Серия статей о покупке Дромом автомобиля в Казахстане:
Дром покупает автомобиль в Казахстане. Пролог
Дром в Казахстане. Мы купили автомобиль!
Автомобиль из Казахстана: итоги и советы
Автомобиль из Казахстана: как мы оплачивали «утиль»
Думаете, все? Не-а. Потом пришлось еще дважды звонить в этот автосалон и приезжать за недооформленным документом.
Тут необходимо вернуться к предыстории вопроса. Редакция Дрома решила пройти всю цепочку покупки автомобиля в Казахстане с последующей его продажей в России — в Москве. Методом собственных проб и ошибок сделать серию материалов-инструкций по приобретению машины в соседней стране, с которой мы входим в единое таможенное пространство. Общий бюджет был определен в 3 000 000 рублей. Это с учетом всех накладных расходов — авиабилеты, проживание, питание и траты на перегон. Первоначально, как и советовали наши читатели, мы приценивались к Mitsubishi Pajero, за который продавцы просили 2 586 000 рублей. Но на тот момент мы не могли просчитать, в какие деньги нам обойдутся сопутствующие расходы — допоборудование, услуги посредника и прочие. Был риск остаться без денег по дороге до Москвы, а опцию «помощь друга» мы заранее исключили ради чистоты эксперимента.
В итоге мучительных раздумий и советов с редколлегией остановились на покупке Renault Kaptur, который в переводе на рубли нам обошелся в 2 055 000 рублей. Важным аргументом тут было то, что автомобиль изучен и у него хорошая ликвидность на российском рынке.
Удастся ли (с учетом накладных расходов) нам выйти в плюс — это только предстоит выяснить в ближайшее время. Очень надеемся, что все хлопоты по продаже автомобиля не затянутся надолго. А пока вернемся на неделю назад — в Алматы.
— Тяжелая была сделка, да… — протянул менеджер Денис, передавая мне ключи от Каптюра.
Денис старался. Но получилось так себе.
Первый звоночек прозвенел после общения со старшим менеджером, Ильей. Дескать, отломанный «ветровик»-дефлектор с водительской двери (знаете, такая пластиковая накладка, которые зачем-то лепят на верхние кромки) автосалон на место не поставит; его просто нет, потеряли. Можно купить новый комплект никому не нужных «ветровиков», тогда, так и быть, приладят недостающий элемент. Это стоит примерно 5000 рублей. Отказываемся. Скорее из принципа, хотя в Москве все это будет дороже.
Машина тем временем стоит на улице, никто не собирается загонять ее в сервисную зону, чтобы поставить зимние шины (за отдельные деньги, между прочим), помыть и вообще привести в порядок. Потом выясняется, что Каптюр еще и с учета не снят. День насмарку. Договариваемся на завтра встретиться в ЦОНе (центре обслуживания населения) с представителем «Астер Авто», пока же подписываем договор купли-продажи с резидентом Казахстана.
Это неизбежное обременение для россиян, коим юрлица напрямую автомобили не продают. Хотя, как мы писали в первой части заметок, это незаконно. Но вендоры санкций боятся больше, чем закона, и подстилают соломки на места потенциального падения. В общем, автомобиль приходится оформлять на «дропа», как бы обидно это ни звучало для последнего. В Казахстане это маленький частный бизнес, такие услуги не публикуют на сайтах объявлений, но почти каждый автосалон может «посоветовать» кого-то из местных, за долю малую берущих на себя посредничество. Стоит это от 200 000 до 500 000 тенге, в зависимости от цены машины и индивидуального аппетита «дропа». Мы договорились на 350 000 тенге (48 200 руб.), хотя можно было найти и более дешевый вариант. С посредником повезло: он безропотно сносил наши капризы, приезжал вовремя и даже помог обменять деньги (у меня не было при себе загранпаспорта, без которого официальные обменники операции не проводят).
Подписываем договор купли-продажи между юрлицом автосалона (ТОО «Орион Дистрибьюшн») и посредником, вносим в кассу деньги. Берем расписку с менеджера, что завтра ровно к 13.00 он выдаст нам полностью готовый автомобиль.
Назавтра в ЦОНе представитель автосалона вручил нам документы на уже снятый с учета автомобиль: пластиковую карточку, которую в Казахстане называют «техпаспортом» (хотя по сути это свидетельство о регистрации).
