Вместе с руководителем этой компании Вадимом Костенко попробуем выяснить, как показали себя в столь ответственном деле пусть и не все из имеющихся на рынке, но все-таки разные китайские автомобили. На сегодня автопарк состоит почти из 50 таких машин, возраст некоторых уже более трех лет, а пробег бывает и под 170 000 км. Приобретались машины новыми и только у официальных дилеров, так же как и обслуживались только у них строго по регламенту, во всяком случае на период предоставляемой гарантии. Как уточняет Вадим, такая бизнес-модель была выбрана изначально, поскольку нужно как-то страховать свои инвестиции. И как оказалось — дилерская гарантия действительно страхует от многих неожиданных происшествий. Цены за обслуживание у них высокие, но удается соблюдать непрерывность бизнеса, практически не бывает простоев по каким-то аварийным ситуациям, остановки из-за износа или серьезных поломок. Скажем, о таких инцидентах с двигателями или агрегатами трансмиссии, которые повлекли бы их замену, речи не идет в отношении всех находящихся в парке автомобилей. Хотя по другим системам разные «приключения» возникали, но здесь еще многое зависит от бренда.
Не будем углубляться в техническое описание представленных автомобилей и комплектаций, уделим этому только необходимое для идентификации модели внимание. При всем важно понимать географию эксплуатации машин и контингент пользователей. Это круглогодичные поездки в условиях резко-континентального сибирского климата — жарко летом, холодно зимой, с химобработкой улиц в крупных городах и не очень развитой сетью качественных магистралей. Хранение уличное, то есть стоянка под открытым небом.
Среди клиентов компании более 70% приходится на туристов и командировочных, то есть «не местных». Загородные поездки составляют большую часть от пробегов и бывают довольно протяженные маршруты в сотни километров, но далеко не всегда это только трассы с хорошим покрытием. Например, на кроссоверах нередко выезжают к нефтегазовым месторождениям, куда ведут дороги типа «гравийно-грязевые-глиняные», после чего приходится наблюдать днище как на представленном видео. Потом все отмывается и осматривается, таким образом, есть возможность оценивать приспособленность автомобилей к сложным условиям.
Haval
Итак, Haval, с этой марки и началось знакомство с «китайцами», а конкретно с Haval F7 и Jolion — среднеразмерным и компактным кроссоверами. Причем один из F7 в максимальной комплектации по технике — с 2,0-литровым турбомотором, роботизированной коробкой, полным приводом, и успевший накатать почти 170 000 км пробега. Из гарантийной «колыбели» автомобиль уже выехал, но главное, за плечами багаж накопленных наблюдений.
Что в нем нравится — автомобиль действительно резвый, он ремонтопригодный, потому что марка единственная из нынешних китайских, которая давно локализована и есть много запчастей, в том числе по кузовщине — крылья, капот. При этом цены на них — одни из самых низких. Минусы, которые не сразу бросаются в глаза: что Jolion, что F7 имеют тонкий металл. Например, нажимаем пальцем на заднее крыло и видим не только прогиб, но и вибрации с характерным звуком. А капот у F7 на скоростях за «сотню» начинает буквально играть — ходит волной. То есть в случае ДТП, наверное, все это обернется не лучшим образом.
При всем автомобиль не подвергается коррозии: «Приходилось много читать, что машина ржавеет и гниет, но мы такого не наблюдаем». Кроссовер бывал и на нефтегазовом месторождении, когда приходилось потом долго отмывать его от глины, и нигде коррозии по днищу не видели. При этом если глубокий скол на ЛКП, то появляется ржавчина. Морозы переносит хорошо — после стоянок скрипит, трещит, но двигатель запускается. Что не нравится и просто бесит: все Хавейлы имеют роботизированную коробку, у которой присутствует большущий минус — на подъеме автомобиль всегда откатывается назад, и неважно, есть система удержания или нет. Стоишь на светофоре на горке, отпускаешь педаль тормоза, и она покатилась.
