Серия статей о покупке Дромом автомобиля в Казахстане:
Дром покупает автомобиль в Казахстане. Пролог
Дром в Казахстане. Мы купили автомобиль!
Автомобиль из Казахстана: покупка и перегон. Готовимся к продаже
Автомобиль из Казахстана: итоги и советы
Как вы, вероятно, помните, Дром купил в Казахстане автомобиль, дабы рассказать о нюансах выбора и перегона. Скоро эту машину мы выставим на продажу, пока же — заключительная часть повествования. Но не последняя))
Список документов
Если ЭПТС мы получили относительно быстро и безболезненно, обратившись к брокерам, то утилизационный сбор решили платить сами, в порядке, так сказать, натурного эксперимента. В интернете уплата утильсбора физлицами описывается как бардак и бедлам, что, конечно, добавило эмпирического азарта.
Людям, привыкшим к удобству онлайн-сервисов и московских МФЦ, логика уплаты утильсбора покажется немножечко средневековой. Нельзя просто отправить на таможню платеж и сканы документов. Требуется пройти несколько этапов, каждый из которых легко может быть оцифрован и даже полностью автоматизирован. Но разве стоит перед ФТС задача упростить нашу жизнь и лишить работы сонм таможенных клерков? Нет, такой задачи явно не стоит.
Сначала автовладелец должен сам рассчитать сумму утильсбора, заполнить этим расчетом специальную форму и произвести оплату.
С расчетом сложностей нет: открываем текст Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 1457, из которого следует, что сумма утильсбора для физлиц — базовая ставка, помноженная на соответствующий коэффициент. Базовая ставка сейчас составляет 20 000 рублей, а коэффициент для Renault Kaptur с мотором 1,3 литра — 0,17. Получается 3400 рублей.
Скачиваем специальную форму и заполняем по образцу.
С оплатой интереснее. На сайте ФТС имеются реквизиты, но по ним оператор Сбербанка оформить платеж не смог, банковская программа не принимала цифры КБК (кода бюджетной классификации). Покопавшись на сайте ФТС, находим бланк платежного поручения с заполненными реквизитами, вписываем персональные данные — и платеж проходит.
Почему вообще нужно было идти в банк, а не заплатить онлайн? Ради бумажки. В списке документов, предоставляемых таможне, фигурирует квитанция об оплате (чек) именно в бумажном виде, про скриншоты с экрана ничего не говорится. Полный список документов таков: расчет суммы утильсбора, копии ОТТС и платежного документа, доверенность (если подаются документы на чужой автомобиль). Этот список фигурирует на сайте Центральной акцизной таможни, куда он, в свою очередь, попал прямиком из Постановления Правительства № 1291. Вооружившись этим нехитрым комплектом, едем на ближайший таможенный пост, коих, кстати, в России всего восемь. Но в московском регионе — два, Пикинский (Зеленоград) и Донской (Домодедово). Выбираем Зеленоград, он все-таки поближе. График работы не сказать, что удобен: с 11.00 до 16.00 (в пятницу — до 15.00), плюс еще перерыв на обед с 12:30 до 13:15.

Уже на этом этапе начинает ощущаться вязкое погружение в Советский Союз: сам заполни, сам привези, постояв в очереди… Платежные реквизиты тоже вводят в ступор: зачем нужны все эти бесконечные аббревиатуры, если любое назначение можно закодировать максимум двадцатиразрядным числом? Все население планеты Земля многократно укладывается в комбинацию из 16 цифр, коей мы пользуемся повседневно, переводя деньги с карты на карту. Соответственно, любые реквизиты можно представить как компактный числовой набор, без этих непонятных БИК, КБК, ОКТМО, КПП, ИНН… Это вопрос только усилий программистов.
Ограниченное количество таможенных постов тоже не добавляет удобства. Ладно, мы в столице живем. А тем, кто в Рязани, придется ехать в Москву или Калугу. Почему не сделать дистанционную подачу документов или, на крайний случай, через МФЦ? Если даже права и загранпаспорт можно уже получить через «Мои документы»…
В общем, в первый раз документы у нас сдать не получилось. Оказалось, что оператор в банке таки перепутал реквизиты, причем в уже заполненной квитанции! Вот ее фрагмент:
Обратите внимание на КБК. Вам нужно оплатить утильсбор за автомобиль. Вопрос на засыпку: что выберете? Авансовый платеж не подходит, про пени тоже рановато говорить. Остается вторая строка, которую в банке и приняли за руководство к действию. Оказывается, КБК нужно было брать из первой строки, которая оканчивается на 110.
У вас тоже сложилось впечатление намеренного запутывания?
Если набрать в поисковике «утилизационный сбор автомобили образец платежки с реквизитами», то многие из примеров на первой-второй страницах выдачи окажутся неправильными, с ошибкой в КБК (пример 1, пример 2).
На эту удочку попадаются не единицы — сотни людей, если не тысячи. В интернете легко найти аналогичные отзывы, даже коллеги недавно прошли через это испытание. Но это оказалось только началом большого недоумения.
Попутно выяснилось, что Постановление Правительства N 1291 таможенникам не указ и они хотят расширенный набор документов. Потребовали, в частности, заявление на принятие утильсбора, фотографию наклейки с ВИН, копии техпаспорта (казахского), ДКП и ИНН. У нас даже завязалась дискуссия в таком ключе:
— Позвольте, а с какой стати? Есть официальный список документов, регламентированный ПП 1291. Давайте откроем это Постановление…
— Давайте (таможенник открывает постановление, читает, удивляется). Ну и как, вы полагаете, я должен убедиться, что это ваш автомобиль? Как я пойму, что он куплен, а не, допустим, угнан?
— Я не знаю, это ваша профессия, меня не надо спрашивать. Я хочу сдать документы, предусмотренные вашим же нормативным правовым актом. Вы их берете?
— Вы пришли поумничать? Я могу взять эти документы, но вам вынесут отказ. Потеряете минимум месяц.
Пришлось согласиться, что месяц за удовольствие повыпендриваться — многовато. Едем готовить расширенный комплект бумаг.
Но и со второго раза не попадаем в требования. Ибо требования меняются! На третий визит выясняется, что нужна еще выписка о снятии машины с казахского учета, про которую ранее речь не шла. Терпение иссякает, настойчиво просим взять имеющиеся документы и вынести письменный мотивированный отказ. Таможенник неожиданно соглашается и…
И спустя три недели получаем сообщение: ваш ЭПТС изменил статус на «действующий». То есть утильсбор нам зачли.
Теперь еще раз, медленно, перечислим документы, которые потребуются при оплате утилизационного сбора:
- заявление;
- ОТТС;
- расчет;
- фото наклейки с ВИН;
- копии: техпаспорта; паспорта; ДКП; ИНН и чека об оплате. Все это нужно сопроводить оригиналами, с которым копии сверят.