Мы тотчас поставили его на новый учет, уже на физлицо, получив госномера. И, взяв новый талончик, сняли с учета, получив бумажные «транзиты». Даже ДКП никто не спросил, достаточно было двух паспортов. Вся процедура заняла 2,5 часа, причем львиную долю времени мы коротали на последнем этапе, в ожидании выписки «транзитов».
При оплате транзитных номеров случилась заминка: у меня не оказалось казахского ИИН (индивидуального идентификационного номера), без которого платежи в адрес государства невозможны. Но выяснилось, что оплатить услугу может любой человек с ИИН, главное предупредить операционистку, что «транзиты» выписываются на другого человека и автомобиль уезжает в Россию. Это важно: барышне нужно поставить отметку в цифровом профайле машины, сделав его неактуальным для РК. Иначе автомобиль продолжит тут числиться и рано или поздно посреднику зададут вопрос: где? Интересно, что бумажный ПТС в Казахстане тоже формально существует, но при первичной регистрации он сдается в ЦОН, где и хранится веки вечные. Нам удалось получить его копию, сделав запрос в центральный архив. Но это, поверьте, лишнее телодвижение.
Обязательную страховку на десять дней сделали тут же, в ЦОНе, за пару минут. Это удобно, хотя и дороже, чем непосредственно в СК.
Тем временем в «Астер Авто» наш Каптюр помыли и «переобули». Проявилось несколько досадных мелочей, не видимых ранее. На водительской двери обнаружилась короткая царапинка до грунта, не убираемая полировкой. А само лакокрасочное покрытие при свете дня заиграло микроцарапинками от неаккуратных моек. В глаза не бросается, но все же. Ни о каком снижении цены за обнаруженные недостатки представители автосалона говорить не захотели: машина оплачена, делайте, что хотите.
Потом битый час искали «набор автомобилиста», фигурирующий в заказ-наряде на «допы», но отсутствующий по факту. Без этого злосчастного набора педантичный охранник наотрез отказался открывать ворота. Я уж готов был купить этот набор, только чтоб уехать отсюда, но в конце концов Денис притащил какой-то «бэушный», с рваным тросом.
Самый анекдот вышел с видеорегистратором, тоже присутствующим в списке навязанного допоборудования. На машину установили какой-то древний китайский «кирпич», причем с поломанным и плохо склеенным креплением и оборванной проводкой питания в кронштейне. Абсолютно ненужная дрянь, которую еще и не снимешь просто так, кронштейн тут не на присоске, а приклеен к стеклу. Попробуем потом все это аккуратно удалить.
Сервисной книжки тоже нет, ее вовсе не заводили, хотя формально машина еще на гарантии. Но действует она только на территории РК, поэтому на сервисной книжке настаивать не стали.
Напоследок Илья посоветовал: обязательно возьмите в канцелярии процессингового центра ГАИ разрешение на вывоз автомобиля за границу, иначе не выпустят! Пришлось ехать в еще одно присутствие, благо нужную (спойлер: ненужную) бумагу там выдали секунд за 20.
В общем, процесс покупки автомобиля в алматинском автосалоне «Астер Авто» растянулся у нас на три полных дня, щедро приправленных недостатками-сюрпризами, проявившимися уже после оплаты. И не сказать, что продавцы этого заведения нас возненавидели и намеренно затягивали процесс. Просто это такой стиль делопроизводства, имитирующий естественный ход событий. Дзен своего рода, центр циклона. Для Казахстана он не очень характерен, кстати: тут люди обычно шустрые.
В предыдущей заметке я уже вкратце рассказал, почему при всем богатстве выбора мы купили именно Renault Kaptur. Сработало непротиворечие между несколькими людьми, принимавшими решение. Эффектные, но экзотические автомобили кем-то отвергались и далее не рассматривались оставшимся большинством. То есть каждое отрицательное мнение представляло собой вето, сокращающее список претендентов на покупку до очень ограниченного числа вариантов. Против Kaptur или Duster не возражал никто.
Дело в целеполагании: нам не столь важно заработать (хотя и рассчитываем на это), как важно поделиться опытом. Опытом неофитов, шаловливыми ручонками залезших в чужой бизнес. И ответить в итоге на вопрос: выгоден ли казахский вояж для частного покупателя, делающего это для себя, не на продажу.
Ценовые рамки тоже сработали: Паджеро за почти 20 000 000 тенге немного выпадает из спектра интересов рядового российского обывателя, ищущего автомобиль подешевле. А 15 000 000 тенге за Каптюр — вроде как и приемлемо.
