Белый-голубой-оранжевый. Довольно нежные цвета ливреи — особенно в классе, где большинство автомобилей оклеено в яркие цвета светофора. Но и в паддоке, и на стартовой решетке, и уж тем более в гонке на команду Carville Racing невозможно не обратить внимание. И не столько благодаря активным болельщикам с флагами и в одежде в цветах команды, которые провожают пилотов «в бой», сколько потому, что это всегда красивое и незабываемое сражение на трассе за позиции: чистое, профессиональное и очень техничное. В 2021 году Carville Racing — это Григорий Бурлуцкий и Захар Слуцкий.
В свое время Gallop Media проводили исследование в Европе и Америке, посвященное лояльности бренду. По его данным, автоспорт находится на первом месте в мире по лояльности бренду, и ему принадлежит порядка 75%. На втором месте с 50% находится теннис, а уже потом идут все остальные виды спорта.
В России эта сторона спортивного маркетинга развита пока довольно слабо, но и в автоспорте у нас есть примеры ее успешной реализации. Далеко ходить не нужно: весьма высокие показатели бренда AIMOL и Российской дрифт серии (RDS) говорят сами за себя, ну а в кольцевых гонках и в других дисциплинах мы видим весьма активное развитие команд «ЛУКОЙЛ Рейсинг Тим» или Lada Sport Rosneft.
Carville Racing также была создана компанией «Карвиль», занимающейся производством и реализацией различных автомобильных частей и компонентов, которая сейчас весьма успешно позиционирует себя на рынке. Впрочем, мы знаем примеры и других аналогичных проектов, которые потерпели провал только потому, что процесс был неграмотно организован. В случае с «Карвиль» была выбрана правильная схема, когда к финансированию прилагаются грамотный менеджмент и талантливые пилоты.
Carville Racing была создана на базе одной из старейших и крупнейших автоспортивных команд России «ЛТА-ралли», находящейся сейчас под руководством братьев Владимира и Дмитрия Воронова.
Дмитрий Воронов хорошо известен по своим блестящим выступлениям и многочисленным победам на ралли. Его карьера началась еще в 2007 году, и сейчас он — один из самых титулованных наших спортсменов в этой дисциплине: многократный чемпион России и многократный обладатель Кубка России по ралли. Владимир также начинал свою карьеру в ралли, но затем посвятил себя руководству командой, и своими успехами Дмитрий во многом обязан именно ему.
«ЛТА-ралли» была основана в 1976 году знаменитым Эдвардом Сингуринди — профессором, мастером спорта международного класса, заслуженным тренером РСФСР, дважды чемпионом СССР по ралли, автором учебников по автоспорту и невероятно увлекательных книг по истории автоспорта, основателем подразделения автоспорта на базе спортивной кафедры Ленинградской Лесотехнической академии. Про Эдварда Георгиевича можно рассказывать очень долго, но, безусловно, его жизнь и деятельность заслуживает отдельного материала.
«ЛТА-ралли» была очень известна вплоть до 90-х годов прошлого века, и из нее вышло много чемпионов, членов сборной и других известных в автоспорте людей. Интересно, что и родители Владимира и Дмитрия Вороновых также познакомились в этой команде, которая до сих пор располагается в стенах Академии. В коллаборации с ЛТА создана и другая команда — Voronov Racing Center, которая также организует и принимает участие во многих гоночных событиях — не только профессиональных, но и студенческих.
В 2014 году Carville Racing впервые попробовали себя в ралли. За руль гоночного автомобиля сел Григорий Бурлуцкий, отец которого возглавляет компанию «Карвиль». Не хочется повторять избитую истину, что автоспорт — один из самых дорогих видов спорта, и только таланта недостаточно, нужны еще и деньги.
Однако в 2014 и 2015 годах, когда Carville Racing выступали в ралли, эта дисциплина переживала не самые лучшие свои времена, и с коммерческой точки зрения это было не самое выгодное вложение средств. К тому же и российское кольцо только вступило в свой новый этап развития, когда его взяла под свое крыло программа SMP Racing. Но за два года стало понятно, что РСКГ не просто выжила, но и начала бурно развиваться, и после обсуждения внутри команды было решено перейти в кольцевые гонки.
Для Григория Бурлуцкого этот переход был не самым простым: приходилось привыкать к очной борьбе на трассе, частенько переходящей в контактную. Однако 20-летний пилот с этим неплохо справился, и уже в квалификации к своему самому первому этапу в классе «Туринг-лайт» показал третье время.
