Самый важные вопросы коснулись двух основных тем: «заморозки» регламента на моторы вплоть до 2024 года включительно и пробное принятие формата спринтерских гонок. Расскажем об этом подробнее.
«ЗАМОРОЗКА» РЕГЛАМЕНТА НА МОТОРЫ
Впервые речь об этом зашла после того, как 2 октября Формулу 1 всколыхнуло заявление об уходе Honda. Команда Red Bull и ее руководство рассматривали различные варианты продолжения участия в Формуле 1 на конкурентном уровне — но их было немного: либо выбирать двигатель из существующих, либо искать нового поставщика, либо делать самим.
Вариант с другим поставщиком на ближайшие годы «отвалился» сам собой: до смены регламента на моторы ожидаемо в 2025 году новые мотористы в Формуле 1 не ожидаются. Все те намеки, которые исходили из Red Bull о якобы предварительных договоренностях о поставках двигателей Audi с 2025 года, Ингольштадт отмел безапелляционно. В автоспортивных планах Audi в ближайшее время — гонки на выносливость: они собираются возвращаться в IMSA и WEC.
Из действующих производителей моторов Mercedes был исключен автоматически, т. к. нагрузка по клиентам у них уже максимальная. Вариант с Ferrari и тем более Renault Хельмут Марко рассматривать не хотел: это заранее низводило бы их команду на неконкурентный уровень. Оставалось лишь одно.
Red Bull ставили руководству Формулы 1 условия, по которым вопрос с заморозкой регламента должен быть решен еще в ноябре прошлого года — для того, чтобы команда могла начать предпринимать действия на будущее. Но, скорее всего, они хорошо представляли себе, как долго раскручивается бюрократическая машина Формулы 1 и как долго будут команды решаться на какой-либо поворот событий. Поэтому Марко, грозивший уходом из Формулы 1, если вопрос о «заморозке» не решится в их пользу, на самом деле спокойно ожидал, когда все сделают для себя выводы, а очередное заседание комиссии примет окончательное решение.
В итоге 11 февраля абсолютным большинством голосов было принято решение о «заморозке».
В чем его смысл и как им собирается воспользоваться Red Bull?
Изначально решение о запрете на доработку двигателей предполагалось с начала 2023 года и сроком на три года, однако по просьбе Red Bull было передвинуто на год раньше. Таким образом, 2021 год — последний, отведенный под доработку двигателей, которые к 2025 году будут уже строиться по новому регламенту. По какому именно — еще предстоит определить, т. к. на данный момент решения не существует.
Что же касается Red Bull, то после подтверждения о «заморозке» они объявили, что в дальнейшем сами собираются строить двигатели. По словам доктора Марко, это лишь немногим дороже, чем покупать моторы у производителя.
Производство будет налажено на заводе в Милтон-Кинсе, который специально для этого будет расширен и дооборудован.
«На сегодняшний день установлен курс на создание новой компании в Милтон-Кинсе», — сказал Хельмут Марко в одном из своих интервью. — «Называться она будет Red Bull Powertrains. В данный момент под моторный цех уже перестраивается одно из наших зданий, восьмой корпус».
Основным преимуществом работы над собственными двигателями Хельмут Марко называет возможность адаптировать их под собственное шасси и другие узловые агрегаты, а не делать это наоборот, как было бы необходимо в случае с приобретением чужих двигателей. Таким образом, Red Bull не придется фактически заново строить машину вокруг новой силовой установки.
Кроме того, Red Bull говорят и о некоей «третьей стороне», которая примет участие в этом процессе. Предположения о том, что это может быть, например, компания Mugen, уже неоднократно высказывались после объявления об уходе Honda, тем более что Mugen уже оказывались в аналогичной ситуации в 1992 году, когда выступали в качестве моториста.
В Mugen не исключили вновь такого же развития событий, однако и не подтвердили его. Один из руководителей компании сказал в интервью, что к ним пока на эту тему никто не обращался, но они готовы поддержать возможных партнеров, если они обратятся.
Чем «самодеятельность» поможет Red Bull?
На самом деле у такого решения есть несколько неоспоримых плюсов
Первый и самый главный состоит в том, что Red Bull таким образом сохраняет статус заводской команды, а не команды-клиента, что дает, например, полноразмерные бонусы по итогам сезона за конструкторский статус.
Второй плюс заключается в том, что Red Bull теперь сможет, как уже озвучил выше Хельмут Марко, создавать двигатели под требования своих шасси и других агрегатов, а не перестраивать имеющиеся под нового моториста, что с большей вероятностью поможет им создать конкурентную машину с учетом всех грядущих аэродинамических изменений.
Третий — это безусловная экономия средств, вытекающая из предыдущего пункта.
Четвертый — возможность привлечь хорошего спонсора под новые двигатели, как это было, например, в случае с Aston Martin Red Bull Racing в 2018-2019 годах.