У кроссоверов Jolion, а здесь они в переднеприводных версиях, к тому же оказались слабые шаровые опоры в подвеске: хватает на 15 000, максимум на 30 000 км, причем шаровые несъемные, по правилам меняются с рычагом. Да, гарантия выручает, и есть разные варианты ремонта, включая недорогие, но для коммерческого транспорта такой «ресурс» не может устраивать. Что касается подвески на Хавейлах — она действительно требует внимания больше, чем у других. Не обходилось без рекламаций и замены амортизаторов «вкруг», и, несмотря на общую благоприятную ситуацию с запчастями, некоторые приходилось ждать, что для такого бизнеса тоже неприемлемо. Сейчас представители бренда уверяют, что устранили недостатки по подвеске, надо будет наблюдать, поскольку из-за этого зависит принятие решения о дальнейшем сотрудничестве по данным моделям.
Выбиваются из этой компании переднеприводные Haval M6, брали их «на пробу» как утилитарные машины, и они оправдали это с лучшей стороны. По всему, автомобиль задуман как недорогой и неприхотливый, таким он и оказался. По сравнению с двумя вышеуказанными моделями здесь не электро-, а еще гидроусилитель руля, кузовной металл не продавливается рукой, подвеска простая и недорогая по запчастям, в целом автомобиль показывает себя надежным и необременительным в эксплуатации и сам имеет сравнительно невысокую стоимость с учетом большого салона. В общем, что касается цены, удовольствий, всех потребительских качеств, Haval M6 — автомобиль без претензий, но честный, оправдывает ожидания. Если предполагаются дальние поездки с плохими участками дорог, то обычно рекомендуют его. Скорее всего, Haval М6 и в дальнейшем будет рассматриваться на роль настоящей рабочей лошадки.
Omoda, JAC и Changan
Другим брендом, который обратил на себя внимание при выборе автомобилей, стала Omoda. Здесь надо сделать отступление по части марочного выбора. Например, с брендом Geely не стали работать ввиду того, что их автомобили на фоне соизмеримых одноклассников попадают в дорогой сегмент. С маркой Chery начинали работать, и нельзя сказать, что плохие автомобили, но как-то не сложилось по ряду технических причин. Одна из них — примерно через каждые 10 000 км пробега возникали проблемы с подвеской, что плохо для коммерческого использования таких машин. В итоге отказались, при этом компании Chery, как известно, принадлежат другие суббренды — Omoda, Jaecoo, Jetour, с которыми стали сотрудничать и по результатам чего сформировались разные впечатления и оценки.
Так вот, что касается Omoda, она была представлена седаном Omoda S5 и кроссовером Omoda C5, обе модели в нескольких экземплярах имеются в парке, с пробегом за 70 000 км. Силовые установки у них однотипные — 1,5-литровые турбомоторы с вариаторами (в случае кроссовера речь о переднеприводных версиях), есть конструктивные особенности по подвеске, но без особого влияния на эксплуатационные характеристики. На кроссоверах были досадные «мелочи» в виде порванных пыльников на приводах. Впрочем, это быстро устранялось дилером по гарантии, так что простоя фактически не было. Сама подвеска спроектирована не идеально, в том числе на гравийных покрытиях С5 ведет себя неуверенно, вероятно, сказывается задняя балка, но в целом не «сыпется» на достаточно больших пробегах.

По субъективному мнению, что седан, что кроссовер — «невероятно крепкие автомобили с точки зрения железа», при этом толщина кузовного металла вроде бы стандартная, скорее всего, речь идет о качестве применяемого материала. Например, если замялось крыло, то его вручную невозможно отогнуть физически развитому человеку, хотя если вспомнить находившийся в парке Hyundai Solaris, там крыло гнулось легко. Была и объективная причина убедиться в прочности кузова: один из кроссоверов Omoda C5 попадал в ДТП с лобовым ударом и последующей оценкой страховой в разряд «тотал». При этом силовой каркас салона сохранился, двери открывались спокойно, двигатель с коробкой, как им положено, ушли вниз, сработали все подушки, никаких рисков для водителя и пассажира не возникло. То есть автомобиль по части безопасности отработал, что называется, на все сто.