Этот класс соревнований команда выбрала прежде всего потому, что туда можно было заявиться с тем же автомобилем Peugeot 208 R2, на котором она выступала в ралли. Требовались лишь незначительные переделки. Григорий быстро освоился на ровном асфальте кольцевых трасс, и уже на втором этапе поднялся на подиум. А по итогам своего первого года в РСКГ занял третье место в личном зачете.
Как и в каждой команде, задачей максимум стало одержать победу в личном и в командном зачетах, и Carville Racing справились с ней уже на третий год, когда к их коллективу присоединился Андрей Радошнов. Бурлуцкий стал чемпионом в классе «Туринг-лайт», а вместе они добились и титула среди команд.
С 2021 года Carville Racing развивают еще одно направление в автоспорте — дрифт. В этом сезоне за них выступают Кристапс Блушс, Никита Шиков, Антон Клямко и Иван Пальмин.
По словам Владимира Воронова, «дрифт у нас в стране — то направление, у которого нужно учиться нести автоспорт в массы».
«К сожалению, в других дисциплинах по сравнению с дрифтом мы видим отсутствие зрителей. И то как руководитель и владелец RDS, и сами пилоты продвигают свою дисциплину — отличный пример, как нужно это делать. К сожалению, в кольце это не так. Я не представляю себе Алексея Дудукало или Дмитрия Брагина, вещающими своим поклонникам и фолловерам через смартфон. Но я надеюсь, что со сменой поколений и к нам в дисциплину это придет. В современном мире без этого никак. Если тебя никто не видит, то ты никому ничего не продашь, а если не продашь, то никто не будет тебя поддерживать. Вот и все».
«Недавно мы летели с домой с нашим знаменитым раллистом Андреем Жигуновым, и я его спросил: “Неужели тебя не вдохновляет, что на каком-то спецучастке может стоять 1500 человек и все тебя поддерживают и приободряют?”. А он мне и ответил: “Мне все равно: что деревья, что люди”… И, к сожалению, пока люди, даже такие крутые, как Андрей, так рассуждают, мы будем топтаться на месте».
Переход в 2019 году в класс «Туринг» был вопросом времени. Помимо того что «Туринг» считается топовым в российском кольце и проходит по правилам международной серии TCR, трансляции гонок в этом классе получили эфирное время на телеканале «Матч ТВ» и неплохую аудиторию. Для компании «Карвиль» это стало отличным способом заявить о себе на всю страну и сделать правильную рекламу своим товарам. К тому же и Peugeot 208 уже прилично устарел за пять лет, а новая техника позволяла побороться за высокие места в самой верхушке чемпионата.
В 2019 году Григорий Бурлуцкий выступал на Volkswagen Golf GTI, однако уже на следующий год команда обновила автопарк, приобретя два Hyundai i30 N TCR, самые современные и быстрые автомобили в классе.
«В предыдущие годы чемпионат мира, Европы и России выиграл Hyundai, это и стало причиной, почему мы их купили. Эти машины появились и сразу “выстрелили”. К тому же Hyundai производится в Питере, и мы не расстаемся с надеждой, что когда-нибудь сможем заключить с корейским производителем соглашение о поддержке», — прокомментировал это решение Владимир Воронов.
«По сравнению с другими автомобилями серии Hyundai получился более спортивным и более жестким, легче по весу, и когда он только появился, то создал настоящий фурор и сразу стал завоевывать призовые места. Это сейчас его “замедляют” по BoP, а если все ограничения снять, он будет выигрывать в одни ворота», — считает Григорий Бурлуцкий.
По меркам российского автоспорта — команда большая, на постоянной основе здесь работают 16 человек. Помимо двух директоров-совладельцев — Владимира и Дмитрия Воронова, это еще и администратор, несколько снабженцев, инженер и механики, которые, по словам Воронова, все имеют высшее образование Лесотехнической академии.
Основной состав пилотов в этом году — Григорий Бурлуцкий и Захар Слуцкий, которые выступают на Hyundai. Первые два этапа за Carville Racing проехал и чемпион Европы по автокроссу Матвей Фуражкин, но с кольцевыми гонками у него не сложилось, и теперь место за рулем третьей машины — Audi RS3 LMS ECK SEQ — занял Александр Артемьев. «Это очень хороший пилот», — отозвался о нем Владимир Воронов. — «Он много выступал за границей, корректно ведет себя на трассе и просто нам очень симпатичен».
Четвертая машина — Volkswagen Polo — заявлена в юниорский класс. Ею управляет 15-летний Марк Новиков.
