Только Макс Ферстаппен (26) и Льюис Хэмилтон (38) смогли набрать очки в каждом из 16 Гран-при в 2023 году. Но с момента последней победы британца в 2021 году в Джидде Ферстаппен выигрывал 29 раз! Откуда семикратный чемпион мира черпает свою мотивацию?
Льюис Хэмилтон:
Сэр Льюис Карл Дэвидсон Хэмилтон родился под знаком Козерога 7 января 1985 года в Тьюине, графство Хартфордшир. Свой первый Гран-при он провел в Австралии в 2007 году за рулем McLaren–Mercedes, сразу же заняв второе место в гонке. Первый чемпионский титул завоевал на свой второй год в Формуле 1 в 2008 году. В 2013 году он перешел в Mercedes, где взял еще шесть титулов. На данный момент Льюис принял участие в 325 гонках. Его рекорд: 103 победы, 104 поул-позиции, 63 быстрейших круга, 196 мест на подиуме. Всего 29 сходов. Хэмилтон однажды набрал 48 очков подряд — рекорд.
— Льюис Хэмилтон, вы однажды сказали мне, что вас больше не увидят за рулем машины Формулы 1, когда вам исполнится 40 лет. Но сейчас вы подписали очередной контракт еще на два года.
— Должен признать, что недооценивал свою любовь к этому виду спорта. Но сейчас эта история превратилась в историю любви и ненависти. Бывают дни, когда я бы предпочел не садиться в кокпит.
— Но сейчас желание там оказаться снова берет верх?
— Да. Поединки с моим товарищем по команде Джорджем Расселлом также дают мне мотивацию. С ним всегда надо быть начеку.
— В чем разница между вами в 2007 году и вами в 2023-м?
— Во-первых, это 16 чертовых лет. В мой первый год выступления в Формуле 1 мне было 22 года. Я все еще был ребенком, неопытным, быстрым, но в то время я чувствовал себя не очень комфортно в своей собственной шкуре. Мне предстояло еще понять самого себя и стать тем, кем мне хотелось бы быть.
— А теперь?
— Сейчас я намного счастливее, чем был тогда, и я знаю, кто я такой. Я знаю свои цели вне гоночной трассы и сказал бы, что многое сделал правильно. Мне нравится то, что я делаю. И мы все должны научиться никогда не говорить «никогда».
— Недавно вы сказали, что считаете дни до того момента, как сможете впервые в следующем году сесть за руль нового Mercedes W15. Где вы черпаете мотивацию для участия еще в шести гонках завершающегося сезона?
— Я стараюсь выкладываться на пределе в каждой гонке и верю в свою команду. Но это правда: если вы не чувствуете баланса машины, ваша готовность рисковать становится меньше.
— Тем не менее в Будапеште вы взяли поул-позицию — и это спустя два года после вашего последнего поула.
— Да, это стало изюминкой этапа. Я всегда благодарен за любой успех, любую удачу, которая встречается на моем пути, особенно в столь сложный период.
— Вы так же относитесь к тому, что происходит и вашей обычной жизни, за пределами трассы?
— Конечно. После того как я заболел Covid, я больше чем на месяц потерял вкус. И когда он вернулся — я был просто счастлив и благодарен.
— Давайте вернемся к W15.
— Я надеюсь, что тот объем данных, которые мы собрали к настоящему моменту, окажет непосредственное и благоприятное влияние на новый автомобиль. На это надеется вся команда Mercedes на всех наших заводах. Мы все должны верить в свои цели и никогда не сдаваться.
— Сейчас вы переживаете период в 38 гонок без единой победы. Долгий срок для человека, который обладает рекордом в 103 победы.
— Мы еще вернемся. Мы точно сможем сделать следующий шаг к высшей ступеньке пьедестала почета. И я надеюсь, что это станет моим главным триумфом в карьере.
— Пару слов о вашем давнем сопернике — Ферстаппене?
— Что вы хотите услышать? Все, что я могу сказать, это «продолжай делать то, что ты делаешь». А Макс в настоящее время выполняет экстраординарную работу в Red Bull.
— Что касается современных гонщиков, то вы, Ферстаппен и Алонсо находитесь на другом уровне по сравнению с остальными...
— Я бы никогда так не сказал. Все пилоты, которые сейчас выступают в Формуле 1, делают хорошую работу. Но у всех разные требования, надежды и проблемы. Я вижу в молодых гонщиках много параллелей с «молодым Льюисом», и это просто здорово. Фернандо, Макс и я — мы обычно конкурентоспособны и сделаем все возможное для достижения наших целей. Но я ничего не могу сказать о них как о личностях, я никогда не был у них в гостях.