Важно, что обслуживание Каптюра (равно как и Дастера, и всего прочего семейства логановых) в России в ближайшие два-три года точно проблем не доставит, запчастей, в том числе кузовных — море, от Renault остался гигантский склад. Ни про Haval H6, в России не представленный, ни про BAIC такого сказать нельзя. Стоимость владения Каптюром должна быть одной из самых низких, на уровне того же Кобальта.
И позволю себе индивидуальное соображение: Kaptur — очень удачный автомобиль. Понятный, отлично управляющийся, с нормальными, а не сенсорными кнопками в салоне. Одного этого мне было бы достаточно, чтобы предпочесть его более современному, но насквозь «сенсорному» Хавейлу.
Запоминайте или запишите где-нибудь: в Казахстан обязательно нужно ехать с заграничным паспортом. У меня его не оказалось, что создало некоторое количество проблем. В частности, СИМ-карты сотовых операторов пришлось покупать на чужой паспорт, равно как и менять рубли на тенге (и обратно, при выезде).
В Казахстане работают несколько сотовых операторов, как местных, так и условно международных, типа Билайна или Tele2. Мы неосмотрительно купили СИМ-карты именно Tele2: связь и интернет были неустойчивыми, а на длинных перегонах между городами связь пропадала вовсе. Советовать никого не будем, но с этим оператором в Казахстане лучше дела не иметь.
СИМ-карта в среднем стоит 500–1000 тенге (70–140 руб.), купить ее можно как в салоне сотовой связи, так и просто в супермаркете. Процесс активации привязан к паспорту и довольно запутан, лучше доверить его менеджерам ближайшего сотового ларька, эта услуга нам обошлась в 2000 тенге. И удалой казах обсчитал нас еще примерно на столько же.
Отели дóроги, самый дешевый номер (из приличных) мы сняли за 22 000 тенге (почти 3000 руб.), но потом переселились в квартиру с посуточной оплатой. Выбор такого жилья в южной столице огромен, цены хоть и подросли после объявления в России мобилизации, но все равно остаются ниже гостиничных. Отличную однокомнатную квартиру можно снять за 18 000–20 000 тенге (2700 руб. максимум). Студии дешевле.
Еда в магазинах и кафе дешевле московской процентов на 20, вероятно, это ближе к среднероссийскому ценообразованию. Ассортимент в супермаркетах почти повторяет таковой у какой-нибудь «Пятерочки», с небольшими вкраплениями корейских и китайских продуктов.
Такси сильно дешевле московского, средняя поездка по Алматы 1000–1500 тенге (140–210 руб.). Брать автомобиль в аренду невыгодно, много не наездишь: почти каждый вечер 10-балльные пробки. По центру гораздо лучше передвигаться на метро, оно тут вполне современное, с корейскими поездами Hyundai.
Еще один совет: сразу после приезда посетите ЦОН для иностранцев (поисковик подскажет) и получите ИИН, это займет несколько минут. Но у вас не будет проблем с платежами. А для полного комфорта можно зайти в любое отделение Kaspi Bank (это примерно как наш Сбер) и, предъявив ИИН и загранпаспорт, оформить дебетовую мультивалютную карту. Тут все расплачиваются именно Kaspi, через приложение сканируя QR-коды. Удобно.
Знаете, как в Казахстане любят тонировку? Так любят, что готовы ездить вообще без заднего обзора. Почти все машины в автосалонах продаются с уже затонированными задними «полусферами» с процентом светопропускания примерно ноль. Не избежал этой участи и наш Каптюр, сквозь тонировку которого невозможно было увидеть задний транзитный номер. На что и обратил внимание один казахский гаишник в первый же вечер. Штрафовать благородно не стал, просто посоветовал снять пленку. Что и сделал за 2000 тенге первый встреченный у дороги мастер-тонировщик, таких тут много.
Но череда микросюрпризов на этом не закончилась. При первом же разгоне на руль пошли заметные вибрации: шиномонтажники «Астер Авто» напортачили с балансировкой. Пришлось заехать на перебалансировку.
А на экране мультимедийного устройства появилась тонкая горизонтальная полоска, исчезающая при прогреве салона.
Алматы называют южной столицей Казахстана, как бы отдавая дань бывшему столичному статусу тогда еще Алма-Аты. Но есть и еще более южная столица, третий по значимости город Казахстана — Шымкент. Тоже крупный мегаполис, со своим авторынком, своим ассортиментом и ценами. Давайте краешком глаза посмотрим, стоит ли ехать за автомобилем туда, куда даже авиарейсов беспересадочных из России нет. Может быть, это Клондайк, на котором россияне еще не забили колышки?