С пилотами постоянно работает тренер — Виктор Дамуть, призер и победитель соревнований по картингу и вообще универсальный спортсмен. За его плечами гонки как в кольцевых дисциплинах, так и в ралли, мотокроссе, зимнем треке. Захара Слуцкого Дамуть ведет с самого начала его карьеры, и с горячим характером молодого пилота ему пришлось как следует поработать.
«Это прекрасный тренер, руководитель команды “Нева-Карт”, — рассказал Владимир Воронов, — «Ко всему прочему он отличный спортивный психолог, который уделяет этому аспекту подготовки молодых спортсменов много времени. Он понимает, что ребят надо “лепить” с самого начала и продолжать с ними работать на протяжении всей карьеры».
«Еще хочу отметить Алексея Самойлова, который шел со мной рука об руку с момента основания команды. Он очень сильный инженер, и вместе с Виктором они выстраивают всю гоночную стратегию».
Григорий — мастер спорта по автоспорту, набравший за свои 25 лет большой опыт выступления в гонках. За его плечами картинг и мотокросс, ралли и теперь — кольцевые гонки. В вечном споре между ралли и кольцом Григорий ставит границу: «В ралли интереснее, но кольцо зрелищнее». В этом году он попробовал себя и в дрифте, приняв участие в зимней серии Sochi Drift Challenge.
«После этого опыта я поменял свое отношение к дрифту, это совсем не так просто, как может показаться с первого взгляда. Здесь необходимо уметь много вещей, с которыми ты не сталкиваешься напрямую в ралли и кольце».
В свободное от гонок время Григорий работает в компании «Карвиль».
— Что включает в себя подготовка к соревнованиям?
— Это постоянная работа с тренером, инженерами, телеметрией. Необходимо давать 100% обратную связь, чтобы добиваться успехов на трассе. Важно донести до инженера, чего хочешь от машины. Например, чтобы она была более резкой на первой фазе поворота — или больше упора во второй. Тренер разбирает со мной ошибки и показывает способы их устранить, помогает понять, где можно ускориться. Так проходит каждый этап.
— А в личном плане?
— Стараюсь высыпаться, чувствовать себя бодрым, не отвлекаться на бытовые вопросы, не обсуждать посторонние темы. Если мне надо уединиться, я это делаю. Те, кто меня знают, понимают, что меня лучше не трогать. Ну а если кто-то этого не знает, я быстренько постараюсь ему угодить и скроюсь от него подальше.
— Какие у тебя предпочтения по настройкам?
— Я люблю более жесткую, нервную езду, чтобы автомобиль мог скользить. Кто-то, наоборот, предпочитает более сбалансированную заднюю часть, чтобы ее не заносило.
— На трассе ты спокойный человек или заводной, эмоциональный?
— Мы все так или иначе эмоциональны. Но в большинстве случаев я спокоен. Бывают, конечно. непредвиденные ситуации, которые мешают достичь результата. Тогда эмоции берут верх и их сложно контролировать, но в целом я понимаю, что себя нужно держать в руках. И прежде всего потому, что это зрительский вид спорта, и если ты будешь себя вести «некультурно», демонстрировать агрессию и эмоции, то это точно не скажется благоприятно на твоем имидже.
— Про тебя говорят, что в этом сезоне ты находишься на пике своей формы…
— Я прекрасно чувствую себя и считаю, что каждый сезон нужно показывать свой максимум, чтобы одерживать победы, достигать результатов и выиграть чемпионат. Но это технический вид спорта, и иногда возникают непредвиденные ситуации, которые как бы говорят тебе: подожди немного, не в этот раз, потерпи.
— Как ты относишься к своим поражениям?
— Поражение — это не так страшно. Если нет поражения — нет прогресса. Если думать, что ты самый быстрый, то, попав в другую серию или выехав на гонки в другую страну, где есть более сильные пилоты, ты будешь просто терять позиции и не понимать, что происходит. Нет конкуренции — нет развития.
2019 и 2020 годы за команду Carville Racing в классе «Туринг» выступал Клим Гаврилов, один из самых талантливых молодых пилотов российского кольца. Но в сезоне-2021 Клим перешел в международную серию TCR Europe, где провел в прошлые годы по несколько гонок.