— Вы уже давно поддерживаете молодые таланты на различных уровнях. А ведь многие начинающие пилоты терпят неудачу именно из-за отсутствия поддержки.
— Верно. Но давайте просто посмотрим на смысл нашей жизни и того, зачем мы здесь. На самом деле не имеет значения, кто мы такие. Когда дело подходит к концу, нам всем нечего взять с собой на тот свет. Но мы можем оставить что-то после себя.
— И что?
— Я думаю, нам нужно больше сострадания к людям, нам нужны те, кто помогает другим и заботится о них. Я благодарен за то, что мне в мои ранние годы до Формулы 1 оказали такую поддержку. Но большинство из нас часто сталкиваются с препятствиями, и всем нужны люди, которые помогут расчистить путь. В частности, дети, которые находятся в сложном с точки зрения финансов положении, должны иметь не меньше возможностей, чем дети с богатым происхождением. Я работаю над этим и надеюсь, что смогу кое-что изменить.
— Великая задача, которая делает вам честь. И вы для многих являетесь образцом для подражания. Даже в том, что касается экстравагантной одежды. Откуда она, кстати, берется?
— Отовсюду, из любой точки земли. Но в большей степени из Японии, от Kenzo, от молодых дизайнеров, каждого из которых я поддерживаю финансово. Молодые модельеры в Южной Корее также очень креативны и всегда удивляют меня. Меня на самом деле забавляет все это надевать и выглядеть подобным образом.
— Вы долго обсуждали с Тото Вольффом новый контракт.
— Это не первый раз, когда мы вдвоем часами обсуждаем будущий контракт и торгуемся из-за деталей. Всегда под девизом: с четверга по воскресенье я принадлежу исключительно Формуле 1.
— А в остальном?
— Есть много деталей относительно моей различной деятельности в области промоушена. Но мне очень повезло с Тото. Его все уважают и восхищаются им. С ним легко вести переговоры. И это делает его настоящим лидером.
— Вы все еще сами читаете свои контракты? Раньше в них было по 80 страниц...
— Конечно, я хочу точно знать, что там написано. Но теперь это уже не 80 страниц, их больше 200, это просто чертова книга. И на чтение уходит несколько дней.
— Предполагается, что в своей карьере в Формуле 1 вы и дальше все время будете выступать за рулем Mercedes. На данный момент это произошло 326 раз. Вы никогда не задумывались о переменах?
— На самом деле нет.
— Говорят, что у вас было серьезное предложение от Ferrari.
— Нет, не было. Ладно, у нас определенно было несколько странных разговоров. И я знаю в Ferrari много хороших людей. Но я никогда не чувствовал себя готовым переехать в Италию.
— Количество ваших подиумов просто поразительно — их уже 196.
— Да, это безумие какое-то, но я определенно доведу их до 200 (смеется).
— Нико Хюлькенберг провел 197 гонок и при этом ни разу не поднимался на подиум.
— Он упустил поул-позицию для Williams в Бразилии в 2010 году.
— Многие гонщики уходили из Формулы 1, а затем возвращались.
— Со мной этого не случится. Когда порох заканчивается, то уже точно все кончено. Я не могу представить, что буду находиться в паддоке или боксах без того, чтобы сесть в машину. Но, как я уже говорил: никогда не говори «никогда».
— В январе вам исполнится 39 лет. Не пришло время подумать о детях?..
— (Задумывается) В данный момент — нет. У меня на это пока нет времени — но мне нравится быть дядей!
— Значит ли это, что вы просто не хотите брать на себя ответственность?
— Да, я еще не решился на этот важный шаг. У меня все еще есть цели в моей гоночной карьере — и все остальное сейчас отходит на второй план. Я хочу выполнять свою работу на 100 процентов. Конечно, приходится искать необходимый баланс, некий компромисс со своей личной жизнью. Но, к счастью, этот день еще не наступил.
— Может быть, после восьмого титула чемпиона мира?
— Я никогда не говорил, что восьмой титул стал бы для меня стоп-сигналом. Но я узнаю это только тогда, когда действительно достигну этого.
— Так что теперь все зависит от нового Mercedes W15?
— Да, так говорят. Без отличной машины вряд ли кто-то сможет достичь больших целей в Формуле 1. Нет, никто не сможет.