он моется и используется дальше), контролировать уровень (чтобы не было перелива или недолива) и т.д.
По кузову и салону.
Наслышан о коррозии под арками, под задним сиденьем, под коврами... К счатью, у меня ее нет. Только на бамперах начали появлять мелкие очаги, на которые внимания не обращаю. При необходимости бампера демонтирую и поставлю заказные, из сварных труб. Дешево и крепко.
Жесткость кузова на кручение не выдающаяся. При сильном диагональном вывешивании наблюдается затрудненное закрываение передних дверей и крышки багажника.
Провисает передняя (водительская) дверь. Не так сильно, чтобы она не закрывалась, но достаточно, чтобы это было заметно. Достаточно стандартная ситуация для Террана. Необходимо менять петли.
Крайне не удобный подлокотник. Рукой на него не облокотишься (низкий и жесткий), внутрь много не положишь (маленький объем). У меня на нем стоит дополнительный подлокотник, большой и мягкий, под цвет обивки сидений. Весьма удобная и полезная штука (на фото его немного видно).
Сам салон серо-коричневый, из мягкого велюра. Он не маркий и легко чистится. Пластик достаточно жесткий, но не гремучий (пока что... думаю рано или поздно салон начнет греметь, и тогда его придется хорошенько перебрать).
Багажник не блещет своими размерами. Высокий пол, низкий потолок, никаких отсеков или ниш. У меня установлены еще дополнительные колонки в багажнике (штатные динамики на любителя), лежат они на полу и фиксируются сеткой. При этом места в багажнике стало еще меньше, а колонки больше расположить негде. Поэтому в городе езжу с колонками (остаточной емкости багажника в повседевной жизни хватает), а при поездках за город колонки снимаю. Этот монтаж/демонтаж напрягает, но по другому никак. Был бы багажник поболее - проблем бы не было.
Почти весь кузов поцарапан ветками, местами много вмятин, но вот что интересно - нет ни одного скола краски. Более того, краска все еще блестит, с годами она не поблекла. Помоешь машину и глаз радуется. А царапины... это боевые шрамы, они мне даже нравятся.
Проходимость и сопутствующие заметки.
Клиренс машины - 21 см. Из толстолистовой стали установлена защита АКПП, раздатки, двигателя и топливного бака. Все это позволяет достаточно уверенно двигаться по самой разной местности. Все установленные защиты реально защищают агрегаты, а сами детали ходовой достаточно крепкие и выносливые. Не однократно бился ими об камни, когда аккуратно, когда и с размаху (все это конечно не специально, а потому что по другому в некоторых местах не проедешь). Машина все переносит, каких либо намеков на повреждения нет.
Самая нижняя точка "брюха" машины - задний мост. К счастью он достаточно крепкий - камни дробит, но сам не мнется. Подножки - вещь довольна слабая и маркая. В горах они частенько гнутся (выпрямляются легко), а при повседневной езде об них легко пачкаются брюки/джинсы и другие части нижнего гардероба.
При скоростном преодолении водных преград вся вода прямохонько заливается на лобовое стекло. Колесные арки большие, поэтому при "принятии" грязевых ванн в окно лучше не высовываться - грязь с задних колес (а если вывернуты передние колеса - то и с них тоже) обляпает все выступающие части тела.
В машине установлен штатный креномер и альтиметр. Приборы полезные и информативные. Бывает при сильном боковом крене кажется что вот-вот перевернешься, но у страха глаза велики - креномер показывает не больше 20 градусов, значит двигаться можно. Вокруг нашего города великое множество гор, поэтому при поездках в горы (3-4 раза в месяц я туда езжу стабильно) по альтиметру вижу, на какой высоте над городом сейчас нахожусь. Примерно на высоте 1 км. над городом висит черный смог, которым мы дышим каждый день. Заезжаю на 1.5-2 км вверх и дышу чистым воздухом (а спится там просто великолепно).
Проходимость у машины хорошая при условии исправности агрегатов (нарекания вызывают автоматические хабы, которые по мере износа перестают включаться), хорошей резины и грамотного водителя. Езжу в разных условиях: по грязи, по пескам, по степям и горам. Часто приходится карабкаться в гору с крутым наклоном, усыпанную валунами вперемешку с грязью и щебенкой. Иногда едешь и кажется что машина вот-вот встанет и не сможет дальше ехать, под днищем пролетают высокие валуны, колеса проскальзывают вырывая из земли грязь и выкапывая камни, машину ведет юзом, кидает из стороны в сторону, вверх и вниз, двигатель ревет... но сбавлять ход нельзя. И когда забирешься наверх, оглядываясь на пройденный путь хочется сказать: "Ты настоящий мужик, Терран".