Ну и пятый плюс — это возможность создать дополнительные рабочие места, что сейчас весьма актуальная тема.
Под вопросом все же остаются дальнейшие планы — начиная с 2025 года, когда появится абсолютно новый регламент на моторы. Уже начиная с этого срока Red Bull явно придется искать мотористов под новые автомобили, если они собираются оставаться в Формуле 1. Таким образом, новое подразделение на базе восьмого цеха, похоже, закончит свое функционирование в 2024 году.
СПРИНТ-ГОНКИ
После того как попытки руководства Формулы 1 ввести субботние гонки с реверсивной стартовой решеткой потерпели полный крах и в прошлом, и в этом сезонах, Формула 1 разработала новый план.
Этот план касается все того же: проведения субботней гонки, но на этот раз в формате спринт и с другой системой начисления очков — вместо десяти пилотов очки в зачет чемпионата получат лишь восемь (12-9-7-5-4-3-2-1). А результаты заезда будут напрямую влиять на место пилота на стартовой решетке главной воскресной гонки.
По задумке организаторов квалификация спринта должна проходить в пятницу вместо второй свободной практики. Продолжительность заезда составит примерно 1/3 от дистанции воскресной гонки. Новый формат предполагается опробовать во время трех предстоящих Гран-при: в Канаде, Италии и Бразилии. Почему выбраны именно эти страны? Италия всегда собирала максимальное количество фанатов, а часовые пояса Канады и Бразилии помогут привлечь к телеэкранам дополнительную европейскую аудиторию. Хорошая проверка результативности.
Формула 1 настаивает, что наличие подобной квалификационной спринт-гонки поможет увеличить вовлеченность болельщиков и зрителей как событие более зрелищное, нежели простая квалификация. Ну а перенос квалификации на пятницу позволит удалить одну из менее интересных для зрителей сессий, привлекая их на автодромы во все три дня уикенда. Это не только увеличит возможную аудиторию чемпионата, но и позволит повысить цены на билеты и принесет организаторам и промоутерам больше денег за один уикенд.
На самом деле еще в прошлом году во время Гран-при Эмилии-Романьи стало понятно, что формат уикенда с тремя практиками, квалификацией и гонкой выглядит менее динамичным по сравнению с двухдневным уикендом, а прошлый сезон в NASCAR, где пилоты выходили на старт гонки без практики и квалификации, доказал, что ничего страшного в этом нет.
На данный момент задумка по проведению спринт-гонок пока была только озвучена на заседании Комиссии Формулы 1. Теперь окончательный план и его обсуждение должны завершиться до начала старта сезона. Чтобы он был одобрен, а пробные соревнования уже прошли в этом сезоне, проекту необходимо получить 28 голосов из 30, десять из которые принадлежат FIA, десять — F1, и остальные — представителям команд.
Однако сейчас идея спринт-гонок, определяющих стартовую решетку на воскресенье, вызывает больше вопросов, чем дает ответов. И эти вопросы говорят совсем не в пользу нового формата.
Спринт-гонки: за или против?
Мы помним, как в 2016 году организаторы чемпионата решили ввести новый формат квалификации с последовательным выбыванием пилотов по ходу каждого сегмента. Тогда уже после первой пробы на Гран-при Австралии команды и FIA пришли к соглашению на общем собрании, что необходимо вернуться к прежнему формату. Надежды на постоянное сражение пилотов на глазах у зрителей не оправдались: и если в первом сегменте царил настоящий хаос, то в третьем на трассе большую часть времени вообще ничего не происходило.
Подобный же результат может получиться и в спринтерских субботних гонках — только по несколько другим причинам.
Почему мы считаем спринт-гонки не самым удачным форматом:
1. Повысится стоимость сезона для команд. Риск повреждения деталей в гонке, даже если это спринт, намного выше, чем в практике или квалификации, плюс необходимо учитывать ресурс деталей, даже если на них не наложено количественное ограничение. Подобное решение с дополнительной гонкой выглядит как минимум странно на фоне борьбы за снижение бюджетов.
2. Пилоты и команды могут не выдержать. Это касается как мотивации, так и физической усталости людей. Формула 1 пытается провести максимальное количество этапов в течение сезона, и в том числе и «строенные» уикенды, и если к ним присоединятся еще и дополнительные гонки в течение самого уикенда, то мало кто сумеет это выдержать — не только пилоты, но и механики, инженеры и другой персонал команд.
3. Это же касается ресурса и «усталости» техники. Исходя из вышеописанных обстоятельств организаторам явно придется менять регламент касаемо разрешенного количества используемых агрегатов. Гоночный режим и режим свободных заездов существенно отличаются друг от друга, и износ деталей повысится. Фактически к общей дистанции сезона надо будет прибавить еще треть (продолжительность спринта). Кроме того, шанс повредить двигатель или какой-то другой значимый агрегат во время гонки, пусть даже короткой, значительно выше, чем во время квалификации.
