Нужно признать, что китайские автомобили уже неизбежно вошли в нашу повседневную реальность. И если у частных автовладельцев была и есть альтернатива в виде подержанных машин или ввезенных по параллельному импорту, то организации, закупающие машины по служебной необходимости, вынуждены выбирать из того, что есть — лизинг, официальное обслуживание и прочие блага цивилизации становятся определяющим фактором. Но есть и те, кто покупает «китайцев» в контору не вынужденно, а вполне по собственному желанию и холодному расчету. И даже не жалеют о своем выборе. Сегодняшняя история — именно про такой вариант.
В последние дни информационное поле оказалось изрядно перегретым сведениями о некоем взрывном росте продаж новых автомобилей во второй половине сентября. Не давая оценок этим вбросам, просто перечислим помесячные результаты III квартала: в июле на учет встало 120 649 новых легковых машин, в августе — 122 235, в сентябре — 122 659. Таким образом, хорошо видно, что ни о каком «взрыве» в сентябре речи не идет.
Данные постановок на учет по второму кварталу 2025 года пришли к нам в редакцию на фоне сообщений об огромных скидках на новые автомобили и резкого увеличении доли сбыта китайских моделей, собранных в России. Можно констатировать, что китайские компании адаптировались к принятой программе ежегодного увеличения утильсбора и дальнейшее давление на продукцию АВТОВАЗа с их стороны будет усиливаться. В свою очередь российский автогигант, отягощенный тремя недозагруженными производственными площадками, сам вынужден стимулировать спрос, предлагая на Гранту скидку в 442 тысячи рублей, на Весту — в 450 тысяч рублей. И при этом продукция АВТОВАЗа снова начала терять долю на рынке. Если в I квартале 2025 года Ладу выбирал почти каждый третий покупатель нового автомобиля в России, то во II квартале — только каждый четвертый.
В 2022 году многое изменилось практически у всех. В том числе у компаний, которые предоставляют услуги проката и аренды — им пришлось срочно пересматривать концепцию бизнеса с кардинальной заменой автопарка. Так и случилось в одной из них: курс был взят на полное обновление парка моделями китайских марок, разных по типу и классу. И как оказалось — не все «китайцы» одинаковы не только на лицо, но также по характеру и по части коммерческой выгоды.
Автомобили концерна Chery в России сегодня прочно удерживают лидерство как по количеству проданных экземпляров, так и по разнообразию моделей. И марок: ведь помимо собственно Chery и появившегося еще до 2022 года Exeed у нас доступны Jetour, Jaecoo, Soueast, Exlantix, а также старающиеся не афишировать свое родство с Chery Kaiyi, Xcite и Tenet. Однако первенец западозамещения от Chery — бренд Omoda — все это время довольствовался, по сути, двумя моделями: купеобразным кроссовером C5, который тянул продажи, да седанами-«двойняшками» S5/S5 GT. Третьей моделью, и только сейчас, стал кроссовер C7, который нам предоставили на тест еще до официальной презентации. Стоило столько ждать?
Несмотря на свою экстравагантную внешность, Omoda C5, по сути, недорогой (конечно, с учетом нынешних реалий) кроссовер. Не намного, но он все же доступнее, например, Chery Tiggo 7 Pro Max. Хотя и компактнее последнего. А насколько по бюджету ударит обслуживание Omoda? А если произойдет легкое ДТП? Сравнивать «Це пятый» будем с Nissan Qashqai второго поколения.
Omoda на нашем рынке не из тех марок, которые считаются самыми популярными. Однако благодаря кроссоверу C5, на который приходится основная доля продаж, этот бренд концерна Chery обходит по продажам дизайнерский Jetour и более доступный «Москвич». А каков C5 в эксплуатации? На что жалуются владельцы и насколько массовыми бывают зафиксированные отказы?
На фоне резкого сокращения импорта продажи новых машин в I квартале 2025 года обрушились на четверть по сравнению с I кварталом 2024 года, и на 40% по сравнению с IV кварталом 2024 года. Если среднемесячный уровень сбыта не изменится, российский рынок рискует недобрать в 2025 году до психологической отметки в один миллион новых автомобилей. Даже АВТОВАЗ в этой ситуации уже не выглядит выгодоприобретателем. Хотя доля Lada снова пошла вверх, ослабление спроса сильно ударило по отечественному автогиганту и сократило выручку: с января по март дилеры Lada продали на 35% меньше машин, чем с октября по декабрь. Не придется ли из-за этого останавливать конвейер, вместо того чтобы в торжественной обстановке начать запланированный на апрель выпуск Lada Iskra?
В начале марта 2025 года в России начались продажи Lada Vesta с новой механической коробкой — 6-ступенчатой китайского происхождения, которую «поженили» с наиболее мощным в семействе двигателем — 1,8-литровым в 122 силы. По сути, для производителя и дилеров это очередной мотив активизации продаж, а для покупателей — новые эксплуатационные впечатления. Однако автомобиль получился не самым доступным, особенно с учетом той конъюнктуры, которая сложилась на официальном авторынке. То есть у потребителей есть над чем подумать, ведь и в размерах, и в характеристиках существуют варианты, а распродажа машин со скидками тоже вносит свою интригу.
Изящный кроссовер Omoda C5 уверенно держится в десятке самых востребованных автомобилей российского рынка, по объемам продаж сопоставим с обеими «Нивами» и Chery Tiggo 4 Pro. Пора узнать у владельцев — довольны ли они своей машиной?