Пресс-служба ФТС на наш запрос ответила расплывчато: «вне зависимости от полноты и комплектности подаваемых документов таможенный орган примет их для рассмотрения. Но если поданных документов окажется недостаточно для проведения необходимых проверок, заявителю будет направлен соответствующий запрос для их предоставления».
Сама обстановка на таможенном посту нарочито подавляющая, тут нет не только стульев для ожидания (а ожидание легко может растянуться на два-три часа), но даже помещения для очереди. Все стоят прямо на лестнице перед будкой охранника, к окну таможенного инспектора пропускают по одному. Из удобств — отделение банка, именно здесь лучше всего оплачивать утильсбор, местные кассиры точно не ошибутся в реквизитах. Мы вынуждены были оплатить второй раз. А первый платеж теперь придется отзывать, для чего нужно ехать с письменным заявлением в офис Центральной акцизной таможни.

Предупреждение о мыслепреступлении
Всем, кто хочет подать документы на оплату утилизационного сбора, с конца декабря вручают бланки извещений, которые требуют заполнить. Вот такие:
Из него следует, что ввоз более одного автомобиля в год может быть расценен как коммерческая деятельность. Для которой ставки утильсбора совершенно другие. Например, для машины с объемом двигателя от одного до двух литров это будет 178 400 рублей, а для 3,5 литра — 445 000 (произведение базовой ставки на соответствующий коэффициент).
Знаете, в ПП 1291 действительно есть фраза «для личного пользования». Но на этом правовые основания почти исчерпываются. По сути, это предупреждение с очень зыбкой юридической базой, скорее, элемент психологического давления, нежели правовой акт.
Самое главное: никакими правовыми нормами не устанавливается четкая граница между «личным пользованием» и «целью получения прибыли». Какой срок должен пройти между ввозом автомобиля и его продажей, чтобы эту границу очертить? Почему нельзя ввезти несколько автомобилей для личного пользования? Как определить, продан автомобиль с прибылью или с убытком, если, например, товары ЕАЭС (к коим принадлежит и наш Каптюр) в момент пересечения границы не декларируются, а в ДКП стоимость указана как «договорная» (в Казахстане это допустимая формулировка)? Как быть с накладными расходами, существенно увеличивающими себестоимость? Прямых ответов на эти вопросы нет. Более того, даже некоторые косвенно применимые нормы говорят о другом. Так, согласно постановлению пленума Верховного суда № 49 от 26 ноября 2019 года, продажа товара, ввезенного для личных целей, более двух раз (без указания срока) может быть основанием для отказа в таможенной льготе (пункт 38). Согласитесь, это немного другие условия.
ФТС в ответ на наш запрос объяснила происходящее нормами Таможенного кодекса ЕАЭС, в частности, главы 37. Но эта отсылка только запутывает, не отвечая на вышезаданные вопросы. Комиссия ЕАЭС давно должна была определить количественные критерии, отделяющие «личное» от «коммерческого», но до сих пор этого не сделала. Поэтому в суде позиция ФТС обещает быть довольно шаткой.
Но есть подозрение, что все эти предупреждения — акт не столько юридический, сколько психологический, этакая форма давления, при котором внушается чувство вины. Как мыслепреступление в Океании Джорджа Оруэлла. В последнее время частный ввоз автомобилей стал весьма масштабным бизнесом, и государству явно жаль выпадающие доходы. Даже если 10–20 процентов «физиков» дрогнут и начнут оплачивать утильсбор по «коммерческой» ставке, это уже будет неплохая прибавка к бюджету. Плюс сократится количество «номиналов», которые лишь формально выступают субъектами ВЭД, а по сути являются «прокладками» между заграницей и российскими юрлицами. Значит, и автосалоны вынуждены будут платить как «юрики».
Уже есть примеры отказов в зачете утильсбора, рассчитанного с коэффициентом 0,17. В данном случае человек в 2022 году ввез три автомобиля, а четвертый — уже в нынешнем году. И именно четвертый стал проблемным: его таможня сочла товаром «не для личного пользования» и отказала в принятии утильсбора по минимальной ставке.

Проблема это свежая, она только-только выплеснулась в публичную плоскость и пока не сформирована практика противодействия. Да, мнения юристов могут быть важны, таких мнений будет высказано много. Но определенность наступит лишь после вынесения первых судебных решений. Если у кого-то хватит сил дойти до Верховного суда, то его решение будет определяющим для рынка.