Но и минусы у Омоды кроме вышеупомянутых пыльников тоже обнаружились. Несмотря на крепкий металл, автомобили подвержены коррозии. Не сказать, что появились сквозные дыры, но если убрать подкрылки передних арок у кроссоверов, кое-где можно увидеть очаги ржавчины. У этого явления есть и положительный бонус: дилеры тоже обратили на это внимание и в качестве подарка, так сказать бесплатной опции, предлагают антикоррозийную обработку. По ходовым качествам, кроме замечаний по управляемости, есть нарекания и к вариатору именно с точки зрения логики работы.
Если заострить внимание на седанах, то Omoda S5 тоже мог бы называться «рабочей лошадкой», но мешает ряд обстоятельств. Опять же, несмотря на крепкий металл, кузов седана ржавеет примерно как у кроссовера, но тут еще обращает на себя внимание «дохлый» пластик, а именно пластиковые накладки на порогах и нижняя «губа» переднего бампера. Да, клиент где-то может «цепануть» порогом, но как-то уж очень легко он поддается — не демпфирует, пусть и с видимыми царапинами от контакта, а просто трескается. На нижнем периметре бампера повреждения точечные, буквально сквозные отверстия, и явно не от «прижима» к бордюру или еще чему, а от попадания камушков. Хрупкий элемент. Это не столь критично и устраняется, но все равно будет неким раздражающим фактором. А еще у этой машины непрогнозируемая работа коробки (вариатора): иногда она тупит, иногда реагирует слишком быстро, и очень трудно подстроиться под этот алгоритм.
Но над всем довлеет другое: Omoda S5 может технически и превосходит одноклассников, мультимедиа у нее лучше, запчасти имеются, но при этом стоимость автомобиля выше. То есть объективно неплохая машина, но с точки зрения экономики, а она наука суровая и точная, для бизнеса это не лучший вариант, к сожалению.
А с чем сравнить? Да вот хотя бы с лифтбеком JAC J7, который тоже имеется в парке, и у него тоже 1,5-литровый турбомотор на пару с вариатором. Но он по цене доступнее, запчасти на него дешевле и в большом ассортименте, ездовой комфорт выше и багажник практичнее, клиенты довольны. В итоге что получаем: JAC J7 стоит дешевле, чем Omoda S5, при этом в аренду сдается по категории выше. То есть с ним экономика выигрывает и этот лифтбек можно назвать настоящей «рабочей лошадкой». Хотя сам автомобиль не лишен грехов по качеству исполнения. Например, сенсорный дисплей медиасистемы склонен «замерзать», а ESP работает как-то по старинке: на скользком покрытии сильно «душит», не дает нормально продолжить движение, вплоть до остановки, а ведь это может стать нехорошей услугой.
Между тем был в парке и другой седан — недорогой Changan Alsvin. Он не конкурент вышеозначенным моделям, его брали именно как бюджетный и экономичный автомобиль по невысокому тарифу аренды. Там атмосферный двигатель и «робот», но сама машина насколько простая, настолько некомфортная и неинтересная оказалась для клиентов — ни одного положительного отзыва о ней не поступало. В итоге, чтобы не создавать негативную ауру, вывели ее из парка. И это пример, когда хотели сэкономить, но такая экономия не оправдала себя. Ведь бизнес аренды автомобилей — это еще и эмоциональная составляющая, то, с чем сталкивается человек. То есть клиент должен получать положительные эмоции начиная с посадки в чистый автомобиль и заканчивая тем, как он себя ведет.
Jaecoo и Jetour
Имеются в парке кроссоверы Jaecoo J7, которые покупались в 2023 году, вскоре после выхода модели на российский рынок. Что примечательно, они позиционируют себя чуть ли не премиальным брендом от Chery. И действительно, у автомобиля мощный 1,6-литровый турбомотор и роботизированная коробка, и эта связка замечательно настроена, едет кроссовер отлично — динамика без вопросов. Также понравились мощный головной свет и мультимедиа с превосходным голосовым интерфейсом — все это, конечно, не может не импонировать.