Место пилота освободилось, и команда начала искать того, кто сможет заменить Клима. В отличие от крупных гоночных коллективов, таких как, например, Lada Sport Rosneft, Carville Racing не может себе позволить полностью содержать пилотов. Они предоставляют автомобиль и комплекты шин на гонки, но остальные расходы спортсмену приходится нести самому. В принципе, это привлекательная история — ведь многие гонщики вынуждены самостоятельно покрывать все издержки, неважно, за счет спонсоров или из собственного кармана.
Зимой в Сочи прошли тесты на автомобиле VW Golf TCR, на которые приехал Захар Слуцкий и еще несколько претендентов. Для отбора лучших использовалось время круга Григория Бурлуцкого на трассе Сочи Автодрома в качестве эталонного, после чего проходило еще небольшое собеседование. Захар стал главным претендентом, и после того как с ним все сложилось, команда вздохнула с облегчением.
«Могу сказать, что в самом начале я относился к способностям Захара довольно скептически, но после тестов на Сочи Автодроме даже подошел и извинился за свой скептицизм: парень очень хорошо подготовлен, у него отличная картинговая школа и есть столь важная внутренняя уверенность; по характеру он боец. Он едет легко, демонстрирует красивый, агрессивный стиль езды, и это привлекает внимание», — сказал Владимир Воронов.
20-летний Захар Слуцкий проводит в кузовных гонках свой первый сезон, и начал с самого серьезного класса — «Туринг». До этого он вместе со своим братом-близнецом Артемом много выступал в картинге за команду «Нева-карт». В те годы вместе с ними ехали такие наши гонщики, как Александр Смоляр и Никита Волегов. А в 2015 году Захар стал чемпионом Кубка России по картингу в классе KZ. На следующий год он выступал в серии SMP Formula 4 NEZ, затем сделал пятилетний перерыв на учебу, а потом вновь вернулся в картинг:
— Я встретил своего тренера Виктора Дамутя, и в разговоре с ним появилась идея попробовать себя в кузовных гонках. Я относился к «Турингу» скептически, у меня в голове были совсем другие гонки — на открытых колесах. Но когда я попробовал, мне понравилось. А потом еще Клим Гаврилов, с которым я дружу, прокатил меня справа, я прочувствовал грани машины, понял, что можно, что нельзя, и дальше это все нужно было просто реализовывать. Затем начались тренировки, и вот я уже в чемпионате. Эта пара кругов по трассе с Климом мне очень помогла быстрее вкатиться, понять, как управлять автомобилем.
«У Захара все отлично получилось», — говорит технический директор трасс автодрома «Игора Драйв» Михаил Коновалов. — «Он очень повзрослел, у него грамотный подход к гонкам. Я просто любуюсь, как молодые ребята начинают думать как матерые гонщики и просчитывать свои заезды. Я рад, что у нас таким образом появляются топ-пилоты».
Правда, Владимир Воронов не во всем согласен с Михаилом: «Иногда я вижу, как он начинает думать больше, чем нужно, и в результате этого может провалиться по временам. Так что это иногда тоже лишнее».
— Захар, как ты готовишься к старту?
— Прежде всего я оцениваю, как можно уехать максимально далеко и быстро от остальных. Так что сидишь и думаешь, как пройти правильнее первый поворот, потом второй. Представляешь разные варианты. Потом закрываешь глаза за минуту до старта, мысленно проезжаешь по трассе, открываешь глаза, включаешься и больше ни о чем не думаешь.
— В Смоленске ты оказался сразу на подиуме, но потом тебя дисквалифицировали за нарушение. Однако отнесся ты к этому чрезвычайно спокойно…
— Мне очень хочется на подиум, но пока подняться на него не получилось. И вроде я в шаге от него, но еще не там. А хочется просто прочувствовать эмоции, каково это. Поэтому когда я приехал третьим и получил дисквалификацию, отнесся к этому спокойно. Ну а что психовать? Главное, мы поняли, что мы сделали правильный выбор и попали туда, куда нам нужно. Этот подиум показал, что у меня есть возможность ехать в темпе лучших гонщиков и показывать себя в борьбе, поэтому рано или поздно это произойдет.
— Ты уже провел в серии три этапа. Как изнутри это выглядит: прогресс имеется?
— Для меня самое сложное — не управлять автомобилем, а справиться с самим собой. В Нижнем Новгороде мы квалифицировались третьими, и за мной были и Масленников, и Оруджев, и Ладыгин, и Брагин. И от этого перед гонкой тебя просто разрывает, ты не можешь ни есть, ни спать. И вот с этим нужно научиться справляться. Не принимать резких решений, а просто спокойно продумывать гонку. И вот в этом плане прогресс заметен. А иногда бывает — как вот сейчас на домашнем этапе — когда ты хочешь ехать быстро, а из-за машины и довеса не получается. И нужно просто смириться и выжать из машины максимум. И когда мне тренер сказал: «Захар, приди в себя», я как-то успокоился и в квалификации мы проехали более-менее.