Те красоты природы, до которых в итоге добираешься - они стоят того, чтобы к ним карабкаться.
Разное.
В горах двигаясь сквозь высокую траву наехал на камень. Удар пришелся на правый рычаг. Удар был настолько сильным, что машина взметнулсь вверх встав на задние колеса и затем обрушилась вниз на камень раздробив его. Я и жена (не пристегнутые) головами пробили лобовое стекло. К счастью, сами не пострадали - ни царапин, ни синяков. Несмотря на силу удара, машина тоже не пострадала, только на рычаге появилась не большая вмятина (буквально в 1 мм. глубиной, все остальное целое). Стекло заменили, а сами тех пор в горах стали всегда пристегиваться и в густой траве ездить очень аккуратно.
Двигаясь по пыльной степи со скоростью около 80 км/ч, по не осторожности, наехал на кочки-трамплины, коих оказалось две подряд и за последней еще был небольшой обрыв - уход "дороги" вниз. После первого трамплина "парили" около секунды, затем не сбавляя скорости попали на второй трамплин и еще пара секунд в воздухе... Машина приземлилась на 4 колеса и достаточно мягко, без пробоя подвески (видимо сказалась небольшая загруженность машины, ехали налегке).
В городе допустил столкновение с Субару Легаси, въехал ей в зад (не успел среагировать). Зад у Субару сильно вмялся, ушел внутрь. У меня повреждений никаких, весь удар пришелся на кенгурин. Выглядит он немного попсово, но оказался весьма крепким.
Однажды на крутом, узком склоне (щебенка, уклон вниз 20 грудусов по креномеру, чашеобразная дорога с высокими бортами) не смогли разъехаться с Деликой. Она ехала вверх и приняла влево (относительно меня), я ехал вниз и рулил вправо. В момент схождения в одной точке Делика просто легла на меня. Обе машины встали и намертво сцепились. Вытягивали назад меня уже тросом, по другому сдвинуться не мог. Из моих повреждений: левый передний ветровик треснул (заклею), левое переднее крыло немного вмято (буквально небольшой нажим в одной точке). У Делики весь левый бок (включая дверь), левое зеркало и левая фара были повреждены. Как она так помялась и чем - я не знаю.
Ремонт и обслуживание.
Как здесь уже не однократно говорилось, Террано машина очень простая и ремонтопригодная. Многое можно делать самому даже без какого-либо опыта ремонта - здесь все просто и доступно.
Не экономлю на тормозных колодках. Хорошо если дешевые просто будут скрипеть, но тормозить будут нормально. Плохо, если получаешь ватные тормоза уже после нескольких периодических торможений. Учитывая что машина весит под 2 тонны, это не самое приятное, с чем приходится сталкиваться в дороге.
Умерли задние стойки двери багажника. Подошли от ВАЗ2111. Стоят они в разы дешевле оригинальных, но и держат настолько же хуже (или мне не повезло...). Скорее всего задняя дверь 2111 легче Террановской, поэтому стойки со своей работой справляются не важно.
Разбились втулки задних аммортизаторов. Подходят от ВАЗ2101. Стоят копейки (по 5р. за штуку), при этом встают и держатся без нареканий.
Не удобно сливать воду из отстойника топл.фильтра. Приходится его откручивать (2 болта на 12) и вытаскивать целиком из металлического "стакана", к которому он крепится. Так и не могу понять, зачем этот "стакан" нужен.
Видимо от возраста начали подклинивать колодки. Полностью разбирали и смазывали. Теперь все ок. Кстати, всегда удивлялся, почему на бачке с тормозной жидкостью так слабо закручивается крышка... Позже обнаружил, что ее надо закучивать до характерного щелчка, после которого она крепко фиксируется. :)
Пользуюсь присадками в диз.топливо: Castrol TDA и Цетан Плюс от Спектрол.
Кастрол использую для профилактики топливной, улучшения смазывающих свойст соляры и как антигель. Цетан Плюс для повышения цетанового числа соляры. Ощутимо улучшает разгонную динамику машины, едет намного бодрее.
Раз в неделю (или чаще) делаю полный осмотр подкапотного пространства и ходовой. Пока что ни одного сюрприза не было. Своевременное ТО и все. Без проблемная машина.
Резюме.
Террано - хорошая машина, которая стоит своих денег. Не дорогая, простая в обслуживании, достаточно комфортная, крепкая и надежная. Всегда везет и всегда довозит.