4. Пилоты и команды могут опасаться существенно повредить автомобиль в спринт-гонке и из-за этого не выступать в полную силу. Особенно это касается небольших и не слишком богатых команд, где каждая запчасть ценится на вес золота — или дороже. К тому же они в принципе не смогут сражаться за восемь лучших мест, и такая гонка для них перестает иметь существенный смысл на фоне серьезных дополнительных расходов.
5. Чтобы хорошо проехать спринт-гонку и заработать в ней очки, которые могут повлиять на расклад сил в чемпионате, командам придется фактически раскрыть все козыри, которые они готовят к главной гонке — например, выбор резины, ее эффективность и миллион других факторов, на которых строится уикенд. Окажет ли это какое-то итоговое влияние на стартовую решетку и итоговые результаты? Не факт.
6. Выступление пилотов в спринте может обесценить результаты воскресной гонки и всего чемпионата в целом. Тут все элементарно — дополнительные очки снизят интригу борьбы и сражений, в том числе и за титул. Мерседесы все равно будут впереди, а это значит, что они будут набирать на треть очков больше и возьмут очередной титул еще раньше.
То же касается и соперничества за другие позиции в чемпионате. Если итог сражения станет ясен в субботу — воскресная гонка будет уже мало кому интересна.
7. Некоторых пилотов это может лишить шанса на хорошие результаты в воскресенье. Простой пример: с учетом «спортивной формы» Ferrari Шарлю Леклеру гораздо проще выстрелить в квалификации, чтобы потом занять хорошую позицию в воскресной гонке, нежели продержаться спринт. Это же касается и Джорджа Рассела, да и некоторых других пилотов. После распределения на стартовой решетке по результатам спринта многих пилотов мы можем и вовсе не увидеть на экранах телевизоров.
Анализируя и учитывая как минимум часть из приведенных здесь причин и выводов, мне, например, кажется разумнее и интереснее перенести спринт на воскресенье, а основную гонку на субботу — тогда спринт ехали бы без опасения раскрыть карты перед соперниками и страха тотально повредить машину.
К тому же именно в спринте имело бы смысл давать очки не меньшему, а большему числу гонщиков (если не всем): это помогло бы отстающим командам набрать хоть какие-то очки и внесло бы дополнительную интригу в чемпионат.
«НОВОБРАНЦЫ» ЗА РУЛЕМ
В выдержках из интервью Стефано Доменикали на официальном портале Формулы 1 несколько раз проскальзывают довольно странные фразы нового руководителя серии. Например:
«Нам нужно обратить пристальное внимание на тех пилотов, кто еще не участвует в Формуле 1, но имеет все шансы, т. е. настоящих новичков. Сейчас у нас значительно сократилось количество тестов, в которых они могли принимать участие, так что нам нужно создать для них гораздо больше возможностей, и не только во время свободных практик, что уже прописано в регламенте. Возможно, мы сможем создать какие-то интересные события, в которых они смогут принять участие и показать себя. В Формуле 1 уже сейчас участвует много молодых пилотов, но их поток не прекращается, каждый год мы получаем новых “выпускников”».
Мы очень надеемся, что Доменикали говорит не о том, чтобы привлекать пилотов, например, Формулы 2 к участию в спринт-гонках — а такая версия уже появилась в паддоке чемпионата. Ибо подобное решение внесет окончательную неразбериху в новый формат Формулы 1.
ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ЗАРПЛАТЕ ПИЛОТОВ
Очередным поводом для поднятия шума вокруг зарплат пилотов стало подписание контракта Mercedes с Льюисом Хэмилтоном и слухи о сумме, которую выплатит британскому гонщику немецкая команда.
Хельмут Марко никогда не упускает возможности указать кому угодно на ошибки и лишний раз выставить себя экспертом, и это понятно: выплачивать гонорар пилоту в несколько десятков миллионов долларов на сегодняшний день может себе позволить только одна команда. Таким образом, Mercedes обладают дополнительным козырем в переговорах с топовыми гонщиками — не только лучше машиной, но и самой высокой зарплатой. Хельмут Марко сообщил СМИ, что подобные контракты — повод, чтобы включить в лимит оговоренных расходов также зарплату пилотов.
Эти высказывания послужили поводом для создания рабочей группы в рамках Комиссии Формулы 1, которая должна заняться обсуждением вопроса о применении бюджетных ограничений не только к контрактам с пилотами, но и с топ-менеджерами. В этом году такое общее ограничение составляет 145 млн долларов, что равно примерно трем зарплатам Льюиса Хэмилтона в Mercedes в сезоне-2021. Однако даже если положительное решение по ограничению будет принято, действовать оно начнет в лучшем случае с 2022 года.