— На трассе эмоции нужны или нет? И если да, то какого рода?
— Я считаю, что скорее не нужны. Лично я еду и коплю эмоции внутри себя до самого финиша, а позволяю себе что-то высказать уже после клетчатого флага. Ну вот сейчас мы выехали, а тормозов не хватает. Ну и что? Не кричать же об этом? Надо просто ехать и привыкать, потому что все равно уже ничего не сделать. Всплеск адреналина и эмоций не поможет ехать быстрее, а, наоборот, заставит совершить ошибки. Поэтому надо ехать спокойно и концентрироваться на гонке.
По правилам РСКГ весовой гандикап пилоты и команды получают не по результатам гонок, а по результатам квалификации. На втором этапе в Нижнем Новгороде пилоты Carville Racing Григорий Бурлуцкий и Захар Слуцкий квалифицировались вторым и третьим соответственно, и на свой следующий, домашний этап получили, по правилам BoP, существенный довес по 40 кг на каждый автомобиль.
«Этап на “Игоре Драйв” сложный, высокий уровень ответственности, и от нас ждут хороших результатов, — поделился Владимир Воронов. — Но после такого довеса сложно показать что-то выдающееся. Вероятно, нужно было стратегически поступить иначе, но мы еще в начале сезона решили, что будем “бомбить” на полную, и вот как раз на “Игоре Драйв” набрали лишнего веса. В итоге Гриша в квалификации еле приехал в десятку, а Захар и вовсе только 11-й».
Общий вес Hyundai на третьем этапе составил 1265 кг, что на 65 кг выше веса Audi. Именно Audi под управлением Егора Оруджева и взяла поул-позицию в квалификации, правда, затем машина сошла по техническим причинам еще на прогревочном круге.
Было понятно, что показать в гонке высокие результаты будет крайне сложно, поэтому главной задачей стало продемонстрировать максимально красивую борьбу. В итоге в первой гонке Захар и Григорий смогли финишировать на седьмом и восьмом местах соответственно, а во второй при старте с реверса — седьмым и шестым.
«Мы приняли решение, что будем на этом этапе “разгружаться” и постараемся бороться за призовые места, чтобы порадовать зрителей красивыми сражениями. Для меня стартовать с десятого места даже во многом морально проще, потому что когда видишь перед собой картину целиком, удобнее готовить атаки и планировать гонку», — сказал Григорий Бурлуцкий.
«Уже в квалификации нам было тяжело ехать на довешенных машинах», — говорит Захар Слуцкий. — «С таким весом не получается даже нормально пройти скоростной поворот, так как тебя стаскивает. Я ехал за Иваном Лукашевичем, и на прямой он просто от меня уезжал, т. к. весил намного меньше. Перед гонкой мы продумывали стратегию, чтобы собрать нужные очки, но получилось не так, как хотелось, пришлось импровизировать. Машина была чуть нестабильна, но к четвертому-пятому кругу я сумел привыкнуть. Мы ехали рядом с Григорием, но темп был разный, и мне иногда передавали по рации — пропусти Григория, а ему, видимо, — пропусти Захара».
«Наши пилоты прикрывают друг друга, и все зависит от того, как складывается гонка», — прокомментировал Владимир Воронов. — «Виктор Дамуть тщательно мониторит ситуацию, может дать команду пропустить или прикрыть. У нас нет такого, что пилот сам по себе. Мы — команда. Да и командный зачет для нас безусловно важнее личного: вся стратегия строится на интересах именно команды, и пилоты с этим абсолютно согласны».
На московский этап на автодроме Moscow Raceway, который состоится уже в ближайшие выходные 21-22 августа, команда приедет «разгруженной», и Григорий Бурлуцкий и Захар Слуцкий смогут побороться за высокие места. Сейчас в личном зачете Захар и Григорий занимают седьмую и восьмую строчки, но впереди еще пять этапов и десять гонок, так что возможностей набрать очки впереди еще очень много.
В прямом эфире трансляцию гонок в классе «Туринг» можно посмотреть в воскресенье, 22 августа. Первую гонку покажут в 11:30 на телеканале «Матч! Страна», а вторую — в 16:10 на основном телеканале «Матч».