При этом зимой в минус 30 все четыре двери будут напоминать стиральную доску времен СССР, то есть металл буквально собирается в гармошку. Возможно, это связано с разным поведением на холоде не очень толстого металла и дверной обшивки, но ведь это не должно так явно проявляться. А чем объяснить выход из строя наружных выдвижных ручек? На всех четырех дверях? На обоих имеющихся автомобилях? Меняли все восемь по гарантии, дилер не сопротивляется, но вот с компетенциями в этой области еще не все в порядке — одна из ручек установлена «криво», утоплена с одной стороны и пока так и остается. Сам кузов имеет хорошее ЛКП, но окраска передних бамперов оказалась не очень качественная — эмаль по краям сходит на обоих автомобилях.
Ну и совсем уж неожиданный финт от этого «премиума»: довольно быстрый износ обивки кресла водителя. Случай признали гарантийным, поменяли, но через полгода замечен рецидив — надо снова менять. На других «китайцах» такого не наблюдалось. Все эти «траблы» не могли не сказаться на имидже модели внутри прокатной компании — какому пользователю понравится, когда модные дверные ручки вдруг перестают работать? Поэтому дальнейшее приобретение таких автомобилей под большим вопросом.

Другой подопечный империи Chery — марка Jetour, в данном случае речь о сравнительно недорогом среднеразмерном кроссовере Jetour Dashing. Как характеризует их Вадим — «закос под роскошь». Во всяком случае, у автомобиля интересный салон, а главное — примечательная внешность, субъективно напоминает Lamborghini Urus.
Как можно предположить, китайцы хотели придать машине и соответствующий характер. Здесь 1,5-литровый турбомотор и «робот», привод передний (версии с 4WD и «автоматом» появились позже), вроде ничего особенного, но настройки специфичные. Штатные колеса на дисках 19 дюймов — уже заявка «типа спорт», причем независимо от сезона — зима или лето, колеса всегда «шлифуют» на старте. Кому-то это, может, и нравится, активный драйв и все такое, но далеко не всех устраивает, многих даже раздражает, особенно в плотном городском потоке. Поэтому на зиму эти автомобили обувают только в шипованные шины, чтобы улучшить сцепление на скользких покрытиях, а ведь с учетом размера «на 19» подбор качественных шин здесь совсем не экономное дело. Из плюсов Jetour Dashing — производит впечатление крепкого автомобиля, если поднимаем капот, он тяжелый и не играет на скорости, как это видно на Haval F7. По коррозии в скрытых полостях тоже ничего плохого не наблюдается, да и с выдвижными дверными ручками, в отличие от Jaecoo J7, отказов не было.
В то же время подвеска у Jetour Dashing субъективно кажется излишне мягкой, при этом с учетом пробегов 50 000–60 000 км по подвеске серьезных проблем не отмечали, хотя пару шаровых по гарантии заменить успели. Есть и другие замечания, которые на первый взгляд кажутся мелочью, но могут аукнуться в дальнейшем. Так, не все клиенты помнят или знают, что у «дворников» есть сервисный режим, они просто дергают их для очистки и в итоге краска на краю капота обдирается поводком. Или вот лобовое стекло — здесь оно с электроподогревом, автопродавцы всегда приведут миллион доводов в его пользу. Но оригинальное такое стекло стоит под 100 000 рублей, и это не очень хорошая история для прокатной фирмы, где нужно минимизировать подобные риски. По наличию и доступности запчастей Jetour тоже пока не в лидерах. В общем, отношение к машине двоякое, пока нет понимания, будет ли марка в дальнейшем пополнять парк.

«Москвич» и выводы
Теперь о пресловутом «Москвиче 3», парочка таких кроссоверов тоже имеется в парке. Не очень хотелось их брать из-за предвзятого отношения — «наверное, будет полная ерунда», и чудес не случилось — автомобиль оказался с проблемами. Но! Если анализировать весь опыт с ними, итоговые оценки склоняются в их пользу! Рассмотрим подробнее.