Знаете, что такое облом? Это когда купил в Алматы Каптюр, поехал в Шымкент, а там… Впрочем, по порядку.
В шымкентских объявлениях новых автомобилей, пожалуй, даже поболее, чем в Алматы. Ассортимент примерно тот же: большие внедорожники из ОАЭ, продукция двух местных автозаводов (KIA, Hyundai, Chevrolet и т. д.) и остатки былой роскоши от официалов — Nissan, Renault. Отдельно «китайцы», коих в изобилии, и люксовые марки, к которым в Казахстане уважительно относят Тойоту.
Для корректности сравнения выбираем Mitsubishi Pajero из ОАЭ, такой же, какой чуть было не купили в Алматы за 19 700 000 тенге. В Шымкенте похожий автомобиль нашелся за 18 500 000 тенге, но вот посмотреть… с этим проблема. Машина находится не в самом Шымкенте, а в городе Тараз, это 160 км к востоку. Другого аналогичного варианта с Паджеро не просматривается. Но можно глянуть Prado или L200. Последних в Шымкенте одновременно выставлено с десяток, договариваемся с первым же ответившим. Это оказывается автосалон, а по сути — площадка перекупщиков. Едем туда и…
И все как в Москве: этой машины уже нету, но есть другие, лучше! Ты посмотри, посмотри, как много, какие хорошие! Вах!
Таких «автосалонов» в городе — гроздьями по окраинам. В основном в них «экспонируются» выкупленные с рук машины ликвидных марок в более-менее приличном состоянии (рухляди не заметили). Но цены — на грани здравого смысла. Вот, к примеру, целый выводок Кобальтов с заявленными пробегами 35 000–36 000 км (внешне — похоже на правду). Продают такие Кобальты за 7 700 000–8 000 000 тенге (1 000 000–1 100 000 руб.). Это притом что цена у дилера на такие машины в самой люксовой комплектации составляет 7 000 000 тенге! Но — с ожиданием в четыре месяца. Переплачивать примерно миллион тенге за б/у, чтобы здесь и сейчас? Сомнительная сделка, дешевые машины редко покупают на эмоциях, руководствуясь девчачьим «хочу!». Для кого выставлены Кобальты по таким ценам — загадка.
А вот Kia Rio X с пробегом 16 500 км за 11 600 000 тенге (1 600 000 руб.). Вроде неплохой вариант, но, судя по салону, пробег скручен изрядно.
Поездили и походили мы по нескольким таким площадкам, везде нас встречал натужный лоск, продавцы, с интересом подбегающие к клиентам из России — и испытывающие разочарование при вопросах по существу. Им явно не хотелось даже думать о чем-то, кроме денег, побольше и сразу. Никто не обещал поехать в ЦОН для проведения сделки, многие равнодушно прекращали общение при указании на недостатки автомобилей. Обычный сиюминутный бизнес, рассчитанный на невзыскательного покупателя, провинциала или не ориентирующегося в ценах россиянина.
Иногда попадались интересные экземпляры. Вот как этот Land Cruiser 200 2013 года с пробегом 118 000 км за 25 000 000 тенге (3 450 000 руб.). Дороговато — но машина выглядит честной, на ней нет толстых слоев полировочной пасты и подкрашенных гуашью потертостей на коже. Разве что руль перешит, но это объяснимо.
Увы, а скорее, к счастью, такой Ленд Крузер выпадает из нашего бюджета.
Машин из ОАЭ в придорожных автосалонах мы вообще не нашли, это отдельное направление автобизнеса, слишком сложное для рядовых ленивых перекупщиков. Привезти и растаможить автомобиль целенаправленно «на Россию» — это большие трудозатраты и игра вдолгую.
Имеется в Шымкенте и автосалон любимой нами фирмы «Астер Авто», дилера Лады и Renault. Лучше бы нам про это не знать. Ибо в этом салоне стоят два живых новеньких Каптюра с новогодней скидкой, объявленной едва ли не в день нашего визита. Итоговая цена на машины в комплектации Style (как и наша) — 15 065 000 тенге, почти ровно с нашей покупкой! Но у нас — пробег 1434 км, царапина и куча убогих «допов», а тут — девственные автомобили, разве что с непрозрачной тонировкой.
И как восклицательный знак — Largus Cross за 11 000 000 тенге (1 500 000 руб.).