Сразу отметим все выявленные за короткий срок «косяки». Непонятно, это последствия именно российской сборки или так заведено у китайской компании JAC (напомним, что «Москвич 3» суть JAC JS4), но видим ржавчину под капотом. Она появляется на всех болтах, и чтобы не смущать клиентов, пришлось самим их обрабатывать составом с фосфорной кислотой. Ржавчина проявляется и на капоте в местах отверстий для фиксации. И все это «вылезло» всего через полгода после покупки. И еще обратим внимание на сварные швы: если в той же Омоде и Хавейле видим аккуратно и профессионально обработанный шов, то здесь это сделано очень грубо — буквально нанесенный кисточкой герметик. Корпус правого зеркала просто отлетел во время движения, и это далеко не уникальный случай. Динамика с учетом 1,5-литрового турбомотора и вариатора — неважная, зачастую вызывает желание открыть дверь и помочь ногой подтолкнуть. Притом на одной из двух машин есть подозрение, что зашумел подшипник у вариатора, а пробег меньше 30 000 км. В общем, говорить о высоком качестве исполнения не приходится.
При всем подвеска у «Москвича», к полной неожиданности, оказалась лучше всех. Казалось бы, Jaecoo J7 дороже на два миллиона, но как работает подвеска у него и «Москвича» — это две разные вещи. У «Москвича» она действительно оказалась лучше адаптирована под российские дороги: есть тот самый баланс, который позволяет ехать комфортно и одновременно с хорошей управляемостью, что в первую очередь важно для безопасности. Если некомфортно — это неудобство для клиента, если валкий и задумчивый в реакциях — опасность аварийной ситуации. А здесь, может, и получилось случайно, но по характеристикам подвеска выглядит почти идеально.
Кроме того, если смотреть по металлу — он у «Москвича» толще, чем у всех прочих «китайцев», которые мы осветили. Можно ли это считать компенсацией за ржавчину, пока неизвестно. Опять же, для кроссовера компактного класса багажник большой, жалоб от клиентов на вместительность никогда не было. С наличием запчастей не так хорошо, как у других, но бывают приятные исключения. У одной машины отказала камера переднего обзора, и у дилера таковая оказалась как расходный материал — поменяли по гарантии за 20 минут. И потом, с ценами есть свои преимущества, так, светодиодная фара стоит всего 23 000 рублей, а, например, для Hyundai Solaris — больше полтинника.
Опять же, сейчас это самый дешевый кроссовер в своем классе из тех, что есть на официальном рынке. И так получается, что «Москвич 3» — это автомобиль номер один из тех, которые рассматриваются компанией как дальнейшее приобретение. Чего не скажешь о лифтбеке «Москвич 6», поскольку дешевле взять родственный ему JAC J7. К тому же на имеющихся в парке лифтбеках с пробегами около 30 000 км пока не видно очагов коррозии, при этом обработка швов тоже неаккуратная.
Также невольно напрашивается вопрос о сравнении нынешних «китайцев» с «японцами», на что Вадим, работающий в автомобильной сфере с 2008 года, ответил почти в философском аспекте. Японцы столетие в автопроме, а китайцы, по большому счету, только пару десятилетий. И это сказывается на тех результатах, которые видим. С чьей-то помощью и самостоятельно китайцы как-то спроектировали, запустили в серию и потом уже смотрят, что получилось. У них одна задача — продать эти машины, а там рынок рассудит. Будь у них богатый длительный опыт, многих вещей можно было избежать. Как у того же Jaecoo J7, когда за руль садится человек ростом выше 1,8 метра и ему некуда убрать локоть, потому что стойка смещена вперед, то есть это явный эргономический просчет. При этом китайцы достаточно быстро адаптируются, скажем, в некоторых моделях видно, что пошли навстречу ценителям кнопок и, например, управление климат-контролем с сенсорного экрана перевели на привычные кнопки.
Что рассматривается для приобретения в будущем, а что под вопросом — вполне ясно по выкладкам выше. С точки зрения пользователей и арендодателя текущая реальность такова, что «люди хотят экономить и хотят ресурс», поэтому ориентир будет на тот эконом-сегмент, который соответствует этим требованиям. Имевший место скептический взгляд на «китайцев» сейчас меняется, такова объективная реальность. И как уточняет наш собеседник Вадим — «у каждого механизма наступает время вероятного отказа», так что, скорее всего, предстоит еще много чего выяснить.








