Общее впечатление от авторынка Шымкента: ехать туда за машиной со вторичного рынка лишено всякого смысла, цены — едва ли не самые высокие в Казахстане. И совсем другой коленкор с дилерскими остатками, среди коих можно выцепить реально интересный вариант. Очередь на новые дилерские автомобили тут меньше, чем в Алматы. В общем, мониторить Шымкент можно дистанционно и ехать только в случае железной договоренности с продавцом. Иначе — далеко и бессмысленно.
Сам город достоин внимательной по нему экскурсии, тут полно чисто азиатского колорита, перемежеванного модерновой архитектурой и интенсивной стройкой. Вот несколько характерных фотографий, сделанных навскидку. Они показывают, сколь разнообразным может выглядеть Шымкент, сколь органично в нем соседствуют современность и архаика.
Если из Алматы в Шымкент ведет относительно благоустроенная и интересная дорога (пейзажи Тянь-Шаня), то далее на север ехать придется через Кызылкум, пустыню, в которой заправочные станции встречаются даже не на каждой сотне километров. Поэтому заправляемся у каждой встреченной колонки.
Для справки: на большинстве загородных трасс к РК ограничение скорости составляет 100 км/ч, если нет знака «Магистраль». Допустимое превышение — 9 км/ч. Дальше изучаем местный КоАП, его автомобильную главу. Превышение скорости, даже очень большое, в Казахстане статья не «лишенческая». Соответственно, даже за космическую скорость передвижения положен только штраф. Да, он будет немаленьким (до 58 340 тенге), но права изъять не могут, обязаны ограничиться составлением протокола. Права изымают только за «лишенческие» статьи. Мы стараемся беречь машину, никаких резких обгонов, превышений и ускорений.
Но, как водится, дорожные полицейские обожают «брать на понт». Меня пытались развести грубо: дескать, пришла ориентировка на твою машину, ты где-то там разметку пересек неправильно. Я вызвался посмотреть фото, которого, разумеется, не оказалось. После недолгого потока междометий полицейский вернул документы.
Вообще, манеры у полицейских своеобразные, они «тыкают» людям вдвое старше их, здороваются за руку и вообще фамильярничают. Но это тоже местный колорит, в Азии не очень принято общение на «вы», особенно если ты — начальник. Это показное панибратство может сыграть на руку: если не выпендриваться после явного нарушения, то шанс договориться приближается к 100%. Впрочем, можно и повыпендриваться, просто будет чуть дороже.
Из Шымкента до Тольятти — 2300 км, их мы проехали за один присест, останавливаясь только на АЗС. Границу в пункте пропуска Сагарчин прошли ночью, примерно за час.
Но у нас с Каптюром самая щадящая с точки зрения документооборота ситуация: машина произведена в ЕАЭС, первичный учет был тоже в ЕАЭС. ЭРА-ГЛОНАСС присутствует, завод к Костанае работал в рамках российского ОТТС. Поэтому (формально) наш Каптюр не требует даже оформления СБКТС, только ЭПТС — и можно ставить на российский учет. ОСАГО на «транзиты» не выписывают, мы ткнулись в несколько СК, получили отказ и разъяснение: по ДКП есть десять дней на езду без обязательной страховки. Что немного противоречит ПДД, но гаишники, как ни странно, нашей машиной почти не интересовались. А когда интересовались, спрашивали обо всем, кроме ОСАГО.
В общем, мы уже в Москве. Впереди продажа.
Окончательный финансовый итог поездки мы подведем в следующей публикации. Пока же — несколько слов о перспективах продажи Каптюра.
На трех основных классифайдах России выбор Renault Kaptur в «нашей» комплектации и с пробегом до 7000 км весьма невелик. А если сделать уточненный поиск (один хозяин, комбинированный цвет, наличие допоборудования), то ровно таких автомобилей проявляется с десяток на всю страну. Цены колеблются в районе 2 000 000 рублей. Самый дешевый аналогичный Каптюр (1 700 000 руб.) нашелся в Евпатории, а самый дорогой (2 500 000 руб.) — в Рязани. Предложений от физлиц и автосалонов — примерно поровну. Но, как водится, не во всех случаях можно доверять описаниям и заявленному пробегу.
У нашей машины стопроцентно, вот прямо-таки идеально понятная история, мы можем отчитаться за каждый километр своего пробега, да и 1400 предыдущих километров сомнений не вызывают. Поэтому предварительно ориентируемся на 2 300 000 рублей продажной цены. Но готовить машину к продаже (восстанавливать тонировку, покупать дефлектор и т. д.) или отдавать как есть — мы пока не решили.
К моменту публикации следующей заметки определимся. Продолжение следует.